РАЗДЕЛ 1. Рыночная экономическая система.
ПЛАН Введение. Раздел 1. Рыночная экономическая система. Раздел 2. Командно-административная экономическая система. Заключение. Список использованных источников и литературы. ВВЕДЕНИЕ Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью и географическим положением. Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики. В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - командно-административная и традиционная. Мы остановимся на первых трех и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.
РАЗДЕЛ 1. Рыночная экономическая система. Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегда должны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономикой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распространенной в на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту систему к рыночным. Само слово "рынок" в русском языке является очень емким. Можно выделить несколько значений: Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений обмена товаров. Рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, баланс спроса и предложения. Рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и между ними, связывающая производителей и потребителей продукции. Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Приходится слышать, что рынок - одно из важнейших достижений человеческой цивилизации, но достигнуто оно было путем невероятно длительного процесса. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Условиями ее формирования стали три исторических явления: 1) общественное разделение труда, которое по мере своего развития требует развития обмена и совершенствования его форм; 2) экономическая обособленность производителей. Она возникает с разграничением интересов отдельных производителей, их стремлением достичь прежде всего собственных целей, на базе частной собственности; позже она стала опираться и на коллективную собственность, но также ограниченную кругом локальных интересов;
3) самостоятельность производителей и рабочей силы, свобода предпринимательской деятельности. Главная отличительная черта свободной рыночной экономики: государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все, абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются домашними хозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от какого-то бы ни было государственного вмешательства. При этом ни отдельные люди, не организации не занимаются специально решением вопросов что? как? и для кого? Сложнейшая структура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения или централизованного руководства. Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственность на инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоятельных продавцов и покупателей каждого товара, и как уже было сказано, исключительно рыночное регулирование макроэкономической деятельности. На первый взгляд может показаться, что экономика, в которой каждый преследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом. Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен существует до сих пор, пусть и с "примешиванием" государственного регулирования, является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такую свободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самую сложную из проблем человечества, которая охватывает тысячи переменных и отношений, и модели которой дают лишь самое отдаленное представление о всеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическую триаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами; покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориентироваться на спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальных интересах, стремится к получению максимального дохода; в условиях конкурентной борьбы это ведет к появлению определенных выгод для покупателя. Для кого? решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.
Приведем пример, иллюстрирующий действие "невидимой руки" Смита. Возьмем тривиальную забегаловку, владельца которой интересуют, естественно, собственные прибыли, нежели решение тройки классических вопросов. Владелец стремится к снижению своих издержек, и корректирует процесс своего производства. Для того, чтобы максимизировать прибыль, меню забегаловки должно состоять из тех блюд, которые будут покупаться. Предположим, владельцу удалось изобрести новый рецепт или вообще новое блюдо, которое имеет большую популярность. Доходы забегаловки растут, но при этом выигрывает и покупатель, и общество в целом, так как поле приемлемого выбора для него расширяется. В этом процессе ведущую роль играют цены, отражающие ценность производимого продукта. Цены в экономике свободной конкуренции опосредуют решение главных вопросов любой системы: что? как? для кого? Главным процессом здесь является соотношение спроса и предложения и установление равновесной цены товара. Однако не стоит превозносить до небес рыночную экономику свободной конкуренции хотя бы потому, что она фактически никогда не функционировала в чистом виде. Несмотря на всю привлекательность аргументов Адама Смита, чисто рыночных экономик не существует. Государство вмешивается в деятельность рынков многими средствами и по многим причинам. Почти все государства играют важную роль в решении вопроса для кого? обеспечивая жизнь тех, кто рискует просто умереть с голоду, а также в решении проблем экономических кризисов, таких, как безработица и инфляция. Объектом приложения государственного регулирования экономики является так называемый "магический четырехугольник": инфляция - безработица - темпы роста - уравновешенность платежного баланса. Меры принимаемые государством для регулирования, чрезвычайно разнообразны: налоговая политика, антимонопольная политика, прямое регулирование цен, создание правовой базы экономики, дотирование нерентабельных отраслей, науки, обороны, протекционистская политика (создание условий для конкурентоспособности национального капитала), социальное обеспечение низших слоев общественной пирамиды, экологическая политика.
С конца XIX в. происходит в глобальном масштабе расширение государственного вмешательства в экономику. Затем, с развитием научно-технической революции и производственной и социальной инфраструктуры этот процесс ускорился. В результате ко второй половине XX в. формируются новые хозяйственный механизм, организационные формы, экономические связи между субъектами, то есть новая система: современная рыночная экономика (современный капитализм). Это оказалось возможным потому, что рыночная система является самой гибкой, способной к внутренним и даже революционным перестройкам и изменениям. Основные отличия рыночной экономики свободной конкуренции от современного капитализма:
Надо четко представлять, что по своей сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они существуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономерности развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.
Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на вопросы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макроуровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - результат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний также на основе анализа перспективности отраслей. В то же время новейшие отрасли науки и техники являются, как правило, малопривлекательными для капиталовложений, так как не несут моментальных прибылей, поэтому их финансирование осуществляется также за счет бюджетных ассигнований и национальных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт"). Распределение созданного ВНП также ведется при помощи государственного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, переподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой. Таким образом, государство в смешанной экономике действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчас довольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимся на тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современной капиталистической системе? Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита. Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией. Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий. Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальной экономики в целом. Современная рыночная экономика проявляется через разные модели развития. Наиболее известными из них являются: - американская. Основана на всемерном поощрении предпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой (льготы, пособия и т.д.); - японская. Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, за счет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышение спроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высоком самосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой); - шведская. Отличается высоким уровнем социальной политики, направленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Естественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной политики. Функция производства в такой модели ложится на предпринимателя, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство. - немецкая. Государство в такой модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой поддержкой пользуется mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития. Теперь мы несколько подробнее поговорим о модели современного капитализма, которая существует сейчас в России. В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции. Изменения, происходящие сейчас, по-видимому, затянутся на десятилетия, поэтому такую систему мы также вправе назвать переходной. Рыночные отношения не могут быть введены указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями. Формирование рынка в России осложняется несколькими специфическими обстоятельствами: 1) отсутствие единства по вопросам формирования рыночного механизма, наличие мощного противодействия этому процессу; 2) противоборство ветвей власти, слабость федеративной структуры, нарастание центробежных, а не интеграционных тенденций; 3) долгое властвование нерыночной системы, высокая степень милитаризации и монополизации экономики, изношенность капитала действующих предприятий, отсутствие современной производственной инфраструктуры; 4) социальная напряженность в российском обществе, апатия и безразличие людей к происходящему; Формирование рыночных отношений в России должно вестись по многим направлениям, но среди них можно выделить три основных: создание новых экономических субъектов, разумная государственная (прежде всего антимонопольная) политика, разработка правовых основ рынка. Создание новых субъектов экономики в России пока идет слабо, на данный момент доля негосударственных предприятий в ВВП составляет около 10% - очень низкий показатель. Тормозится создание малого и среднего бизнеса, приватизация нередко сводится к передаче собственности бюрократическим структурам. Политика государства в отношении экономики сейчас проводится непостоянно. Главным направлением государственного регулирования должна стать антимонопольная политика, государство должно способствовать демонополизации, развитию конкуренции, проводить антимонопольные экспертизы и осуществлять контроль за состоянием рынков. В то же время для некоторых отраслей (авиационная, космическая) единственным средством для выживание сейчас является создание финансово-промышленных групп и олигополистически конкурентного рынка. Разработка правовой базы очень важна именно сейчас, когда резкая смена внешних условий вкупе с традиционно неуважительным отношением населения к нормам и правилам (правовым нигилизмом) создает серьезные препятствия для становления рынка. Шоковый вариант перехода к рынку в России не осуществился из-за резкого противодействия этому процессу и тяжелого советского наследия. Инфляция в России имеет не монетарный, а структурный характер, поэтому дальнейшее развитие рынка должно идти по эволюционному варианту. Подведем итоги. Рыночная система экономики является самой гибкой и эффективной из всех существующих, сейчас в подавляющем большинстве развитых стран действует система современного капитализма. Сформулируем основные преимущества рынка: 1) рынок обеспечивает саморегулирование структуры производства, ее приспособление к структуре общественного потребления; 2) рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов между отраслями и регионами; 3) рынок устанавливает общественно необходимые условия производства; 4) рынок стимулирует производителя к повышению производительности труда и качества продукции, внедрению в производство достижений НТР; 5) рынок гибко реагирует на спрос; 6) рынок эффективно выполняет санирующую функцию; 7) рынок обеспечивает свободу экономической деятельности; 8) рынок является предпосылкой развития демократии в стране, обеспечивает свободу личности. Несмотря на то, что по сравнению со всеми остальными рыночная система оказалась наиболее гибкой, она все же имеет ряд недостатков, которые, в свою очередь, играют значительную негативную роль в экономической жизни общества. К основным проблемам меновой системы экономики относятся, прежде всего, проблемы, связанные с борьбой против монополизма и инфляции, а также проблемы занятости и перераспределения доходов. Для подавления влияния этих факторов на экономику страны необходимо активное вмешательство государства. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Надо сказать, что особенно важна роль государственного регулирования экономики в России, так как стана пытается создать независимую экономику и осуществить переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству, основанному на частной собственности. Если сформулировать недостатки рыночной системы хозяйствования, то надо сказать о следующих вещах: 1) тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.; 2) рынок - жестокая система в социальном плане; 3) рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры. Итак, можно сделать вывод, что Россия вступает на достаточно трудный, но эффективный путь экономических отношений, и нам еще придется столкнуться со всеми несовершенствами рыночной системы в полной мере. Но чтобы это столкновение прошло как можно мягче и носило безболезненный характер, необходимо всецело использовать опыт и традиции развитых стран в борьбе с пороками современного капитализма. Монополизм. Как уже отмечалось, монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению НТП, удержанию высоких цен. Добившись доминирующего положения на рынке, монополия стремится к его упрочению, применяя различные методы конкуренции, например, отрезая соперников от кредитных и сырьевых источников, используя ценовую конкуренцию, призывая на помощь государство и т.д. Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимул к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг. Таким образом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государственные структуры, одной из главных задач которых становится поддержание высокой конкурентности рынков. Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики. В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический потенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства. В настоящее время, в период перехода к рынку отечественные монополистические структуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формирующих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка. В зависимости от степени нарушения свободной конкуренции различают следующие виды несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия выступает как антипод совершенной конкуренции. Единственный производитель в отсутствие конкурентов выпускает уникальный продукт, не имеющий близких заменителей. Монополист осуществляет контроль рыночной цены и объема продаж. Для олигополии характерно наличие нескольких производителей, зависимых друг от друга. Обычно лидирующая в отрасли компания назначает цену, на которую ориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор. Наличие всего нескольких фирм свидетельствует о барьерах, препятствующих проникновению в отрасль других конкурентов. Наиболее близка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятков конкурентов, выпускающих дифференцированный продукт (зубную пасту, учебники, обслуживание в парикмахерских, магазинах розничной торговли). В этих условиях значительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы, потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некоторых пределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмы достаточно независимы друг от друга. Как уже говорилось, демонополизация относится к постоянным функциям государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации российской экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики. Необходимо осуществить: 1. Изучение рынков и выявление среди них конкурентных и монопольных. 2. Дифференцированный подход к монополистическим рынкам. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии. 3. Выделение зоны естественной монополии, не подлежащей демонополизации. В зависимости от ситуации необходимо применять либо административные методы, либо ограничиваться введением правовых норм, либо устанавливать административный контроль над ценами и ставками налогообложения. 4. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. 5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. 6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен (так как одна либерализация приводит к укреплению позиций монополиста). 7. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям. Другое направление объединяет способы воздействия на монополию. Их пускают в ход, когда совокупность методов первого направления оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополий не удалось. При демонополизации экономики государственного социализма к этим направлениям надо добавить разгосударствление и меры по искоренению ведомственного монополизма. В российской экономике начала 90-х гг. разрушение командно-административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечественные монополии, освободившись от административного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ - поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать действие экономических регуляторов. Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в XX в. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и в нерыночных, где механизм рынка разрушен командно-административной системой. Инфляция - это процесс обесценения денег, снижение их покупательной способности. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление. Чем больше запущена инфляционная болезнь, тем труднее государству осуществлять меры антиинфляционного регулирования. Воздействовать приходится не только на денежный рынок, но и на государственные финансы, инвестиционный процесс, текущее потребление и другие области экономики. В период неконтролируемой гиперинфляции борьба с ней становится всепоглощающей заботой государства, а любые его действия приобретают антиинфляционную направленность. При этом экономические проблемы отодвигаются на второй план. Причины инфляции многообразны. Обычно в основе лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета, чрезмерным инвестированием, опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда, произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Так, в зависимости от темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции: 1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10-15% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. 2. Галопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темпы ее роста выражаются, как правило двузначными цифрами. Такие высокие темпы наблюдались в 80-х гг. во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. 3. Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж - ежемесячный рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она бывает практически неуправляемой. Классический пример гиперинфляции - обстановка, сложившаяся в Германии после Первой мировой войны. Также инфляцию можно разделить на открытую и подавленную. Открытая инфляция выражается в росте цен. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка. Одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается снижение цен на других. Таким образом, борьба с открытой инфляцией является сложным, но не безнадежным делом. Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляционного предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса прибавляется постоянная нехватка предложения товаров. Для борьбы с подавленной инфляцией необходимо осуществить переход к открытой инфляции. Этот процесс должен осуществляться последовательно, без каких бы то ни было отступлений, которые могут привести к гиперинфляции. Как уже отмечалось, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных и негативных влияний. Социальные последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих доходов. Неминуемо социальное расслоение и усугубление имущественного неравенства населения. Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду, в отраслевых и региональных диспропорциях, в отрицательном влиянии на техническое состояние производства, в общем замедлении экономического развития. Инфляция снижает эффективность экономических регуляторов, подталкивая государство к использованию административных методов. Таким образом, управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при это учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятия за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Необходимо помнить, что нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требует выверенных гибких решений. Проблемы занятости. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. К безработным, согласно социальной статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущего месяца и зарегистрированные на бирже труда. Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксисткой теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде увеличивается медленнее, чем в машинах и оборудовании. В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда. К естественной безработице относят также фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается, а на другие, включая ранее не существовавшие, увеличивается. Также выделяют циклическую б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|