Новый аспект сертификации — социальная лояльность
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В конце 90-х годов в экономически развитых странах отмечается расширение сферы интересов общественного движения в защиту прав человека. Возрастание конкурентной борьбы на перенасыщенных товарных рынках определяет необходимость поиска все новых и новых конкурентных преимуществ для производителей товаров и услуг. Пересечение этих двух явлений стало причиной проявления особого внимания правозащитников к соблюдению прав человека в процессе управления деятельностью организации, а социальная лояльность стала широко использоваться компаниями для пропаганды своей социально-этической ответственности перед обществом. Многие фирмы начали принимать соответствующие декларации и включать их в свои годовые отчеты, рекламные кампании, программы по связям с общественностью. Однако чтобы перейти от пропаганды к конкурентному преимуществу, требуется подтверждение декларации независимой стороной. Таким образом, были созданы предпосылки для разработки и принятия официального документа, содержащего критерии социально-этической лояльности, а также механизма доказательства соответствия организации этим нормам. Инициативу проявило большое число производственных фирм, банков, профсоюзных объединений, университетов Великобритании и США. Работа проводилась под руководством англо-американского научно-производственного общества — Совета экономических приоритетов. К работе были привлечены также специалисты некоторых международных организаций. В результате общих усилий на основе консенсуса заинтересованных сторон был принят стандарт SA 8000, который приобрел статус международного де-факто. Стандарт SA 8000 (Social Accountability 8000) базируется на Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, а также на ряде конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ)*, международных стандартах ИСО серии 9000 и серии 14000.
* Конвенции МОТ № 29 и № 105 (о принудительном и крепостном труде); № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», №100 и №101 «О равной оплате мужского и женского труда"; Рек. № 146 «О минимальном возрасте». Рек. № 164 «О безопасности и гигиене труда» и др.
Первой аккредитацию прошла швейцарская фирма Societe General de Surveillance — SGS) — ее специализированное отделение. SGS не только принимала участие в разработке стандарта SA 8000, но была одним из спонсоров его создания. Принципы SA 8000 применимы для организаций любой области деятельности, поскольку они по существу основаны на рекомендациях международных конвенций, касающихся системы управления. Каждая организация имеет определенный круг заинтересованных сторон, для которых ее социальная ответственность служит синонимом порядочности и надежности. К ним можно отнести собственный персонал акционеров, клиентов, потребителей, партнеров по бизнесу и всех, кто имеет отношение общественной деятельности компании или испытывает ее воздействие. Интересно также отметить, что возникновение этой новой области сертификации четко соотносится с концепцией социально-этического маркетинга: задача организации — удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении и укреплении благополучия потребителя и общества в целом.
Стандарт SA 8000 установил направления основных критериев для оценки социальной лояльности организации:
Под принудительным трудом стандарт подразумевает любую работу или услугу, производимую человеком под угрозой какого-либо наказания, т. е. без его добровольного согласия. Лояльная компания не должна использовать или поощрять принудительный труд, а также заставлять персонал сдавать какое-либо имущество или документы перед началом работы на компанию.
Большое внимание SA 8000 уделяет требованиям по гигиене и безопасности труда. Так, в компании должен быть топ-менеджер, ответственный за гигиену и безопасность труда работников, регулярно отчитывающийся о своей работе. В организации должны быть обеспечены и документально оформлены соответствующие меры по предотвращению несчастных случаев и ущерба здоровью персонала с учетом конкретных условий труда. Компания должна гарантировать проведение регулярного обучения персонала в области гигиены и безопасности, что отражается в отчетности. Стандарт рекомендует использовать специальные системы для слежения и предупреждения потенциальных угроз здоровью и безопасности работников. В организации должны быть чистые ванные комнаты, свободный доступ к питьевой воде, гигиенические условия для хранения пищи (если это необходимо по роду деятельности персонала). Лояльная компания гарантирует также чистоту, безопасность и функциональную пригодность всех мест, предоставленных работникам для проживания. Что касается свободы ассоциации и права заключения коллективных договоров, то компания обязана признавать право каждого работника выбирать профсоюз и заключать договор в рамках действующего законодательства. Если имеются законодательные ограничения, компания предоставляет альтернативные возможности для создания независимых и свободных ассоциаций. В таком случае компания гарантирует, что такие работники не будут подвергаться дискриминации. Социально-лояльная компания не проводит и не способствует дискриминации при найме, вознаграждении, обучении, карьерном росте, увольнении, выходе на пенсию, основанной на расовых, кастовых, национальных, религиозных, половых и других различиях. Компания запрещает действия и жесты, слова и физические прикосновения сексуального, угрожающего, оскорбительного или принуждающего характера.
