Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная экономическая система

Тема 1. Государственное регулирование экономики и социальных отношений в 1940-50-е гг.

 

План практического занятия:

Нарастание тенденции государственного контроля в странах Запада

Во второй половине 1940-х — 1950-е гг. на Западе стал формироваться новый тип социально-экономической системы — государственно-регулируемая экономика (или государственно-корпоративно-конкурентный капитализм, или смешанная экономика).

Он характеризовался практикой прямого государственного экономического регулирования, увеличением государственного сектора экономики, «распылением капитала» путем акционирования предприятий, созданием систем государственного социального обеспечения и государственного регулирования трудовых отношений.

Теоретическим обоснованием этой социально-экономической политики стали идеи неокейнсианства. Если кейнсианство предлагало государственное регулирование экономики с целью предотвращения или ликвидации последствий кризисов, то неокейнсианство предполагало постоянную государственную экономическую деятельность с целью обеспечения длительного стабильного экономического роста. Главными средствами обеспечения устойчивых высоких темпов роста экономики стали возросшая инвестиционная активность государства и стимулирование потребительского спроса.

Европейская интеграция. Одной из основных тенденций истории Западной Европы второй половины ХХ в. была ее экономическая, политическая и военная интеграция. Ее предпосылками стали процессы интернационализации экономики и представления об историческом, религиозном и цивилизационном единстве европейских стран.

В 1949 г. по инициативе английского премьер-министра Уинстона Черчилля возник первый постоянный общеевропейский консультативный политический орган — Совет Европы. В его составе действовали Комитет министров иностранных дел и Европейский парламент, члены которого назначались национальными парламентами. Решения Совета Европы носили рекомендательный характер.

Первым шагом на пути экономической интеграции стал план Шумана. Согласно ему Франция, ФРГ, Италия и Бенилюкс (Бельгия, Голландия и Люксембург) в 1951 г. подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

В 1957 г. в Риме эти шесть стран заключили договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС или «Общий рынок») и Евратома. Члены ЕЭС обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и ликвидировать таможенные барьеры в торговле друг с другом. Развитие ЕЭС шло в двух направлениях — передача все большего числа функций управления наднациональным органам и увеличение числа участников интеграции.

С 1961 г. регулярно стали проводиться саммиты глав государств и правительств ЕЭС.

В 1967 г. был создан исполнительный орган ЕЭС — Европейская комиссия.

С 1979 г. Европейский парламент стал формироваться на основе выборов населением стран — членов ЕЭС, что повысило его значение.

В 1973–1986 гг. в ЕЭС вошли еще шесть стран: Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания и Португалия.

Научно-технический прогресс

· Первая волна НТП кон.1940-50-е гг.

Дать характеристику, какие изобретения появились и как повлияли на развитие общества.

· Вторая волна НТП 2 пол. 1970-х гг.

Дать характеристику, какие изобретения появились и как повлияли на развитие общества.

 

Изменения в социальной структуре запанного общества

Работники умственного труда

Новый средний класс

Разные «воротнички»

Дифференциация среднего класса

Роль миграции

 

Международная экономическая система

Общая характеристика МЭС

Международная торговля

Проявление интеграции – международные организации (НАФТА, МВФ, ОЭСР, ОПЕК)

ТНК

 

5. ДОКУМЕНТЫ: ИЗУЧИТЬ!!!

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/nov_history_evropa_usa/index.php

4. Устав Совета Европы. Лондон. 5 мая 1949 г.
5. Договор об учреждении Европейского объединения (сообщества) угля и стали (ЕОУС). Париж. 18 апреля 1951 г.
6. Конвенция о создании Европейской ассоциации свободной торговли. 1960 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Великобритания

Лейбористская реконструкция. Новое лейбористское правительство под руководством Клемента Эттли (1945–1951) провело серию реформ, получивших название лейбористской реконструкции. Лейбористы национализировали ряд отраслей экономики, но национализации подверглись в основном отрасли инфраструктуры, многие из которых стали убыточными за время войны. Владельцы национализированных предприятий получали от государства выкуп, превышающий рыночную стоимость предприятий. Параллельно с национализацией лейбористы увеличили масштабы государственного регулирования экономики. Частные предприятия получили большие государственные инвестиции, государство регулировало импорт, экспорт и вывоз капитала. Была реализована широкая программа социальных реформ: введена новая очень широкая система государственного социального страхования; создана национальная служба здравоохранения, оказывающая государственную бесплатную медицинскую помощь населению; правительство реализовало программу строительства государственных одноквартирных жилых домов для улучшения жилищных условий рабочих. Большинство еще остававшихся у Великобритании колоний получили независимость, почти все они остались в составе Британского Содружества Наций. Огромное увеличение государственных расходов вызвало рост государственного долга и повышение налогов. Но все равно дефицит бюджета оставался значительным, что требовало государственные расходы все же сокращать. Стремление сэкономить на социальных программах привело к разногласиям в правительстве и поражению на выборах 1951 г.

