Художник. Гражданин. Герой.
Добрый день! Мы рады вас приветствовать в Музее истории Минска. Пока экспозиция по истории города не создана, мы предлагаем вам посетить выставку почётного гражданина города Минска, народного художника Беларуси и СССР Михаила Андреевича Савицкого. Художнику 88 лет, а он до сих пор пишет картины. Жизнь он прожил нелёгкую, и его творчество во многом автобиографично. В своих картинах он отразил основные трагические события 2-й половины ХХ века в истории Беларуси и мира в целом. Приглашаю вас в первый зал. Перед нами ранние работы автора, созданные в конце 1950-х начале 1960-х гг. после окончания Московского художественного института имени В.И. Сурикова. «Песня» - это дипломная работа Михаила Андреевича. Она во многом автобиографичная. М.А. Савицкий родился в деревне Звенячи на Витебщине, и ему неоднократно приходилось наблюдать такую картину. Летним вечером девушки возвращаются с поля домой. Они устали за день, но, не смотря на это, поют песню. А как вы думаете, о чём их песня? Белорусское народное песенное творчество очень богато и разнообразно. Песня сопровождала человека во все самые важные моменты его жизни, она присутствовала во всех семейно-обрядовых и календарных праздниках. Песня белорусских женщин, которые идут домой после целого дня работы в поле – это тоскливая и заунывная, грустная песня, это песня о тяжёлой женской доле. Картина была высоко оценена критиками и принимала участие во Всесоюзной выставке. Напротив ещё одна картина того же периода творчества – «Соцобязательство». Как вы понимаете, что такое соцобязательство? Дело в том, что эта картина – яркий пример искусства «соцреализма». Соцреализм – это такой стиль в искусстве, главной задачей которого было отражение счастливой жизни советских граждан, в первую очередь трудящихся – рабочих и колхозников, то есть отражение жизни социалистического общества в реалистичной манере. Перед нами группа рабочих, которые решительно подписываются под неким документом. Их движения чёткие и резкие, их лица уверенные и строгие. Для них на первом месте гражданский долг, обязательство, общественные интересы. Творчество художников той эпохи во многом носило воспитательный характер. Как вы думаете, какие чувства, и какие качества характера должно было воспитывать такое искусство? Главной целью было воспитание патриотизма, уважения и любви к труду. Этот стиль живописи ещё называют «суровый стиль». Как вы думаете, почему этот стиль назван «суровым»? Какие выразительные средства использует автор в этой работе? Что общего между этой картиной и агитационным плакатом? Картина не многоцветна, она выполнена тёмными красками, автор использует советскую символику – красное знамя; композиция картины чёткая и простая, движения героев резкие и уверенные.
Ещё один эпизод из жизни трудового народа мы можем видеть на следующей картине – «Льноводы». Какие элементы «сурового» стиля здесь повторяются? Чем отличается способ изображения трудящихся в этой картине в сравнении с предыдущей? Изображая женщин-колхозниц, автор использует всё те же тёмные краски, картина не отличается ярким колоритом, однако динамика движений иная – они более плавные и мягкие. Льноводство – это древний промысел. Что бы получить льняную ткань нужно много потрудиться, и автору это хорошо знакомо, если учесть, что он родился и вырос в деревне на Витебщине. У М.А. Савицкого есть несколько работ посвящённых этой теме. Какие этапы обработки льна вы знаете? Работа «У переезда» отличается по цветовой гамме, однако тема остаётся неизменной – картины из жизни простых трудящихся советских граждан.
