Отечественная практика социальной работы в современных условиях
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 современный социальный работа бедность В настоящее время социальная политика в России ориентируется по двум линиям: . Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества. . Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке. В современных условиях социальной работы в России особое значение приобретает процесс решения проблемы бедности со стороны социально-ориентированного государства и институтов формирующегося гражданского общества. Отсюда актуальность социальной работы в новых условиях определяется как тотальным характером феномена бедности, так и необходимостью сущностного его понимания в условиях современной российской действительности. Причины бедности можно условно разделить на три основные группы: . Причины, исходящие из форм организации общественной жизни: экономические (безработица, низкий уровень зарплат, пенсий, отсутствие сбережений); · юридические (слабая правовая защита населения); · культурные (древний обычай сводить народное призрение к раздаче милостыни, малограмотность масс); · административные (неэффективная система государства); · социальные (слабое развитие социальных связей, расслоение общества, проблемы социализации и самоактуализации индивида).
. Внешние причины, стихийно-природные (пожары, неурожаи и т.д.). . Внутренние причины, индивидуально-личностные (болезнь, умственные и физические дефекты, социально-психологический склад личности и ее духовность). В частности, по оценке независимых экспертов более 20% населения России находятся за чертой бедности, т.е. впали в нищету. Особой проблемой является появление «новых бедных», то есть квалифицированных специалистов, не имеющих работу или получающих заниженную заработную плату. Комплексный анализ проблемы «новых бедных» свидетельствует, что ее решение следует искать в системе сложных детерминационных связей экономических, социальных, политических явлений и процессов развития человека и общества, ценностей и ценностных установок и ориентаций, как личности, так и различных социальных групп и общества в целом. Сегодня, в России, активно развивается адресная социальная помощь, то есть система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Конечно, можно говорить о ее недостаточности, о том, что она не позволяет людям перешагнуть черты бедности, но она, в отличие от периода 1990-2000 годов действительно предоставляется (нет задержек и т.п.), хотя во многом и обусловлена низким социально-экономическим положением в стране и угрозами безопасности граждан. Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Они включают: · денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг; оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;
· дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты; · натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива; · гуманитарную помощь; · услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально-психологической помощи, дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых; организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам; предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг; организация бесплатного ночного проживания бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с «лежачими» больными; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан. Также, возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания. Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. Названная форма социальной работы несомненно является одной из тех, где достижения видны в большей степени. Однако, адресная социальная помощь не может полностью заменить собой систему социальной работы (в том числе существовавшую во времена СССР). Поэтому сегодня в стране принимается значительное число законодательных актов, направленных на развитие этой работы. Особая категория лиц - нетрудоспособные. Лица пожилого возраста и инвалиды в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
Экономическая ситуация в России такова, что обстоятельства побуждают пожилых людей и инвалидов активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, продолжать работу и после пенсионного возраста. Поэтому очень важно, чтобы общество, учитывая все экономические, политические и демографические факторы, способствовало продлению активной трудовой деятельности лиц пожилого возраста и инвалидов. Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально- экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе. Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации. С проблемой бедности связана и проблема занятости населения, т.е. вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть, безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу. К негативным последствиям безработицы относится также снижение уровня производительности и интенсивности труда работающих, рост расходов на преодоление и сдерживание безработицы, социальную защиту от безработицы. Сокращаются налоговые поступления в бюджет страны, поскольку только работающие получают доходы, которые облагаются налогом. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше заработной платы. Ухудшается психологическое состояние безработного, он утрачивает профессиональные качества своей рабочей силы. Растет социальная напряженность в обществе и др. В этой связи, одной из важных функций государства выступает регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы, социальная защита населения. Государственное содействие занятости осуществляется по следующим основным направлениям: · программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики; · программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; · программы содействия найму рабочей силы. Безработным оказывается социальная помощь несколькими путями: выплачивается пособие по безработице; оказывается финансовая помощь; предоставляются бесплатные образовательные услуги переобучения, и выплачивается стипендия; оказывается финансовая поддержка развитию самозанятости и т. д.
