Биообразование и реализация идей биоцентризма
Лекция 17 Биоэтика и ее взаимоотношения с биополитикой Многие биополитические аспекты генетических разработок (особенно клонирование, генетическая терапия) имеют важную этическую грань. Этическая компонента несомненно присутствует и в задаче добиться справедливого («этичного») распределения генноинженерных ресурсов между Югом и Севером. Поэтому современные генетические технологии находятся в поле зрения не только биополитиков, но и биоэтиков. Грань между практическим направлением в биополитике (biopolicy) и биоэтикой вообще достаточно тонка и подвижна, в силу тесного переплетения политических и этических аспектов генетических технологий. Биоэтика включает в себя целый спектр проблем помимо генетических технологий, как-то:
Проблематика охраны биоса, будучи частью биополитики, в то же время также допускает биоэтическую трактовку. В рамках экологической этики предлагается расширить сферу действия человеческой морали, включив в нее всех членов биологического сообщества от «индивидуальных животных и растений до их видов, а также рек, ландшафтов и всей экосистемы планеты».
Отметим, что иногда в понятие «биоэтика» вкладывается содержание, практически охватывающее всю биополитику. Некоторые рассматривает биоэтику как раздел биополитики. Но биополитика и биоэтика имеют право на самостоятельное существование. У биоэтики и биополитики, при всех их частных пересечениях, разный концептуальный фундамент. Биополитика тесно связана с социальными науками и особенно с политологией, в недрах коей она и зародилась; биоэтика, представляя часть прикладной этики, опирается на мощный пласт этических учений как составной части философии. Биоэтика – философски-прикладная область знания, охватывающая моральные проблемы, имеющие давнюю историю, такие как отношение человека к диким и домашним животным, а также проблемы, возникшие недавно в связи с бурным развитием биотехнологии и биомедицинских исследований. Некоторые из биоэтических проблем, как и в случае генетических технологий, приобретают ярко выраженную биополитическую окраску. Биоэтические идеи становятся лозунгами политической борьбы, вокруг которых сплачиваются массы активистов. Характерный пример представляет политическая борьба между сторонниками и противниками аборта в США, в результате которой на президентских выборах 1996 г. кандидат Роберт Доул потерял много голосов избирателей. Распространение СПИДа в последние десятилетия в различных странах породило как этические проблемы (статус больного СПИДом, отношение к сексуальным меньшинствам), так и необходимость принятия политических мер, например, по обеспечению контроля крови, используемой для переливания, на ВИЧ-инфекцию. Политика в отношении СПИДа и связанных с ним проблем до сих пор существенно разнится в различных странах.
Тесное взаимопереплетение биополитики и биоэтики, подвижность и некоторая размытость граней между ними – все это само имеет биополитическое обоснование. Социальность живого и связанные с ней нормы поведения особей в биосоциальных системах являются эволюционной предтечей как человеческой политики, так и чувства справедливости, с которым в конечном счете связаны развивающиеся в человеческом обществе этические ценности. Другие прикладные аспекты биополитики. Биоюриспруденция Проблемы биоэтики тесно связаны с биоцентрическим представлением об абсолютной ценности всякой формы жизни, о юридических правах, которыми должна быть защищена любая форма жизни – будь то подопытное животное или человеческий эмбрион, растение или даже микроорганизм. Речь идет о создании новой юрисдикции, в которой в «некоем высшем смысле» человек, амеба и вирус оспы будут обладать равными правами. Причем, всякая другая логика «приведет к тому или иному виду дискриминации, к так называемой переделке природы, что для нашей страны в свое время означало лысенковщину, проекты поворота рек и прочие беды, а для многих других стран - зримые опасности индустриализованного общества потребления». Некоторые предлагают положить в основу биоюриспруденции закон о «презумпции виновности человека перед всеми остальными компонентами великого разнообразия». Биополитик и юрист Маргарита Грутер (Грутеровский институт права и поведенческих исследований) ставит вопрос: как добиться того, чтобы люди шли на достаточно большие затраты в интересах охраны живого на планете без каких-либо выгод для себя? Грутер видит возможное решение в создании законов, предусматривающих суровые наказания для тех, кто причиняет природе вред; в разработке системы «соблазнительных поощрений» для друзей биоразнообразия; в предоставлении достаточной финансовой поддержки активистам в области разработки и реализации норм биоюриспруденции. И тем не менее, все эти юридические и экономические меры по принципу «кнута и пряника», по мысли Грутер, дадут лишь краткосрочный эффект. Выработка устойчивой мотивации в поддержку интересов биоса «на всех фронтах» – от борьбы с загрязнением планеты до прекращения мучительных опытов с животными – требует не одного только метода «кнута и пряника», но и долговременного изменения ментальности человека с культивированием в социуме биополитики и биоэтики. В этой связи Грутер возлагает надежды на систему образования.
