Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И.Ф. Анненский «Кипарисовый ларец»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Л.Н. Петька на даче. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Жизнь человека.

2. Анненский И.Ф. Кипарисовый ларец.

3. Ахматова А.А. Вечер. Четки. Белая стая.

4. Белый А. Пепел. Петербург.

5. Блок А.А. Циклы стихотворений: Ante Lucem. Стихи о Прекрасной Даме. Город. Снежная маска. Фаина. Страшный мир. Родина.

6. Бунин И.А. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Сны Чанга.

7. М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Челкаш. Мать. На дне.

8. Гумилев Н.С. Романтические цветы. Жемчуга. Чужое небо. Колчан.

9. Зайцев Б.К. Голубая звезда.

10. Клюев Н.А. Избяные песни.

11. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Поединок. Молох. Олеся. Изумруд.

12. Маяковский В.В. Стихотворения 1912-1917 гг. Владимир Маяковский: трагедия. Облако в штанах.

13. Ремизов А.М. Крестовые сёстры. Посолонь.

14. Сологуб Ф. Стихотворения. Мелкий бес.

15. Бальмонт К.Д., Мережковский Д.С., Есенин С.А., Брюсов В.Я., Хлебников В., Кручёных А., Бурлюк Д., Гнедов В., Гиппиус З., Мандельштам О., Тэффи, Саша Чёрный, Хармс Д.И., Пастернак Б. Стихотворения.

16. Аверченко А. Рассказы.

17. Тэффи. Рассказы.

18. Северянин И. Громокипящий кубок.

19. Шмелев И.С. Человек из ресторана. Неупиваемая Чаша.

20. Стихотворения пролетарских поэтов (3 на выбор).

 

Семинары

Творчество Л. Андреева

1. Пьеса «Жизнь человека»

ü Образ Человека (Обратите внимание, что под Человеком понимается мужчина, в то время как женский персонаж всегда именуется Жена). Особенности изображения других людей (друзья и враги человека, музыканты, соседи, родственники, гости и т.д.).

ü Жизнь человека в изображении Л. Андреева.

ü Некто в сером. Его роль в пьесе.

ü Двуединость в изображении Старух (реальность и ирреальность). Почему постаревший человек и старая стряпуха изображаются по-разному? Можно ли сказать, сколько Старух участвует в разговоре в первом и последнем действиях?

ü Цветовая символика пьесы (чёрный, розовый, жёлтый, белый). Обратите внимание, как меняется сочетание цветов от сцены к сцене.

ü Почему последнее действие происходит в кабаке? В чём причина того, что автор оставил в качестве итогового варианта именно этот (см. другой существующий вариант пятого действия)?

ü Можно ли сказать, что смерть Человека знаменует его полное поражение?

ü Новаторство Л. Андреева как драматурга. Традиции театра Метерлинка в драматургии Л.Андреева.

2. «Жизнь Василия Фивейского»

Ø Почему жизнь героя руководится именно роком, а не Богом? Библейский прообраз главного героя. Почему самые трагические события происходят в церковные праздники или обставляются как праздник? Что означает фраза-рефрен «Их двое»? Эсхатологические мотивы в повести.

Ø Почему главный герой называется Василием Фивейским? Параллель в образах попа и попадьи, а также их детей (Василий, Настя). Тема убийства и расплаты за него (исповедь Трифона).

Ø Образ старосты Копрова: почему он в отличие от Василия Фивейского называется счастливым человеком? Мир Василия Фивейского и мир Копрова: противопоставление беспричинных смертей смерти упорядоченной, «рассудочной»[1].

Ø Семён Мосягин как ещё одна жертва рока. Чем отличается его отношение к своей судьбе от отношения Василия Фивейского?

Ø Параллели с пьесой «Жизнь человека».

Литература

1. Корнеева Е.В. Система мотивов художественной прозы и драматургии Л. Андреева. Елецк, 2001.

2. Мамай Н.Н. Художественно-философские идеи в драматургии Л. Андреева. Дисс. к.ф.н. Тверь, 2001.

3. Московкина И.И. Проза Л. Андреева. Харьков, 1994.

