Инстинкт и другие врожденные формы поведения
Лекция 7 Тема 5. Этологические и социобиологические аспекты политического поведения Биополитики посвящают себя не только исследованию эволюционной предыстории человеческого социума, запечатлённой в «памяти генов». Они также прилагают усилия к пониманию современного политического поведения индивидов и их групп. Мы фактически уже затронули такие биополитически важные направления современной биологии как этология и социобиология. Рассмотрим теперь более подробно эти «поведенческие» науки в плане их использования в политической сфере. Кратко об этологии Можно достаточно упрощенно определить этологию как область биологии, ведающую поведением живых организмов. Поведение может быть определено как способ ответа организма на стимул извне; этот стимул может быть простым, как, например, запах пищи. В этом смысле можно сказать, что бактерия осуществляет "поведение", когда она движется в направлении более высокой концентрации сахара. Такое движение представляет собой очень примитивное поведение, но это один из вариантов простых реакций, которые соответствуют образу жизни бактерий и позволяют этим организмам жить и размножаться. Что касается многоклеточных животных, то они распространились в различных средах обитания и встретились с разнообразными проблемами, решение которых было необходимо для выживания и воспроизводства. Нервная система и поведение координированно эволюционировали в сторону все большего усложнения. Поведение любого животного адаптировано к его образу жизни. Периферическая и центральная нервная система воспринимают и перерабатывают информацию, вносимую внешними стимулами, и запускают реакции организма, которые мы наблюдаем как поведение.
Поведение животных можно объяснить двумя путями. Во-первых, мы можем задать вопрос о том, как это поведение реализуется, т. е. как органы чувств животного, его нервная система или внутренние процессы создают физиологические предпосылки для того или иного поведения. Таким путем мы исследуем проксимативные причины поведения. Для анализа проксимативных причин, или механизма поведения, мы можем измерять уровни гормонов или регистрировать электрические импульсы на нейронах. Но мы можем спросить, зачем изучаемое поведение возникло в ходе эволюции, т. е. какова его адаптивная ценность. Этот вопрос относится к исследованию ультимативных причин поведения. Исследование ультимативных (эволюционных) причин поведения может быть осуществлено путем, например, оценки его влияния на выживание животного или его плодовитость. Этология достигла значительных успехов в последние годы, опираясь на классические исследования Фриша, Лоренца и Тинбергена. Целый ряд исследований был посвящен ритуальному поведению (брачное, территориальное и игровое поведение). Этологическая школа Лоренца с самого начала уделяла значительное внимание социальным взаимодействиям между индивидами. Лоренц сумел показать, как эволюция формирует цепочки социальных связей, так что последовательность действий одного индивида коэволюционирует с ответными действиями другого. Атакующее движение из репертуара агрессивного поведения становится пусковым механизмом для, на первый взгляд, неуместных поведенческих реакций других индивидов, например, для ритуалов ухаживания за особью противоположного пола. Популярность работ Лоренца усилила интерес к ритуальным сигналам доминирования и подчинения, которые регулируют многие социальные взаимодействия у позвоночных животных.
