Понятие и правотворчества
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Правотворчество — это создание, изменение, отмена, приостановка действия, лишение юридической силы правовых норм. Правотворчество является той стадией, которая предшествует правовому регулированию. Процесс правотворчества не носит субъективного характера, его возникновение происходит из-за потребности общества в урегулировании определённых сфер деятельности (экономической, политической и т. д. ), следовательно, правотворчество носит объективный характер. Стадии правотворчества Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа: § подготовки проекта нормативного акта; § его официального принятия. Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий: § принятие решения о подготовке проекта нормативного акта; § формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта; § подготовка его текста; § предварительное обсуждение проекта; § согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями; § предварительное утверждение проекта. Второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе: § внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение; § обсуждение проекта; § принятие и подписание нормативного акта; § официальное оглашение, доведение до сведения адресатов. Понятие законотворчества Законотворчество — это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы. Как особая форма правотворчества, законотворчество отличается: · особым ограниченным кругом субъектов - только высшие представительные органы (парламенты) и электорат;
· процедура принятия законов подробно, детально регламентирована; · законотворчество регулирует наиболее важные виды общественных отношений; · в результате законотворчества принимаются акты, обладающие высшей юридической силой. Стадии законотворчества 1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. 2. обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. 3. принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три полетали и: · принятие закона Государственной Думой · одобрение закона Советом Федерации · подписание закона Президентом РФ 4. опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. 38. Система российского права. Предмет и метод правового регулирования. Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве согласованности составляющих его норм и одновременном их разделении на отрасли и институты. Систему права составляют следующие элементы: · отрасль права; · подотрасль права; · правовой институт; · норма права. Отрасли права – это самые большие элементы системы права. Каждая отрасль делится на подотрасли, каждая подотрасль – на институты, а институты включают в себя нормы права. Небольшие отрасли права могут сразу делиться на институты. Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.
1. Конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т. д.; 2. Административное право — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти; 3. Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения; 4. Семейное право — отрасль права, регулирующая сферу брачно-семейных отношений; 5. Трудовое право — совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.; 6. Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений; 7. Уголовное право — совокупность юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены; 8. Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйственной деятельности. 9. Гражданско-процессуальное право — совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата; 10. Уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Деление система права на отрасли обусловлено наличием у каждой из них специфических предмета и метода правового регулирования. Методы Метод правового регулирования — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.
Метод правового регулирования включает следующие компоненты: · порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т. д. ); · степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения); · способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения); · способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок). o Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены. o Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом. Предмет Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений. Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т. е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т. д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Вопрос 39. Частное и публичное право. К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, т. е. такие отношения, в которых выражен частный интерес.
К частному праву, например, относится: семейное право, предпринимательское право, трудовое право, гражданское право. Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами - область публичного права. Публичное право - это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), т. е. такие отношения, в которых выражен государственный интерес. Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т. е. отношения подчиненности. К публичному праву, например, относится: Конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, налоговое право. 40. Соотношение международного и внутригосударственного права. Выделяются три наиболее распространенные теории соотношения международного и внутригосударственного права: 1) теория примата внутригосударственного права над международным правом; 2) теория примата международного права над внутригосударственным; 3) теория, считающая международное право и внутригосударственное право независимыми друг от друга, самостоятельными и равноправными системами. Сущность первой теории состоит в том, что она рассматривает международное право как внешнегосударственное право данного государства. Международное право выступает как совокупность норм, создаваемых исключительно по воле данного государства и являющихся для него обязательными в отношениях с другими государствами. Тем самым теория утверждает право силы в международном общении и фактически отрицает международное право. В настоящее время данная теория не пользуется успехом Вторая теория утверждает неограниченный приоритет международного права. Согласно этой теории международное право стоит выше любого национального правопорядка, и именно в международном праве национальные правопорядки находят основания для своего существования. Внутригосударственное же право - это лишь совокупность полномочий, которые ему делегируются международным правом для регулирования более узкой, конкретной области отношений (внутри государства). Сторонники монистических теорий противопоставляют международное право такой объективной реальности как государственный суверенитет
