Глава 1: Общественное управление Петербурга во второй половине xix в.
1. Общественное управление Петербурга в 1840-х — начале 1870-х годов В России участие жителей в управлении делами городов имеет давнюю традицию. Целенаправленное формирование государственной властью системы органов городского общественного управления принято относить к XVIII в. Важнейшим этапом этого процесса стала городская реформа императрицы Екатерины II. (Илл.: Екатерина II) В изданной ею «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» (21 апреля 1785 г.) «город» впервые был признан юридическим лицом, имеющим отличные от государства интересы и нужды. (Илл.: «Жалованная грамота… городам»; Серебряный ковчег, в котором хранится грамота – обе илл. см. в: Ленинградская панорама, 1985, № 7) При этом в состав городского общества включалась не только торгово-промышленная часть населения, но и все жители, проживающие в городе. Забота об общественных нуждах возлагалась на новые органы городского общественного управления, получившие всесословный характер. Эти органы — Общая и Шестигласная думы — наделялись некоторой самостоятельностью. Поэтому начало становления городского самоуправления в России традиционно связывают с дарованием Жалованной грамоты городам. Однако принципы, декларированные в ней, не были практически реализованы. Жалованная грамота городам вплоть до 1846 г., когда было принято Положение об общественном управлении Петербурга, оставалась основным документом, регулировавшим общественное устройство столицы, как и других российских городов. Но одни ее положения к тому времени были сведены на нет последующими законодательными актами, хотя формально оставались не отмененными, другие были перечеркнуты самой жизнью. Все законодательство об общественном устройстве городов было запутанным и неопределенным, давно перестало отвечать потребностям их развития.
Вопрос о преобразовании общественного управления в городах был поставлен правительством еще в 1821 г., но только в начале 40-х годов принимается решение о проведении в качестве первого шага реформы общественного управления Петербурга — столицы и самого крупного города Российской империи. Общественное управление Петербурга в канун городской реформы 1846 г. состояло из Собрания городского общества, Общей и Шестигласной дум во главе с городским головой. Особенностью структуры общественного управления российских городов (вплоть до 1870 г.) являлось фактическое отсутствие выборного представительного органа, наделенного распорядительными (по терминологии того времени — совещательными) функциями. Их осуществляло Собрание городского общества, которое созывалось всякий раз, когда требовалось вынести общественный приговор (постановление) даже по самым незначительным вопросам или произвести выборы на различные общественные должности. Такой порядок был крайне неудобен, свидетельствовал о неразвитости форм общественного управления в городах. Европейский муниципальный строй в то время базировался уже на основе представительства. В состав городского общества, вопреки первоначальному смыслу Жалованной грамоты, входили обыватели, принадлежавшие исключительно к «городским сословиям»: купцы, мещане, ремесленники. Обладавшие недвижимой собственностью дворяне, лица духовного звания, разночинцы в Петербурге, как и в прочих российских городах, «по укоренившемуся обычаю» из состава городского общества оказались устраненными и в общественном управлении не участвовали.
Для участия в городских собраниях с правом голоса требовался определенный имущественный ценз. В Петербурге, по сведениям, представленным самой Думой, в начале 1840-х годов право голоса имели около 5 тыс. человек: купцов — 2405, мещан — 1402 и ремесленников — 9491. Выборы в органы общественного управления проводились раз в три года. В исполнительный орган — Шестигласную думу (название сохранилось с екатерининских времен, когда в нее входили представители 6 сословий) избиралось 4 человека от купцов и по одному от мещан и ремесленников. Общая дума к началу 40-х годов полностью утратила свое назначение распорядительного органа и превратилась в некий вспомогательный придаток Шестигласной думы. По ее предписаниям гласные (депутаты Общей думы) исполняли различные хозяйственные поручения. На выборах 1842 г. в Общую думу было избрано 38 гласных: 13 — от купцов, 12 — от мещан и 12 — от ремесленников2. (В сумме получается 37) Порядок проведения выборов не был четко регламентирован. В одном из официальных документов общественные выборы в столице описываются так: «Городское общественное начальство не составляло предварительного списка граждан, имеющих право голоса на выборах, посылало повестки, можно сказать, на удачу, а иногда и вовсе не посылало их; распоряжалось выборами по произволу и само давало повод к беспорядкам в общественных собраниях. К выборам являлось обыкновенно от 100 до 500 человек, принадлежащих большей частью к низшим сословиям и совершенно бескапитальных. В собраниях сих было более шума, чем порядка и всем руководило несколько искусных интриганов, имевших свои корыстные виды»3.