Кризис британского «государства благоденствия». Лейбористская реконструкция привела к повышению жизненного уровня населения и дала некоторый толчок развитию экономики, однако последующие правительства в полной мере ощутили на себе отрицательные стороны новой социально-экономической системы. В 1950–1970-е гг. премьер-министрами Великобритании были консерваторы сэр Уинстон Черчилль (1951–1955), сэр Энтони Иден (1955–1957), Гарольд Макмиллан (1957–1963), Алек Дуглас-Хьюм (1963–1964), лейборист Гарольд Вильсон (1964–1970, 1974–1976), консерватор Эдвард Хит (1970–1974) и лейборист Джеймс Каллагэн (1976–1979). Сохранялись дефицит государственного бюджета и государственный долг, который еще увеличивался из-за крупных государственных расходов. Высокие налоги препятствовали развитию экономики, темпы экономического роста оставались низкими, модернизация производства шла медленно, инвестиции за границу превышали внутренние инвестиции. В безуспешных попытках сбалансировать бюджет все правительства вынуждены были экономить на социальных программах. Во второй половине 1970-х гг. правительства Вильсона и Каллагэна столкнулись с экономическим спадом, приобретшим характер стагфляции. Хит снова попытался ограничить права профсоюзов, что вызвало рост стачечного движения. Конфликт с профсоюзами был урегулирован только Вильсоном. В 1973 г. Великобритания была принята в ЕЭС. В конце 1960-х гг. особую остроту приобрела ситуация в Ольстере, где участились столкновения радикальных католиков и протестантов. Правительство вынуждено было ввести туда свои войска.

 

Франция

Четвертая республика (1946–1958). После освобождения во Франции было создано Временное правительство во главе с де Голлем, в него вошли партии — активные участницы движения Сопротивления: Коммунистическая партия, Народно-республиканское движение (МРП — Mouvement républicain populaire) и Социалистическая партия. В 1944–1946 гг. Временное правительство провело процессы над фашистами, серию социальных реформ, национализировало часть промышленности и банков. В 1946 г. была выработана конституция Четвертой республики. Принципиально политическая система Четвертой республики не отличалась от политической системы Третьей республики. Все правительства Четвертой республики также были коалиционными и неустойчивыми. За двенадцать лет существования Четвертой республики там сменилось двадцать три правительства. Первые правительства (1946–1947) Четвертой республики были трехпартийными (коммунисты, МРП и социалисты), в 1951 г. к власти пришел блок МРП, радикалов и независимых.

Социально-экономические последствия войны для Франции были очень тяжелыми. Лишь в 1950-е гг. помощь по плану Маршалла, государственные субсидии и заказы вывели экономику страны из кризиса. Главными отличительными особенностями экономики Четвертой республики были крупный государственный сектор и государственное планирование. В собственности государства находилось около трети предприятий, основные банки, энергетика и транспорт. Правительство принимало планы развития экономики, которые имели обязательный характер для государственных предприятий и рекомендательный — для частных. Важным фактором политической динамики Четвертой республики явились колониальные проблемы. Во время Второй мировой войны десятки тысяч вьетнамцев, арабов и африканцев сражались под знаменами «Свободной Франции», надеясь на освобождение после войны. Но после войны Франция попыталась сохранить свою колониальную империю, что вызвало восстания, которые переросли в серию войн. Первой началась война в Индокитае (1946–1954), которая закончилась позорным военным разгромом и предоставлением независимости Вьетнаму, Лаосу и Камбодже.

