Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание развивающей среды для детей в возрасте от 0 до 3 лет

Безусловно, каждый родитель задумывается, как оборудовать детскую комнату и как сделать в ней развивающую среду. Развивающая среда подразумевает стимуляцию процесса познания, а значит не ограничивает свободу ребенка. Поэтому первым и самым важным условием развивающей среды является безопасность.

Важно учитывать, что у детей примерно до 3 лет нет четкого представления, чего нельзя и что опасно, любопытство победит в любом случае. А еще, мы, родители, недооцениваем физические способности, ловкость и смекалку любопытного ребенка: мы вроде бы высоко поставили коробку с лекарствами, на секунду отвернулись, а малыш уже тянется к ней, стоя на стуле, который одной ногой опирается на скамейку. Думаете, не дотянется до верхнего ящика комода? А если мишку положить на куклу и сверху юлу, - вот и лесенка готова! И мы следим, следим, за каждым движением, порой без возможности выпить чашку чая или причесаться. Глаз да глаз!

 

Как же сделать развивающую среду в детской:

Шаг первый: Безопасность. Первое – безопасность спального места. Второе – минимум предметов в комнате. Третье – розетки, углы, выдвижные ящики, бесполезно запрещать: или эти предметы надежно спрятаны, или их попросту нет в комнате, не забудьте блокирующие системы на окна. Ребенку необходимо обеспечить свободу передвижения, а, значит, опасности нет места.

Шаг второй: Сортировка и ревизия. Рассортировать игрушки по их назначению. Сортировка покажет, чего много, а чего непростительно мало. Желательно расположить игрушки по зонам, самый простой вариант:

- для рисования и лепки,

- чтения,

- работы с конструкторами и паззлами,

- зона подвижных игр,

- мягкая зона,

- зона подвижных игр (зона физического развития).

Регулярно проводите ревизию: книги, машинки – «лечим» вместе с ребенком, а вот если у любимой куклы или мишки оторвалась часть тела, и аккуратно уже починить невозможно, то нужно игрушку убрать (без ребенка) и найти замену. Сломанные игрушки, паззлы с недостающими частями, книги с вырванными страницами – безжалостно убираем в мусорное ведро. Следим, чтобы игрушки соответствовали возрасту.

Шаг третий: Оборудовать места пользования, так как необходимо обеспечить постоянную доступность, материалы и игрушки должны быть доступны ребенку для использования. Главное – подобрать полочки по росту ребенка, чтобы ребенок мог не только взять, но и аккуратно положить на место. Насчет последнего – да, приучить непросто, но складывать игрушки в удобные открытые полочки – это тоже важное и интересное занятие.

Шаг четвертый: Уделить особое внимание полам. Пол – это то место, где ребенок будет проводить львиную долю своего времени. Пусть полы будут теплые, фактурные.

Шаг пятый: Планируя развивающую среду в интерьере, я бы советовала делать ее мобильной. Ведь даже взрослому человеку необходимо раз в год что-то изменить в надоевшем интерьере. Ребенку это просто необходимо. Пусть мебель в детской, игрушки, контейнеры для хранения можно будет двигать, переносить, совмещать и так далее. Проще говоря, делать из старого – новое с минимальными затратами. Если это полочка, то хорошо бы, чтобы ее можно было украсить, переклеить покрытие, перевесить, если это мебель, то ее поверхность должна легко мыться, если это обои, то, пусть на них можно будет рисовать и так далее.

Шаг шестой: Помните, что маленький ребенок познает мир, и яркие цвета, красивые картины, разнообразные фактуры – это двигатель познания. Будет здорово, если материалы на стенах, игрушках, и других нужных предметах в развивающей домашней среде будут интересными на ощупь.

Шаг седьмой: У каждого ребенка, маленького или большого, должно быть место для уединения. Домик-палатка, купольный навес или что-то подобное. Помните, как все мы в детстве строили шалаш из подручных предметов, мечтали оборудовать кладовку под свой «кабинет»? Такие «укромные уголки» также плодотворно влияют на раннее развитие, к тому же их можно сделать разнофактурными, разноцветными или сделать внутри «читалку»

Шаг восьмой (но такой же важный как и первый): Зона движения. Движение – важнейший фактор умственного развития. Если дома не хватает движения необходимо искать зоны движения на улице, площадке, детских центрах.

К движениям относится и мелкая моторика – это доказанный стимулятор речи. При выборе игрушки обращайте внимание, развивает ли игрушка пальчики, кисть, координацию движений, обращайте внимание на материалы.

 

Правила работы в зоне:

- Повторения – повторяем и показываем, как работать с материалом много раз, но не делаем «вместо» и не переделываем за ребенком.

- Помощь по запросу. Не помогаем, пока не попросит.

- Даем право выбирать вид деятельности. Если не хочет играть в своей зоне, - замечательно, пусть помогает по кухне, считайте там предметы, развивайте память.