Как уже было сказано, творчество художника отражает основные трагедии истории Беларуси 2-й половины ХХ века. Как вы думаете, какие? В первую очередь – это Великая Отечественная война, участником которой был и М.А. Савицкий. Проходим в следующий зал. Остановка перед картиной «Узник». Цикл работ, посвящённый войне, М.А. Савицкий начал писать спустя 30 лет после её окончания. Эта серия автобиографичная. В 1940 г. Михаил Андреевич был мобилизован в Красную армию, войну встретил в Севастополе в должности заместителя командира 793-го отдельного батальона связи. 250 дней защищал Черноморский порт. В 1942 г. был взят в плен. 29 апреля 1945 г. освобождён американскими войсками из концлагеря Дахау. Все эти три года М.А. Савицкий был узником лагерей смерти. Какие фашистские лагеря смерти вам известны? Перед вами автопортрет художника на фоне ворот Бухенвальда. Эта работа во многом объясняет общее название цикла – «Цифры на сердце». На груди с левой стороны номер «32815» - цифры на сердце, этот же номер на металлическом медальоне - на шее. Но у названия этой серии работ есть и более широкая трактовка. Какие ещё «цифры на сердце» имеет в виду автор? Во второй мировой войне принимали участие 62 государства, боевые действия велись на территории 3-х континентов, в водах 4-х океанов, погибло 50 млн. человек, среди них 20 млн. советских граждан, в том числе 2 млн. 200 тыс. белорусов, в концлагерях погибло 11 млн. из 18 млн. узников. Только в Беларуси действовало 260 лагерей и 100 гетто. Сожжено 628 белорусских деревень, разрушены десятки городов… Эта картина документально правдива. На воротах Бухенвальда была надпись «Каждому своё». Арестанты носили полосатую форму. Буквы «К» и “L” на одежде обозначали – концлагерь, красный треугольник с буквой “R” – русский политический заключённый. В этой серии работ отражены самые жуткие и трагичные моменты существования человека в концлагере. Перед вами «Летний театр» - так фашисты называли ямы для сжигания трупов, которые использовались, когда крематории не справлялись со своей работой. Тела умерших, как поленья сброшены бульдозерам в одну кучу. Наблюдая эту картину, фашист слева и надзиратель из узников смеются. Некоторые узники шли на сотрудничество с немцами, пытаясь продлить своё существование, однако их иногда ждала ещё более жуткая смерть.
Не все выдерживали лагерную жизнь. Михаил Савицкий был свидетелем многих самоубийств, что отражено в картине «Проклятие». Лагеря смерти охраняла колючая проволока, по которой шёл электрический ток, и одним из способов покончить с собой было – «пойти на провод». На картине «Поющие лошади» мы не увидим этих красивых животных. Поющими лошадьми фашисты называли тех узников, которых использовали как тягловую силу, они обязаны были тянуть повозки с трупами в крематорий. Иногда при этом узников заставляли петь песни. Но концлагерь это не только машина по уничтожению людей. Концлагерь это ещё и опытная лаборатория по изучению человека, физических и духовных возможностей его организма. Процесс отбора для участия в медицинских экспериментах мы видим на следующей картине «Отбор». Опыты, как правило, проводили на молодом здоровом организме – поэтому на переднем плане картины те, кто не подошёл – женщины с детьми и беременные, а на втором плане в ряд стоят молодые девушки, самые сильные и красивые, в ожидании своей тяжёлой участи. Обратите внимание на краски, которые использует автор для передачи цвета кожи девушек-узников и фашистов. В чём отличие? Какие цели этим достигает автор? Когда человек попадал в концлагерь, то его лишали всего имущества, которое было при нём. Этот процесс изображён в картине «Канада». «Канада» - это термин, которым фашисты называли место сбора ценностей у узников, ведь когда людей отправляли в эвакуацию, они успевали забрать с собой самые дорогостоящие предметы, в основном золото, которое ценилось во все времена. В этой картине автор использует тот же приём, что и в предыдущей. Выразительным средством выступают оттенки золотого цвета, используемые для передачи цвета непосредственно золота и цвета кожи женщин-узников. Кроме того, здесь изображена травля собаками – популярный метод издевательств в лагерях смерти, в частности в Бухенвальде.