На протяжении ХХ века существовало также поведенческое исследовательское направление под названием «бихевиоризм». Характерной для раннего бихевиоризма была так называемая модель «чёрного ящика»: живое существо уподоблялось автомату, дававшему на каждый предложенный экспериментатором стимул (С) вполне определённый ответ (О) (модель стимул—ответ, С—О). Под влиянием работ Павлова упор делали на рефлекторное, отвечающее внешнему раздражителю, поведение. Такие исследования наталкивались на объективные трудности: далеко не всякое поведение может быть изменено или вызвано заново воздействием извне (путем подкрепления), многие его формы имеют жестко запрограммированную наследственную компоненту. Во второй половине ХХ века бихевиоризм уступает место бихевиор ал изму, признающему, что, в отличие от робота, организм реагирует на один и тот же стимул по-разному, в зависимости от своего внутреннего состояния (В). Постулируется модель стимул - внутреннее состояние организма—ответ (С—В—О). Так, голодная чайка реагирует на предложенную пищу, а сытая – отворачивается от нее. Бихевиорализм фактически приближается по методологии к этологии в ее современных модификациях. Начиная с первой половины ХХ века имела распространение также зоопсихология (сравнительная психология), характеризовавшаяся первоначально во многом упрощенческим, механистическим подходом к поведению животных как к комбинации условных и безусловных рефлексов. Ныне зоопсихология переживает переосмысление как современная наука, вобравшая в себя все достижения этологии. Развивается и сама этология. Современная этология вобрала в себя полезные подходы к исследованию обучения, творчества, мышления животных, развитые в русле бихевиоризма, бихевиорализма, зоопсихологии и других смежных исследовательских направлений. Этологический подход, исходно примененный к позвоночным животным и некоторым беспозвоночным, был постепенно распространен по эволюционной лестнице:
· «Вверх», на вид Homo sapiens, что имеет очевидное биополитическое значение.Формируется этология человека как исследование человеческих взаимодействий в повседневной жизни и кросс-культурный анализ поведенческих тенденций, их непосредственных механизмов. Кросс-культурный анализ основан на сопоставлении поведения у представителей различных культур человеческого общества с преимущественным вниманиям к совпадающим или очень сходным у всех культур элементам и поведения (поведенческим универсалиям). Так, Айбль-Айбесфельдт исследовал улыбку как компонент поведения, характерный и для бушмена, и для папуаса, и для европейца (и даже для шимпанзе). В такой интерпретации этология человека почти синонимична поведенческой антропологии как науке о взаимодействии биологического и социального в поведении человека. Этология человека включает, по мысли некоторых ученых, особый, наиболее тесно связанный с биополитикой раздел, специально исследующий поведение индивидов и групп в политических ситуациях – политическую этологию. По мнению Дольника, этология человека предполагает приблизительно следующую логику наблюдателя: «Меня не интересует, что ты думаешь, меня интересует только, что ты сделал и в ответ на какой стимул».
Одной из задач этологии человека является выявление генетически детерминированных поведенческих актов. Поэтому излюбленными объектами этологов человека были маленькие дети, еще не подвергшиеся существенному воздействию социальной среды, в том числе и дети с физическими недостатками (глухонемые, слепые), которые, тем не менее, оказались способными улыбаться, смеяться, топать ногами в гневе. Этологи предпринимают также сравнительные исследования с представителями различных культур ради выяснения универсальных видоспецифичных черт поведения H. sapiens или же черт, общих для человека и других животных в более или менее широком эволюционном диапазоне (эволюционно-консервативных форм поведения). Имеются и другие типовые исследовательские задачи этологов человека. Например, они изучают со своей точки зрения всякого рода официальные мероприятия (политические митинги, судебные заседания и др.). Разумеется, поведенческие исследования с людьми, помимо своей сложности, вызывают психологические, этические и юридические проблемы.
Инстинкт и другие врожденные формы поведения Инстинкт представляет собой генетически детерминированный комплекс фиксированных действий – «наследственных координаций» по Лоренцу, включающих следующие компоненты:
Инстинкт часто образуют сложную иерархическую последовательность, причем завершение первого инстинктивного действия создает предпосылки для следующего действия и др. У большинства известных видов животных инстинкт сочетаются с формами поведения, приобретенными в результате обучения, жизненного опыта. Комплексные формы поведения с инстинктивными и приобретенными компонентами, Крушинский обозначал как " унитарные реакции ". Ряд исследователей особо выделяют так называемые социальные инстинкты – врождённые механизмы, позволяющие устанавливать контакты с особями своего вида с помощью сигналов. Репертуар врожденных, генетически обусловленных форм поведения бывает столь консервативен у каждого вида, что по этим признакам виды можно классифицировать, даже если они не отличаются по морфологии.