- Обязанности. У ребенка после 1 года должно быть 1-2 обязанности: достает продукты, складывает вещи в стирку, вытирает свой стол, поливает цветок, протирает стулья и т.п. Д ля маленького ребенка нет ничего более интересного, чем наведение порядка во взрослых вещах. Не ругайте его за это, а используйте этот интерес как повод, чтобы научить ребёнка убирать за собой вещи, и помогать родителями поддерживать порядок.

- Доверие. Показываем ребенку свое доверие: не переделываем за него выполненную работу, не исправляем ошибки, когда ребенок одевался сам, например, разрешаем выйти на прогулку с перепутанными правым и левым ботинком, но можем поинтересоваться «тебе комфортно?». Не произносим фраз: «давай лучше я сделаю», «ты неправильно сделал».

 

Отдельно о безопасности спального места.

О том, как сделать детскую кроватку не только удобной, но и полезной:

Перефразируя старую рекламу: «не все кроватки одинаково полезны». Детская кроватка в понимании большинства взрослых имеет прутья по периметру и поднята на довольно большую высоту от пола. К сожалению, такая кроватка во многом небезопасна как физически, так и психологически. Как только малыш окреп, для него не составит труда подтянуться и перелезть через бортики, и большинство детских падений с высоты – это именно «прыжки» из кроватки.

С психологической точки зрения все тоже не так гладко: во-первых, ребенок видит лишь потолок и бортики кровати, и все пространство «искажено» вертикальными рейками. Во-вторых, каждый раз, проснувшись, ребенку приходится просить, а порой и умолять забрать его оттуда. Просто поставьте себя на место ребенка: любому из нас вряд ли захотелось бы возвращаться в такое замкнутое пространство. Основываясь в том числе и на своем личном опыте, я бы назвала лучшим выбором низкую кроватку без бортиков или даже матрас.

Какие плюсы дает ребенку сон на низкой напольной кровати без бортиков или на матрасе:

- безопасность. Ребенок не «выпрыгнет», не ударится, голова или рука не застрянут между прутиками;

- правильно сформированная картина окружающего мира;

- возможность учиться переворачиваться и ползать и исследовать окружающее пространство без риска для здоровья;

- осознание свободы и самостоятельности. Ребенок не ограничен в движении после пробуждения и сам может сползти с кровати и даже выбрать какую-то игрушку из тех, что лежали рядом. Постепенно у ребенка разовьется привычка ложиться спать, когда он устал и находить себе занятие после пробуждения;

- формирование естественного ритма сна и бодрствования;

- такая кроватка прослужит вам гораздо дольше, чем кровать с бортиками, так как ее проще сделать «на вырост»;

- с таким спальным местом можно не тратить деньги на пеленальный столик;

Чтобы убрать разницу в высоте между такой кроваткой (матрасом) необходимо постелить ковер и первое время можно обкладывать края подушками, однако потом ребенок научится чувствовать «край».

А вот что пишет о детской кроватке сама М. Монтессори в своей книге «Дети — другие»: «Если мы хотим прийти на помощь духовной жизни малыша, то нам следует, прежде всего, убрать детскую кроватку и отказаться от обычая принудительного, неестественно долгого сна. Эта принудительная постель – реальность и символ одновременно. Они - пленники цивилизации, которая была создана взрослыми и для взрослых, которая все более и более обступает ребенка и оставляет все меньше пространства для развития».

Резюме

Почему очень часто, говоря о духовном, интеллектуальном и даже физическом уровне развития ребенка, мы слышим фразы «до трех лет», «формируется к трем годам»? Многие современные методики работы с детьми особенно выделяют возраст от 0 до 3 лет, называя его ключевым в формировании души и духа ребенка. В теории Монтессори этот возрастной период обозначается как «психический эмбрион», а дети до года совсем не умеют отфильтровывать информацию, они просто впитывают ее. Поэтому мы сами постоянно, порой даже не догадываясь об этом, развиваем ребенка, создавая ту или иную среду вокруг него. Как эмоциональную, так и интеллектуальную.

Постарайтесь всегда отвлекаться от домашних дел, если малыш, заинтересовавшись каким-то материалом, просит помочь, почитать или смастерить что-то. Ведь достаточно несколько раз не поддержать такую инициативу и интерес ребенка сойдет на нет. Пусть хотя бы 1 час в день будет уходить на домашние «уроки», когда никакие дела вас не отвлекают, хорошо, если занятия проводятся в одно и то же время, это не только дисциплинирует и вас, и малыша, но и оставляет больше свободного времени на другие полезные дела.

Можно брать развивающие занятия с собой на прогулку, при условии, что в это время малыш не занят игрой или общением с другими детьми.

Помните, что самое важно в развивающей среде – это стимуляция самостоятельного процесса познания, что возможно только в безопасной среде, доверие и уважение к ребенку и его выбору с вашей стороны.

 

Екатерина Камалягина, Монтессори-педагог.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...