Перспективы развития российского фондового рынка до 2012 года
В начале 2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) подготовила и представила в Правительство РФ доклад «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу». Этот доклад можно считать новой концепцией по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основная идея этой концепции - поиск новых способов и средств защиты российского рынка ценных бумаг в случаях ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, при обострении кризисных процессов, экспансии мировых финансовых центров в страны с развивающимися экономиками, в том числе и на российский фондовый рынок, а также создание условий для формирования в России одного из мировых финансовых центров. В настоящее время в мире наметились тенденции создания на базе национальных финансовых рынков мировых финансовых центров, наличие которых в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономики такой страны, роста ее влияния в мире, обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета страны. ФСФР считает, что уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень развития рынка позволяют сделать вывод о возможности формирования одного из мировых финансовых центров на базе существующего российского рынка ценных бумаг. Создание в России мирового финансового центра рассматривается ФСФР РФ как важнейший приоритет долгосрочной экономической политики России, обеспечивающий в долгосрочном периоде конкурентоспособность российского финансового рынка.
В докладе все изложенные направления развития фондового рынка напрямую связываются с созданием российского международного финансового центра. Для того чтобы стать к 2012 г. таким центром, по мнению ФСФР, в России необходимо выполнение ряда важнейших условий – как административных, так и экономических. Но в первую очередь предполагается завершить работы по реализации ранее разработанной Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006-2008 гг., закрепить достигнутые в ходе ее реализации результаты. Так, до конца 2008 г. будут внесены уточнения в регулирование процедур эмиссии биржевых облигаций - в части предоставления права выпускать биржевые облигации и тем эмитентам, чьи облигации уже включены в котировальный список фондовой биржи. До окончания 2008 г. ФСФР планирует разработать и представить в Правительство РФ Кодекс (но не закон) поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке, который будет носить рекомендательный характер. В целом же новые меры, которые необходимы для создания финансового центра, можно разделить на организационные и экономические. Для массового привлечения частных инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок. К 2012 г. необходимо провести мероприятия, позволяющие повысить конкурентоспособность российского финансового рынка. Для этого нужно будет увеличить емкость финансового рынка за счет привлечения инвестиций от физических и юридических лиц. Увеличение емкости рынка предполагается проводить за счет обязательного публичного размещения ценных бумаг каждого АО, проработавшего три года.
Предполагается выпустить методические материалы по осуществлению размещений как на российском рынке, так и на зарубежном, предоставлять информацию о стоимости таких размещений. Также для массового привлечения частных инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок. Следующее важное условие создания финансового центра - это повышение прозрачности рыночных сделок и поведения участников рынка, что должно способствовать минимизации инвестиционных рисков инвесторов. Для этого ФСФР предполагает разработать требования для эмитентов, согласно которым ими будет более детально раскрываться структура собственности российских АО, прежде всего информации о конечных бенефициарах акций. Повышение прозрачности сделок будет способствовать защите прав миноритарных акционеров. Такая мера сможет повысить привлекательность российских бумаг, а эмитентам позволит привлечь большее количество инвесторов, в том числе иностранных. Впрочем, по мнению экспертов, не все крупные акционеры захотят раскрывать структуру своих активов и будут искать способы сокрытия информации. Необходима также прозрачность финансовых институтов, заемщиков и регуляторов. На такую объективную оценку оказались неспособными в последние годы те, кто считался профессионалами в соответствующих сферах. Прежде всего рейтинговые и страховые компании. Как показывает практика, особенно события развернувшегося в конце 2007 - начале 2008 гг. финансового кризиса на мировых финансовых рынках, наличие мегарегуляторов не всегда защищает финансовую систему от сбоев и скандалов. Для инвесторов же в 2009 г. в рамках построения единой информационной системы российского финансового рынка предполагается создать вневедомственный интернет-портал, в котором должна присутствовать оперативная информация о состоянии фондового рынка, доходности отдельных финансовых инструментов, возможных инвестиционных рисках при коррекции рынка, а также рейтинги компаний, размещающих свои ценные бумаги на фондовом рынке, и другая важная информация для частных инвесторов. Предполагается создание единого информационно-биржевого пространства путем объединения фондовых бирж через телекоммуникационные системы.
Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков при водит к тому, что до сих пор значительная часть наличных денег остается на руках у населения или же вкладывается в банковские депозиты. К этой проблеме относится также ликвидация финансовой неграмотности населения. В докладе этот важнейший пункт отсутствует. Для России можно использовать опыт создания учебных центров в США, где через обучение в таких центрах привлекают на фондовый рынок разные слои населения, в том числе людей, владеющих небольшими сбережениями. Необходимо массовое привлечение населения к рынку ценных бумаг путем выпуска недорогих книг, журналов и брошюр, раскрывающих особенности операций на рынке ценных бумаг и возможные риски, поджидающие инвесторов. Пока же население России мало информировано о возможностях рынка ценных бумаг. Например, Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) выяснило в 2007г., насколько хорошо россияне информированы об основных финансовых услугах в стране. Оказалось, что население страны относительно неплохо знакомо лишь с такими инструментами, как банковские вклады и потребительские кредиты. Однако граждане почти не имеют представления о работе паевых инвестиционных фондов и брокерском обслуживании. А больше всего интереса россияне проявляют к информации об ипотеке. Еще в 2006 г., выступая в роли председателя G8, Россия предложила разработать международную методологию по оценке уровня и динамики повышения финансовой грамотности населения. А в 2007 г. в России должна была заработать правительственная программа по ликвидации финансовой неграмотности. Для этого Минфин РФ выделял 100 млн. руб. Но программа не заработала, так как ее никак не могут согласовать в Минэкономразвития. А население является одной из наиболее перспективных групп инвесторов. Наличие у физических лиц временно свободных денежных средств позволяет им выбирать объекты инвестирования - вкладывать в депозиты банков или же покупать различные ценные бумаги.
Между тем низкий уровень финансовой грамотности населения сдерживает реализацию многих проектов правительства. Для ликвидации финансовой неграмотности населения можно ввести в экономических вузах обязательный курс по рынку ценных бумаг. По мнению ФСФР, функционирование международного финансового центра должно быть обеспечено эффективным государственным регулированием, созданием соответствующих правил и норм для участников рынка. Государство отвечает за предотвращение системных рисков, которые подвергают опасности экономическое развитие и уровень жизни граждан. Поэтому необходимо продолжать совершенствование методов и моделей управления фондовым рынком. Эффективность управления рынком может оказывать влияние на государственную экономическую политику, так как финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую актуальность. Предполагается, например, что деятельность ОФБУ как института коллективного инвестирования должна управляться из единого центра. Пока же положение складывается так, что часть правил по деятельности ОФБУ определяет Банк России, а часть (по доверительному управлению) - ФСФР. Все это несет в себе риск для инвесторов и порождает межведомственные конфликты. К организационным мерам относятся также упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, дальнейшее совершенствование регулирования рынка и внедрение механизмов, обеспечивающих привлечение на фондовый рынок частных инвесторов, защиту их инвестиций и др. К 2012 г. необходимо провести мероприятия, позволяющие повысить конкурентоспособность российского финансового рынка. Для этого нужно будет увеличить емкость финансового рынка за счет привлечения инвестиций от физических и юридических лиц. ФСФР планирует увеличение количества ценных бумаг в свободном обращении (free floated). Сейчас в РФ этот показатель находится в пределах 20-30%. «Необходимо стремиться к тому, чтобы в ближайшие два три года свободное обращение ценных бумаг в России достигло не менее 40-50%»,отмечается в документе. Предполагается, что в законодательство будет введено понятие free floated и установлены его количественные и качественные значения, что поможет частично решить проблему манипулирования ценами. В случае установления количественного диапазона free floated российские эмитенты, чьи ценные бумаги низколиквидны, не смогут легко манипулировать ценами на эти бумаги. Эта мера позволит увеличить емкость рынка и снизить риски у инвесторов. Если будет определено понятие free floated, то бумаги, не удовлетворяющие этому понятию, будут исключаться из расчетов фондовых индексов.
