Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ритмичные охлопывания тела.




Б. А. Архипов, Е. В. Максимова.

Глубокая чувствительность и тоническая

Регуляция. Практика

В первой статье мы указали основные свойства уровня тонической регуляции:

1. Афферентный синтез формируется на основе объединения восприятия протопатической (глубокой) чувствительности и вестибулярной рецепции отолитовых аппаратов. Основные особенности протопатической (глубокой) чувствительности: не дифференцированное восприятие воздействий различных модальностей, постоянное включение, суммация, распространение возбуждения, с любого места воздействия, на все тело.

2. Целостность – протопатическое восприятие и тонический ответ охватывают практически все тело – тоническое перетекание, тоническое объединение.

3. На основе протопатического восприятия опор тела происходит формирование опорных позно-тонических ответов тела (Магнус), на основе протопатического восприятия глубоких мышц позвоночника (оси тела) формирование шейных позно-тонических рефлексов (Магнус), на основе вестибулярной рецепции отолитовых аппаратов – формирование вестибулярных познотонических рефлексов (Магнус).

 

· Практическая работа по коррекции уровня тонической регуляции всегда начинается со стимуляции глубокой (протопатической) чувствительности.

После «оживления» глубокой (протопатической) чувствительности работа

строится по следующим направлениям:

1. формирование целостности при восприятии и построении тонического ответа;

2. простраивание опор тела – формирование опорных позно-тонических ответов тела;

3. построение оси тела – формирование шейных позно-тонических рефлексов;

4. стимулирование вестибулярного восприятия – формирование вестибулярных позно-тонических рефлексов;

5. осознание протопатического восприятия и осознанное владение тонусом тела (с родителями и детьми старше 7 лет).

При коррекционной работе на уровне тонической регуляции следует учитывать ряд особенностей, характерных для построения движения и общения этого уровня.

Когда мы говорим о коррекционной работе с телом, то имеем в виду не безличное, пассивное, механическое или формальное воздействие на тело, а только социальное, внутри человеческого дружеского общения или игры. Особенно это важно при работе с детьми младшего возраста. Хорошо себя

оправдывают игры в нападение, такие, например, как «Коза рогатая» – взрослый «нападает» на ребенка, но делает это весело, с улыбкой – (улыбка, как знак несерьезности нападения (Козинцев).

Мы уже отмечали, что на уровне тонической регуляции, внутри тонического общения, прострагивается Доверие между людьми. Поэтому, при работе с детьми, важно, чтобы это Доверие формировалось, в первую очередь, к родителям, а не к педагогам.

Для того, чтобы родители самостоятельно могли вести коррекцию восприятия уровня А – требуется хорошее функционирование их собственного тонического уровня построения движений. Поэтому достаточно часто работа с родителями предваряет работу с детьми или, по крайней мере, ведется одновременно.

Все рекомендованные упражнения желательно выполнять столь долго и столь часто, сколько этого хочет пациент. Протопатическая чувствительность, как правило, нарастает медленно, постепенно охватывая все тело. Но иногда она выходит одномоментно и быстро, нередко проявляясь гиперчувствительностью. В последнем случае пациент склонен отказываться от стимулирующих упражнений, и, конечно, он будет прав.

 

· Исследования глубокой (протопатической) чувствительности

Для исследования глубокой (протопатической) чувствительности используется проба по типу принудительной иммобилизации «Фиксационный зажим», в которой определяется время двигательного ответа при плотном зажиме какой-либо части тела ребенка, например, фаланги пальца. При сохранной чувствительности пациент должен сразу отреагировать на воздействие любым двигательным способом – поворотом головы, взглядом, речью, криком, попыткой освободиться, или посмотреть на место зажима. При снижении глубокой чувствительности время двигательного ответа ребенка затягивается до 1 минуты и дольше. В тяжелых случаях – у детей с аутизмом, при церебральных параличах, при травмах спинного мозга – ответ может задерживаться до 5–7 минут. Следует сказать, что мы не встречали случаев, когда у пациента, находящегося в сознании, того или иного двигательного ответа не было вовсе.

· При исследовании аутистов есть одна методическая тонкость: при снижении протопатической чувствительности компенсаторно усиливается чувствительность поверхностная – тогда, при любом, даже слабом прикосновении, ребенок может резко отдергивать конечность. Поэтому следует, сначала весело, играя, легко потрясти руку ребенка, дождаться привыкания к воздействию и адаптации поверхностной чувствительности, и только когда ребенок практически перестает замечать ваше прикосновение, достаточно плотно и сильно сжать определенную часть тела (например, пальчик), выходя на протопатическую чувствительность.

 

· Глубокая чувствительность и тоническая регуляция

Стимуляция глубокой (протопатической) чувствительности)

Ритмичные обхлопывания тела.

