Практика сертификации в РФ
Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в России практически только в последние годы на эту проблему обратили серьезное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечественного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. Немногие производственные предприятия России осознали важность и необходимость сертификации систем качества: всего лишь несколько сотен российских предприятий имеют сертификат на системы качества, в то время как за рубежом им владеют десятки тысяч фирм. Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества — весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: западные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация системы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводятся в соответствие с особенностями рыночной экономики; облегчается процедура сертификации продукции.
Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества — важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам. В России есть немало предприятий, столкнувшихся с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах с иностранным контрагентом, которые при отсутствии сертификата на систему качества завершились для российской стороны не лучшим образом. Развитие рыночных отношений в России, а также ее внешнеэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ принять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества» (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации. Решение о вхождении новой для РФ добровольной системы в систему ГОСТ Р принято сознательно и мотивировалось известностью Системы ГОСТ Р в России и зарубежных странах, где ее сертификат и знак соответствия находят признание. Не случайно и знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Системы ГОСТ Р лишь подписью «Регистр» над знаком и указанием номера стандарта ИСО под знаком.
Все это направлено на ускорение признаваемости российских сертификатов на системы качества в РФ и за рубежом. Во избежание дискредитации системы Госстандарт исключил вхождение в нее систем сертификации, которые и ранее предлагали услуги по сертификации систем качества (их порядка 10), но по тем или другим критериям вызывали сомнение. Например, если не обозначена четко область аккредитации органа по сертификации, то неизвестны его специализация, диапазон квалификации специалистов и др. Регистр как система организован в соответствии с действующим законодательством, правилами по сертификации и государственными нормативными документами России, а также европейскими и международными правилами и нормами в области сертификации системы качества. Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; сертификация производств; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества. Практическая деятельность по сертификации систем качества в России регламентируется основополагающими государственными стандартами: ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской федерации"; ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»; ГОСТ Р 40.003-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации систем качества"; ГОСТ Р 40.004-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации производств»; ГОСТ Р 40.005-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами". В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты, представляющие собой принятые «методом обложки» международные стандарты ИСО: ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»; ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции"*. * Более полный перечень нормативных документов по сертификации систем качества приведен в приложении 15.
Совокупность основополагающих стандартов, приведенная выше, устанавливает основные принципы, организационную структуру Регистра; процедуры сертификации систем качества и порядок инспекционного контроля. Рассмотрим их более подробно. ^ Основными принципами сертификации систем качества должны быть: добровольность; исключение дискриминации в доступе к системе; объективность и воспроизводимость результатов; конфиденциальность; информативность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка выполнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность документированных доказательств заявителя о соответствии действующей системы качества установленным требованиям. ^ Структура Регистра следующая: Госстандарт РФ, Технический центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методический комитет Регистра, органы по сертификации систем качества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества (рис. 22.1).
Функции Госстандарта сводятся к следующему: утверждение структуры Регистра; принятие принципиальных решений о его развитии; рассмотрение основных правил и принципов функционирования регистра; контроль за деятельностью Регистра; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).
^ Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложения для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он состоит из специалистов заинтересованных организаций, представляющих изготовителей, потребителей, Технический центр Регистра и др. ^ Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникновения необходимости. В ее состав могут быть включены представители структурных подразделений Регистра. ^ Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нормативные и методические документы; участвует в работе Совета по сертификации систем качества и производств, а также в Комиссии по апелляции; формирует банк данных и банк нормативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов и т.п. ^ Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра. ^ Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (производства) и представляют необходимую информацию по требованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.
