Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем
Любая информационная система (ИС) выполняет следующие функции: 1воспринимает вводимые пользователем информационные запросы и необходимые исходные данные, 2обрабатывает введенные и хранимые в системе данные в соответствии с известным алгоритмом и формирует требуемую выходную информацию. С точки зрения реализации перечисленных функций ИС можно рассматривать как фабрику, производящую информацию, в которой заказом является информационный запрос, сырьем - исходные данные, продуктом - требуемая информация, а инструментом (оборудованием) - знание, с помощью которого данные преобразуются в информацию. …если в ходе эксплуатации ИС выяснится потребность в модификации одного из двух компонентов программы, то возникнет необходимость ее переписывания. Это объясняется тем, что полным знанием проблемной области обладает только разработчик ИС, а программа служит “недумающим исполнителем” знания разработчика. Этот недостаток устраняются в интеллектуальных информационных системах. Интеллектуальная информационная система (ИИС) - это ИС, которая основана на концепции использования базы знаний для генерации алгоритмов решения экономических задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей. Для интеллектуальных информационных систем, ориентированных на генерацию алгоритмов решения задач, характерны следующие признаки: -развитые коммуникативные способности, -умение решать сложные плохо формализуемые задачи, -способность к самообучению, Коммуникативные способности ИИС характеризуют способ взаимодействия (интерфейса) конечного пользователя с системой. Сложные плохо формализуемые задачи - это задачи, которые требуют построения оригинального алгоритма решения в зависимости от конкретной ситуации, для которой могут быть характерны неопределенность и динамичность исходных данных и знаний.
Этапы жизненного цикла систем искусственного интеллекта
№ Наименование этапа 1 Разработка идеи и концепции системы 2 Разработка теоретических основ системы 3 Разработка математической модели системы 4 Разработка методики численных расчетов в системе: 4.1 – разработка структур данных 4.2 – разработка алгоритмов обработки данных 5 Разработка структуры системы и экранных форм интерфейса 6 Разработка программной реализации системы 7 Отладка системы 8 Экспериментальная эксплуатация 9 Опытная эксплуатация 10 Промышленная эксплуатация 11 Заказные модификации системы 12 Разработка новых версий системы 13 Снятие системы с эксплуатации Условно каждому из признаков интеллектуальности соответствует свой класс ИИС: -Системы с интеллектуальным интерфейсом; -Экспертные системы; -Самообучающиеся системы.
Экспертная система (ЭС) - это ИИС, предназначенная для решения слабоформализуемых задач на основе накапливаемого в базе знаний опыта работы экспертов в проблемной области Экспертная система является инструментом, усиливающим интеллектуальные способности эксперта, и может выполнять следующие роли: 1консультанта для неопытных или непрофессиональных пользователей; 2ассистента в связи с необходимостью анализа экспертом различных вариантов принятия решений; 3партнера эксперта по вопросам, относящимся к источникам знаний из смежных областей деятельности. Исторически, ЭС были первыми системами искусственного интеллекта, которые привлекли внимание потребителей.
Классы экспертных систем. По степени сложности решаемых задач экспертные системы можно классифицировать следующим образом: - По способу формирования решения экспертные системы разделяются на два класса: аналитические и синтетические. Аналитические системы предполагают выбор решений из множества известных альтернатив, а синтетические системы - генерацию неизвестных решений. Аналитическая экспертная система - это ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений (проверку гипотез). Синтетическая экспертная система - это ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений (формирование гипотез). - По способу учета временного признака экспертные системы могут быть статическими или динамическими. Статические системы решают задачи при неизменяемых в процессе решения данных и знаниях, инамические системы допускают такие изменения. Статическая экспертная система - это ЭС, решающая задачи в условиях, не изменяющихся во времени исходных данных и знаний. Динамическая экспертная система - это ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний. - По видам используемых данных и знаний экспертные системы классифицируются на системы с детерминированными (четко определенными) знаниями и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний (данных) понимается их неполнота (отсутствие), недостоверность (неточность измерения), двусмысленность (многозначность понятий), нечеткость (качественная оценка вместо количественной). По числу используемых источников знаний экспертные системы могут быть построены с использованием одного или множества источников знаний. Система с интеллектуальным интерфейсом - это ИИС, предназначенная для поиска неявной информации в базе данных или тексте для произвольных запросов, составляемых, как правило, на ограниченном естественном языке
Интеллектуальные БД отличаются от обычных БД возможностью выборки по запросу необходимой информации, которая может явно не храниться, а выводиться из имеющейся в базе данных. Примерами таких запросов могут быть следующий: - “Вывести список товаров, цена которых выше среднеотраслевой”,
В запросе требуется осуществить поиск по условию, которое должно быть доопределено в ходе решения задачи. Формулирование запроса осуществляется в диалоге с пользователем, последовательность шагов которого выполняется в максимально удобной для пользователя форме. Запрос к базе данных может формулироваться и с помощью естественно-языкового интерфейса. Естественно-языковой интерфейс предполагает трансляцию естественно-языковых конструкций на внутримашинный уровень представления знаний. Естественно-языковый интерфейс используется для: -доступа к интеллектуальным базам данных; -контекстного поиска документальной текстовой информации; -голосового ввода команд в системах управления; -машинного перевода c иностранных языков. Гипертекстовые системы предназначены для реализации поиска по ключевым словам в базах текстовой информации. Механизм поиска работает прежде всего с базой знаний ключевых слов, а уже затем непосредственно с текстом. Системы контекстной помощи можно рассматривать, как частный случай интеллектуальных гипертекстовых и естественно-языковых систем. В системах контекстной помощи пользователь описывает проблему (ситуацию), а система с помощью дополнительного диалога ее конкретизирует и сама выполняет поиск относящихся к ситуации рекомендаций. Такие системы относятся к классу систем распространения знаний (Knowledge Publishing) и создаются как приложение к системам документации (например, технической документации по эксплуатации товаров). Системы когнитивной графики позволяют осуществлять интерфейс пользователя с ИИС с помощью графических образов, которые генерируются в соответствии с происходящими событиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|