Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и обсуждение результатов исследования

Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры".

Данные диагностики младших школьников по 1-й методике приведены в таблице №1 Приложения (в), данные диагностики старших дошкольников, составивших контрольную группу, по 1-й методике приведены в таблице №2 Приложения (г).

Далее проведем сравнительный анализ результатов диагностики по 1 - й методике. Сопоставим процентное распределение детей двух групп по уровням развития воображения по результатам 1-й методики:

Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 1-й методики

 

Таблица 1

Показатели

 Уровни развития воображения

1 2 3 4 5 6

Контрольная группа (старшие дошкольники)

Кол-во чел. 3 чел. 7 чел. 5 чел. 0 чел. 0 чел. 0 чел.
% 20% 46,7% 33,3% 0% 0% 0%

Экспериментальная группа (младшие школьники)

Кол-во чел. 0 0 6 5 4 0
% 0 0 40% 33,3% 26,7% 0

 

По данным таблицы 1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп:

 


Рисунок 1.

Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам методики №1

 

 

 


Итак, по данной методике старшие дошкольники продемонстрировали невысокий уровень развития воображения. К высоким 4-му, 5-му, 6-му уровням не был отнесен ни один ребенок из контрольной выборки.

Большая часть испытуемых контрольной группы (46,7%) была отнесена ко 2-му уровню развития воображения.

В качестве наглядного примера приведем работы старших дошкольников, отнесенные к низкому, 2-му уровню:

 

Рисунок 2.

 


2-й

 

 

Уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

Треть детей контрольной группы (33,3%) была отнесена к третьему уровню развития воображения, для которого характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды, наблюдается изменение масштабов

изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения, но в то же время, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

И, наконец, 20% детей старшего дошкольного возраста были отнесены к самому низкому уровню развития воображения.

В качестве наглядного примера приведем работы старших дошкольников, отнесенные к самому низкому, 1-му уровню:

 

Рисунок 3

 

 

 


Данным работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей, эти дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

Далее обратимся к результатам по экспериментальной группе - по группе младших школьников. При диагностике младших школьников получены совсем другие результаты. Так, к низким 1 - му и 2-му уровням не был отнесен ни один младший школьник. К 3-му уровню отнесены 6 чел. или 40%.5 детей младшего школьного возраста, или 33,3% отнесены к 4-му уровню развития творческого воображения.

В качестве наглядного примера приведем работы младших школьников, отнесенные к 4-му уровню:

 

Рисунок 4

 

 

 


В работах этих детей отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

Наконец, к 5-му уровню развития творческого воображения отнесены 4 ребенка младшего школьного возраста (26,7%).

В качестве наглядного примера приведем работы младших школьников, отнесенные к высокому 5-му уровню:

 

Рисунок 5

 


Для работ этих детей уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

Методика №2. Пиктограмма ("Нарисуй слово").

Данные диагностики младших школьников по 2-й методике приведены в таблице №3 Приложения (Д), данные диагностики старших дошкольников, составивших контрольную группу, по 2-й методике приведены в таблице №4 Приложения (Е).

Распределение детей двух групп по характеру мыслительной деятельности, свидетельствующей об уровне развития воображения, зафиксировано в таблице 2:

 

Таблица 2

Показатели

 

Тип "мыслителя"

 

Креативы "художественного" типа

конкретно-действ. практич. мышление
А З С М К

Контрольная группа (старшие дошкольники)

Кол-во чел. 2 чел. 4 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел.
% 13,3% 26,7% 13,3% 20% 26,7%

Экспериментальная группа (младшие школьники)

Кол-во чел. 2 чел. 2 чел. 4 чел. 5 чел. 2 чел.
% 13,3% 13,3% 26,7% 33,3% 13,3%

 

Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 2-й методики по данным таблицы 2 построен график, наглядно отражающий разницу уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп:


Рисунок 6.

Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам 2-й методики

 


По результатам проведения 2-й методики с детьми контрольной группы (старшие дошкольники) к творческим работам можно отнести только работы, выполненные 5-ю детьми, это так называемые креативы "художественного" типа (условные обозначения в таблице - "С" и "М").

6 детей контрольной группы отнесены к типу "мыслителя", для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице - "А" и "3").

4 детей контрольной группы отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице - "К").

По результатам проведения 2-й методики с детьми экспериментальной группы (младшие школьники) к творческим работам можно отнести уже работы 9-ти детей. Это существенно больше по сравнению с контрольной выборкой старших дошкольников.

Так, 4 младших школьника по результатам 2-й методики отнесены к креативам "художественного" типа ("С"): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как сюжетные (С) (изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности).

5 младших школьника по результатам 2-й методики отнесены к креативам "художественного" типа ("М"): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как метафорические (М) (изображения в виде метафор, художественного вымысла).

4 младших школьника отнесены к типу "мыслителя", для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице - "А" и "3").

2 младших школьника отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице - "К").

Выводы по результатам исследования.

Итак, особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету;

дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;

у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;

у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.


Заключение

 

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Развитие воображения идет по пиниям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода

Раскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения.

