Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: М. Жумабаева, М. Дулатова, С. Муканова, С. Торайгырова, Шакарима
М. Жумабаев - выдающаяся фигура в казахской литературе начала XX века. Он один из немногих после Абая поэтов, сумевших понять казахский стих до мировых высот. Еще в 1928 году Мухтар Ауэзов писал о том, что он искренне любил поэта за необычные, восхитительные стихи, изменившие его понятие о казахской поэзии. С. Муканов писал в те годы: «В языковое обогащение казахской поэзии, улучшение ее изобразительных возможностей никто не вложил так много труда, как М. Жумабаев. В развитии казахской словесности после Абая никто не может превзойти Магжана». Он жил и творил во времена С. Торайгырова, И. Джансугурова, Б. Майлина и С. Муканова, но он совсем не похож на них. Для поэтов и писателей 20-30-х годов главным критерием было отношение к революции, ко всему новому, что происходило в то время. «Кто не с нами, тот против нас!», «Кто там шагает правой?» - такие лозунги и призывы делали литературу политизированной, но как раз к этому призывали партийные функционеры, этого требовали и добивались пролеткультовцы. Те же поэты, которые не были против революции, но хотели осмыслить ее, понять, которые не подали голос в защиту пролетарской революции, были подвергнуты осуждению. Поэт может и не быть революционером, но он может совершить подвиг в плане духовного обогащения человека, ломая старое представление о привычных вещах, заявляя о себе, как о новаторе. М. Жумабаев был именно таким человеком. Он изменил традиции, существовавшие в литературе до него, внес много новшеств в области стихосложения, разработки тем, образов. В его стихах трудно выделить какую-то одну тему. Но о чем бы он ни писал, первым долгом обращается к своему народу с мыслями о свободе, о счастье. На его творчестве лежит печать раздумий, отчаяний и скорби с одной стороны, и с другой - страстное желание что-то изменить, надежда быть понятым. Идут рядом глубокое понимание истории, яркое представление прошлого и современная ему жизнь со всеми противоречиями и несоответствиями.
События тех лет были действительно настолько грандиозны, разнообразны и в известном смысле противоречивы, а порой и неприемлемы, что прежние друзья и соратники оказывались по разные стороны баррикад. Особенно в решении важнейших вопросов, касавшихся судеб родного народа - это и советизация аулов, и раскулачивание баев, и размежевание границ, развитие национальной культуры, образования. И, конечно же, многих выдающихся людей, того времени не могла не беспокоить проблема будущего нации, а значит, и воспитания детей. Характерно, что это - общее для Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Ду-латова, К. Аймаутова, М. Жумабаева. Все они учились у аульного муллы, закончили медресе, училища и семинарии, учили детей, занимались просветительской деятельностью, писали статьи по вопросам воспитания, учебные пособия. М. Жумабаев тоже пишет ряд статей об образовании, готовит учебники для казахских школ. Но если Байтурсынов и Дулатов одновременно и учителя его, и соратники - занялись решением проблем педагогики, (первый стал теоретиком, основоположником отечественного языкознания, другой одновременно писал и свой роман «Несчастная Джамал», и учебник по математике), то Жумабаев был основателем и директором учительских курсов, издал ряд методических пособий. Написанное им учебно-методическое пособие «Будь грамотным» в годы ликвидации безграмотности считалось одним из лучших. Устроители новой школы, по мнению Жумабаева, должны непременно учитывать особенности национального характера казахов, их мировосприятия. Педагог, утверждал он, должен опираться на опыт прежних поколений, воспитывая уважение к великим сынам своего народа. В другой статье он ратует за изучение и проведение в школах народных праздников, бережное отношение к традициям, обрядам, обычаям народа. На его взгляд. Наурыз - это не религиозный праздник, а народный. Это праздник труда, который символизирует мечту народа о новой, лучшей жизни, передает богатый опыт предыдущих поколений, имеет огромное познавательное и воспитательное значение, несет не сравнимый ни с чем эмоциональный заряд.