И вот опят перед нами картина трупосожжения – «Танец с факелами». Сравните эту картину со сценой «Летний театр», в чём отличие? Тема у картин одна – уничтожение людей, метод один – сожжение, отличие в подходе к умершему человеку. В первой картине людей сжигают как брёвна, во второй – это целый обряд. Люди: мужчины, женщины, дети аккуратно сложены, а вокруг них с факелами в руках танцуют фашисты. Всё действие напоминает языческий, сатанинский обряд. В лагерях смерти погибали женщины, мужчины, дети. «Мадонна Биркенау» - это символ всех погибших матерей. Кто такая Мадонна? Биркенау – женский концлагерь. Картина – символ погибших матерей. Женщина с ребёнком изображена на фоне пламени крематория, но она недосягаема для зла, её лицо выражает спокойствие и умиротворённость. Картина жизнеутверждающая, жизнь продолжается и во время войны, женщины продолжают рожать детей. Символом жизни выступают и скромные цветы, проросшие из пепла невинно убиенных. Цикл работ «Цифры на сердце» состоит из 16 картин, продолжение мы увидим в следующем зале. Картина «Свобода» автобиографичная. В апреле 1945 г. М.А. Савицкий был освобождён американской армией. Его обнаружили в тифозном бараке, он был дистрофиком и находился на грани жизни и смерти после наказания абсолютным голодом в течение 3-х недель. Вместе с ним были освобождены ещё 30 тыс. оставшихся в живых узников Дахау. Всего через концлагерь Дахау с 1933 г. прошло 250 тыс. узников из 24 стран мира, 70 тыс. погибло, в том числе 12 тыс. советских граждан. Тему освобождения продолжает и картина «Эти выжили». Перед нами дети, побывавшие в концлагере, но оставшиеся в живых. Эти мальчики не похожи на детей. Что в них вам кажется неестественным? Их лица не похожи на детские, они выглядят как старики. В их глазах нет радости, им придётся жить с тем, через что они прошли, воспоминания не оставят их всю жизнь. Следующие три картины – это символ непоколебимости человеческого духа, символ борьбы до последнего вздоха. Перед нами «Эттерсберг. Голгофа ХХ века». Эттерсберг – это гора, на которой стоял лагерь Бухенвальд. А что такое Голгофа? Автор называет Эттерсберг Голгофой ХХ века, так как это место принесло гибель тысячам невинных. Распятый на решётке юноша с кровавой звездой на груди подобен распятому Христу в терновом венце. Почему фашисты вырезали звезду? Что символизирует красная звезда? Сбежать из концлагеря было практически невозможно, но попытки всё же предпринимались – об этом картина «Побег». Сам Михаил Савицкий неоднократно пытался бежать. Первая попытка была удачной – ему удалось сбежать из рабочего лагеря в Дюссельдорфе, однако вскоре его разоблачили. Второй раз он пытался бежать во время переезда из Бухенвальда в Дахау. У М.А. Савицкого с собой был ножик с пилочкой, с помощью которого он просверлил отверстие в днище вагона. Бежать решили по жребию, в результате из 80-и спаслись 22 человека, но Михаилу Андреевичу шанс так и не выпал. Его, как организатора побега бросили в штрафной эшелон, прямиком на «фабрику смерти», но для начала подвергли абсолютному голоду в течение 3-х недель.