 

Творчество А.М. Ремизова

«Крестовые сёстры»

1. Традиции Достоевского в образе Маракулина. Почему он не смог следовать заповеди «только видеть, только слышать, только чувствовать»?

2. Образ «божественной» Акумовны. Черты святой и юродивой в её образе.

3. Образы других «крестовых сестёр»: Лизавета Ивановна, Вера Николаевна, Вера Ивановна, Марья Александровна, девочка Вера, Анна Степановна, Евгения Александровна, девочка-калека Марья и др.

4. Образ Плотникова.

5. Бурков дом — весь Петербург. Традиции в изображении северной столицы Ремизовым. Смысл пословицы «человек человеку бревно». Мотив людской слепоты.

6. Символическое значение Парижа. Мотив «побега в Париж».

7. Три «заповеди» обитателей Буркова дома: «обвиноватить никого нельзя», «корабли пойдут, много кораблей — далеко», «надо от всего отряхнуться».

8. Символическое значение образа кошки Мурки.

9. Апокалипсические мотивы в повести.

10. Своеобразие стиля повести.

«Посолонь»

1. История создания и читательский адрес. Роль «предисловия» к сборнику. Смысл заглавия.

2. Особенности композиции сборника.

3. Календарные и свадебный обряды, заговоры, сказки и др., их роль и особенности расположения. Языческая и христианская составляющая в сборнике. Почему представлен не весь круг календарных обрядов? Чем можно объяснить отсутствие некоторых из них (напр., святочные гадания, коляда, масленица и др.)?

4. Образы детей. Детский фольклор в структуре сборника.

Литература

1. Алексей Ремизов: Исследования и материалы: Сб. ст. СПб., 1994.

2. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. М., 1982.

3. Обатнина Е.Р. А.М. Ремизов: личность и творческие практики писателя. М., 2008.

4. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). М., 2000.

5. Русский модернизм: Проблемы текстологии: Сб. ст. СПб., 2001.

6. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. СПб., 1885.

7. Слобин Г.Н. Проза Ремизова. 1900-1921. СПб., 1997.

8. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837—1839. Вып. 1—4.

 

Дореволюционное творчество И.А. Бунина

1. Тематика и проблематика дореволюционного творчества:

ü тема памяти: прекрасное прошлое («Антоновские яблоки»), легендарное прошлое («Суходол»). Охарактеризуйте общий эмоциональный фон воспоминаний об ушедшей России.

ü традиции готического романа в «Суходоле»

ü мрачное настоящее («Деревня»). Образы Тихона и Кузьмы. Образ Молодой. В чём причина столь разного отношения к «прежней» («Антоновские яблоки», «Суходол») и нынешней деревне?

ü тема любви: особенности раскрытия

ü изображение Буниным православной веры и обрядности

2. Философский подтекст в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

3. Обращение Бунина к изображению экзотических стран («Братья», Сны Чанга»).

4. Особенности стиля Бунина. Назовите основные средства создания образности.

Литература

1. Афанасьев В.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества. М., 1966.

2. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

3. ГречневВ.Я. В мире лирико-философской прозы Бунина // Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX - ХХ веков. Л., 1979.

4. КолобаеваЛ.А. Проза И. А. Бунина. М., 2000.

5. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.

6. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953. М., 1994.

7. Михайлов О.Н. И.А. Бунин: Очерк творчества. М., 1967.

8. Михайлов О.Н. Строгий талант: И. Бунин, жизнь, судьба, творчество. М., 1976.

9. ПращерукН.В. Художественный мир прозы И.А. Бунина. Язык пространства. Екатеринбург, 1999.

10. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.

11. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991.

 

Куприн «Поединок»

1. История создания произведения. Отзывы критиков.

2. Мир армейского гарнизона: каким он изображается — от старших чинов до простого солдата?


ü полковник Шульгович

ü Бек-Агамалов

ü Лещенко

ü Осадчий

ü поручик Бобетинский

ü Слива

ü полковник Брем

ü Хлебников

ü Гайан

ü Стельковский

ü Николаев

ü Назанский


3. Резкое противопоставление уставных и личных человеческих отношений.