Требования стандарта в отношении дисциплинарных взысканий сводятся к отказу от использования телесных наказаний, морального или физического принуждения и словесных оскорблений. При организации рабочей недели компания, руководствуясь законодательством, гарантирует загрузку персонала не более 48 часов в неделю с обязательным, по крайней мере, одним выходным днем. Сверхурочная работа не должна превышать 12 часов за неделю, оплачивается по повышенной ставке и допускается в исключительных и обоснованных ситуациях. SA 8000 предлагает четкие требования к вознаграждению за труд:
Система менеджмента в сущности является основным объектом аудита при сертификации организации на соответствие требованиям стандарта SA 8000. Названные выше критерии для этого аспекта проверки не претендуют на исчерпывающий вариант, а сам стандарт предусматривает возможность дополнений и совершенствования заложенных в нем требований. Политика компании в области социальной лояльности определяется топ-менеджерами, она должна быть оформлена документально, проводиться в практике компании, доводиться до работников всех уровней управления и быть доступной для широкого круга заинтересованных лиц. В содержание политики включается обязательство ее соответствия стандарту SA 8000, национальному законодательству и нормативным актам, обязательствам компании и международным конвенциям и соглашениям (см. выше). Топ-менеджеры организуют периодические проверки соответствия политики указанным выше требованиям, вносят необходимые исправления и улучшения, обеспечивающие более полное соответствие менеджмента фирмы критериям социальной лояльности.
Для более эффективного планирования и исполнения планов по реализации требований SA 8000 компания четко распределяет ответственность, составляет программы обучения для персонала и вновь принимаемых на работу, осуществляет систематический контроль эффективности реализуемых мероприятий. Анализ международных стандартов ИСО 9000 показывает, что работа с поставщиками и субподрядчиками играет значительную роль в обеспечении качества продукции, а в конечном итоге — и конкурентоспособности фирмы-изготовителя. Подтверждением важности взаимодействия с поставщиками для создания конкурентных преимуществ компании в области социальной ответственности является требование SA 8000 учитывать в отборе поставщиков их способность соответствовать требованиям этого стандарта. Претендуя на получение сертификата соответствия по SA 8000, организация должна предоставить аудиторам документально оформленные доказательства социальной лояльности своих поставщиков и субпоставщиков. Вся деятельность компании, направленная на выполнение требований SA 8000, должна быть открытой для проверок со стороны заинтересованных сторон, а если предусмотрено контрактом — со стороны поставщиков и субпоставщиков; предоставлять им информацию о соблюдении требований по социальной лояльности, для чего полезно вести регулярную отчетность. Таким образом, новая область сертификации касается таких вопросов прав человека, как право на безопасный труд, соответствующую его оплату, гарантии производственной гигиены, исключение дискриминации и др., что зависит от социально-этической компетентности и социальной лояльности организации. Предполагается, что охват объектов сертификации по SA 8000 будет увеличиваться, что приведет соответственно к выработке дополнительных критериев социальной лояльности. Первой компанией, получившей сертификат соответствия социальной лояльности, стала «Эйвон косметике» — ее производственное отделение в Нью-Йорке. Аудит и сертификация проводились SGS — ICS.* * ICS — International Certification Services, отделение по сертификации SGS.
В случае отказа о выдаче сертификата соответствия эксперты предлагают компании свои рекомендации по совершенствованию системы управления. Таким образом, SA 8000 — не только инструмент аудита, но и средство помощи организации в достижении социально-этического совершенства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|