На общественные учреждения Жалованная грамота городам возлагала прежде всего заботу о хозяйственных нуждах города, о «приращении городских доходов на пользу города», обо всем, что «к благу и выгодам жителей служить может». Однако, вопросы, связанные с благоустройством города, его санитарным состоянием, пожарной безопасностью, обеспечением населения продовольствием и пр. из ведения Думы по существу оказались изъяты и были отнесены к компетенции полиции (управа благочиния), Комитета городских строений и некоторых других учреждений. Обязанности Думы сводились в основном к взысканию податей и недоимок, выдаче паспортов, контролю над исполнением повинностей, налагаемых на податные сословия и пр. По оценке министра внутренних дел Л. А. Перовского, Дума полностью утратила значение, которое ей придавалось изначально, «сделалась по преимуществу исполнительным местом по делам казенным и одним только хранилищем городских сумм»4. (Илл.: Л.А. Перовский) К тому же все дела вели не выборные члены Шестигласной думы, а чиновники состоящей при ней канцелярии (в ее штате числился 101 человек). В начале 1840-х годов Министерство внутренних дел признало необходимость безотлагательной реорганизации общественного управления Петербурга. (Илл.: Здание МВД) Основную цель реформы министерство видело в усилении роли общественных учреждений в управлении городским хозяйством. Предусматривалось восстановить структуру органов общественного управления в соответствии с Жалованной грамотой городам, а также привлечь к участию в общественном управлении лиц из привилегированных сословий, одновременно ограничив влияние на общественные дела малосостоятельных, необразованных горожан. По мнению министра внутренних дел, эти меры должны были способствовать повышению престижа общественных учреждений и позволить постепенно осуществить передачу хозяйственных функций от бюрократических структур выборному общественному органу.
Положение об общественном управлении С.-Петербурга было утверждено царем 13 февраля 1846 г.5Положением было закреплено право на участие в общественном управлении лиц неподатных сословий. В состав городского общества включались обыватели не только «по праву состояния», но и «по праву собственности». Они были поделены на 5 разрядов: 1) потомственные дворяне, имеющие недвижимую собственность в столице; 2) личные дворяне, почетные граждане, разночинцы, также обладающие собственностью в столице; 3) купцы; 4) мещане и 5) ремесленники. Другое важнейшее преобразование заключалось в перенесении распорядительных функций с «городского общества» на собрание его уполномоченных — Общую думу. В новом Положении говорилось, что Общая дума «представляет собой городское общество и действует его именем». Она входит в обсуждение дел во всех тех случаях, «когда закон требует по сим делам общественного приговора». Кроме того Общая дума должна была производить выборы и во все общественные должности. Роль Собрания городского общества отныне ограничивалась лишь избранием гласных в Общую думу, для чего полноправные горожане созывались один раз в три года. Для получения избирательного права устанавливался достаточно высокий имущественный ценз. Были установлены возрастной ценз — 21 год и ценз оседлости — 2 года. Непосредственно участвовать в выборах могли только мужчины. Женщины, которые по своему имущественному или социальному положению получали избирательные права, были обязаны передоверять свой голос лицам мужского пола.