Третья теория соотношения международного и внутригосударственного права исходит из признания независимости и равнозначности этих двух систем права. Содержание концепции выражалось в том, что международное и внутригосударственное право являются относительно самостоятельными отраслями права. При этом международное право отличается от права внутригосударственного (национального) не только по предмету регулирования, но и по таким признакам, как характер участников международно-правовых отношений - субъектов права, метод правового регулирования, включая способ нормообразования (нормотворчества) и механизм обеспечения международного правопорядка. 41. Основные правовые семьи современности: романо-германская и англо-саксонская правовые семьи Основными правовыми семьями современного мира, по мнению большинства исследователей, являются романо-германская, англосаксонская и религиозно-традиционная правовые семьи. Центром развития романо-германской правовой семьи явилась континентальная Европа (поэтому правовая общность этих государств и получила название семьи континентального права). В результате колонизации европейскими государствами других стран в последние столетия имели место насильственная экспансия романо-германского права в неевропейские страны, а также его добровольная рецепция иными странами. Сегодня романо-германской правовая семья охватывает государства не только континентальной Европы, но и большую часть стран Африки, Латинской Америки и Востока. Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группы романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Португалия, Румыния, Люксембург, Нидерланды, Турция, латиноамериканские страны и др. ) и группу германского права (Германия, Австрия, Швейцария, Венгрия, Греция, скандинавские страны и др. ). Свое историческое и генетическое начало романо-германская правовая семья берет в Древнем Риме. Она формировалась на основе рецепции (восприятии и развитии) основных юридических понятий, институтов, принципов римского права. Основными средствами углубления и распространения идей, лежащих в основе романо-германского континентального права, стали европейские университеты, в которых идеи, конструкции и положения римского права были адаптированы к новым политико-экономическим отношениям. В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное право (нормативный правовой акт) – правовые нормы, нашедшие свое закрепление в национальном (внутригосударственном) законодательстве. 42. Систематизация права Систематизация права — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации: · Учет (Сбор действующих нормативных актов для обработки и расположения по определённой схеме с целью хранения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. ) · Кодификация (Создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер. ) · Инкорпорация (Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной. Инкорпорацией могут заниматься, как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. Применяется в романо-германской правовой системе. ) · Консолидация (Унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе. ) 43. Понятие и виды толкования норм права Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания. Толкование-уяснение - это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора. Толкование-разъяснение - это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений. Таким образом, уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта. В теории права выделяют следующие основные способы толкования: филологический; систематический; логический; исторический. Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл. Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются. Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. 44. Формы реализации права. Понятие и стадии правоприменения Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов. Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д. ). В этой форме реализуются запрещающие нормы. Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы. Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию. Воплощение всех функций права в жизнь возможно лишь при условии реального действия правовых предписаний или реализации их в деятельности людей и организаций. Следует подчеркнуть, что под реализацией права понимаются только такие действия, которые соответствуют правовым нормам, так как противоправная деятельность и неправомерное поведение связаны с нарушением юридических предписаний. 