Помимо прав различных форм живого, биоюриспруденция наделяет самого человека некоторыми новыми правами:
Как показывает последний пункт, биоюриспруденция тесно связана с законодательством по проблемам окружающей среды, и мы уже подчеркивали выше важность этой проблематики с точки зрения биополитики. В последние годы Биополитическая Интернациональная организация активно стремиться к созданию международного суда по вопросам окружающей среды с арбитражными функциями, в задачи которого входила бы реализация признанного в международном масштабе юридического механизма разрешения конфликтов, связанных с проблематикой биоокружения человечества. Биокультура Биополитика наряду с биоэтикой входят как неотъемлемые составляющие в важный для современного человека и общества багаж связанных с биологией знаний и ценностей, который можно назвать биокультура. В очень близком смысле представители Комитета по биологическому образованию употребляют термин «интегративная биология».
Биокультура опирается на мировоззрение, признающее первостепенную важность всех форм жизни и включающее в себя как существенную компоненту «художественное восприятие биоса». Слова о «художественном восприятии биоса» (жизни) означают, что биокультура включает в себя, наряду с биополитикой и биоэтикой, также биоэстетику - восприятие красоты живого. Биокультура включает в себя также и религиозный (теологический) компонент – биотеологию. Речь идет об осознании биоса (жизни) как священного дара, углубленное познание и этическое отношение к которому помогают человеку приблизиться к Творцу. Единство жизни и единство человечества трактуется с биотеологических позиций как свидетельство единства воли сотворившего все это Бога. Данные взгляды еще в 1971 г. предвосхищены в книге «Христианская биополитика» Котена. Котен интерпретировал биополитику как «теоретическое и практическое предприятие» и в то же время «религиозно-этический взгляд, сосредоточенный на жизни и на поисках радости в технологическую эпоху». В состав биокультуры должен войти и биобизнес как новая стратегия предпринимательской деятельности: изыскиваются способы получения прибыли не в ущерб интересам биоса, а, напротив, на базе уважения к его интересам. Биоэстетика Если биоэтика есть часть этики вообще (точнее, ее составной части под названием «прикладная этика»), то биоэстетика представляет собой часть эстетики, всеобщего учения о прекрасном. Это учение тесно связано с законами симметрии, определяющими красоту форм и гармонию движений. В более точном математическом смысле симметрию можно определить как понятие, описывающее превращение фигур или тел в самих себя или друг в друга при определенных преобразованиях (преобразованиях симметрии). В таком понимании симметрия (и связанная с ней эстетика) существует как среди живых, так и неживых объектов. Для обоих типов объектов характерны, например, поворотные симметрии порядка 2,3, 6. В таком понимании симметрия (и связанная с ней эстетика) существует как среди живых, так и неживых объектов. Для обоих типов объектов характерны, например, представление о важности численных (безразмерных) отношений для самых разных форм бытия. Как писал древнегреческий философ Пифагор, «числа управляют миром». Одно из важных численных соотношений, возникающих при анализе структуры или ритмической динамики разнообразных объектов – пропорция золотого сечения, возникающая при делении отрезка прямой единичной длины в соотношении примерно 0,618:0,382. В этом случае частное от деления длины целого отрезка на длину большей части (1:0,618) равно частному от деления длины большей части на длину меньшей части (0,618:0,382) и составляет 1,618... Это частное обозначают Ф в честь греческого скульптора Фидия, использовавшего пропорцию золотого сечения в своих произведениях. С золотым сечением связан ряд чисел Фибоначчи: 1,2,3,5,8,13..., в котором каждый член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. Отношение двух соседних членов ряда стремится к числу Ф.