В рамках биополитического подхода особенно важны так называемые «открытые инстинкты» (или открытые программы поведения), так что инстинктивно задана только общая канва поведения, а многие детали могут варьировать в зависимости от ситуации. Открытые программы включают танец, пение, создание семей, заботу о потомстве, охрану территории, доминирование и подчинение. Подобные открытые инстинкты, несомненно, функционируют и у человека. Помимо инстинкта, имеются и более примитивные врожденные формы поведения, не имеющие характерной для инстинкта структуры, например, кинезис (изменение скорости хаотического движения в ответ на стимул), таксис (направленное движение по направлению к стимулу или от него), рефлексы типа коленного и др. Их роль в человеческом социальном поведении, вероятно, незначительна. Более того, противники биополитического подхода как раз и пытались сводить вклад биологического элемента в поведение человеческого индивида к коленному рефлексу или отдергиванию руки от раскаленного предмета. Поведение человеческих толп часто существенно примитивнее поведение индивидов. Недаром Лоренц сравнивал толпу людей в состоянии возбуждения с анонимной, безлидерной стаей рыб. Поэтому в некоторых случаях толпа обнаруживает аналоги и таких реакций как кинезис или таксис. «Ходынская катастрофа» в начале царствования Николая II и другие подобные случаи раздавливания людей неуправляемой толпой в известной мере могут быть интерпретированы как хаотический «кинезис» толпы, взбудораженной сильным стимулом (раздача царских подарков) и ведущей себя как стая рыб на нересте. Обучение Не только в человеческом обществе, но и в сообществах многих других форм живого существует вопрос о том, что важнее для поведения индивида – природа (генетические задатки) или воспитание, среда? В приложении к высшим животным многие исследователи говорят о «культурных традициях» –элементах поведения, не детерминированных генетически и существующих только у определенных сообществ животных. В наибольшей степени подобные традиции выражены у приматов. Так, традиция выкапывания картофеля руками существовала и «культурно» передавалась от поколения к поколению у одной-единственной популяции лангуров. Характерно, что новую «культурную традицию» у приматов (японских макак) во многих случаях первыми осваивали особи-подростки, матери перенимали их от старших детенышей и передавали младшим. Некоторые формы поведения (например, вокализация), кажущиеся «сугубо инстинктивными» на первый взгляд, оказываются фактически результатом обучения в ходе социальных взаимодействий между особями. Обучение у людей и других видов приматов происходит успешнее в том случае, если в роли учителя выступает особь старшего возраста (у павианов это самец с седой гривой). Это эволюционно-древнее предпочтение сохраняется и у современных детей, хотя быстрый темп изменения уклада жизни в современную эпоху ведет к относительной некомпетентности (например, в отношении компьютерной техники) пожилых людей и к более выигрышному положению лиц среднего возраста, объективно более подходящих на роль учителей по многим (конечно, не всем) из жизненно важных сейчас «предметов преподавания». Обучение часто приводит к долговременным перестройкам поведения с соответствующими изменениями в нервной системе. Обучение включает в себя: · Импринтинг (от англ. imprint – впечатывать). В узком этологическом смысле речь идет о запоминании детенышем животного первого попавшегося на глаза движущегося объекта. Хорошо известен импринтинг у гусят: они считают "мамой" тот движущийся предмет, который видят в первый день жизни. В несколько более широком смысле, имеющем биополитический резонанс, под импринтингом понимается всякое обучение, основанное на запечатлении (прочном и, в типичном случае, необратимом запоминании) определенной информации, к которой индивид восприимчив (компетентен) лишь ограниченное время. Хороший пример – пение птиц. Для исполнения «правильной» мелодии, специфичной для данного вида птиц и местного диалекта, птенец в определенном возрасте должен слушать образцы песен взрослых «наставников». Так, молодые соловьи восприимчивы к мелодиям «наставников» в течение нескольких месяцев и обучаются репертуару из более чем 100 песен. Критический период для обучения ребенка языку завершается не позднее чем к концу 10—12 месяца жизни. На протяжении периода языкового импринтинга младенец способен воспринимать на слух различия между фонемами любого человеческого языка; т.