46. Понятие и виды юридических фактов. Юридический состав Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Можно выделить две группы признаков юридических фактов. Первая группа – материальная сторона юридических фактов. Юридические факты являются обстоятельствами: 1) конкретными, установленным образом выраженными внешне. При этом законодательство должно учитывать субъективную сторону поступков (вину, цель, мотив), которая является элементом сложного юридического факта; 2) проявляющимися в наличии или отсутствии конкретных явлений материального мира, притом, что юридическое значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п. ); 3) обладающими информацией о состоянии общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования. Вторая группа признаков раскрывает нормативную идеальную сторону этого явления. Юридические факты являются в этом случае обстоятельствами: 1) прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами; 2) закрепленными в определенной законодательством процедурно-процессуальной форме; 3) ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям. Классификация юридических фактов: 1) по последствиям; 2) по гносеологической природе фактов; 3) по юридической природе действий; 4) по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы. Под юридическим составом обычно понимается совокупность юридических фактов, необходимых для наступления определенных юридических последствий. В юридические составы могут входить в различных комбинациях как действия, так и события. В одних случаях юридические составы порождают правовые последствия при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их вместе взятых в нужное время. В других случаях юридические составы порождают правовые последствия только при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. 47. Понятие, состав и виды правонарушений Правонарушение — это противоправное, виновное, волевое деяние лица, противоречащее предписаниям норм права, причиняющее вред интересам общества и личности, влекущее за собой юридическую ответственность (общественно опасное, противоправное, виновное деяние). Состав правонарушения обозначает систему его признаков (элементов), необходимых и достаточных для привлечения к юридической ответственности правонарушителя. Юридический состав правонарушения включает в себя следующие элементы: § субъекта; § объекта; § субъективную сторону; § объективную сторону. Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым правонарушение причиняет или может причинить вред (жизнь, здоровье, честь, имущество и др. ). В понятие объекта правонарушения составной частью входит понятие предмета правонарушения (того, на что непосредственно посягает правонарушитель — материальная предпосылка). Объективная сторона правонарушения — это совокупность внешних признаков, характеризующих правонарушение, к которым относят деяние, противоправность и вредный результат, причинную связь между деянием и наступившим вредным результатом. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются: а) деяние (действие или бездействие); б) противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм; в) вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, умаление чести и достоинства); г) причинная связь между деянием и наступившим вредом; д) место, время, способ, обстановка совершения деяния. Факультативными признаками объективной стороны являются-время, место, орудия, способ совершения правонарушения. Общественная вредность и опасность являются основными характеристиками объективной стороны, обозначающими, что правонарушение посягает на основные ценности общества. Противоправность деяния обусловлена его общественной вредностью. Противоправность поведения должна быть официально подтверждена в законодательстве. Всякое правонарушение связано либо с активным противоправным поведением (действием), либо с пассивным противоправным поведением (бездействием). Причинная связь между деянием и социальным ущербом означает наличие объективной связи, при которой противоправное деяние предшествует во времени вредному последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие. Различаются правонарушения с материальным и формальным составами. В первом случае основанием привлечения к ответственности является причинение конкретного материального вреда (имуществу, личности, охраняемым интересам), во втором случае для привлечения к ответственности достаточно лишь самого факта посягательства на законные права других лиц или совершение правонарушения без нанесения измеримого материального вреда (клевета, оскорбление, разбойное нападение, разглашение тайны и др. ). Другими словами, для ряда составов правонарушений достаточно только совершение деяния, даже если оно не повлекло последствий. Если деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него или усиливается, или осуществляется в соответствии с другим составом. При исследовании объективной стороны правонарушения (например, преступления) учитываются и стадии совершения деяния (приготовление к преступлению, покушение на него, оконченное преступление), соучастие (совместное участие двух или более лиц) и др. Эти причинные связи являются прямыми, объективными и непосредственными, т. е. из них прямо, объективно и непосредственно следует общественно вредное последствие. Только при наличии всех четырех элементов состава правонарушения создается юридическая предпосылка для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Субъект правонарушения — это праводееспособное физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние. Лицо должно достичь установленного законом возраста, быть деликтоспособным (способным понимать характер своих действий и нести за них юридическую ответственность). Деликтоспособными признаются вменяемые лица, достигшие установленного в законодательстве об ответственности возраста (14 или 16 лет). Для ряда составов правонарушений предусматривается специальный субъект (должностное лицо, возраст, пол, профессия и т. д. ). В уголовном праве субъектом преступления признается только физическое лицо. В отличие от гражданско-правовой ответственности (солидарная ответственность по обязательствам) в уголовном праве отсутствует солидарная ответственность соучастников преступления, так как действует строго принцип индивидуализации ответственности. В процессе привлечения субъекта правонарушения к ответственности учитываются психологические и иные особенности личности правонарушителя, отставание в развитии несовершеннолетнего, состояние социальной среды, в которой действует правонарушитель. В уголовном праве не является субъектом преступления (преступником) лицо, которое на момент совершения преступления было невменяемым, не возникает ответственность за правонарушения, совершенные в состоянии крайней необходимости, обоснованного риска, необходимой обороны и т. д. В зависимости от конкретных особенностей личности и обстановки, в