Выборы должны были проводиться по сословным разрядам. От каждого в Общую думу избиралось от 100 до 150 гласных. Таким образом, ее численность могла доходить до 750 человек. В Общей думе, кроме гласных, в качестве почетных членов могли заседать лица, исполнявшие прежде «с одобрением общества» высшие общественные должности: городского головы, сословных старшин, членов Распорядительной думы и бургомистров в магистрате6. Общая дума соответственно числу установленных сословных разрядов состояла из 5 отделений во главе с сословным старшиной каждое. Старшина избирался гласными отделения и утверждался генерал-губернатором. Для занятия этой должности требовался имущественный ценз 6 тыс. руб. Своими сословными делами отделения занимались самостоятельно и порознь. Для решения дел, касающихся не одного, а нескольких отделений, допускались совместные заседания. Собрания Общей думы в полном составе назначались по особому распоряжению генерал-губернатора. Исполнительным органом общественного управления была Распорядительная дума (она заменила прежнюю Шестигласную). На нее возлагалось непосредственное заведование городскими делами. Распорядительная дума состояла из 12 членов по выбору отделений (3 от потомственных дворян, 3 от личных дворян и почетных граждан, 3 от купеческого сословия и 3 совместно от мещан и ремесленников). Кроме того, в Распорядительную думу входил «член от короны», назначаемый министром внутренних дел по представлению генерал-губернатора. Председателем как в Общей, так и Распорядительной думах был городской голова, избираемый на 6 лет. Городской голова считался «главным уполномоченным всего городского общества в совокупности и начальником всего городского управления». По «Положению» 1846 г. пост городского головы могли занимать «только почтеннейшие лица из дворян, почетных граждан и купцов 1-й гильдии». Для городского головы был установлен имущественный ценз — 15 тыс. руб. в недвижимом имуществе (в черте города) или в купеческом капитале и возрастной ценз — не моложе 30 лет. Общая дума избирала двух кандидатов в головы, одного из них царь назначал городским головой. Пределы самостоятельности органов общественного управления по Положению 1846 г. продолжали оставаться весьма узкими. Дума находилась в подчинении петербургского генерал-губернатора и губернатора, непосредственный контроль осуществлял губернатор. Он мог председательствовать в Думе «по своему усмотрению», при обсуждении же ежегодной росписи доходов и расходов должен был председательствовать в ней «непременно». Он утверждал журналы Распорядительной думы и т. п. Самостоятельность действий общественного управления в большой мере была ограничена введением в состав исполнительного органа правительственного чиновника — «члена от короны». Задумывая реформу 1846 г., правительство, по сути дела, предпринимало эксперимент, ставивший целью постепенную передачу некоторых хозяйственных функций от бюрократических структур выборному общественному органу, способному исполнять их эффективно. Первые выборы в представительный орган общественного управления — Общую думу проводились осенью 1846 г. На них избирательное право получили 6170 человек: потомственных дворян 1490, личных дворян и почетных граждан 425, купцов 2218, мещан 1410 и ремесленников 6278. 13 октября 1846 г. обыватели всех сословий, получившие право голоса, были приглашены в дом Дворянского собрания. В 10 часов утра, когда явилось около 3 тыс. человек, губернатор объявил собрание открытым. «Государю нашему, благоугодно было… — сказал он, — восстановить во всей полноте права, дарованные императрицей Екатериной II. … Силой нового Положения жители столицы всех сословий призваны к одному общему делу: попечению о нуждах и пользах города; каждому дано участие в этом высоком общественном деле избранием гласных или членов Общей думы, которые должны быть блюстителями пользы города и представителями общественных потребностей»9. В тот же день избиратели принесли присягу «на соблюдение порядка и беспристрастия в предстоящих выборах», православные — в Казанском соборе, католики — в Екатерининской и лютеране в Петропавловской церквах. Для проведения выборов избиратели были разделены на 15 участков по сословиям и месту жительства. Выборы начались 15-го и были завершены 25 октября. Всего в выборах приняли участие 2685 человек. Представители первых двух разрядов, причисленных теперь к полноправным горожанам, проявили гораздо меньший по сравнению с городскими сословиями интерес к выборам. Из числа обладавших избирательным правом в них участвовало потомственных дворян — 28%, дворян личных и почетных граждан — 32%, купцов — 54%, мещан — 36% и ремесленников — 61%. Первая Дума была сформирована в количестве 586 гласных: отделение потомственных дворян состояло из 120 человек, личных дворян и почетных граждан — из 100, купцов — из 149, мещан — 117 и ремесленников — из 10010. В официальном документе за подписью министра внутренних дел С. С. Ланского сказано: «После 1846 г. от участия в общественном собрании устранены решительно все, не имеющие недвижимой собственности или торгового капитала, дающих 100 руб. серебром дохода… Мера эта очистила, так сказать, общественные собрания от черни и привлекла к ним почтеннейших жителей столицы»11. (Илл.: С.