В 1922 году в Оренбурге выходит книга М. Жумабаева «Педагогика», которая и в наши дни является непревзойденным примером прекрасного учебника. Автор предисловия к первому изданию Жолдыбаев, восторженно отзываясь о книге, написал, что для казаха - это откровение, а сам Магжан напоминает пророка. И этот восторг не случаен. Трудно поверить, что это были первые шаги в отечественной издательской практике, настолько глубоко и полно в «Педагогике» рассматриваются вопросы физического и духовного развития, настолько профессионально и лаконично расположен весь материал. Далее поэт пишет о необходимости формирования в ребенке умения трудиться, быть готовым к любым испытаниям. И тут автор прав, потому что это один из основных «китов» народной педагогики, которая учила трудолюбию с малых лет поначалу в семейных делах, но вырастал человек, и проверка его трудовой подготовки всегда была общественной. В процессе воспитания, по убеждению М. Жумабаева, школа должна научить ребенка быстро решать все проблемы, находить выход из затруднительных ситуации. Очень большое значение он придает семье, ее моральному климату. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», - так гласит казахская пословица. Воспитывать в семье нужно, прежде всего, примером. Ребенок очень быстро перенимает родителей, например, дети очень нервны, подвержены истерическим выходкам. Далее в книге приводятся примеры сочетания преподавания с играми, изучения и использования в воспитательном процессе сокровищ устного народного творчества, национальных обычаев, традиций… Учебник, написанный поэтом, конечно же, трудно назвать только учебником. Так богата и разнообразна сфера тех вопросов, которые затрагивает автор, так широко и многосторонне освещаются попутно и проблемы социальные, и литературоведческие разработки по вопросам воспитания. Но это нельзя считать отклонением от научной темы, ведь задача автора была, как можно шире осветить животрепещущие вопросы того времени.
Поэт Жумабаев ясно и четко видит перспективу воспитания человека нового общества, прежде всего в неотрывной связи с опытом народной педагогики. И в этом огромное значение данной книги и на будущие времена. Те мысли и идеи, которые прослеживаются во всем его творчестве, позволяют утверждать, что М. Жумабаев был не только поэтом, публицистом, теоретиком, преподавателем, но и в высоком смысле слова Учителем, народным педагогом, несущим в себе огромный заряд высокой нравственной чистоты и силы несгибаемого духа, мечтающем о лучшей жизни грядущих своих соплеменников, глубины эмоциональное слово писателя, с любовью и состраданием запечатлевшего судьбу все привычки, и плохие, и хорошие. Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог - вошел вместе с Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в начале XX века. Дулатов участвовал в разработке программных документов партии «Апаш» и правительства Алаш Орды совместно с А. Байтурсыновым, в которых они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом. Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г., в ответ на обвинение в «национализме» он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше Отечество принадлежало нам». Он заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Paifo или поздно, истина восторжествует». В официальной историографии Казахстана XX столетия, как нам представляется, еще не дана полновесная оценка роли и места политических взглядов М. Дулатова в общенациональном процессе выработки государственно образующей идеологии. Между тем, умение Дулатова вычленить наиболее выпуклые социальные проблемы (социальной слепоты и глухоты; бесправия женщины Востока; др.), его манера стихосложения и прозы сродни Адаму Мицкевичу, воспевшему идею польского национально-освободительного движения, Пушкину, восхищавшемуся мужеством декабристов, Льву Толстому, вскрывавшему социальные пороки общества, Лермонтову, открыто бросившему вызов мнению «света», и другие качества выявляют огромную роль личности публициста, поэта, политика и гражданина Миржакыпа Дулатова в формировании взглядов целого поколения нарождавшейся тюркоязычной интеллигенции Казахстана, Поволжья, Сибири на современную ей ситуацию.
Просвещенный автор, переложивший свои взгляды на окружавшую его действительность, своим произведением бичевал вековые патриархальные традиции родного народа. В этом заключается социальный излом того времени, - надо было иметь мужество для того, чтобы повернуться лицом к проблемам общества и представить их во всей неприглядности. Сколько молодых сердец билось учащенно при чтении этого произведения! Ведь оно подало надежды на то, что браки без любви, духовное закрепощение женщины когда-нибудь перестанут быть роком для влюбленных. Острота социального зрения М. Дулатова не вызывает сомнений при ближайшем знакомстве с его творчеством и вехами биографии. Будучи выпускником медресе «Галлия», став служащим в системе колониальной администрации (переводчик в Петропавловском суде, в частности), он кропотливо работает над расширением и углублением взглядов на социальную действительность. Пороки общества и молчаливое подчинение им со стороны большинства рождают в молодом юноше бурное сопротивление. Он не опускает рук, окружает себя учениками, занимается с ними изучением основ наук, русского языка, посредством которого можно штудировать книгомыслителей и ученых… Султанмахмут Торайгыров. Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит через просвещение, - так думал он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как?