 

Германия

В результате Второй мировой войны Германия была оккупирована войсками держав-победительниц — Великобритании, США, Франции и СССР и разделена на четыре оккупационные зоны. Целью держав, в соответствии с решениями Потсдамской конференции, была ликвидация последствий нацистского режима. Однако в условиях начинающейся «холодной войны» державы стали нарушать потсдамские соглашения: проводить сепаратную экономическую политику, поддерживать идеологически близкие партии и движения. В результате на территории Германии образовались два государства: в сентябре 1949 г. была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ) на территории бывших английской, американской и французской оккупационных зон, а в октябре на территории советской зоны была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Федеративная Республика Германия. Конституция ФРГ была принята в 1949 г. и действует до сих пор. ФРГ является федеративной парламентской республикой. Парламент ФРГ — однопалатный и называется бундестаг. Его члены избираются по смешанной системе (частично по пропорциональной и частично по мажоритарной). При этом существует еще один законодательный орган — бундесрат, который является представительством субъектов федерации — земель. В компетенцию бундесрата входит обсуждение и принятие законов, которые затрагивают интересы земель. Главой государства является президент, который избирается на пять лет Федеральным собранием — специальным выборным органом, состоящим из депутатов бундестага и представителей земель. Главой правительства — федеральным канцлером — становится лидер партии, получившей большинство в бундестаге. Первым канцлером ФРГ стал Конрад Аденауэр (1949–1963), лидер коалиции двух партий — Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС), его преемником на посту канцлера стал его министр экономики Людвиг Эрхард (1963–1966). Эрхард, крупный экономист, в основу своей политики положил концепцию «социального рыночного хозяйства», основанную на принципах рыночной экономики и сохранения социальных функций государства. В период правления Аденауэра и Эрхарда ФРГ совершила экономический рывок и вышла на второе место в мире по уровню экономического развития, что получило название «немецкое экономическое чудо». ФРГ стала членом ЕЭС и НАТО. Экономические трудности второй половины 1960-х гг. привели к власти сначала «большую коалицию» — блок ХДС/ХСС — СДПГ (канцлер — Курт Георг Кизингер, 1966–1969), а затем «малую коалицию» — блок СДПГ и Свободно-демократической партии (СвДП) (канцлеры: Вилли Брандт, 1969–1974 и Хельмут Шмидт, 1974–1982). «Большая» и «малая» коалиции обратились к политике государственного экономического регулирования и активным социальным реформам. Эта политика перестала быть эффективной в условиях экономического кризиса второй половины 1970-х — начала 1980-х гг., что привело к власти блок ХДС/ХСС — СвДП. Канцлером стал Хельмут Коль (1982–1998), который стал проводить реформы в духе неоконсерватизма, добившись во второй половине 1980-х гг. экономического подъема.

Германская Демократическая Республика (1949–1990) стала авторитарным государством, власть в котором принадлежала Социа листической единой партии Германии (СЕПГ), занимавшей просоветские позиции. Сначала главой государства в ГДР был президент Вильгельм Пик (1949–1960). В 1960 г. пост президента был ликвидирован, а главой государства стал председатель Государственного совета — коллективного органа, избираемого народной палатой (парламентом). Этот пост занимали Вальтер Ульбрихт (1960–1973), Вилли Штоф (1973–1976) и Эрих Хонеккер (1976–1989). Все они одновременно занимали пост генерального секретаря Центрального комитета СЕПГ (лидера партии). ГДР была социалистической страной с плановой государственной экономикой. Около 85 % промышленных предприятий и сельскохозяйственных площадей принадлежало государству. В 1953 г. в ГДР прошли массовые выступления населения, недовольного политическим режимом, репрессиями и ограничением частного

Но командно-административная система управления, бывшая главным тормозом развития экономики, сохранялась. Поэтому экономический рост в ГДР был временным, и в 1970–1980-х гг. в экономике вновь стали проявляться кризисные явления.

 

Италия

Первая республика (1946–1992). В 1946 г. на референдуме итальянцы высказались за установление республики. В 1947 г. была принята конституция Италии, действующая до сих пор. Италия является парламентской республикой. С 1947 г. до начала 1960-х гг. у власти в Италии находилась правоцентристская коалиция под руководством Христианскодемократической партии (ХДП). Аграрная реформа, проведенная ХДП в 1950-е гг., ликвидировала систему крупных хозяйств на юге страны, вместо них широкое развитие получили хозяйства фермерского типа. Для развития экономики юга специально была создана государственная организация — Касса Юга, занимавшаяся распределением государственных кредитов. К середине 1960-х гг. Италия превратилась в высокоразвитую промышленную страну. Этот рывок получил название «итальянского экономического чуда». Оно стало возможным благодаря значительным государственным инвестициям и американской экономической помощи, предоставленной по плану Маршалла. С 1962 г. и до начала 1970-х гг. у власти в Италии находилась коалиция ХДП, Итальянской социалистической партии (ИСП) и мелких партий республиканцев и социал-демократов, получившая название левоцентристской. Коалиция осуществила ряд социальных реформ: было введено бесплатное и обязательное обучение в средней школе, проведена пенсионная реформа. Рабочие добились расширения своих прав, которые были закреплены в специальном законодательном акте — Статуте прав трудящихсям

Кризис 1974–1975 гг. снова ухудшил положение в стране. Обострилась проблема занятости, резко усилилась инфляция. Социальная нестабильность усугублялась ростом левого и правого экстремизма. В 1970-е гг. в Италии насчитывалось около сотни мелких террористических групп, совершавших акты насилия преимущественно против должностных лиц суда и полиции. Коалиции «национальной солидарности» (1976–1979, блок ХДП и Итальянской коммунистической партии — ИКП) удалось преодолеть кризис, уменьшить инфляцию, стала более эффективной борьба с терроризмом.