Завершает цикл картина «Поющие коммунисты» - это торжество человеческого духа. Перед нами место казни – живьём сжигают людей, но они не сдаются, назло фашистам поют свою песню, гимн непобеждённого человека. Примеры такого исключительного мужества – редкость, но они случались. Этой картиной художник говорит нам, что фашизм победим уже потому, что сила человеческого духа сильнее, потому что зло противоестественно, потому что добро всегда побеждает. Цикл работ «Цифры на сердце» самый сильный и самый шокирующий, он принёс художнику всесоюзное признание и звание Народного художника СССР (1978 г.). Но в то же время, он продолжал работать над картинами о мирном послевоенном времени, главной темой которых была тема жизни. Проходим в следующий зал. Посмотрите на эти работы. Кто здесь главный персонаж? Все работы объединены одной темой – хлеб. Хлеб – главный герой этих работ. Символом чего выступает хлеб в творчестве художника? Хлеб у М.А. Савицкого, как и в белорусской народной культуре – это символ жизни. Его использовали во всех семейных и календарных праздниках, хлеб всегда должен был лежать в хате на столе, хлеб нельзя было выбрасывать. А какие ещё народные обряды или традиции связанные с хлебом вы знаете? На картине «В поле» мы видим группу людей, которые мысленно благодарят землю за урожай. «Хлеб нового урожая» в руках у женщин, что символично, так как женщина продолжательница рода; мужчины-хлеборобы изображены на заднем плане, как бы в тени. На картине «Хлеб» перед нами молодая семья. Женщина испекла хлеб и смачивает его корку водой, что бы она была мягче. Из этой группы картин выбивается полотно «Девушка с капустой». Попробуйте определить, в чём отличие этой работы от тех картин художника, которые вы уже увидели? Если вы наблюдательны, то должны были заметить, что для М.А. Савицкого характерно использование определённого набора красок, цветов, его картины в основном отличаются тёплой красно-коричневой и золотисто-жёлтой гаммой. В «Девушке с капустой» художник отошёл от своей привычной палитры и сделал работу необычайно яркой и красочной с использованием сине-бирюзовых и красно-розовых тонов. У М.А. Савицкого символом жизни часто выступает женщина, что вполне логично. Именно женщина главная героиня большинства его работ. В этом мы сейчас убедимся, проходим в следующий зал. Перед вами «Куст роз». Автор редко изображает цветы, и эта та из немногих его картин, где мы можем их видеть. «Куст роз» – отображение цикличности жизни, жизненного круговорота. Кто главные герои этой картины? В каких трёх состояниях представлена перед нами женщина? В центре перед нами женщина-мать, слева от неё – молодые девушки, которым ещё только предстоит продолжить свой род; справа – пожилая женщина, которая уже воспитала своих детей. Как вы думаете, почему художник изобразил своих героинь на фоне цветущего куста роз? Однако, как я уже отмечала творчество М.А. Савицкого это история трагедий белорусского народа, трагедий 2-й половины ХХ века. Первая трагедия – это Великая Отечественная война, которую автор отобразил в цикле «Цифры на сердце». Какая ещё катастрофа постигла Беларусь в ХХ веке? Эта катастрофа – Авария на Чернобыльской АЭС. Когда она произошла? Вскоре после 26 апреля 1986 года художник приступил к созданию серии работ под общим названием «Чёрная быль». Проходим в следующий зал. Как вы думаете, почему эта серия работ называется «Чёрная быль»? В этом названии слышится слова Чернобыль, чёрное бытие, чёрное существование, цветовая гамма картин тёмная, почти чёрная. Этот цикл работ состоит из картин двух типов: 1. «сюжеты» из реалий Чернобыля; 2. философские «картины-аллегории». Перед нами полотна «Эвакуация» и «Покинутые» - это маленькие, но самые эмоциональные моменты из жизни людей Чернобыльской зоны. Что такое эвакуация? Всего из загрязнённых территорий было эвакуировано 200 000 человек. После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая была проведена 27 апреля. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-километровой зоны. Запрещалось брать с собой вещи, многие были эвакуированы в домашней одежде. Чтобы не раздувать панику, сообщалось, что эвакуированные вернутся домой через три дня. Домашних животных с собой брать не разрешали, впоследствии из числа военных и местных охотников были сформированы отряды по отстрелу брошенных домашних, а также диких животных. Безопасные пути движения колонн эвакуированного населения определялись с учётом уже полученных данных радиационной разведки. Несмотря на это, ни 26, ни 27 апреля жителей не предупредили о существующей опасности и не дали никаких рекомендаций о том, как следует себя вести, чтобы уменьшить влияние радиоактивного загрязнения. Как вы думаете, какие чувства испытывали при этом люди? Загляните в их глаза на картине художника. Из-за недостатка информации, атмосферы секретности местное население не понимало что происходит. Люди ещё не знали всей масштабности катастрофы, но чувствовали, что происходит нечто судьбоносное. Из всей группы людей, выделите того человека, в глазах которого нет страха. Какие чувства он испытывает? Среди эвакуируемых выделяется старик, в глазах которого лишь тоска и печаль, некая безысходность, граничащая с безразличием. Он один понимает, что умирать на родной земле ему не придётся. Однако не все решились покинуть родные дома, многие уехали и вернулись. Так, на картине «Покинутые» мы видим группу людей, которые не уехали в эвакуацию. Это в основном пожилые люди. С чем сравнивает художник одиночество этих людей? Над их головами одинокая луна, не видно звёзд в мутном небе. Даже цвет лиц и цвет луны одинаково бледен. Другой тип картин из этой серии – «картины-аллегории». Что такое аллегория? Аллегория – это иносказание, а в искусстве – изображение отвлечённой идеи с помощью образа, развёрнутое уподобление. Попробуем вместе разгадать значения следующих произведений. Картины «Запретная зона», «Чернобыльская мадонна» как раз аллегории. Какие персонажи повторяются на обоих полотнах? Автор часто использует образ ангела с чёрными крыльями. Как вы думаете, что символизирует этот ангел? Скорее всего, это символ смерти. В картине «Запретная зона» мы видим его в окружении детей в белых одеждах. Их тела почти прозрачные, они парят в небе, рядом со звёздами. Как вы думаете, кто эти дети? Может быть, это души погибших детей, может это души ещё не родившихся детей… Эта тема продолжается и в самой трагичной картине из всей серии – «Чернобыльская мадонна». У М.А. Савицкого есть несколько мадонн, одну из них мы уже видели – «Мадонна Биркенау». У «Чернобыльской мадонны» родился мёртвый ребёнок, ангелы смерти принимают его к себе. В этой работе заложена идея о том, что жизнь после Чернобыля невозможна. Радиоактивное излучение поражает в первую очередь репродуктивную систему, и для женщины становится практически нереальным родить здорового ребёнка. Эта же идея продолжается и в картине «Доля». Что такое доля? Чем это понятие отличается от понятия судьба? В белорусском языке слово доля имеет негативное значение, если судьба может быть счастливой или несчастливой, то слово доля употребляется с определениями тяжкая доля, несчастливая доля. Перед нами молодые девушки, обречённые на смерть, на несчастную бездетную долю. За их спинами страшный ряд, который заканчивается черепом, символом смерти. Далее вновь два сюжета из жизни людей чернобыльской зоны. Работу «Плач о земле» можно объяснить двояко. Попробуйте определить какие два значения слова «земля» имеет в виду художник? В первом случае, можно сказать, что это плач о родной земле, о той малой родине, которую покидает человек. Во втором случае, земля здесь выступает именно как земля-кормилица, как земля, которая даёт жизнь. Для Беларуси потерять землю – это самая большая трагедия, это наше единственное богатство, у нас нет больших запасов природных ископаемых, нефти и газа, белорусы всегда жили с земли. В народной культуре, в языческих верованиях наших предков – земля объект поклонения, её боготворили, её использовали в магических обрядах. Какие обряды, связанные с землёй вам известны? Большая часть радиоактивных выбросов (60 %) выпала именно на территории Беларуси, отравила землю. Находиться в заражённой радионуклидами зоне нежелательно, но дышать воздухом современной зоны можно, потому как тяжёлые металлы ушли под землю, а вот употреблять в пищу продукты, которые там могут произрастать нельзя. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, иода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 33 года), стронция-90 (период полураспада 28 лет). В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн. га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов. Тем не менее, некоторые эксперты считают, что проблемы, связанные с загрязнением трансурановыми элементами, требуют дополнительного изучения. В результате бета-распада Pu-241 на радиоактивно загрязнённых территориях происходит образование америция-241. В настоящее время вклад Am-241 в общую альфа-активность составляет 50 %. Рост активности почв, загрязнённых трансурановыми изотопами, за счёт Am-241 будет продолжаться до 2060 г. и его вклад составит 66,8 %. В частности, в 2086 году альфа-активность почвы на загрязнённых плутонием территориях Республики Беларусь будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период. Перед нами ещё одна сцена из жизни жителей деревни – люди покидают родной дом. Почему картина называется «Крест надежды»?Где на этой картине крест? Как называется такой косой тип креста? Косым Андреевским крестом забивали окна и двери, когда надолго покидали свой дом. Этот крест должен был уберечь дом от зла. В данной картине Андреевский крест стал символом распятой надежды людей на возвращение в родной дом. Следующая картина «Зрячий» написана в стиле иконы. Люди стоят, как в иконе «Неделя всех святых». Что вам напоминает композиция построения людей? Эта традиция собираться собором известна из старины. Так собирались люди, которые потерпели какие-нибудь бедствия или болезни, вместе они читали коллективную молитву. Ещё один приём иконы – цитата из Библии, из 6-й главы Апокалипсиса: «… и сказано им, чтобы они успокоились». В Апокалипсисе так же говорится о некой звезде Полынь, которую многие связывают с Чернобылем. Ведь чернобыльник – это народное название полыни. Единственный не иконный персонаж здесь – это человек с дозиметром, зрячий, который указывает путь. Кроме страха за свою жизнь и здоровье, кроме болезней и смертей Чернобыль – это ещё и трагедия для человека, которого отрывают от родной земли. В картине «Ностальгия» всё говорит об увядании, уходе в небытие. Мальчик прощается с родной деревней, багровое солнце склоняется к закату, одинокая луна предвещает наступление ночи. Только лишь ангел-хранитель выступает как символ надежды и тоски по утраченному. Завершает этот цикл картина «Реквием» Что такое реквием? Реквием, от латинского – покой, у слова есть два определения: 1. – это заупокойное католическое богослужение; 2. – это музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. Перед нами хор ангелов, которые оплакивают не человека, а покинутую людьми землю. Художник вновь обращается к образу ангела. Почему? Если попытаться сравнить чернобыльскую серию с «Цифрами на сердце», то мы увидим, что, не смотря на весь трагизм картин о концлагере, они жизнеутверждающие. Может ли человек победить фашизм?А может ли человек победить радиацию? Человек никогда не сталкивался с подобной катастрофой, он не знает, как с ней бороться, единственное, что ему остаётся это уповать на высшие силы, и посредником между людьми и богом выступает ангел. Жизнь и творчество М.А. Савицкого – характерное явление в искусстве и истории нашего времени. В этом феномене невозможно разделить биографию и творчество. Точно так же в личном его бытии искусство и история неразделимы. Михаил Андреевич Савицкий создал образ своего времени, образ бытия своей эпохи именно потому, что это бытие и время жёстко и безжалостно выстроили его судьбу, определили её, поставив человека перед последним пределом, «последними вещами», из которых слагается сама сущность человеческого существования. Искусство художника, таким образом, предстаёт перед нами как памятник времени. В настоящее время М.А. Савицкий продолжает работать, с 1981 г. руководит Творческими академическими мастерскими живописи графики и скульптуры Министерства культуры РБ. Является народным художником Беларуси (1972), народным художником СССР (1978), награждён орденом Ленина (1982), орденом Фр. Скарыны (1997), орденом Андрея Первозванного (2000), в 2006 г. присвоено звание герой Беларуси. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее РБ, Музее современного изобразительного искусства в Минске, Государственном музее истории Великой Отечественной войны, Государственном литературном музее имени Янки Купалы, Могилёвском областном художественном музее имени П.В. Масленникова, Национальной Академии наук РБ, фондах Министерства культуры РФ, фондах Белорусского союза художников, в Национальной галерее в Софии (Болгария).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|