Эстетическая привлекательность биоса связана с симметрией входящих в его состав структур. Примерами могут служить животные с радиальной симметрией - морские звезды, кальмары, осьминоги, кораллы, которые запечатлены на критских фресках, картинах, вазах. Биос характеризуется также динамической (функциональной) симметрией, так что динамика биоритмов оказывается зеркально-симметричной. Некоторые типы симметрии характерны только для живых существ, например, поворотная симметрия пятого порядка (пятилучевые морские звезды; идеальный образ человеческого тела в виде пятиконечной звезды). Как отмечал Вернадский, симметрия пятого порядка невозможна в мире кристаллов. Живому свойственна также конформная симметрия, при которой объект состоит из двух частей, зеркально-симметричных относительно дуги окружности, эллипса или иной фигуры. Часто встречается у живых организмов также фрактальная симметрия, ситуация, когда часть системы напоминает по форме и сложности узора целую систему. Таковы сложные листья растений, состоящие из многих листовых пластинок, каждая из которых напоминает по форме уменьшенную копию всего сложного листа. Нельзя забывать и того, что симметрия присутствует в мире живого наряду с асимметрией, и то и другое представляет неотъемлемый атрибут живого. За асимметрию отвечают всевозможные дисфакторы, которые и обусловливают, например, неполноту зеркальной симметрии человеческого тела, отличие правой половины от левой. В мире живого распространены пропорции золотого сечения, которые заложены в соотношениях частей тела человека и многих животных. Ряд Фибоначчи задает винтовое расположение листьев на побегах, семянок в головках подсолнечника, чешуек в шишках сосны. Выдающийся русский биолог Любищев предполагал, что преобразование форм в ходе эволюция живого подчиняется законам эстетики, и тогда наше способность восприятия красоты – следствие того, что и мы представляем собой продукт эволюции, воплощение гармонии мира. Все сказанное выше о законах симметрии и золотом сечении не только служит для нас ориентиром при различении прекрасного и безобразного, но и порождает в человеческом обществе различную символику. Например, притягательная сила христианских икон усиливается особенностями их композиции, сочетающей в себе симметрию и асимметрию (как живое существо). Специфически биополитическое значение имеют биоэстетические мотивы, воплощаемые в политической символике. Не будет преувеличением сказать, что политическая история ХХ века во многом шла под знаком противоборства древних, первоначально сакральных политических символов (пятиконечная звезда, свастика, шестиконечная звезда, пентагон – пятиугольник - и др.). На биоэстетическую роль свастики, расположенной на зонтике некоторых медуз, указывал Вейль; он же говорил об ее функции как декоративного элемента, например, в композиции перил собора в Ватикане. Достаточно важными представляются также цветовые образы. Цвета и их комбинации несут определенную информационную нагрузку, воспринимаемую мозгом. Так, мы подсознательно связываем зеленый цвет с растительностью, с ландшафтом, окружавшим первобытных людей Зеленый участок спектра оптимален для зрения, зеленый цвет приятен для глаз. Воздействие других цветов на нас может быть положительным или отрицательным. Цвета могут вызывать неожиданные эффекты, например, ощущение тепла (оранжево-красный) или холода (синий). Практическое применение биоэстетики, создание на ее базе архитектурных композиций (био-архитектура) предполагает исследование биологических основ восприятия и практическое применение результатов исследований. Перед архитекторами и дизайнерами стоит важная задача - добиться соответствия между проектируемыми конструкциями и биологическими и психологическими потребностями людей. Биоэстетически привлекательные структурные схемы фактически издавна использовались при строительстве и декоративной отделке церквей и храмов. В этом биоархитектурном ключе русский архитектор и член Биополитической интернациональной организации Крюков создал ряд шедевров (здание гостиницы в форме древесного пня; древовидный монумент в честь первооткрывателей Аляски и др.). Как компонент биокультуры, биоэстетика тесно взаимодействует и с биополитикой, и с биоэтикой, в ряде случаев давая людям наглядные критерии оценки успеха или неуспеха тех или иных инициатив. Например, как оценить, удался ли такой проект по восстановлению нарушенного промышленной деятельностью людей ландшафта или нет? Можно измерить концентрации загрязнителей в почве, воде, воздухе, подсчитать растительную биомассу, оценить видовое разнообразие восстановленного участка и дать компетентную экспертную оценку результатов природоохранного проекта. Но часто достаточно бросить взгляд на ландшафт и спросить себя: Красив ли он? Вызывает у нас чувства, обычно возникающие при общении с живой, не подавленной человеком природой? Биоэстетическая привлекательность ландшафта выступает здесь как один из важнейших критериев его хорошего экологического состояния. Например, достаточно взглянуть на современный облик Рурской области в Германии, чтобы сказать, что программа ФРГ по его «рекультивации и ренатурации» была достаточно успешно реализована. С древних времен существует идея о четырех аспектах пути к самосовершенствованию, к восхождению к Богу, к Абсолюту. Эти аспекты суть стремление к истине, добру, красоте и практической пользе. Получается пирамида с четырьмя боковыми гранями (наподобие египетской пирамиды), и восхождение по любой из четырех граней в пределе приводит нас к одной и той же вершинной точке, где сливаются все четыре выделенные жирным шрифтом категории. Биокультура подобна именно такой пирамиде, только все категории рассматриваются в приложении к миру живых существ. Грань, ориентированная на достижение красоты, соответствует биоэстетике, а на достижение добра – биоэтике. Биополитика ориентирована на практически полезные (с точки зрения биоса) шаги и потому соответствует грани, ориентированной на пользу. Однако, кроме практической пользы, биополитика ориентирована и на достижение истины, так как включает в себя большой багаж знаний и методов его получения. Поэтому ориентированная на истину грань биокультуры включает биополитику в ее концептуальном аспекте. Но не только ее. Движение к истине в плане постижения живого предполагает овладение хотя бы частью багажа знаний различных биологических наук, и, конечно, без этого немыслима биокультура (биологическая грамотность). Поэтому, соответствующая грань пирамиды должна быть отведена биологическому образованию, соответствующему более широкому спектру биологических знаний, нежели только биополитика. Впрочем, все грани пирамиды взаимосвязаны, и биологическое образование, конечно, лишь тогда будет выполнять свою функцию в создании биокультуры, когда, кроме фактических знаний о живом и его связи с человеком, будет также направлять учащихся в путь вверх и по граням, соответствующим стремлению к красоте, добру и практической пользе.
