Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренние и внешние группы




 

Социальные группы можно разделять и по принадлежности к ним индивидов, ведь мощное влияние на них оказывают не только группы, которым они непосредственно принадлежат, но и группы, в которые они не входят. В результате этого деления и возникают ингруппа и аутгруппа. Внутренняя группа (ингруппа) - это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа (аутгруппа) - это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. То есть каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, то есть теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов группы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие».

«Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ - социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия» [Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003]. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают “чужакам” проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

 

Референтные группы

 

Выделяются также и референтная группа - это та социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Она означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Таким образом, референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции, поскольку поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Так, стандарты своей референтной группы используются индивидами например для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой мы оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой является данный индивид, не соответствует его референтной группе, у него может возникнуть ощущение относительной депривации - неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, продавец - консультант в большей степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, став, к примеру, администратором зала, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Таким образом, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Однако не все референтные группы являются положительными. В обществе используются также и негативные референтные группы - социальные единицы, сравнением с которыми люди стремятся подчеркнуть различия между собой и другими индивидами.

социальный квазигруппа референтный

 


3. Групповая динамика

 

Под групповой динамикой в социологии понимают совокупность групповых действий, возникающих в результате взаимоотношений членов группы и представляющих собой развитие или движение группы во времени. Размер групп как структурный компонент оказывает влияние на характер взаимодействий. Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Группы, состоящие из двух человек - диады, создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений, включая отношения между родителем и ребенком и между мужем и женой. Чувства и эмоции, как правило, играют большую роль в диадах, чем в группах больших размеров. Однако этот фактор сказывается также на относительно хрупком характере отношений в диадах: между сторонами существует шаткий баланс, потому что если один из участников группы разочаруется в партнере, то взаимосвязь между ними полностью разрушится. Вопреки ожиданиям, отношениям в группах, состоящих из двух человек, свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей.

Добавление к группе третьего члена - образование триады - коренным образом меняет социальную ситуацию. Становятся возможны коалиции, когда два члена группы объединяются против ее третьего члена. При таком раскладе один из членов группы может оказаться в положении “самозванца” или “постороннего”. Однако в некоторых обстоятельствах этот третий человек может взять на себя роль посредника или миротворца.

В групповой динамике можно выделить следующие структурные компоненты:

1. Задачи и нормы группы, которые определяются системой деятельности группы.

2. Структуру группы и лидерства, которая может быть формальной и неформальной и связана с ролями участников группы

3. Групповые роли - поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам

4. Сплоченность группы и групповое напряжение. Социометрический подход определяет сплоченность через число взаимных позитивных выборов членами друг друга. Групповое напряжение - побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что-то изменить. Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы.

5. Уровень конформности группы описывает степень давления группы на членов. Можно выделить следующие виды конформности: внутреннюю - основанную на внушаемости индивида, его убежденности в справедливости суждений группы; внешнюю - лишь формальное согласие с группой при сохранении собственного видения ситуации и негативизм - отвержение позиции группы при внутреннем согласии с ней.

6. Принятие групповых решений. Часто индивидуальное решение принимается с учетом мнения окружающих людей. Левин объяснял этот факт воздействием на человека норм той группы, в которой он находится или влиянием референтной группы. В результате сравнения индивидуальных решений человека с решениями, принимаемыми им в группе, Д. Стоунер обнаружил, что решения в группе более рискованны. Повышенный риск групповых решений можно объяснить следующими причинами:

через распыленность ответственности за групповое решение - никто конкретно ее не несет, и группа может принимать более безответственное решение;

через престижность риска в западной культуре - если в одиночку факторы престижа не действуют, то в публичной ситуации индивид демонстрирует свою рискованность исходя из представлений о престижности;

через позицию рискующего лидера - группа принимает решение вслед за лидером, который рискует.

Еще одной особенностью группового мышления является тот факт, что члены группы испытывают иллюзию добровольности принимаемых ими решений.

Таким образом, групповое мышление - это процесс принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях.

В групповом окружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах большой численности отсутствие руководства приводит к хаосу. Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов. Один тип руководителя - “специалист-производственник” - занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению. Второй - “специалист-психолог” - хорошо справляется с межличностными проблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе. Первый тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей; второй - экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из ролей выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может обязательно представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация. Лидеры пользуются различными стилями для оказания влияния на людей.

В социологии существует также и феномен социального манкирования, проявляющийся в том, что люди, работая группами, прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы.

Эффект социального манкирования позволяет предположить, что между размером группы и мотивацией индивидов существует обратная зависимость. Тесно связанный с этим феномен был определен как социальная дилемма - ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия.

Вывод

Подводя итог, мне бы хотелось еще раз акцентировать внимание на ключевых моментах в теме социальных групп и их динамики. Социальные группы традиционно подразделяются на первичные (такой является любая немногочисленная группа, в которой на основе личных особенностей людей сформировались тесные, эмоционально близкие личные отношения) и вторичные (это совокупность людей, взаимодействие которых обусловлено стремлением к достижению определенных целей, а эмоциональные отношения между ними почти отсутствуют). Также социальные группы можно классифицировать как большие и малые. Как уже описывалось в данной работе ранее, большая социальная группа - это многочисленная совокупность индивидов, между которыми личные контакты и взаимодействия являются необязательными. Они разделяются на два вида:

· случайно или стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие группы (толпа, публика, аудитория).

· сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе социальных отношений, а также устойчивые и долговременные в своем существовании группы (классы, слои, этнические, социально-демографические, профессиональные и т.д. группы).

Малые же социальные группы - это немногочисленная совокупность индивидов, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной жизнедеятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. По социальной направленности группы могут быть социально-полезными и социально-небезопасными. По степени открытости связи с другими группами - открытыми и закрытыми. По продолжительности существования -кратковременными и долговременными.

Различают также условные (номинальные, статистические) и реальные группы.

Условная группа - это группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут и не находиться в обязательном или непосредственном общении один с другим. Поэтому их еще называют статистическими или номинальными группами (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).

Реальная группа - это группа, члены которой участвуют в объективном процессе обмена деятельностью и ее результатами. Она создается для достижения совместных целей, объединения усилий, необходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как совокупность людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.

Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной.

 


Список литературы

 

1) Владимиров А., Зеленов Л.А., Основы социологии: Учебное пособие для педагогических училищ. - М.: Владос, 2000

) Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003

) Денисова Ж.А., Казакова Н.Д., Малеева Р.Ф. «Социология» Учебное пособие для вузов. - М.: 2008

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...