4. Особенности изображения солдатской массы.

5. С помощью каких художественных средств показывается омертвление человеческой души? Почему известие о смерти Ромашова преподнесено читателю в форме рапорта?

6. Образ Ромашова. Почему автором резко противопоставляется его внешний вид и то, как он сам себя «видит»?

7. Можно ли назвать Ромашова «маленьким человеком»? Назовите черты, присущие этому литературному типу.

8. С какого момента начинается «распрямление» Ромашова как личности? (визит к Назанскому; когда он вступается за татарина; домашний арест или др.)

9. Женские образы в повести (Шурочка, Петерсон).

10. Почему в романе так часто обсуждается вопрос о дуэли? (Соотнесите это с названием произведения) Приведите точки зрения персонажей на эту проблему.

11. Символы в повести:

ü символ нити

ü символическое значение образа Пушкина

12. Докажите, что в романе нет ни одного однозначно положительного образа.

Литература

  1. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. М., 1981.
  2. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. М., 1987.

3. Михайлов О.Н. Жизнь Куприна: «Настоящий художник – громадный талант». М., 2001.

  1. Крутикова Л.В. А.И. Куприн. Л., 1971.
  2. Ошарова Т. Куприн в работе над финалом «Поединка» // Русская литература. 1966. № 3.
  3. Юркина Л.Н. Поэтика А.И. Куприна. Сыктывкар, 1997.

7. 8. Воровский В.В. А.И. Куприн // Воровский В.В. Эстетика. Литература, Искусство. М., 1975.

 

«Мелкий бес» Ф. Сологуба

1. Образ Передонова. Традиции русского классического реализма в романе (Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов и др.):

ü Можно ли назвать Передонова вариантом «маленького человека»?

ü Почему у этого персонажа нет портретной характеристики?

ü С какой целью Сологуб вводит в роман параллель с рассказом А. Чехова «Человек в футляре»? Значимо ли то, что Передонов не узнаёт себя в литературном двойнике – учителе Беликове?

2. Два аспекта преставления реальности в романе — «бытообличительный» и символико-философский.

3. Изображение города и его жителей (Вершина, Грушина, Варвара, Верига, Володин и др.).

4. Христианские аллюзии в романе.

5. Античность и христианство в романе. Мотив безумия. Какую роль играет в романе сюжетная линия сестёр Рутиловых, на первый взгляд почти не связанная с передоновской?

Литература

1. Павлова М. Писатель-инспектор: Ф. Сологуб и Ф.К. Тетерников. М., 2007.

2. Русская литература XX в. 1890-1910. В 2 кн. М., 2000. Кн. 1.

 

И.Ф. Анненский «Кипарисовый ларец»

1. Тематика сборника:

Ø тема тоски («Трилистник тоски», «Трилистник дождевой», «Трилистник балаганный», «Трилистник сумеречный» и др.);

Ø тема смерти («Трилистник сентиментальный», «Трилистник осенний», «Трилистник траурный», «Трилистник призрачный», «Трилистник вагонный», «Трилистник весенний», «Контрафакции», «Размётанные листы»);

Ø тема любви («Трилистник победный», «Складень романтический», «Размётанные листы»);

Ø тема поэта и поэзии, поэта и толпы (Размётанные листы», «Трилистник в парке», «Трилистник толпы»);

Ø тема страшного мира («Трилистник сумеречный», «Трилистник лунный», «Трилистник обречённости», «Трилистник кошмарный», «Трилистник призрачный», «Трилистник бумажный», «Трилистник из старой тетради»);

Ø противопоставление лирического героя обществу («Трилистник одиночества», «Трилистник вагонный», «Трилистник лунный», «Трилистник проклятия»);

Ø противопоставление весны и осени («Трилистник соблазна», «Трилистник сентиментальный», «Трилистник осенний», «Трилистник ледяной», «Трилистник весенний», «Контрафакции»).

2. Символы сборника: свеча, облака, дверь, часы и др.

3. Смысл заглавия.

4. Композиция сборника. Трилистники, складни и размётанные листы как способ внутренней организации.