С. Ланской) Вслед за избранием Общей думы на собраниях отделений состоялись выборы старшин и их товарищей. На 13 ноября были назначены выборы городского головы. Петербургское купечество выражало крайнюю озабоченность по поводу того, что отныне руководство общественным управлением города окажется в руках дворянского сословия. На деле в течение всего периода действия городового Положения 1846 г. в должности городского головы находились исключительно лица, занятые в торгово-промышленной сфере. Городскими головами последовательно были: купец 1 гильдии, потомственный почетный гражданин В. Г. Жуков (1846–1850 гг.), потомственный почетный гражданин, купец 1 гильдии И. П. Лесников (1851–1857 гг.), купец 1 гильдии В. А. Альферовский (1857–1860 гг.), купец 1 гильдии Н. И. Погребов (1860–1878 гг.). (Илл.: В.Г. Жуков, И.П. Лесников, В.А. Альферовский, Н.И. Погребов) До начала 1860-х годов Общая дума в полном составе собиралась крайне редко: за 14 лет всего 17 раз (для производства выборов и по разным торжественным случаям). Но это не дает основания считать, что она вообще бездействовала. Установился особый порядок рассмотрения вопросов, касающихся всех сословий. Они обсуждались в I отделении (потомственных дворян), и принятое там решение поступало для подписания в остальные отделения Думы. Недемократичность такой практики очевидна. И тем не менее с первых шагов своей деятельности Общая дума показала заинтересованное отношение к решению хозяйственных проблем города. К середине XIX в. (Роспись 1848 г.)12доходы Петербурга составляли несколько более 2 млн руб. (2 045 547 руб.) Основными статьями доходов были налог на владельцев недвижимой собственности — 804 686 руб. и налог на торговлю и разного рода промыслы (к этой категории налогов были отнесены и налоги на наемных рабочих и служащих — адресный сбор) — 591 175 руб. Эти два налога давали приблизительно 68% от всей суммы поступлений. Налоги с городских общественных имуществ (земель, буянов) и оброчных статей приносили всего 153 300 руб. (7,5%). Остальные поступления — около 500 тыс. руб. (24,3%) — давали косвенные, случайные налоги и пособия от казны. Если обратиться к расходной части бюджета (1 955 461 руб.), то окажется, что большая часть средств предназначалась на статьи, не имеющие никакого отношения к городскому хозяйству. Основные ассигнования выделялись на следующие статьи: содержание «мест и лиц» городского управления (общественного, полицейского, судебного, строительного, тюремную часть) — 685 582 руб., на содержание помещений для тех же «мест и лиц» (дома генерал-губернатора, тюремных зданий, полицейских учреждений и др.) — 108 432, на размещение войск — 222 547 и, наконец, «пособия посторонним ведомствам» (содержание чиновников по делам городского хозяйства при Министерстве внутренних дел и в управлениях губернатора и генерал-губернатора) — 100 908, в общей сложности почти 1,2 млн руб. В то же время ассигнования на наружное благоустройство (сюда входили расходы на ремонт городских зданий, мостов, набережных, мостовых, тротуаров, освещение улиц и т. п.) составляли лишь 291 586 руб., вместе со средствами на новые постройки — 483 000 руб. На благотворительные и учебные заведения выделялось 218 938 руб. Остальное — уплата долгов, мелкие и непредвиденные расходы13. По оценке Министерства внутренних дел, деятельность Распорядительной думы уже первого выборного трехлетия (1847—1849 гг.) дала ощутимые результаты. В 1851 г. правительство сочло возможным сократить выделяемые городу пособия из казны, а к началу 1860-х годов свело их на нет. Однако состояние городских финансов, несмотря на усилия Думы, коренных изменений не претерпело. За 12 лет (1848—1860 гг.) городские доходы увеличились всего на 182 тыс. руб. (за 25 лет к 1872 г. — на 800 тыс. руб.). По существу осталась прежней и структура расходной части городского бюджета: средства, выделяемые на благоустройство города, на больницы и благотворительные заведения, на народное образование, составляли не более 1/3 части бюджета. Положение 1846 г. на практике позволило лишь весьма незначительно расширить компетенцию столичного общественного управления. Ему оставались неподведомственными основные отрасли городского хозяйства. Дума по-прежнему лишь выделяла средства разным учреждениям, причем даже без права осуществлять контроль за их