28____________________________________________________________________
Однако российская система сертификации систем качества все же отличается от международной практики, поскольку включает сертификацию производств. Это объясняется условиями, в которых сейчас оказалось подавляющее большинство отечественных предприятий: у них отсутствует система качества, но они знакомы с процедурой оценки производства, так как в свое время в стране проводилась аттестация производственных процессов. Поскольку сертификация систем качества сложнее, чем производств, то предприятия предпочитают сначала заняться сертификацией производств и рассматривают ее как первую ступень на пути к сертификации системы качества, что уже осуществлено более чем на 100 российских предприятиях. Поэтому согласно российским правилам система «Регистр» представляет собой по существу двухступенчатую сертификацию, что считается временным явлением. Разрабатываются государственные стандарты, регламентирующие требования к органам по сертификации систем качества и порядок их аккредитации, которые будут в наибольшей степени гармонизованы с соответствующими международными правилами. Это прежде всего относится к компетентности органов по сертификации, в штате которых должны состоять обученные и сертифицированные эксперты. Предусматривается также возможность привлечения высококвалифицированных специалистов, хорошо знакомых с предприятием-заявителем изнутри. Организация, которая претендует на аккредитацию как орган по сертификации систем качества, по новому стандарту должна быть известна за рубежом, иметь документированные процедуры оценки систем качества. Сертификацию производств будет проводить этот же аккредитованный орган, но он не получит права на выдачу сертификатов соответствия продукции, так как для этого нужна другая область аккредитации. Область аккредитации предусматривается устанавливать не по видам продукции (как это делается сейчас), а по направлениям, включенным в российский Классификатор видов экономической деятельности по производству продукции и услуг. Этот документ определяет 39 направлений и гармонизован с зарубежными классификаторами. Расширение области аккредитации будет возможно при условии, если организация представит доказательство успешной работы в ранее аккредитованных областях. В России аккредитовано около 20 систем качества. В некоторых случаях сертификацию систем качества на предприятиях проводят эксперты Технического центра Регистра. Но, строго по процедуре, — это компетенция аккредитованных Госстандартом РФ органов по правилам системы «Регистр систем качества». Функции органа по сертификации заключаются в проведении сертификации системы качества на предприятии, оформлении и выдаче сертификата, разработке методик сертификации производств, инспекционном контроле за сертифицированной системой качества и производством. Эксперты, которые осуществляют процедуру, должны соответствовать требованиям международного стандарта ИСО 10011-2 «Руководящие указания по проверке систем качества», часть 2, «Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» и европейского стандарта EN 45013 «Общие критерии для органов по аттестации персонала», а также требованиям к экспертам-аудиторам Системы сертификации ГОСТ Р. Эксперты-аудиторы должны быть внесены в Государственный реестр экспертов (зарегистрированы), который ведет Госстандарт РФ. Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:
В результате проверки могут быть сделаны следующие выводы:
^ Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества проводится в двух формах: как плановый (не реже одного раза в год) и как внеплановый. Основания для внепланового контроля: поступление в орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции предприятия; введение существенных изменений в технологический процесс или в конструкцию (состав) продукции; изменение организационной структуры или кадрового состава предприятия. Сертификация систем качества на российских предприятиях постепенно развивается, проблема признания отечественных сертификатов также не остается без внимания. Наряду с тем, что для устранения препятствий на пути признания российских сертификатов за рубежом создан Регистр систем качества в структуре системы ГОСТ Р, используются и другие возможности. Одной из них стала совместная сертификация. Так, ВНИИС заключил Соглашение о совместной сертификации с фирмой Дет Норске Веритас (ДНВ), которая хорошо известна в мире, поскольку, имея штаб-квартиру в Осло, аккредитована в 30 странах в качестве органа по сертификации и имеет там свои отделения. Российский орган по сертификации — ВНИИС — сотрудничает с аккредитованным в Италии органом ДНВ. Цель этого Соглашения — осуществление добровольной совместной сертификации для повышения конкурентоспособности российских фирм и их продукции за рубежом. Сертификация в рамках Соглашения может проводиться по совместной схеме ВНИИС/ДНВ, а также одним из этих органов либо каждым по своей схеме. Так, в 