Литература

1. Беренштейн Е.П. Символизм Ин. Анненского: Проблемы художественного метода. Тверь, 1992.

2. Петрова Г.В. Творчество Ин. Анненского. Вел. Новгород, 2002.

3. Новикова У.В. Эстетика И.Ф. Анненского в свете интерпретации доминантных мотивов лирики поэта: Автореф. дис… канд. филол. наук. Краснодар, 2007.

4. И.Ф. Анненский, 1855-1909: Материалы и исследования. М., 2009

 

Поэзия В.Я. Брюсова

1. В чём причина тяготения Брюсова к латинским названиям для своих сборников? Символика заглавий.

2. Эстетика символизма в ранней поэзии Брюсова («Сонет к форме», «Осеннее чувство», «Творчество», «Мечты, как лентами, словами…»).

3. Тематика ранней лирики Брюсова:

ü тема любви («Мы встретились с нею случайно…», «В тиши задремавшего парка…», «Предчувствие», «Всё кончено…», «Любовь», «Осенний день был тускл и скуден…», «Я – мотылёк ночной…», «И снова ты, и снова ты…», «Я имени тебе не знаю…» и др.). Как меняется осмысление этой темы от сборника к сборнику?

ü тема поэта и поэзии («Как царство белого снега…», «Юному поэту», «Мучительный дар», «Чёткие линии гор…», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Ещё надеяться – безумие…», «Обязательства», «Отреченье», «Числа», «Возвращение», «Я», «К самому себе», «Случайности», «Братьям соблазнённым», «Отрады», «L’ennui de vivre…», «Кинжал»). Можно ли говорить о гражданской позиции лирического героя Брюсова?

ü тема смерти («И ночи и дни примелькались…», «Последние слова», «...я вернулся на яркую землю…», «Я бы умер с тайной радостью…»)

4. Лирический герой ранней поэзии Брюсова. Как он меняется от сборника к сборнику? Мотив пути, побега (циклы «Скитания» и «Вступления»).

5. Экзотика – воплощение иного, совершенного мира («В ночной полумгле», «На журчащей Годавели», «На острове Пасхи», «С кометы», «Львица среди развалин», «Жрец», циклы «Любимцы веков», «Баллады»). Привнесение экзотики в современность («Первый снег», «Ночью»).

6. Образ города (цикл «В стенах», «Картины»; «В неоконченном здании», «Замкнутые», «Париж», «Мир», «Конь блед», «Слава толпе»). Традиции Бодлера в изображении города.

7. В чём причина частого обращения Брюсова к изобразительным искусствам в качестве отправной точки для своих стихотворений (посвящения портретам, «гравюра», «статуэтка», «надпись»)?

 

Лирика З.Н. Гиппиус

1. Тематика ранней лирики (конец XIX в. – начало XX в.):

Ø тема смерти («Отрада», «Снежные хлопья», «Сонет» («Не страшно мне прикосновенье стали…»), «Иди за мной», «Осень», «Там»)

Ø смерть и одиночество («К пруду»)

Ø смерть и любовь («Иди за мной», «Снежные хлопья», «Любовь – одна», «Ты любишь?»)

Ø тема одиночества, уединение как единственный способ стать счастливым («Посвящение», «К пруду», «Последнее», «Не знаю»)

Ø образ небес как синоним истины, мотив поиска истины («Бессилие», «Посвящение», «Крик», «Вечерняя заря»)

Ø стремление познать мир через любовь к неявному, таинственному («Надпись на книге», «Сонет» («Один я в келии неосвещённой…»), «Апельсинные цветы», «Они»)

2. Зрелая лирика (XX в.):

Ø тема мучительной жизни, в которой невозможно приобщение к истине («Пыль», Молитва», «Глухота», «Часы стоят», «Зелёное, жёлтое и голубое», «Пауки», «Днём», «Дождичек», «Земля»)

Ø любовь к Богу как единственная возможность спасения от уродливого мира («Два сонета», «Вместе», «К ней», «Благая весть», «Стекло», «Час третий», «Святое», «Иметь» и др.)