которой действовал правонарушитель, ответственность может быть полной или неполной. Субъектами некоторых правонарушений являются юридические лица (кроме уголовного права). Субъективная сторона правонарушения характеризует субъективное (внутреннее, психическое) отношение лица к совершенному общественно вредному деянию и его последствиям. Психическое отношение к деянию образует вину, которая выражается в формах умысла и неосторожности. Вина связана с волевым деянием, ответственность не наступает за преступления, совершенные под принуждением. В гражданском праве считаются недействительными сделки, совершенные с пороком воли. Деяния малолетних, невменяемых лиц не являются правонарушениями. Не является правонарушением причинение вреда охраняемым интересам при наличии форс-мажорных обстоятельств. В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, важна дифференциация форм вины. Вина является обязательным признаком субъективной стороны и необходимым условием наступления юридической ответственности. Умысел имеет место в случае, если лицо желает и предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения. Он подразделяется на прямой (способность лица предвидеть и желать наступления общественно вредных последствий) и косвенный (способность лица осознавать общественно вредный характер совершаемого деяния, предвидеть наступление вредных последствий противоправного деяния и сознательно допускать, но не желать их наступления). Неосторожность как форма вины имеет также два вида — легкомыслие (самонадеянность) и небрежность (халатность). В первом случае лицо предвидит наступление вредных последствий, но без достаточных, обоснованных мотивов или оснований самонадеянно рассчитывает на возможность предотвращения правонарушения. Но такой самонадеянный расчет является ошибочным. Противоправная небрежность (халатность) характеризуется тем, что лицо не предвидит вообще общественно вредных последствий своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть (именно в силу этой причины наступает юридическая ответственность). С. А. Комаров отмечает, что с субъективной точки зрения вина человека может выражаться в виде юридической и фактической ошибки, в первом случае «это ошибка относительно уголовной противоправности деяния и его наказуемости», а во втором — «это ошибка относительно элементов состава преступления. Если лицо не осознавало, что совершаемое им деяние как общественно опасное запрещено уголовным законом или угрозой наказания, но по обстоятельствам дела должно было и могло это осознавать, такое лицо подлежит уголовной ответственности за совершение преступления по неосторожности в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ». Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения. Составы правонарушений в законодательстве формулируются по-разному. Например, в уголовном и административном праве детально определены условия применения норм об ответственности, виды и размеры наказания. А в трудовом праве нет детального (по составам) определения дисциплинарных правонарушений, хотя есть развернутые перечни дисциплинарных взысканий. Виды правонарушений: 1. Административные проступки – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства (превышение скорости). 2. Дисциплинарные проступки – правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы коллективов предприятий, учреждений, организаций (опоздания на службу, прогулы) 3. Материальные проступки – правонарушения, связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей). 4. Гражданские проступки – выражаются в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного или морального вреда (неисполнение договорных обязательств, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина). 5. Финансовые проступки – правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов). 6. Семейные проступки (отказ от содержания или воспитания детей и др. ). 7. Конституционные проступки – это нарушения, выражающиеся, в частности, в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат Конституции. 8. Процессуальные проступки – это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе. (неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда). 48. Понятие, принципы и виды юридической ответственности Юридическая ответственность -это применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами к рамках процессуального порядка, строго определенного законом. Принципы юридической ответственности Принцип законности. Суть данного принципа заключается в том, что применение мер юридической ответственности должно осуществляться в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Юридическая ответственность также должна применяться только компетентным государственным органом или его должностным лицом. Мера ответственности может быть избрана только из закрепленного в законе перечня наказаний. Принцип непривлечения к повторной ответственности (non bis in idem - " не дважды за одно" ). Данный принцип корреспондирует с принципом законности. Суть принципа состоит в том, что лицо не может быть подвергнуто аналогичному виду ответственности за одно и то же деяние повторно. Принцип наличия вины. " Наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т. е. закреплено непосредственно" (Постановление Конституционного Суда РФ от 25. 01. 2001 N 1-П). Содержание данного принципа сводится к следующему: лицо подлежит юридической ответственности за то правонарушение и наступившие в результате его последствия, в отношении которых установлена его вина. Все, что совершено при отсутствии у лица выбора, т. е. при отсутствии свободы воли или в условиях, когда субъект не предвидел, не мог и не должен был предвидеть результатов своих поступков, не желал их наступления или не мог руководить своими действиями, основанием юридической ответственности не является. Принцип презумпции невиновности тесно связан с принципом наличия вины. Его смысл заключается в следующем: каждый обвиняемый в совершении преступления счи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|