Весело, ритмично, не быстро, лучше под музыку, делая короткие, но плотные глубокие прикосновения, обхлопать все тело пациента ладошками. Это могут делать и взрослые, и дети. В группе все могут по очереди обхлопывать друг друга.

На теле есть определенные участки, где воздействие на глубокую чувствительность наиболее эффективно: это плечевой и тазовый пояс, а также все крупные суставы тела.

Обжималки.

Все виды обжималок и крепкие объятия являются прекрасным внешним стимулятором глубокой чувствительности.

Работа с ребенком. Крепко обнимать ребенка, прижимая его к себе, глубоко

обнимая его тельце, его косточки. Важно, чтобы во время объятий мама прижимала ребенка к себе не пальцами рук, а скорее запястьями, целой ладонью.

Наиболее эффективная поза для воздействия, когда ножки ребенка находятся

в положении тройного сгибания, его ягодицы (седалищные бугры) опираются на одну ногу родителя, а стопочки – на другую. Одна рука взрослого обнимает ребенка за плечи, другая сжимает колени и таз. Потихоньку ритмично покачивая ребенка, слушаем музыку, напеваем, разговариваем. Если ребенку не страшно, то мама, щекой или рукой, прижимает к себе и его голову. В этой позе можно не только стимулировать чувствительность, но и работать с опорами, формировать целостность, работать с вестибулярным аппаратом.

Педагог может включаться в совместную работу, добавляя свое усилие и давление на маму.

Обжимания ребенка с помощью больших валиков, крупных игрушек, подушек – вольная «борьба» с подушкой; при этом можно зажать ребенка у стены или в углу даже собой, чтобы он с усилием выбирался оттуда.

Работа со взрослыми. Психолог сидит на полу, раздвинув ноги. Пациент сидит перед ним, спиной к психологу, ноги согнуты, пятки максимально приближены к тазу. Психолог обнимает пациента, обхватывая его колени, стараясь максимально плотно, не создавая боли, прижать к себе. Практически

не двигаясь, оба остаются в такой позе до 5–20 минут. Внутри тонического

объединения происходит расслабление обоих тел.

Это упражнение можно выполнять и в группе. Тогда другие члены группы постепенно присоединяются, обнимая первую пару. Тоническое объединение и расслабление происходит у всех членов группы.

Фиксационные зажимы.

Плотно зажимаем какую-либо часть тела пациента, например, палец, и просим палец у нас отнять, вытащить. От места зажима формируется тоническое напряжение, которое постепенно охватывает практически все тело – дожидаемся этого напряжения и наблюдаем, как палец пациента сам выскальзывает из наших рук.

Тело как медуза. Обычно используется в работе со взрослыми, в группе. Пациент лежит на животе, а все члены группы кладут на его тело свои руки,

лучше на крупные суставы, – и медленно, плотно надавливают на него. Каждое надавливание может длиться до 3–5 минут. Потом положение рук может меняться. Руки всех членов группы объединяются в тоническом воздействии на тело. Тело пациента постепенно расслабляется, «растекается», из него уходит всякое напряжение. В зависимости от сложности функционального состояния пациента упражнение длится от 5 до 20 минут. По окончании упражнения на лице пациента, как правило, появляется улыбка, его тело становится текучим, а любое последующее воздействие, например, легкий толчок – растекается по нему волной («как медуза».

 

· Формирование целостности при восприятии и при построении тонического ответа – построение и удержание позы тела

В норме любые одномоментные воздействия на тело человека, одновременные надавливания на разные места тела, например, на руку, ногу и грудь, могут восприниматься одновременно. При нарушениях целостности протопатического восприятия мы получаем ответ только от одного места воздействия, второе место или игнорируется, или, при подключении второго воздействия, воспринимается, но не опознается и зачастую вызывает страх.

Поэтому на данном этапе наша коррекционная работа направлена на сведение нескольких афферентационных воздействий в единый ответ – формирование афферентного синтеза.

Ритмичные охлопывания тела.

Это упражнение похоже на то, что описано выше, но здесь мы начинаем увеличивать время надавливания или ускорять ритм.

Обжималки.

Похоже на то, что описано выше, но здесь мы усиливаем воздействие и стараемся спровоцировать пациента на сопротивление. Можно, например, давать такие команды: «Вылезай!», «Освобождайся!», «Вставай!».

Во время сопротивления пациент напрягается, а в его теле формируется целостный тонический ответ. Усиленный тонус стимулирует протопатическое восприятие. («Я тебя прижимаю крепко-крепко-крепко!»)

Иногда, в коррекционной работе при тоническом объединении, в случаях не сформированной или нарушенной целостности, возникают «телесные» страхи. Не провоцируя такие страхи, медленно разводим руки пациента, а затем отпускаем. Обычно, успокоившись, ребенок снова сам забирается к вам в руки или берет вас за руку и накладывает ее на себя, т. е. просит продолжения этой игры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...