Такая либерализация рынка должна привести к инвестиционному всплеску внутри страны. Крайне актуальной остается задача принятия закона о противодействии злоупотреблениям на финансовых и товарных рынках. В докладе предполагается, что только к 2011 г. в России может быть сформирована законодательная база по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. А принятие закона об инсайдерской информации и других нормативных и законодательных актов, защищающих частных инвесторов от мошенничества, опять отложено на неопределенный срок. Хотя ФСФР проект такого закона разработан, он остается на стадии согласования с заинтересованными органами исполнительной власти уже долгий период. Во всех развитых странах такие законы есть и они применяются. В России постоянно выявляются факты использования инсайдерской информации и манипулирования ценами. Так, в 2006-2007 гг. ФСФР было проведено два громких расследования в случае манипулирования с акциями «Полюс-Золото» и ВТБ. Однако результаты оказались практически нулевыми. Максимальный штраф за нарушение законодательства на рынке ценных бумаг, предусмотренных в Кодексе об административных правонарушениях РФ, составляет всего 10 тыс. руб. А закона не было и нет. Видимо, многие чиновники не заинтересованы в его появлении. А функционирование международного финансового центра без такого закона будет затруднено. Также необходимо выработать меры по регулированию конфликта интересов управляющего и инвестора. Менеджеры общества, работая в до и не являясь акционерами данного ДО, отвечают только за эффективную работу организации. Они заинтересованы в получении высокого вознаграждения и могут в связи с этим чрезмерно рисковать имуществом до (акциями, денежными средствами и др.). Средства контроля в подобных компаниях не всегда могут уследить за такими менеджерами, а страдают от этого акционеры. От подобных же случаев никто не застрахован. Наглядный пример: недавно во Франции скромный сотрудник Societe Generale Жером Кервиль чуть не погубил второй по капитализации банк Франции. Превышать лимиты на операции с ценными бумагами он смог из-за слабого внутреннего контроля за операциями сотрудников на рынке ценных бумаг. Поэтому для российского фондового рынка необходимо разработать требования к организации системы внутреннего контроля до и к внутренним правилам и процедурам управляющего, которые позволяли бы исключить возможность мошенничества и увеличения личного дохода их сотрудников за счет недобросовестных операций со средствами акционеров. Если государство хочет, чтобы частный инвестор активно пошел на фондовый рынок, надо или снизить возможные риски, выпустив нужные законы, ограждающие от мошенничества, или же предоставить налоговые послабления, позволяющие при повышенных рисках получать повышенный доход. У нас же пока многие нужные законы по фондовому рынку так и не приняты Госдумой, нет и налоговых льгот. Например, в СШД есть и законы, и налоговые льготы. В США и странах Запада большинство семей держит часть своих денежных средств в различных ценных бумагах, так как государство путем предоставления налоговых льгот стимулирует участие населения в покупке ценных бумаг, а сами частные инвесторы, обучаясь на специальных курсах для начинающих, приобретают практические навыки по работе с ценными бумагами и используют различные методы и средства для контроля за своими вложениями. В США основная масса инвесторов - это так называемые «бабушки» (так называют частных американских инвесторов), которые всегда считали акции стоимостью выше $ 50 дорогими. Ценность таких акционеров в том, что они держат бумаги порядка 3-4 лет и не подвержены влиянию рыночных настроений и новостей. К экономическим мерам, позволяющим обеспечить эффективную работу финансового центра, ФСФР относит совершенствование налогового законодательства. ФСФР надеется, что для привлечения большего количества инвесторов на фондовый рынок до 2012 г. будет пересмотрено налоговое законодательство в части предоставления налоговых льгот определенной части инвесторов. В 2009 г. предполагается уточнить порядок формирования налоговой базы для отдельных категорий инвесторов и участников рынка и предусмотреть снижение ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги до нулевой ставки. На первом этапе указанные преимущества будут распространены, прежде всего, на физических лиц и на институциональных инвесторов (кредитные организации, страховые компании, дилеры на рынке ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды), совершающих операции за свой счет. В последующем приведенный режим налогообложения может быть распространен и на иные юридические лица. По замыслу ФСФР эти меры должны привести к перемещению на российский рынок операций не только с российскими финансовыми активами, но и с активами других стран. Таким образом ФСФР предлагает либерализовать действующие налоговые барьеры, являющиеся основной причиной использования российскими компаниями офшоров, поскольку большинство российских финансовых институтов распределяют основную часть прибыли между своими заграничными дочерними структурами. При отмене налога на прибыль ФСФР надеется вернуть на наш рынок капиталы с российским происхождением. Такая