расходованием. Городскими сооружениями, содержание которых лежало на обязанности общественного управления, заведовало строительное ведомство Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Такие важные отрасли городского хозяйства как освещение, пожарное дело, санитарный надзор оставались в распоряжении полиции. На больницы, благотворительные заведения, народное образование Думой ассигновывались средства Приказу общественного призрения, Комитету по призрению нищих и некоторым другим организациям. Лишь немногие объекты городского хозяйства в самом деле находились в руках Думы. Это рынки, общественные скверы, перевозы через Неву15. Такое положение не устраивало Думу. Она стремилась к существенному расширению функций, предоставленных ей в сфере городского хозяйства и управления. Но первая же попытка Думы проявить себя в качестве городской общественной власти, причем в рамках закона16, незамедлительно привела к атаке на нее со стороны наиболее консервативных сил в правительственном аппарате, которые выдвинули требование пересмотреть Положение 1846 г. Утверждалось, что представительство в таких масштабах, в каких оно введено в Петербурге (750 гласных), не согласуется с коренными началами самодержавия и несет потенциальную угрозу существующему строю. В законодательство об устройстве общественного управления Петербурга были внесены существенные изменения. В 1859 г. с целью усиления контроля над Общей думой она была подчинена «главному наблюдению и ведению» военного генерал-губернатора. Доклады комиссий и ее постановления впредь допускалось печатать только с разрешения гражданского губернатора и под его личную ответственность. В 1862 г. численный состав Общей думы был уменьшен до 1/3 — 250 гласных. При этом вводилось такое новшество как двухстепенные выборы в Общую думу: избиратели на прежних основаниях выбирали гласных в сословные отделения, а уже из их состава выбиралось по 50 человек в Общую думу17. С начала 1860-х годов в обстановке общественного подъема в стране деятельность городской Думы значительно активизировалась. Общая дума стала собираться не от случая к случаю, а достаточно регулярно. В 1861 г., т. е. до изменения ее структуры и сокращения численности гласных, Дума заседала 11 раз, в то время как в предшествующий период были годы, когда она не собиралась ни разу. Для разработки отдельных вопросов городского хозяйства был создан ряд специальных комиссий: о пользах и нуждах, санитарная и др. В 1865 г. в полное заведование Думы от строительного ведомства перешли городские здания, сооружения, монументы, дорожное хозяйство и прочие объекты. Дума выразила готовность взять в свои руки также и управление больницами и богоугодными заведениями, которые содержались за счет города. Признавая неудовлетворительным положение с постановкой начального народного образования в столице, она подняла вопрос о необходимости увеличения числа учебных заведений для бедных слоев населения, ходатайствовала о передаче в ведение Думы финансируемых ею приходских училищ. Эти предложения Думы не получили тогда поддержки правительства, и реальные результаты ее практической деятельности в 1860-е годы оказались невелики. Были осуществлены некоторые меры по улучшению санитарного состояния города, замощен ряд улиц, заложен сад на Адмиралтейской и Петровской площадях, построена небольшая городская больница, увеличены ассигнования на народное образование18. Тем не менее 60-е годы оставили определенный след в истории становления общественного управления столицы. С 1863 г. начали выходить «Известия С.-Петербургской городской общей думы». (Илл.: «Известия С.-Петербургской городской общей думы») Решение издавать собственный печатный орган было продиктовано стремлением Думы самоутвердиться, отстоять принцип авторитетности общественного учреждения, привлечь внимание общества к городским делам. На страницах «Известий» Дума не раз заявляла о себе как об органе общественной власти, которую уже не удовлетворяют пределы предоставленной ей компетенции и рамки самостоятельных действий. В феврале 1866 г. был напечатан доклад думской комиссии, где шла речь о необходимости строго определить круг дел, которые требуют рассмотрения и утверждения правительственной властью, по остальным же делам предоставить Думе право самой выносить постановления. Утверждалось, что большинство дел «с пользой для города и без вреда для общих государственных интересов могли бы быть окончательно решаемы самим городским общественным управлением»19. В том же номере «Известий» был поднят вопрос о передаче в ведение Думы исполнительной полиции, иначе говоря, о наделении общественного управления административными функциями20. Новый этап в развитии общественного управления Петербурга (для остальных городов фактически его первый этап) связан с городской реформой 1870 г.
