Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая диагностика




Показатели

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

 

Общие показатели развития детского творчества:

► компетентность (эстетическая компе­тентность)

► творческая активность

► эмоциональность

►произвольность и свобода поведения

► инициативность

► самостоятельность и ответственность

► способность к самооценке

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных ви­дах деятельности (по данным исследова­ний Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):

► субъективная новизна, оригиналь­ность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и ре­зультата (продукта) детского творче­ства;

» нахождение адекватных выразитель­но-изобразительных средств для соз­дания художественного образа;

► большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

► индивидуальный «почерк» детской продукции;

►самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;

► способность к интерпретации художе­ственных образов;» общая ручная умелость.

Экспериментальная модель вырази­тельного художественного образа как интегральной художественно-эстети­ческой способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):

► восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и пред­метов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

► осмысленное «чтение» - распредме­чивание и опредмечивание - художе­ственно-эстетических объектов с по­мощью воображения и эмпатии, (но­сителем эстетического выступает выразительный образ как универ­сальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;

► творческое освоение «художествен­ного языка» - средств художествен­но-образной выразительности;

►► самостоятельное созидание (сотворе­ние) художественных образов в изоб­разительной деятельности;

►► проявление эстетического отношения во всех видах детской художествен­ной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслу­живание);

► экспериментирование с художествен­ными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и спосо­бов создания художественных обра­зов.

3. Методика проведения диагностики.

Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдель­ном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные ху­дожественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные ка­рандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бума­га белая трёх форматов (большого, сред­него и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игро­вой форме ребёнку предлагается наз­вать всё, что он видит (при этом фикси­руется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хо­тел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последователь­ность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фик­сации наблюдений экспериментаторов.

«Портрет»

Художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

 

1. Характеристика отношений, интере­сов, способностей в области художе­ственной деятельности:

2) увлечённость;

 

4) творческое воображение;

 

2. Характеристика качества способов творческой деятельности:

1) применение известного в новых ус­ловиях;

2) самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания об­раза;

3) нахождение оригинальных спосо­бов (приёмов), новых для ребёнка;

 

3. Характеристика качества продукции:

1) нахождение адекватных вырази­тельно-изобразительных средств для создания образа;

2) соответствие результатов изобра­зительной деятельности элементар­ным художественным требованиям;

 

Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

«Посмотрим в окошко»

 

Задачи. Учить детей рисовать про­стые сюжеты по замыслу. Выявить уро­вень развития графических умений и композиционных способностей. Позна­комить с новым способом выбора сюже­та (определения замысла) - рассматри­вание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окруже­ния и его отражению в рисунке.

Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или де­ревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за ок­ном. Рассматривание репродукций, худо­жественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изобра­жающих разные домики с окошками, на­пример: «Колобок», «Заюшкина избуш­ка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».

Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:

На-на-на-на-на-на-на!

Смотрит кто-то из окна!

Не-не-не-не-не-не-не!

Кто же там торчит в окне

Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!

Эй, цветок не урони!

Но-но-но-но-но-но-но!

Мы отправились в кино!

Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!

Тучи спрятали луну.

Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!

Как темно-то без луны!

На-на-на-на-на-на-на!

Машет мама из окна!

Материалы, инструменты, оборудо­вание. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фло­мастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие каран­даши, салфетки бумажные или матерча­тые, коробочки для обрезков. Две об­ложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с гори­зонтальным и вертикальным размещени­ем листов). Видоискатели - деревянные или картонные рамки разной формы и величины.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д. /абе:

- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.

Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной тра­вой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.

И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.

В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и ма­шет мне рукой.

Через раму картины ничего не видно.

Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и насед­ка с цыплятами, и собака, и ребята, кото­рые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.

Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа).

Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, по­хожи ли эти «виды» за окном на карти­ны. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, гла­за при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада.

Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет ри­совать. Помогает наводящими и уточня­ющими вопросами (это вид из окна до­ма, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.).

Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художествен­ные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сде­лать рамочки для своих картин.

Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из де­тей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе дела­ет перенос умений, полученных на од­ном занятии, в другую тему. В последую­щем можно будет сравнить типы рамо­чек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна.

В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов «По­смотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разни­цы между ними. Если кто-то из детей

ошибается с выбором, педагог просит по­ложить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои аль­бомы, чтобы показать их родителям.

После занятия.

Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и верти­кальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описатель­ных рассказов.

Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:

- Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»

И мы кричали хором:

- До-сви-да-ни-я! Было очень весело.

Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал загля­дывать в мою. Елена Александровна пе­ресадила его на переднее сиденье, по­ближе к себе. А ко мне сел Димка.

Димка водил пальцем по стеклу, жуж­жал и говорил, что это летит вертолёт.

- Если, Димочка, мы на вертолёте, - сказала я, - то кругом должно быть голу­бое небо.

- А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.

Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, ес­ли вокруг кусты и деревья? И всё зелё-ное-презелёное?

Рисование-фантазирование или рече­вая игра «Что видно за..?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать ка­рандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котёнок...

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...