Ø проблема истинной и мнимой свободы («Свобода», «Не здесь ли?», «Родина»)

Ø уединение – единственное стояние, при котором возможно ощутить счастье, однако истину можно найти только в испытаниях («Соблазн», «Истина или счастье?»)

Ø тема войны и революции (циклы «Война» и «Революция»)

3. Лирический герой З. Гиппиус. Почему в большинстве случаев её лирический герой – мужчина?

4. Черты поэтики «старших» символистов в поэзии З. Гиппиус. Можно ли говорить о символике в её поэзии?

 

А. Белый «Пепел»

1. Композиционное построение цикла. Как меняется настроение при переходе от одной части к другой?

2. Пространство и время в цикле. Тема странничества/паломничества/побега. Мотив темницы. Мотив дороги.

3. Христианские мотивы в цикле. Тема безумного пророка и особенности её реализации.

4. Традиции в изображении города и деревни:

ü некрасовские традиции в изображении деревни (см. эпиграф);

ü традиции Пушкина («Не дай мне Бог сойти с ума…»), Лермонтова («Маскарад», «Демон»), Гоголя и Достоевского (изображение города);

ü цикл «Пепел» в ряду других произведений эпохи («Пляски смерти» А. Блока, «Поэма без героя» А. Ахматовой, «Петербург» А. Белого и др.);

ü влияние творчества Э. По (см. напр., «Маска красной смерти»);

ü мотив плясок смерти, живого мертвеца; сюжет о мёртвом женихе.

5. Тема любви в цикле. Реализация схемы «красавица и чудовище» в «Деревне» и «Паутине».

6. Тема войны и революции в цикле.

7. Цветопись в цикле: какое значение получают красный/алый/огневой/пурпурный/малиновый/вишнёвый, янтарный, бирюзовый, серый/седой, белый. Цветы (желтофиоль, камелии, маки, лилии, подснежник, азалии, георгины и др.) и их цвет как знаковая деталь цикла. Каким образом центральная для него тема пепла реализуется через его цветовое обозначение?

8. Образ России. Особенности взаимоотношений лирического героя и Родины.

9. «Пепел» как цикл:

ü понятие «цикла» в литературоведении

ü назовите универсальные циклообразующие связи, присутствующие в сборнике А. Белого.

10. Укажите, какие части цикла, несомненно, имеют общий сюжет? Можно ли назвать их микропоэмами внутри цикла?

Литература

1. Андрей Белый: Проблемы творчества. М., 1988.

2. Мочульский К.В. Андрей Белый. Томск, 1997.

3. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

4. Спивак М.Л. Андрей Белый — мистик и советский писатель. М., 2006.

5. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

 

Творчество А. Блока

1. «Трилогия вочеловечивания» в творчестве А. Блока.

2. Первый том трилогии (циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»):

Ø образ лирического героя и Её

Ø особенности пространственной и временной организации сборников

Ø тематика тома; образ «страшного мира» («Ужасен холод вечеров…», «Свет в окошке шатался…» и др.)

Ø цветовая символика

3. Второй том трилогии (циклы «Город», «Фаина», «Разные стихотворения»):

Ø образ города

Ø изменение образа Прекрасной Дамы, высмеивание былых идеалов («Балаганчик», «Поэт», «Девушка пела в церковном хоре…»)

Ø тема любви, особенности её воплощения

Ø образ Петербурга и его основателя, Петра

4. Третий том трилогии (циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Родина»):

Ø тематическое наполнение тома

Ø центральный образ «страшного мира» (цикл «Пляски смерти»); образ Петербурга

Ø тема любви; образ возлюбленной

Ø тема Родины (цикл «Родина»)

Ø древнерусские мотивы в цикле «На поле Куликовом»

5. Особенности художественного стиля Блока. Символика в его поэзии.

Литература

1. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990.

2. Берберова Н. Александр Блок и его время. М., 1999.

3. Жигач Л.В. А. Блок и русская культура. Преемственность в становлении национально-поэтического сознания. Тверь, 1993.

4. Лавров А.В. Этюды о Блоке. СПб., 2000.

5. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.

6. Минц З.Г. Блок и русский символизм. В 3-х т. СПб., 1999-2000.

7. Новикова Т.Л. Изобразительное искусство в раннем творчестве Александра Блока. М., 1993.

8. Приходько И.С. Мифопоэтика А. Блока. Владимир, 1994.

9. Сарычев В.А. Александр Блок: Творчество жизни. Воронеж, 2004.

10. Соловьёв Б.И. Поэт и его подвиг: Творческий путь Александра Блока. М., 1971.

11. Шкуркина Ю.А. Функционально-семантический анализ свето- и цветообозначений (на материале произведений А. Блока): Автореф. дисс. к.ф.н. Тверь, 1998.

12. Якобсон А.А. Конец трагедии. М., 1992.

 

Творчество Н. Гумилёва

1. Особенности выбора пространства и времени:

ü Почему в качестве места действия избираются экзотические страны:

Ø Африка («Жираф», «Носорог», «Озеро Чад» и др.)

Ø Италия («Помпей у пиратов», «Игры», «Венеция», «Фра Беато Анжелико», «Пиза», «Падуанский собор» и др.)

Ø Греция («Какая странная нега…», «Снова море» и др.)

Ø средневековая Европа («Средневековье»),

Ø Восток («Сада-Якко», «Китайская девушка» и др.)?

ü Почему в этом списке оказывается Русь («Старые усадьбы»), детская («Крыса»)?

2. Основные ипостаси лирического героя:

ü конквистадор («Сонет» из сборника «Романтические цветы»),

ü странствующий воин («После победы»),

ü Одиссей («Снова море»),

ü друг Люцифера и смерти («Баллада», «Умный дьявол» и др.),

ü Синдбад («Орёл Синдбада»),

ü Ягуар («Ягуар»), лев («Невеста льва),

ü солнце; золотой жених («Невеста льва).

3. Лирический герой как путешественник между мирами

ü реальными («Птица»),

ü вымышленными («Сады души», «Оссиан», «Пещера сна», «Канцоны», «Пятистопные ямбы», «Пиза», «Орёл Синдбада» и др.).

ü Образ библиотеки («В библиотеке», «Читатель книг», «У меня не живут цветы…» из сборника «Жемчуга»).

4. Тема поэта и поэзии («Думы», «Фра Беато Анжелико», «Какая странная нега…», «Восьмистишие»).

5. Тема любви («Любовникам», «Влюблённая в дьявола», «Принцесса» и др.).

6. Образ несущей гибель возлюбленной («Баллада», «Заклинание», «Гиена», «Корабль», «Ягуар», «Ужас», «За гробом» и др.). Почему возлюбленная представляется именно в образе ужасного чудовища?

7. Противопоставление лирического героя-«солнца» и возлюбленной-«луны» («Баллада», «Ягуар» и др.).

8. Тема смерти («Смерть» из обоих сборников, «Выбор», «Мне снилось», «Самоубийство»).

9. Тема войны («Война», «Пятистопные ямбы», «Наступление», «Смерть» из сборника «Колчан»).

10. Роль цветовых обозначений в ранней лирике Гумилёва («Отказ», «Любовникам», «Заклинание», «Сады души» и др.). Можно ли говорить о наличии цветовой символики в лирике Гумилёва (сравните с циклом А. Белого «Пепел»)?

11. Можно ли говорить об этих сборниках как о циклах?

Литература

1. Афанасьева Н.А. Традиционные поэтические образы в лирике А. Ахматовой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама. Дисс. к.ф.н. СПб., 2004.

2. Баскер М. Ранний Гумилёв: Путь к акмеизму. СПб., 2000.

3. Бронгулеев В.В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилёва. Годы: 1886-1913. М., 1995.

4. Давидсон А.Б. Муза странствия Николая Гумилёва. М., 1992.

5. Иванова Н.М. Религиозная лексика в лирике Н.С. Гумилёва. Дисс. к.ф.н. Тверь, 2008.

6. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилёва. Дисс. к.ф.н. Тверь, 1998.