В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться с социально-политической, философской литературой - ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели. «Если жизнь посвятишь ты мечте…» Лирика Торайгырова разнообразна по тематике: у него есть гражданские и философские стихотворения, много стихов о любви и природе. Но, прежде всего Султанмахмут, как говорилось, был гражданским поэтом. Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета - основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: «Если жизнь посвятишь ты мечте своей, наш народ будет счастлив, любезный друг!» («Что за цель в учении?»); «Только людей великое братство жизнь заблудившуюся спасет!» («Когда придет черед»). Правда, он не может наверняка сказать, каким же путем идти к «солнечному свету», как осуществить «мечту свою». Для Торайгырова «постигается истина в мире наук». В то же время поэт убежден: «И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой - меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда» («Судьба»); неравенство - причина «отсталости нашей и бед», «что заставила бродяжить славный народ». Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, «кто сыт, чей наряд богат», «чей славен дом убранством палат». Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, «на земле, а не в раю» - «кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!». Султанмахмут придал социально-политической лирике ярко выраженную тенденциозность. Гневным протестом против существующих общественных порядков проникнуты стихотворения «Судьба», «Айт», «На кочевку», «Бедность», «Что за цель в учении?» и др. Религия - духовно-культурное, нравственно-психологическое, социально-философское явление общечеловеческого значения, сыгравшее историческую роль в объединении народов и наций - всегда вызывала к себе неоднозначное отношение. Вспомним хотя бы великого просветителя Вольтера. Не будем углубляться в роль религии в разную историческую эпоху, лишь подчеркнем, что во времена Султанмахмута далеко не все служители культа (мечети или церкви, вспомните «Чаепитие в Мытищах») могли быть образцами духовности. Их социально-экономическое положение, близкое к господствующему, естественно, вызывало осуждение правдолюбцев. С. Торайгыров отвергает догмы религии, критикуя учение о сотворении мира и человека, веру в потустороннюю жизнь, рабскую покорность. В стихотворениях «Вера в бога», «Рябой ходжа» поэт рисует религиозных фанатиков. Добрые дела творить хочу». С. Торайгыров создал несколько поэм, новаторских как по содержанию, так и по форме. В противовес поэтам, обращавшимся только к темам истории зарубежного Востока, он решительно повернулся лицом к живой современности, к настоящей жизни своей Родины. Шакарим Кудайбердиев. Шакарим живо интересовался историей западной философской мысли, идеями таких мыслителей, как Огюст Конт и Артур Шопенгауэр. Он размышлял над социальными вопросами своего времени, мечтал о справедливом устройстве жизни - без насилия власть имущих, эгоизма и косности. Шакарим избрал нелегкий путь искателя истины, он был одержим жаждой познания нового. В 1903 году он становится членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского императорского географического общества. В поисках новых знаний и впечатлений совершает путешествие в Турцию, и даже паломничество в Мекку, руководствуясь не только религиозными, но и познавательными целями. Как писал Шакарим в автобиографической поэме «Жизнь забытого», он приобретал различные книги и, относясь ко всему критически, отвергал ложь. Лишь к сорока годам Ш. Кудайбердиев решил всерьез заняться поэзией и по совету своего наставника Абая сочиняет стихотворения, выдержанные в духе гуманистического просветительства. Смерть Абая потрясла Шакарима. Стихотворение, написанное им в память об учителе, исполнено душевной теплоты, раздумий о взаимоотношениях поэта и общества. Теперь Шакарим видит смысл своей жизни в служении народу с помощью художественного слова, в углублении собственных познаний, в нравственном самосовершенствовании. Он круто меняет свой образ жизни, сторонится людей, житейской суеты и треволнений и, в конце концов, уходит в Шынгысские горы, где ведет одинокую жизнь поэта и мыслителя. Авторитет его в народе заметно возрастает. Последний период жизни Шакарима совпал с большими историческими событиями - революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, Первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 г. в Казахстане, Февральской и Октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией. Приходит конец и добровольному отшельничеству поэта. Он должен был как-то определиться, найти себя в истории, перемалывавшей в своих жерновах целые страны и народы, отыскать верные ориентиры. Шакарим искал социальную истину, порой ошибался, и тогда его имя использовали