2. Городские реформы 1870 и 1892 гг. Модификация в 1862 г. Санкт-Петербургского городового положения 1846 г., прежде всего сокращение числа гласных с 750 до 250 человек, нейтрализовала противодействие консервативных сил проведению общей реформы в городах. 20 марта 1862 г. последовало «высочайшее повеление» «безотлагательно приступить к улучшению общественного управления во всех городах империи, применяясь к принятым для Петербурга основным началам». Однако программа правительства, полностью ориентированная на петербургский образец, в начале 1860-х годов уже не могла устроить широкую общественность, с мнением которой в новых условиях приходилось считаться .(Илл.: Символический ключ С.-Петербурга; Герб С.-Петербурга – Петербургская городская дума, вкладка) Первый проект городской реформы (1864 г.) довольно далеко отошел от начальных замыслов правительства, был приближен к буржуазным правовым нормам. В его основу были положены принципы всесословности представительства, разделения распорядительной и исполнительной властей, самоуправления городского общества. В проекте нашла отражение так называемая «общественная» теория самоуправления, в основе которой лежало исключение местных дел из сферы государственных интересов. В 1860—1870-е годы эта теория получила широкое распространение в российском обществе, стала предметом обсуждения в научной литературе, публицистике и т. д. Общественность опиралась на нее как на средство убедить правительство закрепить за органами самоуправления всю полноту власти в местных делах. В рассматриваемый период времени данная теория вполне устраивала и правительство, имевшее намерение переложить заботу о местных нуждах на плечи самого населения. По своему содержанию проект находился в русле прогрессивных реформ начала 60-х годов (земской, судебной). Однако его первая редакция не стала окончательной. Подготовка городской реформы затянулась на несколько лет, и лишь в 1870 г. третий по счету министерский проект получил силу закона2. За эти годы произошло резкое поправение внутриполитического курса, что не могло не вызвать изменений в подходе правительства к решению проблемы местного общественного управления. В результате последующего редактирования первого проекта Городовое положение приняло менее прогрессивный, ограниченный характер по сравнению с реформами начала 1860-х годов. Но основополагающие принципы проекта 1864 г. не были подвергнуты ревизии. Правящие круги понимали необходимость реформирования архаичной системы общественного управления в городах, были заинтересованы в такой ее реорганизации, которая создала бы условия для более эффективного ведения городского хозяйства. Городовое положение было утверждено царем 16 июня 1870 г.4Однако лишь через два года 20 июня 1872 г. были изданы «Высочайше утвержденные Правила о применении высочайше утвержденного 16 июня 1870 г. Городового положения к столицам и городу Одессе»5. (Илл. или Вставка: первая страница «Правил…») Внесенные в них изменения по сравнению с законом 16 июня 1870 г. касались в основном процедурных вопросов и были вызваны потребностью упростить механизм функционирования городских дум в крупнейших городах. Вместе с тем учитывался и объем их деятельности, не сопоставимый с другими городами. По Городовому положению 1870 г. общественное управление строилось на началах всесословности, выборности и самоуправления. По новому закону распорядительные функции осуществляло уже не все городское общество, а его представительный орган — Городская дума. Статья 54 Городового положения гласила: «Городская дума представляет собой все городское общество. На сем основании она входит в обсуждение дел, касающихся всего городского общества, и действует его именем во всех случаях, когда закон требует по сим делам общественного постановления или приговора»6. Право участия в выборах, независимо от сословия, было предоставлено владельцам недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, и содержателям торгово-промышленных заведений по купеческому свидетельству. При условии двухлетнего до выборов проживания в городе избирательное право получали лица, уплачивавшие определенные торгово-промышленные сборы. На указанных основаниях избирательным правом пользовались и юридические лица: ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Минимальный имущественный ценз Городовым положением не устанавливался. В качестве обладателей недвижимости избирательным правом были наделены владельцы любой лачуги, уплачивающие за нее копеечные налоги в городскую казну. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимостью, и лица умственного труда (чиновники, лица свободных профессий и др.), не имевшие собственных домов и снимавшие квартиры. Среди них были весьма состоятельные и образованные люди. Участвовать в выборах лично могли мужчины старше 25 лет. За женщин, имевших избирательный ценз, и тех, кто не достиг 25-летнего возраста, в выборах участвовали лица, получившие от них доверенности, за юридических лиц — их представители. Голосование по доверенностям разрешалось и за «отсутствовавших». При кажущейся широте предоставленных законом избирательных прав и при отсутствии минимального имущественного ценза реальное количество жителей, допущенных к участию в выборах, особенно в крупных городах, было весьма невелико. Выборы проводились по «трехразрядной», куриальной системе, заимствованной из прусского муниципального законодательства. Она базировалась на принципе «соразмерности участия в общественном управлении количеству уплачиваемых налогов». Избиратели вносились в список в порядке понижения уплачиваемых ими налогов в городскую казну и делились на 3 численно неравные группы (разряды), но с одинаковой общей суммой платежей. На этом основании каждый разряд имел право выбирать одинаковое количество гласных. В результате несоизмеримые по количеству избирателей группы по закону получали равные возможности представительства, чем ограничивалось влияние малоимущей части избирателей на формирование состава городской думы. В основу организации общественного управления был положен принцип самоуправления. По Городовому положению 1870 г. муниципальное хозяйство передавалось в ведение новых общественных учреждений. Круг их обязанностей был очерчен весьма широко. На органы городского общественного управления было возложено «попечение» о городском хозяйстве, внешнем бла
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|