Биообразование Смена общенаучной парадигмы в пользу гуманитаризации естественных наук, изменение экономического уклада (переход от пятого к шестому), создание, по мнению Рифкина, новой «операционной матрицы», отражающей успехи генетики и биотехнологии – все это различные грани совершающегося на наших глазах перехода от индустриального общества к постиндустриальному. В процессе этого перехода существенно возрастает социальное и культурное значение системы образования, что связано как с постоянно растущим объемом информации и ее жизненно важной ролью для человека, так и с необходимостью осознанно и компетентно решать новые этические, социальные и политические проблемы. Если в индустриальном обществе, роль социальной доминанты играла армия (по образцу которой строились предприятия и поддерживалась трудовая дисциплина), то ныне ключевым фактором служит образованность. Биообразование и реализация идей биоцентризма В современных условиях, как мы уже видели, связанные с биологией проблемы подстерегают человека буквально на каждом шагу. В сегодняшней ситуации необходимо обогатить учебных программ на всех уровнях образования знаниями о мире живого и связанными с жизнью этическими ценностями. Необходимо не только давать молодым людям любой профессии основы биологических знаний, но воспитывать в них бережное отношение к живому, чувство ответственности за биос, понимание того, что наносить вред живой природе – не только губительно для самого человека, но и безнравственно. Важно и то, чтобы учащиеся были восприимчивы к красоте многообразной жизни. Поэтому в настоящее время делаются (в разных уголках планеты) настойчивые попытки преподавать сведения о живом детям возможно более раннего возраста, когда у них преобладает образное восприятие реальности и их естественное эстетическое чутье еще не успело огрубеть. Азбука многообразия жизни должна стоять на равных или даже просто выше азбуки и таблицы умножения. В работах Гусева и Шэфера продемонстрирована реальная возможность – и в то же время назревшая необходимость - рассмотрения биологии как структурной основы всей системы школьного образования. Это означает, что биология играет методологическую роль даже при изучении, казалось бы, далеких от нее предметов, как например история, которую можно подать в ракурсе биоистории – истории взаимоотношений человеческого рода с многообразной планетарной жизнью. Так, биоистория уделяет людям, продлевавшим жизнь других (Пастер, Флеминг) существенно больше внимания, чем тем, кто ее укорачивал – политическим злодеям (Наполеон, Гитлер). Многим социальным или гуманитарным терминам (например, война, агрессия) можно придать биологический смысл. Например, «война» может пониматься как «война между биологическими видами», понятие «агрессия» уже рассматривалась выше как биосоциальная категория. В то же время, узкобиологические (казалось бы) термины могут раскрываться перед нами в социогуманитарном или философском ключе. Разрабатываемая Б.И.О. программа биообразования предполагает положить в ее основу общую биоисторическую перспективу, связь между современным уровнем развития человечества и биоокружения и их многовековой взаимозависимой историей. Не только профессиональные биологи, но и политики, бизнесмены и просто наши современники, независимо от профессии, связывают с биологией свои надежды (например, на преодоление экологического кризиса, на создание дешевой и доступной для всех «чудо-пищи») и в то же время опасения (достаточно напомнить о тревогах в связи с возможностью создания генноинженерных монстров или клонированных людей). Биология и основанные на ней стыковые области, в том числе и биополитика, оказываются профессионально необходимыми в деятельности людей разнообразных специальностей – от юристов до политиков и менеджеров. Соответственно имеется объективная необходимость продолжающегося биологического образования для подготовки и переподготовки таких специалистов. По мысли Гусева, задача разработки и пропаганды системы биообразования «для всех» с упором на биоцентрические идеи и ценности могла бы быть делом особых активистов – «жрецов новой веры». Эти активисты должны вести «Диалог» с не-биологами разных призваний, нацеленный на обеспечение «Великого равновесия» – сбалансированной коэволюции человечества и биоокружения. «Диалог» может включать этапы:
С учетом всего сказанного представляется, что роль таких «жрецов» вполне по плечу сетевым структурам, занятым различными вопросами биокультуры и биополитики как ее компонента. Пропаганда биообразования и другие возможные функции «жрецов» биоцентризма - вплоть до наличия у них полномочий на то, чтобы «закрывать» целые научные направления, если они приносят вред биосу – вполне совместима с междисциплинарным, многоликим характером сетевых групп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|