Проведено исследование воображения как творческого процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода

Раскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее

благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

По результатам проведенного экспериментального исследования были сделаны слушающие выводы об особенностях развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста. Во-первых, дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Во-вторых, дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов. В-третьих, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности. В-четвертых, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.


Рекомендации

Данная курсовая работа может использоваться педагогами, как методический материал для изучения особенностей воображения детей. Если педагог будет знать особенности воображения и творческого мышления, будет знать в какой период происходит интенсивное развитие, то сможет влиять на правильное развитие этих процессов.

Большое значение для развития творческого воображения имеют кружки: художественные, литературные, технические. Но работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.

У младших школьников воображение развивается интенсивнее, чем у дошкольников и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать творческое мышление.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним обществом.


Список литературы

 

1. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М., 1969.

2. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

3. Давыдов В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007.

5. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 1974.

6. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.

7. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 1991.

8. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964.

9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

10. Ю. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.

11. П. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс].

12. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.

13. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007.

14. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения Хрестоматия по психологии. М., 1987.

15. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: "Общие основы психологии". - 688 с.

16. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44.

17. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003.

18. Психология. Курс лекций: В 2 ч. / Под общ. ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч.1 20. Развитие творческой активности школьника / Под ред.А.М. Матюшкина. - М: Педагогика, 1991.


Приложение

Приложение № 1 (а)

Методика № 1 "Исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры":

· уровень - работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

· уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

· уровень - характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция - уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг - уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

· уровень - в работах отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

· уровень - для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

· уровень - качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть "включением". На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как "материала", толчка к воображению и творчеству.

Использование при создании идей и продуктов воображения действия "включения", обеспечивая в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.


Приложение № 1 (б)

Методика №2 Пиктограмма ("Нарисуй слово")

Интерпретация

Все изображения классифицируются на пять основных видов:

абстрактные (А) - не оформленные в образ линии;

знаково-символические (3) - знаки и символы;

конкретные (К) - конкретные предметы;

сюжетные (С) изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;

метафорические (М) изображения в виде метафор, художественного вымысла.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение. Наиболее часто употребляемый вид свидетельствует о характере мыслительной деятельности:

А и 3 - тип "мыслителя" - обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;

С и М - креативы "художественного" типа;

К - конкретно-действенное практическое мышление.

 


Приложение №2 (в)

 

Результаты диагностики творческих способностей и воображения младших школьников

 

Таблица 1.

Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (младшие школьники)

Школьники

Фигуры

Итоговый уровень развития

Квадрат Треугольник Круг
1 3 3 2 3
2 4 3 4 4
3 2 3 3 3
4 3 4 4 4
5 4 4 3 4
6 4 5 5 5
7 2 3 3 3
8 3 3 3 3
9 4 3 4 4
10 3 3 2 3
11 4 3 4 4
12 3 3 2 3
13 4 5 5 5
14 5 4 5 5
15 5 4 5 5

 


Приложение № 2 (г)

 

Таблица 2.

Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (Старшие школьники)

Школьники

Фигуры

Итоговый уровень развития

Квадрат Треугольник Круг
1 2 2 1 2
2 2 1 2 2
3 1 1 2 1
4 2 3 3 3
5 2 2 2 2
6 2 2 2 2
7 1 1 1 1
8 2 1 2 2
9 3 2 3 3
10 1 2 1 1
11 3 2 3 3
12 2 2 2 2
13 2 2 2 2
14 3 2 3 3
15 3 2 3 3

 


Приложение №2 (д)

 

Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 2 "Нарисуй слово" (младшие школьники)

 

Таблица 3.

№№ стимул. мат-ла Дети 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итог
1 А 3 А А А А 3 К А А А А
2 К к к К 3 3 К А К А К К
3 3 3 А 3 3 А 3 3 К 3 3 3
4 с с м А С С с 3 С С С С
5 3 3 3 А А 3 3 3 к 3 К 3
6 с с м А С С с 3 с с С с
7 к к к 3 К А А к к 3 К к
8 с с м А С С С 3 с с с с
9 с с м А С К с 3 с с с с
10 м к к М М м А м м м м м
11 м м с 3 А м М м с м А м
12 м к к м М м А м м м М м
13 А 3 к А А А А А к 3 А А
14 м к к С М М М м А м М М
15 м к к м М м А м м м М м

 


Приложение № 2 (Е)

 

Результаты диагностики детей контрольной группы по методике № 2 "Нарисуй слово" (старшие школьники)

 

Таблица 4.

№№ стимул. мат-ла Дети 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итог
1 А 3 А А А А 3 К А А А А
2 К К К К 3 3 К А К А К К
3 3 3 А 3 3 А 3 3 К 3 3 3
4 С с м А С С с 3 С С С С
5 3 3 3 А А 3 3 3 К 3 к 3
6 К 3 3 К 3 К к К к К к к
7 К к к 3 К А А К к 3 к к
8 3 А 3 А 3 3 3 3 3 К 3 3
9 с С м А с К С 3 с С с с
10 А 3 3 3 3 А 3 3 3 А 3 3
11 М м с 3 А М М м с М А м
12 К к к А 3 К К к к 3 К к
13 А 3 к А А А А А к 3 А А
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...