Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Названные принципы должны были лечь в основу государства, которому предстояло быть гарантом провозглашенных прав и свобод.

Якобинская республика. Конституция 1793      

Июня 1793 года вооруженные граждане и национальные гвардейцы, руководимые якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской Коммуны, свергли правительство жирондистов.

Июня Конвент, где теперь доминировали якобинцы, принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель. Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины (декрет от 10—11 июня 1793 г.).

Особое значение имел декрет от 17 июня 1793 года, ликвидировавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией феодальные права.

В результате значительная часть крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников. Это не означало исчезновение крупного землевладения (были конфискованы земли эмигрантов, церкви, контрреволюционеров, а не всех помещиков; много земель скупила городская и сельская буржуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство.

Одновременно с этим и столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государственном строе. Была принята новая конституция.               

Конституция 1793 года

Этот документ уже 24 июня 1793 года был принят Конвентом. По установившейся традиции он состоял из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Демократические по своему содержанию они должны были дать народу политическую платформу, сплачивающую его.

В них нашли свое законодательное закрепление государственно-правовые взгляды якобинцев, формировавшиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения.

Руководителей якобинцев — Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и многих других особенно привлекало учение Руссо о демократической республике, его эгалитаристские идеи. Эгалитаризм в понимании лидеров якобинцев предполагал не только политическое равенство, но и преодоление чрезмерного имущественного неравенства при сохранении частной собственности.

В своей работе «Об общественном договоре» Руссо достаточно четко проводит различие между юридическим и фактическим равенством, подчеркивая возможность сведения свободы к «химере» при чрезмерном неравенстве имуществ.                                

Декларация прав человека и гражданина 1793 года

Новая Декларация воспроизводила основные положения Декларации 1789 года, но отличалась от нее большим демократизмом и революционностью, более радикальным в духе Руссо подходом к проблеме политических свобод и прав.

Декларация начинается с заявления о том, что целью общества является «общее счастье». Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами», к числу которых были отнесены: равенство, свобода, безопасность и собственность. В таком качестве права на равенство не было в Декларации 1789 года, и это не было случайным. Подобно Руссо якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме (деление граждан на активных и пассивных полностью отвергалось).

Но имущественное равенство объявлялось Робеспьером «химерой», а частная собственность — «естественным и неотъемлемым правом каждого». Вместе с тем якобинцы высказывались против чрезмерной концентрации богатства в руках немногих. «Я вовсе не отнимаю у богатых людей честной прибыли или законной собственности, — говорил Робеспьер, — я только лишаю их права наносить вред собственности других. Я уничтожаю не торговлю, а разбой монополистов; я осуждаю их лишь за то, что они не дают возможности жить своим ближним». Утопичность такой политики стала очевидна несколько позже, но она не могла не привлечь симпатий простых людей.

Так же как и в первой Декларации закон определялся как выражение общей воли, «он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывается покровительство, так и в том случае, когда карает». Но в его определение вносится важное уточнение: «...Он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу», «Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих».

Верховенство закона, рассматриваемого как «выражение общей воли», неразрывно связывается с понятием суверенитета народа.

«Суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем». Вместо понятия «нация» и «суверенитет нации» вводится понятие «народ» и «суверенитет народа».

Это была не простая смена терминов. Выше говорилось о том, что нация, трактуемая в духе творцов первой конституции, рассматривалась как нечто целое — объединение граждан, от каждого из них в отдельности не зависящее; его воля не сводится к простой сумме воль отдельных граждан, и поэтому оно может по своему усмотрению установить порядок избрания определенного круга лиц, которым доверяется формирование национальной воли, осуществление национального суверенитета. Отсюда выводилась возможность деления граждан на активных и пассивных, отстранение неимущих от участия в управлении делами государства. В противоположность этому, народ рассматривался якобинцами, вслед за Руссо, как сообщество граждан, которому в целом принадлежит суверенитет «единый, неделимый, неотчуждаемый». Народный суверенитет не может быть передан одному лицу или группе лиц.

В этом видели теоретическое обоснование демократической республики, непосредственного участия народа в законотворчестве и государственном управлении, недопустимости имущественных цензов. «Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежащую всему народу». «Каждый, кто присвоит принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами». «Каждый гражданин имеет равное право участвовать в образовании закона и в назначении своих представителей». «Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли». Причем под общей волей понимается воля большинства. Руссо пояснял, что общая воля не требует согласия всех. Оставшиеся в меньшинстве в равной мере с другими участвовали в формировании общей воли, но просто «не угадали ее».

Названные принципы должны были лечь в основу государства, которому предстояло быть гарантом провозглашенных прав и свобод.

Среди провозглашенных прав особое место отводилось свободе. Она определялась как «присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого... обеспечение свободы есть закон» (ст. 6) — формула традиционная для идей Просвещения. Авторы Декларации конкретизировали ее понятие применительно к государственно-правовым, гражданско- правовым и уголовно-правовым отношениям. Это: а) свобода печати, слова, собраний (ст. 7), право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32), свобода совести (ст. 7); б) свобода заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей (ст. 17). Запрещается рабство и все виды феодальной зависимости: «Каждый может доставлять по договору свои услуги и свое время, но не может ни продаваться, ни быть проданным, его личность не есть отчуждаемая собственность. Закон ни коем образом не допускает существование дворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимся и нанимателем» (ст. 18). В развитие этого принципа последующее законодательство устанавливает срочность любого договора личного найма.

Право на безопасность рассматривается как право на защиту государством личности каждого члена общества, его прав и его собственности (ст. 8). «Никто не должен быть обвинен, задержан или подвергнут заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в порядке, предписанном им же» (ст. 10).

Декларация последовательно проводит принцип законности: «Всякий акт, направленный против лица, когда он не предусмотрен законом или когда он совершен с нарушением установленных законом форм, есть акт произвольный и тиранический; лицо, против которого такой акт пожелали бы осуществить насильственным образом, имеет право оказать сопротивление силой» (ст. 11). Развитием провозглашенного принципа явилась презумпция невиновности (ст. 13 и 14), принцип соразмерности налагаемого судом наказания тяжести совершенного преступления (ст. 15).

Исключительное внимание уделяется праву собственности: никто не может быть лишен ни малейшей части собственности без его согласия кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость и лишь под условием справедливого и предварительного возмещения (ст. 19). Так же как и в 1789 году, не проводились различия между отдельными видами собственности, и тем самым создавалась видимость равной имущественной защиты всех.

Согласно Декларации 1793 года «общественная гарантия состоит в содействии всему, направленному на то, чтобы обеспечить каждому пользование его правами и охрану этих прав: эта гарантия зиждется на народном суверенитете» (ст. 23). Отсюда делается принципиально новый для французского конституционного права вывод: «Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть священнейшее право и неотложнейшая обязанность» (ст. 35).                           

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...