7. Полушин В.Л. Николай Гумилёв: Жизнь расстрелянного поэта. М., 2007.

8. Селезнёва Л.В. Частотный словарь как основа реконструкции художественного мира (на примере «Романтических цветов» и «Огненного столпа» Н.С. Гумилёва). Дисс. к.ф.н. Тверь, 2004.

 

Творчество А. Ахматовой

(«Вечер», «Чётки», «Белая стая»)

1. Тематическое наполнение сборников:

ü тема любви

ü тема поэта и поэзии

ü тема смерти

ü тема войны

ü тема веры

2. Петербург в изображении Ахматовой. Образ Пушкина. Мотив побега из Петербурга.

3. Тверской край в поэзии Ахматовой.

4. Образ лирической героини. Литературные маски в лирике Ахматовой (Спящая красавица, Золушка, Снегурочка, Офелия, Русалочка, царевна, канатная плясунья).

5. Литературный роман с А. Блоком.

6. Повышенная роль детали в поэзии Ахматовой. Взаимосвязь между вещным миром и миром людей.

7. Определите особенности мироощущения в каждом из сборников.

8. Акмеизм и поэзия Ахматовой.

Литература

1. Добин Е. Поэзия Ахматовой. Л., 1968.

2. Жирмунский В.М. Творчество Ахматовой. Л., 1973.

3. Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. М., 1991.

4. Редькин В.А. Роль Слепнева в создании А. Ахматовой национального образа мира // Творчество А. Ахматовой и Н. Гумилева в контексте поэзии ХХ века. Материалы Международной научной конференции (21-23 мая 2004 г.). Тверь, 2004. С. 7-27.

 

Дореволюционное творчество В. Маяковского

Лирика

1. Особенности взаимоотношений мира и лирического героя («Нате!», «Ничего не понимают», «Вот так я сделался собакой», «Эй!», «Ко всему» и др.).

2. Образ города («Вывескам», «Адище города», «Последняя петербургская сказка» и др.).

3. Тема поэта и поэзии («А всё-таки», «Вам!», «Надоело», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»).

4. Сатирические стихи («Гимн судье», «Гимн критику», «Гимн обеду», «Внимательное отношение к взяточникам» и др.).

Поэма «Облако в штанах»

1. Тематика поэмы (тема любви, тема поэта и поэзии).

2. Лирический герой и личность самого поэта. Образ возлюбленной.

3. Сюжет и композиция поэмы.

4. Эпатажная составляющая поэмы.

5. Христианские аллюзии в поэме.

6. Оценка современных литературных направлений в поэме (кубофутуристы, эгофутуристы).

7. Язык и стиль поэмы. Черты поэтического новаторства Маяковского.

Трагедия «Владимир Маяковский»

1. Особенности изображения мира и человека.

2. Основная тема пьесы.

3. Образ главного героя. Можно ли поставить знак равенства между ним и личностью самого Маяковского?

4. Система персонажей в пьесе.

5. Влияние футуризма на поэтику трагедии и идейное содержание.

6. Почему жанр обозначен как «трагедия»?

Литература

1. Бельская Л.Л. Мотив одиночества в русской поэзии: от Лермонтова до Маяковского // Русская речь. 2001. №6. С. 3-8.

2. Винокур Г.О. Маяковский — новатор языка. М., 1943.

3. Калитин Н.И. Слово и мысль: О поэтическом мастерстве В. Маяковского. М., 1959.

4. Кантор К.М. Тринадцатый апостол. М., 2008.

5. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2000.

6. Лекманов О.А. «Карта будня» // Русская речь. 2001. №5. С. 54-55.

7. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.

8. Машбиц-Веров И.М. Поэмы Маяковского. М., 1962.

9. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века (А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский). М., 1991.

10. Новиков В.В. В.В. Маяковский: Критико-биографический очерк. М., 1952.

11. Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. В 2 т. М., 1954-56. Т. 1.

12. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция. Липецк, 2000.

13. Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. М., 1991.

14. Хорхордина Т.И. «Неизвестный» Маяковский. М., 2001.

15. Штокмар М.П. Рифма Маяковского М., 1958.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...