е. ребенок рождается «космополитом». По окончании восприимчивого периода синапсы между нейронами его мозга формируют структуры, соответствующие смыслоразличительным звукам его родного языка, и он адекватно воспринимает отныне только эти фонемы. Например, достигший одного года жизни японец утрачивает способность различать звуки «р» и «л», поскольку японский язык не дискриминирует эти фонемы. В последние годы этологи получили новые данные о том, что границы периода импринтинга не столь жестко фиксированы генетически, как считали раньше. Эти границы сами зависят от окружающей среды. Чем богаче стимулами и разнообразнее эта среда, тем дольше может продолжаться фаза импринтинга. Например, птенцы совы обучаются по механизму импринтинга картированию местности путем сравнения зрительной и слуховой информации. Птенец сохраняет восприимчивость к этой информации до 70-го дня после вылупления в сравнительно бедной и однообразной среде и до 200-го дня – в очень богатой разнообразными раздражителями среде. Исследования последних лет также показывают, что запечатленная в раннем возрасте информация в некоторых случаях может быть изменена о взрослом состоянии, т.е. что импринтинг может быть частично обратим. Взрослая птица, слушающая несколько месяцев измененную мелодию (например, ее же песню, исполненную на компьютере в измененном темпе) начинает петь «неправильно». Птица возвращается, однако, к нормальной песне, если ей перестают исполнять «неправильный» вариант. Биополитики и этологи человека находят аналоги импринтинга в процессах политической социализации – усвоения подрастающим поколением политических норм и ценностей социума. Так, развитие национальных (расовых и т.д.) стереотипов и предрассудков связывают с чувствительным периодом в жизни ребенка. Долгое детство у Homo sapiens соответствует удлиненному периоду, в котором возможен такой эффективный способ обучения как импринтинг.
Обучение как форма поведения связана с приобретением жизненного опыта, весьма важной составной частью которого является взаимодействие с себе подобными. Таким образом, обучение связано не только с индивидуальным, но и с социальным поведением. Социальное поведение Социальное поведение - предмет социальной этологии (социоэтологии), а также социобиологии. В общей форме его можно определить как многообразие поведенческих взаимодействий между особями, относящимися к локальной внутрипопуляционной группировке. Хотя данное определение дано приматологами, оно, вполне распространимо и на низшие организмы – вплоть до бактериальных колоний – и на человеческое общество. Социальное поведение во всем этом гигантском эволюционном диапазоне обнаруживает многие существенные консервативные черты. Конечно, они проявляются наряду со свойствами, уникальными для каждого биологического вида. Обобщением эволюционно-консервативных сторон социального поведения можно считать развиваемое Плюсниным в приложении к сообществам животных и человеческому обществу представление об «инвариантных структурах отношений» или «биосоциальном архетипе». Последний включает в себя:
Понятно, что у инфузорий и насекомых, лемуров и шимпанзе (и тем более – в человеческом обществе) все эти отношения реализуются по-разному. Тем не менее, это не умаляет значение «биосоциального архетипа». Коммуникация Коммуникация в мире живого (биокоммуникация) понимается как обмен информацией между индивидами (клетками, многоклеточными организмами) и (или) группами. Коммуникация – существенный компонент любого социального поведения, ибо трудно представить себе социальное поведение без «обмена информацией». Коммуникация может быть описана следующей схемой: Закодированный сигнал Как видно на схеме, акт коммуникации включает в себя следующие основные элементы:
Указанная важная проблема несовпадения кодов адресата и отправителя существует в биосоциальных системах различных видов живых существ. Она усугубляется наличием помех (все, что затрудняет передачу, восприятие и интерпретацию сообщения) и шума (бессмысленная или не имеющая отношения к делу информация). Отметим также влияние контекста (обстановка, в которой происходит передача информации) на смысл передаваемого сообщения. Коммуникация между живыми существами основана на нескольких основных эволюционно-консервативных (т.е. сохраняющихся в ходе эволюции) каналах передачи сообщений:
Различные каналы коммуникации часто используются животными в комбинации («комплексы коммуникации»). Эти каналы используются для передачи от организма к организму таких типовых сообщений, как идентификация (отправитель сообщает о своем местонахождении, как бы "называет свое имя"), вероятность (насколько вероятно то или иное действие), локомоция (сигналы, подаваемые перед началом движения - скажем, хлопанье крыльями у птиц перед взлетом), агрессия (комплекс сигналов об угрозе атаки), бегство и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|