либерализация налоговых правил, по мнению ФСФР, обеспечит мощный приток средств на российский фондовый рынок. Но участники рынка опасаются, что все эти предложения ФСФР могут остаться на бумаге. Дело в том, что новшества по налоговым льготам могут опять не пройти либо в Минфине, либо в Минэкономразвития. Вполне вероятно, что у Минфина РФ возникнут опасения относительно того, что льготная система налогообложения может создать определенные возможности для ухода от налогов. Поэтому не только все задуманные ФСФР мероприятия не будут проведены, но даже и до утверждения этой концепции в Правительстве может не дойти. Дополнения и изменения налогового законодательства предполагается ввести при операциях с производными финансовыми инструментами на срочном рынке. К экономическим мерам относятся также использование методов секьюритизации, расширение спектра производных финансовых инструментов, развитие коллективных инвестиций, привлечение частных инвесторов через «народные» IPO. Все вышеперечисленные направления по дальнейшему развитию фондового рынка в России являются, по моему мнению, первоочередными мероприятиями, реализация которых создаст возможности для работы международного финансового центра. Заключение Основные тенденции развития современного рынка ценных бумаг следующие: - концентрация финансовых активов; - глобализация рынка; - усиление государственного регулирования РЦБ; - компьютеризация рынка ценных бумаг; - развитие и внедрение интернет-рынков и технологий; - ускоренное распространение инноваций на рынке; - секторитизация (выпуск новых видов ценных бумаг на долговые обязательства, на денежные поступления, на другие ценные бумаги); - слияния и поглощения. Тенденция к концентрации финансовых активов в условиях конкурентных рынков означает концентрацию капиталов у ведущих профессиональных участников рынка, выигрывающих конкурентную борьбу у своих конкурентов. Тенденция к концентрации финансовых активов означает также концентрацию обращения финансовых активов на крупнейших мировых и национальных фондовых биржах. Это приводит к повышению надежности ценных бумаг и самих организаторов торговли ценными бумагами. Концентрация капитала у ведущих профессиональных участников РЦБ приводит к формированию крупных и авторитетных институциональных финансовых корпораций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые инициируют процессы глобализации и общее развитие национальных и мирового РЦБ. Глобализация рынка ценных бумаг означает: - ускоренное формирование глобального мирового рынка ценных бумаг; - быстрый рост выпусков международных ценных бумаг и вытеснение ими национальных ценных бумаг, включая Россию. Компьютеризация рынка ценных бумаг - использование на рынках ценных бумаг новейших компьютерных технологий и их постоянное и синхронное обновление с появлением эффективных и надежных инноваций. Обеспечение через глобальную сеть связи доступ любому инвестору к любому РЦБ из любой точки земного шара. Усиление государственного регулирования РЦБ обусловлено необходимостью повышения надежности ценных бумаг, эмитентов, защитой прав инвесторов; необходимостью повышения прозрачности и надежности функционирования РЦБ, фондовых бирж, институциональных инвесторов; необходимостью повышения надежности и безопасности компьютерных систем хранения и обработки ценных бумаг, а также глобальных сетей связи. Секьюритизация - тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т. п.) в форму ценных бумаг, функции которых - объединение мелких или неликвидных активов и включение их в оборот РЦБ при поддержке авторитетных финансовых институтов и компаний; тенденция превращения все большей массы капитала в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов. Слияния и поглощения - поглощения (слияния) ведущими биржами своих партнеров и конкурентов; поглощения (слияния) ведущими финансовыми компаниями других компаний. Инновации на рынке ценных бумаг: - новые инструменты данного рынка; - инновационные системы торговли ценными бумагами; - технологическое и функциональное совершенствование инфраструктуры рынка. Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются новые виды производных ценных бумаг, новые ценные бумаги, новые рынки, основанные на новых технологиях. Новые системы торговли - это системы торговли, основанные на использовании компьютерных систем, технологий и глобальных сетей связи. Технологическое и функциональное совершенствование инфраструктуры рынка - современные информационные системы и сети связи, реализующие новые РЦБ, новые виды и формы ценных бумаг, процессы глобализации и доступность любых РЦБ для инвесторов. Развитие экономики не в последнюю очередь связано с рынком ценных бумаг, который позволяет предприятиям аккумулировать свободные денежные средства для расширения производства. Формирование российского рынка ценных бумаг привело к появлению в стране фондовых бирж, института профессиональных участников рынка, созданию правовой базы. Однако проблемы привлечения широких масс инвесторов на рынок пока остаются нерешенными, что связано с необходимостью более полного информативного обеспечения потенциальных инвесторов о деятельности рынка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|