те, кто, по сути дела, были далеки от идей гуманистического устроения жизни, но в своих поисках поэт был неизменно искренним. В конце 20-х - начале 30-х годов, когда сталинский режим сформировался и окреп, а коллективизация пришла также и в Казахстан, Шакариму все труднее становилось писать в этих условиях, ведь приходилось соизмерять слово не с велениями души, а с директивными установками. Он вновь решает уйти в горы, но на этот раз задуманному не суждено было осуществиться. Реакционеры, подозревая старого поэта в связях с бандой, арестовали его, но вскоре отпустили, поскольку никаких улик против него не было. Однако, спустя несколько дней, второго октября 1931 года, Шакарим Кудайбердиев был убит. В свое оправдание убийцы состряпали донесение, в котором говорилось, что Ш. Кудайбердиев возглавлял бандитское формирование и погиб в перестрелке с властями. Таким образом, поэт был не только убит, но и оклеветан. Его имя было долгое время в забвении, лишь в условиях восстановления исторической правды и справедливости стало возможным возвращение имени поэта народу. В его исторических, философских и публицистических трудах затрагиваются многие проблемы общественной и культурной жизни. Мировоззрение Ш. Кудайбердиева сложно и противоречиво, но Шакарим не останавливался в своих духовных поисках, в том числе и в религиозных исканиях, ислам поэт трактовал с гуманистических позиций, он стремился акцентировать внимание на нравственной основе религиозных идей. В художественных произведениях и переводах Ш. Кудайбердиев стоял на позициях просветительского гуманизма и внес своим творчеством значительный вклад в развитие казахской литературы конца XIX - начала XX века. Самое принципиальное в политическом наследии А. Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на её претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство «Алаш-Орда», и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью. Ахмет Байтурсынов. Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образовании и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождем казахской интеллигенции». А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в местности Сарытубек, Жангельдинского района, Тургайской области, А. Байтурсынов в программной статье, опубликованной в первом номере газеты «Казах» писал: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…». Эти высказывания и ныне не утратили свою значимость. Именно он заложил лингвистические основы изучения родного языка, выступил автором первого учебника по казахскому литературоведению, кроме этого, он занимался общественной работой. Возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Однако его плодотворная научно-творческая деятельность в конце двадцатых годов была насильственно прервана. В июне 1929 года он был на 10 лет арестован и выслан в Архангельскую область, а жена и дочь отправлены в Томск. В результате активного вмешательства А.М. Горького и Е. Пешковой через международную организацию Красного Креста в 1934 году ему удается соединиться семьей и вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора постоянно преследует его. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД. И вот через много лет доброе имя А. Байтурсынова восстановлено, а его бесценные творения возвращены народу. Память замечательного человека нашего земляка А. Байтурсынова увековечены в г. Костанае. Его имя носит Кустанайский Государственный Университет. В городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя. Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только ученым, составителем многих учебников, переводчиком, этнографам, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста. Его стихи дети быстро запоминали и по ним учились грамоте. Ахмет - был великим Устазом - Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры. Заключение
В период развития казахской реалистической литературы XX века формировались и развивались ее взаимоотношения с литературами народов, входивших в состав Российского государства, наметились тенденции приобщения к художественным ценностям народов зарубежных стран. Достижения казахской реалистической литературы XX века были творчески восприняты поэтами и писателями, жившими в наступившем, наполненном социальными взрывами, в бурном XX веке.
Список литературы писатель социологический гнет политический 1. Социология. Габдуллина К, Раисов Е. Алматы: Нур-пресс, 2005. - 202 с. 2. http://www.okynet.kz/uploads/Dostar/yzel % 20saita/yzel/raushan % 20koshenova.htm . http://www.nklibrary.kz/elib/collect/statyii/magnetism.html . http://semestr.kz/rusref/4/133-shakarim-kudayberdiev.html . http://wap.history1997.forum24.ru/? 1-11-100-00000055-000-0-0-1229712074 . http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bukeyhanov_an.php
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|