Тема 3. Игра в воспитании и обучении
КУРС «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Цели и задачи изучения курса «Игровая деятельность» Цели курса «Игровая деятельность»: повышение уровня научной и практической подготовки студентов к использованию игры в социально-педагогической работе; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, профессиональному и личностному саморазвитию.
Задачи: · освоение студентами знаний о сущности и структуре игры в жизнедеятельности человека; · сформировать комплекс знаний и практических навыков организации и проведения игр в воспитательном пространстве; · формировать основы игровой культуры в деятельности социального педагога; · способствовать личностному социально-нравственному развитию студента; · формирование у студентов отношения к игровой деятельности как истоку культуры людей, как основной части досуга ребенка, как уникальному средству формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности
В результате изучения дисциплины студент должен Знать: § происхождение и социально-педагогическое значение игры; § сущность, функции и роль игры в жизнедеятельности человека на различных этапах его жизненного пути, использовать эти знания в реальной жизни; § виды игр, их классификацию; § технологии игровой деятельности; § оптимальную стратегию и тактику включения игры в урок и ее использования во внеурочной и внешкольной работе с детьми. Уметь: § реализовывать технологии проведения различного рода игр; § проводить психолого-педагогическую экспертизу игр;
§ выделять из серии педагогических задач те, которые могут быть решены путем использования соответствующих игр и игровых приемов; § осваивать и внедрять инновационные виды игровой деятельности; § разрабатывать и осуществлять подбор игровых программ с учетом возраста ребенка, его учебной направленности; § использовать игру как средство социализации, самореализации детей и подростков; § применять игры и игровые упражнения как способы коррекции поведения учащихся, стимулирования их деятельности и развития творческих задатков; § использовать игру как средство косвенного воздействия на личность ребенка; применять игру как форму организации детского коллектива; § изучать и накапливать профессионально-педагогический опыт.
Выраженные в целях и задачах способы деятельности и умения составляют суть психолого-педагогической компетентности, которая способствует формированию важнейшего результата профессиональной подготовки студентов в вузе – социально-личностных компетенций выпускника. На изучение курса «Игровая деятельность» отводится 36 часов, в том числе: 14 час. – на лекционные занятия, 22 час. – на практические занятия.
Тематический план курса «Игровая деятельность»
Содержание курса «Игровая деятельность»
И требования к компетентности Тема 1. Игра как историческое явление и элемент культуры Историческое происхождение игровой деятельности. Обзор теорий происхождения игры: игра как фактор, влияющий на духовную сущность человека (Ф. Шиллер), изначальная школа поведения (К. Гросс, Д. Б. Эльконин), форма отдыха (А. Валлон, Д. Патрик, Х. Штейнталь), способ коммуникации (Э. Берн), форма деятельного вмешательства в жизнь (Сократ), самостоятельное явление культуры (Й. Хёйзинг), вид удовольствия, который доступен всем (Л. Кэфролл), духовно–нравственное действие (Г. В. Плеханов), основа человеческой культуры (А. В. Луначарский), реальный контекст сложнейших человеческих отношений (С. А. Шмаков). Игра как средство всестороннего развития детей в работах русских педагогов К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта. Советская теория игры Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Проблема игры в современной теории и практике образования:
Требования к компетентности: · Знать историческое происхождение и социально-педагогическое значение игровой деятельности. · Знать особенности игры в современной теории и практике образования. · Знать социокультурное назначение игры. · Уметь выделять существенные признаки теорий происхождения игры. · Уметь устанавливать связь игры с искусством и эстетической культурой; связь игры и трудом.
Тема 2. Сущность и структура игровой деятельности Характерные черты игровой деятельности: добровольность участия в игре (свобода), творческий характер, высокий уровень коммуникации, эмоциональность, кооперативность, комплексность. Универсальные функции игровой деятельности: развлекательная, коммуникативная, адаптивная, познавательная, стимулирующая, социокультурная, воспитательная, игротерапевтическая; функции коррекции, регуляции, самореализации. Принципы игровой деятельности: отсутствия принуждения; эмоциональности, доброжелательности; соответствия возрастным особенностям; перехода от простых игр к сложным, опираясь на предшествующий опыт детей; динамичности.
Виды игр и их классификация. Подходы к классификациям игр по типу, видам, содержанию, форме, по времени и месту проведения. Особенности проведения физических и психологических игр, интеллектуально-творческих, социальных, комплексных и др.
Требования к компетентности: · Знать сущность игры в жизнедеятельности человека на различных этапах его жизненного пути, использовать эти знания в реальной жизни. · Знать универсальные функции игровой деятельности в социализации школьников. · Знать и уметь раскрывать принципы игровой деятельности. · Знать различные подходы к классификациям игр. · Уметь анализировать и прогнозировать результат игровой деятельности.
Тема 3. Игра в воспитании и обучении Место игры в системе воспитания школьников. Воспитательный потенциал игры в познании мира, развитии интеллекта, накоплении опыта эмоциональных переживаний, физическом совершенствовании, приобретении опыта нравственного поведения, формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнерство, совместимость), опыта разнополовых и разновозрастных связей, в развитии чувства юмора и др. Содержание игр в воспитательной системе, разработанной С. В. Кульневичем, Дидактические игры и их значение. Компьютерные игры. Использование компьютерных игр в обучении школьников целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности. Обучающая функция компьютерных игр: развитие знаковых функций сознания; улучшение памяти, внимания, умения обобщать, классифицировать. Технология компьютерных игр. Подбор игровых программ с учетом возраста ребенка, его учебной направленности и уровня воспитанности. Включение ребенка в сюжет игр, обучение правилам игры, подчинение его действий и стремлений достижению результатов.
Требования к компетентности:
· Знать и уметь обосновывать роль игры в системе воспитания школьников в познании мира, развитии интеллекта, накоплении опыта эмоциональных переживаний, физическом совершенствовании, приобретении опыта нравственного поведения, формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных отношений (дружба, партнерство, совместимость), в развитии чувства юмора. · Знать оптимальную стратегию и тактику включения игры в урок и ее использования во внеурочной и внешкольной работе с детьми. · Уметь проводить психолого-педагогическую экспертизу игр. · Уметь выделять из серии педагогических задач те, которые могут быть решены путем использования соответствующих игр и игровых приемов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|