 

США

Послевоенные США. Новый президент-демократ Гарри Трумэн (1945–1953) провозгласил свою программу социально-экономических реформ, получившую название «Справедливый курс». Она предполагала существенное расширение государственных социальных программ, но в условиях сопротивления со стороны Республиканской партии не была полностью реализована. В сфере внешней политики в условиях начавшейся «холодной войны» администрация Трумэна проводила курс, целью которого было не допустить распространения коммунизма. Наиболее ярким проявлением этого курса было вмешательство США в гражданскую войну в Корее в 1950 г. Но война в Корее затягивалась и стала непопулярной. Следующим президентом США стал республиканец, командующий силами союзников в Западной Европе в ходе Второй мировой войны, генерал Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (1953–1961). В 1953 г. война в Корее была прекращена. К моменту прихода республиканцев к власти экономическая конъюнктура в стране была очень благоприятной, в этих условиях политика Эйзенхауэра была направлена на ограничение государственного вмешательства в экономику. Но экономический подъем оказался недолгим. В середине 1950-х гг. США пережили еще два экономических кризиса. Хотя кризисы были неглубокими, они заставили Эйзенхауэра вновь прибегнуть к государственному регулированию в целях стимулирования экономики.

Социальное государство в США. На посту президента Эйзенхауэра сменил демократ Джон Кеннеди (1961–1963). В основу программы Кеннеди, получившей название «Новые рубежи», была положена неокейнсианская идея сознательного использования бюджетного дефицита и стимулирования потребительского спроса как средств поддержания стабильных темпов экономического роста. Увеличение темпов роста экономики должно было создать условия для осуществления крупных социальных реформ. Убийство Кеннеди и вступление на президентский пост его вице-президента Линдона Джонсона (1963–1969) не изменили курса социально-экономической политики демократов. Администрация Джонсона провозгласила широкую программу социальных реформ, получившую название программа «Великого общества». Другим направлением политики Джонсона были законы, направленные на ограничение расовой дискриминации. Они были ответом на широкое движение за гражданские права негров, развернувшееся в США в 1950–1960-е гг. под руководством Мартина Лютера Кинга. В 1964 г. США вмешались в гражданскую войну во Вьетнаме. Война стоила американцам больших жертв и также быстро стала непопулярной. Недовольство волнениями негров и войной во Вьетнаме позволило одержать победу на следующих выборах кандидату от Республиканской партии Ричарду Никсону (1969–1974). В 1973 г. было подписано соглашение между США, Северным и Южным Вьетнамом, и американские войска перестали принимать участие в войне. С именем Никсона связана также разрядка международной напряженности и начало переговорного процесса между США и СССР. Администрация Никсона столкнулась с длительным экономическим спадом, приобретшим характер стагфляции. И несмотря на то, что Никсон как республиканец пришел к власти с лозунгами оздоровления экономики путем уменьшения регулирующих функций государства и сокращения расходов на социальные программы, в действительности он лишь продолжил борьбу с экономическим кризисом в русле политики Кеннеди — Джонсона, используя методы прямого правительственного регулирования. В 1972–1974 гг. в США разразился знаменитый Уотергейтский кризис, связанный с установкой подслушивающего оборудования во время президентских выборов 1972 г. в штаб-квартире Демократической партии, располагавшейся в одном из зданий 73 административно-жилого комплекса «Уотергейт» в Вашингтоне. Причастность Никсона к этим событиям не доказана, но он пытался замять дело и препятствовать расследованию и вынужден был вскоре подать в отставку. Ставший президентом его вице-президент Джеральд Форд (1974–1977) продолжил курс на расширение государственных социальных программ. Однако традиционные кейнсианские рецепты в условиях стагфляции не работали. Уотергейтский скандал и продолжающийся экономический кризис привели на пост президента США демократа Джеймса Картера (1977–1981), но его попытки вывести страну из кризиса также не выходили за пределы кейнсианской политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...