1996 г. была проведена совместная сертификация на предприятии АО «Белэнергомаш», находящемся в г. Белгороде: сертифицирована система обеспечения качества производства трубопроводов для тепловых и атомных электростанций. По итогам сертификации предприятие получило сразу два сертификата соответствия — в системе ГОСТ Р и ДНВ. Эффект совместной сертификации заключается в том, что сертификаты заносятся сразу в два реестра (ГОСТ Р и ДНВ), а в тех странах, где признаются сертификаты ДНВ, естественно, будет признан и сертификат, полученный АО «Белэнергомаш». Но итальянские предприятия также заинтересованы в получении совместного сертификата, так как обладая сертификатом соответствия ГОСТ Р, по Закону «О защите прав потребителей» иностранная фирма не имеет никаких затруднений, связанных с таможенными правилами при ввозе своих товаров в Россию. Кроме этого пути, некоторые российские предприятия используют и другие возможности: непосредственно обращаются с заявками в признанные во всем мире фирмы по сертификации, такие, как Тюф-СЕРТ, Регистр Ллойда. Хорошие результаты достигнуты и предприятиями, которые воспользовались услугами созданного в 1995 г. совместного российско-германского предприятия “RWTÜV” — «Интерсертифика». Сертификация систем качества этим предприятием дает право на получение сертификата TÜV-CERT (Тюф-СЕРТ), который признается практически всеми странами, поскольку отделения этой фирмы действуют в 40 странах (см. приложение 12). К числу таких предприятий принадлежат Калужский турбинный завод, «Иркутсккабель», Электростальский машиностроительный завод и др. Всего в России и Украине выдано за последние годы более 40 сертификатов TUV-CERT. Цель этого совместного предприятия — не только оценка действующей системы и выдача сертификата, но и содействие внедрению систем обеспечения качества на российских предприятиях. На это направлена деятельность 15 учебно-консультационных центров, созданных совместным предприятием. 30__________________________________________________________ Цель экологической сертификации — стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания. Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспособности. В России на сегодняшний день экологическая сертификация находится в начале развития, хотя в данном направлении сделано уже немало. Так, установлены объекты, относящиеся к этой области. Они делятся на три группы: 1) продукция, процессы, работы, услуги, экологические требования к которым содержатся в государственных стандартах, т.е. они подлежат обязательной сертификации в соответствии с российскими законами; 2) объекты, которые в силу экологической специфики не могут подвергаться сертификации по правилам Системы ГОСТ Р; 3) по существу окружающая среда со всеми ее составляющими, для которых не разработаны нормативные требования и сертификационные процедуры. Отсутствие ясности в оценке состояния объектов третьей группы сдерживает развитие сертификации объектов двух первых. Здесь есть определенные проблемы. Оценку качества окружающей среды в РФ проводят различные ведомственные организации, которые представляют непосредственно специализированные природоохранные органы, контролирующие органы, органы местного самоуправления, природопользователей и некоторые подразделения Российской академии наук.
Как видно из приведенной схемы, выделяются четыре вида объектов: объекты окружающей природной среды; источники загрязнения окружающей среды; продукция природоохранного назначения; экологические информационные ресурсы, продукты и технологии.
Актуальная сфера экологической сертификации — отходы. Сертификация в этой области направлена на устранение опасного влияния отходов на среду обитания и максимальное их использование в качестве вторичного сырья. Для России важно развивать стандартизацию отходов, что напрямую связано с сертификацией и является объектом деятельности комитета ТК «Вторичные материальные ресурсы». Значительное продвижение отмечается в решении проблемы сертификации питьевой воды, что также сопряжено и с нормированием требований к этому объекту сертификации. В 1995 г. принят государственный стандарт «Качество воды. Вода питьевая. Контроль качества», разрабатывается система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемого в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Осуществляется сертификация питьевой воды, расфасованной в различные емкости, решается проблема сертификации питьевой воды, поступающей от централизованных систем водоснабжения. Большое внимание уделяется оценке экологичности новых видов продукции и процессов, для которых прежде всего необходимо установить соответствующие требования в нормативных документах. Например, начата работа по стандартизации экологических требований к новым конструкциям и технологиям. Приняты государственный стандарт «Системы управления качеством окружающей среды. Руководство по созданию и методам обеспечения". ГОСТ Р ИСО-14004, а также три стандарта по экологическому аудиту.