Государственные гарантии тем гражданам, которые потеряли работу, предоставляют в двух основных формах. Первой гарантией является стабильный источник дохода, определенный законом и социально-экономической необходимостью. Второй гарантией является свобода выбора способов существования на период безработицы: поиск работу или получение пособия в течение года, работать или не работать, поиск работы самостоятельно или через службу занятости, отказаться или согласиться на работу с заработной платой ниже приемлемого уровня. Государством не должны навязываться безработному формы не только его занятости, но и безработицы. Принципиально важен момент: есть ли у человека право на пособие по безработице, то есть, было ли в период своей занятости формирование страхового фонда. Если накопление происходило, то размеры его пособия, продолжительности выплат не будут зависеть от чиновников. Размеры пособия также определяются продолжительностью и суммами выплаченных страховых налогов пропорционально размерам заработной платы, то есть зависят не только от величины заработка за истекшие два месяца на последней работе. Оказание социальной помощи в целях снижения безработицы может также осуществляться в следующих формах: . Поддержка индивидуальных частных предпринимателей - ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат. . Создание в регионах частных бюро содействия занятости (без права признания ищущих работу в качестве безработных) для оказания содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). . Создание специальных предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты - из региональных и местных бюджетов). . Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, - без прекращения с ними трудового договора. . Использование администрациями регионов права на передачу части земельного фонда всем желающих инвесторам (в том числе иностранным) под обязательство создать новые предприятия (новые рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания. . Принятие в особых случаях мер по развитию частной индивидуальной деятельности. . Создание специальных предприятий для обеспечения надомного труда. . Создание предприятий для организации общественных работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д. . Создание новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий. . Обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов. Итак, условия современной социальной работы - бедность, безработица, нетрудоспособность, происходят от социальной стратификации. Существует целый спектр социальных проблем, связанных с анализом динамики образа жизни. Заключение
Основные выводы по работе: 1.Система социальной работы в любой стране мире основана на необходимости решения социальных проблем одного и того же порядка. Однако в каждой стране существует своя законодательная база и свои государственные структуры, а также общественные и благотворительные организации, которые эту деятельность осуществляют. Что касается сравнения западных стран и России, то следует констатировать, что после разрушения системы социальной помощи, которая сложилась на протяжении советского периода, после развала СССР (но официально не называлась социальной работой и не имела соответствующих специалистов), социальная работа только-только встает на ноги, и главные ее достижения сегодня - наработка законодательной базы и становление круга профессиональных социальных работников, способных обеспечить работу со значительным количеством населения. .Основой социальной работы является желание прийти к реализации Всеобщей декларации прав человека, которая в настоящее время является основой для законодательной и правоприменительной практики во многих странах мира, однако не в одной стране не соблюдается полностью. Для работы в полном соответствии с назначением и этикой профессии, социальный работник имеет возможность принимать участие в развитии и использовании социальной политики, которая направлена на улучшение социального функционального индивидуума, группы, общества. Так как социальная работа стремится к достижению социальной справедливости, то для практика социальной работы важна информация о несправедливости в распределении возможностей ресурсов и благ, имеющих место в обществе и информация о столкновении на этой почве национальных меньшинств и необеспеченных групп. 3. Говоря о факторах развития современной социальной работы, можно отметить следующее. В сфере развития социальных услуг гражданское общество формирует пространство, в котором граждане могут предъявлять общие запросы, как к государству, так и к рынку, пытаясь восполнить недопроизводство определенных услуг или обеспечить более весомое и влиятельное представительство интересов различных социальных групп общества. Гражданское общество создает площадку взаимодействия разных секторов, с одной стороны, демократизирует общество и создает инструмент защиты против всевластия государства и рынка - с другой, а также может выступать в роли производителя социальных услуг и взаимоподдержки. Задача гражданского общества состоит в формировании и представлении интересов граждан, защите прав граждан и развитии сферы услуг; государство со своей стороны должно заботиться об издании соответствующих законов и механизмов их действия. Такие факторы как бедность, безработица, глобализация, загрязнение окружающей среды и некоторые другие, порожденные социальной стратификацией, подчеркивают значение гражданского общества как рупора и представителя интересов граждан. В России, в настоящее время, общественность и власти осознают важность включения новых ресурсов для преодоления реальных трудностей затянувшегося периода реформ. Пропаганда идей гражданского общества и создание (развитие) неправительственных организаций, способных оказывать насущные услуги населению является одной из важнейших задач планомерного экономического и социального продвижения нашей страны по пути к демократии.
Список использованной литературы
1. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан - М.: ЦИЭТИН, 2007. -135с. 2. Право социального обеспечения России / под ред. К. Н. Гусова и М. О. Буяновой. М.: Проспект, 2006- 488 с. 3. Старшинова А.В. Становление идеологии социальной работы в России: анализ актуальных противоречий. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2006. 324 с. 4. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007. -400с. 5. Ханжин Е.В. Социальная адаптация детей-инвалидов //Социальная работа, 2005, № 1, С.34-36 6. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа:Учебное пособие. 2е изд. М.: Издательскоторговаякорпорация «Дашков и Кo», 2008 - 216 с. 7. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -340с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|