33_________________________________________________________ Принципы экосертификации в ЕС базируются на превентивных мерах: ущерб для окружающей среды надо предотвращать в первую очередь путем ликвидации источников загрязнения. Финансовая ответственность лиц, по вине которых нарушается экологическое равновесие — это фактор второй очереди. Эффективность сертификации напрямую зависит от критериев безвредности продукции, услуги, процесса или другого объекта экосертификации для окружающей среды. Критерии экосертификации должны превосходить по своей сущности (всесторонности, охвату) параметры экологичности, содержащиеся в стандартах. Определить такие критерии возможно на основе широких маркетинговых исследований, которые позволят установить критерии для каждой конкретной группы товаров в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду. На каждом этапе жизненного цикла продукции для этого необходимы изучение уровня использования природных ресурсов, загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы, ущерба для лесов, полей, воды, а также исследование эстетических, осязательных и обонятельных параметров. ЕС подчеркивает добровольность европейской экосертификации и ее открытый характер для всех стран, что также не исключает и развития национальной экосертификации. Но в то же время в 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая преимущества экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок: цена ее повышается в два раза. Официальный бюллетень Комиссии ЕС периодически публикует экологические критерии, которые соотносятся с каждой фазой жизненного цикла объекта сертификации — от проектирования до утилизации отходов. Информация о критериях сопровождается данными о сроках годности продукта и продолжительности периода применимости критерия. Разработка системы экосертификации в ЕС базируется на немецкой системе экосертификации на знак «Голубой ангел». Таким образом, как уже отмечено выше, не на все виды товаров распространяются правила экосертификации. Установление видов товаров, которые подлежат экосертификации и маркировке экознаком ЕС, критериев их оценки возложено на уполномоченные государственные органы стран—членов ЕС с участием представителей промышленности, потребительских обществ, независимых ученых, экологических организаций, которые объединяются на региональном уровне в специальный консультативный форум. Практическая работа по присвоению европейского экологического знака проводится на национальном уровне, на котором осуществляются экологические испытания на соответствие утвержденным критериям и выносится заключение о присвоении экознака. В ЕС принята экомаркировка специальным знаком (рис. 23.10). Цели введения знака — достоверное информирование потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирование изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне (и наоборот). Для получения права использовать экознак изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации, с которыми необходимо заключить контракт по каждому виду продукции отдельно. Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции продавца (изготовителя).
Таким образом, экознаки условно можно разделить на две группы:
Принятие международных стандартов ИСО серии 14000, которые включают руководства по управлению окружающей средой и по экологическому аудиту, создало основу для организации и проведения экосертификации. В 1998 г. в 55 странах было сертифицировано 5147 компаний на соответствие созданных ими систем управления окружающей средой требованиям стандарта ИСО 14001. В 1999 г. национальные органы по аккредитации десяти европейских стран* подписали Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации в области управления охраной окружающей среды. Соглашение подписано в рамках сотрудничества в Европейской ассоциации по аккредитации (ЕА), которая была образована в 1998 г. в результате слияния Европейской ассоциации по аккредитации сертификационных органов (ЕАС) и Европейской ассоциации по аккредитации лабораторий (EAL). * Соглашение подписали: Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Норвегия, Испания, Швейцария, Великобритания.
34___________________________________________________________ Отметим некоторые присущие услугам особенности, влияющие на организацию их сертификации:
35_____________________________________________________________________ Действия, которые осуществляют эксперты соответствующего органа по сертификации в рамках этих трех составляющих схемы, представлены в табл. 24.1.
Для сертификации материальных видов услуг в схему обычно включают: аттестацию профессионального мастерства исполнителя услуги и инспекционный контроль (для предпринимателей и малых предприятий); аттестацию процесса предоставления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль. Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертификацию системы обеспечения качества обслуживания и последующий инспекционный контроль за ее работой. Выбор схемы сертификации, а также организационно-методические мероприятия по сертификации услуг осуществляются в соответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р и Правилами сертификации работ и услуг в РФ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|