Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практика сертификации в РФ

 

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных стра­нах, в то время как в России практически только в последние годы на эту проблему обратили серьезное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечест­венного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. Немногие производст­венные предприятия России осознали важность и необходи­мость сертификации систем качества: всего лишь несколько со­тен российских предприятий имеют сертификат на системы ка­чества, в то время как за рубежом им владеют десятки тысяч фирм.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответ­ствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охот­нее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сер­тифицирована. Страховые компании отдают предпочтение та­ким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества — весомый аргу­мент в пользу заключения контракта на поставку товара: запад­ные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация систе­мы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводятся в соответствие с особенностями рыночной экономики; облегчается процедура сертификации продукции.

Сертифицированная система качества характеризует способ­ность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежа­щего качества и вполне может рассматриваться как один из ве­сомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечествен­ных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества — важней­шее условие, определяющее возможность заключения контрак­та и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

В России есть немало предприятий, столкнувшихся с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах с иностранным контрагентом, которые при отсутствии сертификата на систему качества завершились для российской стороны не лучшим об­разом.

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внеш­неэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ при­нять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации сис­тем качества в РФ. В соответствии с этой программой была раз­работана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества» (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации. Решение о вхождении новой для РФ добровольной системы в систему ГОСТ Р принято созна­тельно и мотивировалось известностью Системы ГОСТ Р в России и зарубежных странах, где ее сертификат и знак соот­ветствия находят признание. Не случайно и знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Системы ГОСТ Р лишь подписью «Регистр» над знаком и указанием номера стандарта ИСО под знаком.

Все это направлено на ускорение признаваемости россий­ских сертификатов на системы качества в РФ и за рубежом. Во избежание дискредитации системы Госстандарт исключил вхо­ждение в нее систем сертификации, которые и ранее предлага­ли услуги по сертификации систем качества (их порядка 10), но по тем или другим критериям вызывали сомнение. Например, если не обозначена четко область аккредитации органа по серти­фикации, то неизвестны его специализация, диапазон квалифи­кации специалистов и др.

Регистр как система организован в соответствии с дейст­вующим законодательством, правилами по сертификации и го­сударственными нормативными документами России, а также европейскими и международными правилами и нормами в об­ласти сертификации системы качества. Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; серти­фикация производств; инспекционный контроль за сертифици­рованными системами качества и производствами; междуна­родное сотрудничество в интересах взаимного признания сер­тификатов на системы качества.

Практическая деятельность по сертификации систем каче­ства в России регламентируется основополагающими государ­ственными стандартами: ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по прове­дению сертификации систем качества в Российской федера­ции"; ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»; ГОСТ Р 40.003-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертифи­кации систем качества"; ГОСТ Р 40.004-96 «Система сертифи­кации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации произ­водств»; ГОСТ Р 40.005-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифициро­ванными системами качества и производствами".

В качестве нормативных документов, на соответствие кото­рым проводится сертификация, в Регистре используются госу­дарственные стандарты, представляющие собой принятые «методом обложки» международные стандарты ИСО:

ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при контроле и испытаниях готовой продук­ции"*.

* Более полный перечень нормативных документов по сертификации систем ка­чества приведен в приложении 15.


В системе Госстандарта РФ создан Технический центр Ре­гистра систем качества, который организует работы по созда­нию нормативной базы системы, содействует реализации госу­дарственной политики по сертификации систем качества и производств; обеспечивает информацией заинтересованные стороны о российском и зарубежном опыте в данной области. Несколько российских и зарубежных фирм уже получили сер­тификаты соответствия в Регистре. В приложениях 10, 11, 13 представлены соответственно образец сертификата соответст­вия, правила заполнения бланка сертификата соответствия на продукцию, сертификат соответствия механических транспорт­ных средств.

Совокупность основополагающих стандартов, приведенная выше, устанавливает основные принципы, организационную структуру Регистра; процедуры сертификации систем качества и порядок инспекционного контроля.

Рассмотрим их более подробно.

^ Основными принципами сертификации систем качества долж­ны быть: добровольность; исключение дискриминации в досту­пе к системе; объективность и воспроизводимость результатов; конфиденциальность; информативность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка вы­полнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность доку­ментированных доказательств заявителя о соответствии дейст­вующей системы качества установленным требованиям.

^ Структура Регистра следующая: Госстандарт РФ, Техниче­ский центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методи­ческий комитет Регистра, органы по сертификации систем ка­чества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества (рис. 22.1).

Функции Госстандарта сводятся к следующему: утверждение структуры Регистра; принятие принципиальных решений о его развитии; рассмотрение основных правил и принципов функ­ционирования регистра; контроль за деятельностью Регистра; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).



^ Технический центр Регистра непосредственно организует, про­водит и контролирует сертификацию систем качества и произ­водств, участвует в инспекционном контроле; ведет Реестр сер­тифицированных систем качества и производств; участвует в аккредитации экспертов; приостанавливает или аннулирует действие сертификатов; занимается информационным обеспе­чением; устанавливает контакты с зарубежными национальны­ми и международными организациями аналогичного профиля деятельности, выполняет другие оперативные и методологические задачи.

^ Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложе­ния для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он со­стоит из специалистов заинтересованных организаций, представ­ляющих изготовителей, потребителей, Технический центр Регист­ра и др.

^ Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникнове­ния необходимости. В ее состав могут быть включены предста­вители структурных подразделений Регистра.

^ Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нор­мативные и методические документы; участвует в работе Сове­та по сертификации систем качества и производств, а также в Комиссии по апелляции; формирует банк данных и банк нор­мативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов и т.п.

^ Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществ­ляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра.

^ Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (про­изводства) и представляют необходимую информацию по тре­бованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.

 

28____________________________________________________________________
Процедуры сертификации систем качества и производств, ус­тановленные ГОСТ Р 40.003-96, ГОСТ Р 40.004-96 и ГОСТ Р 40.005-96, относятся к взаимодействию органов по сертифика­ции и заявителей в период, предшествующий сертификации; проведению проверок, принятию решений о сертификации систем качества, оформлению сертификатов соответствия, ин­спекционному контролю за сертифицированными системами качества, взаимодействию органов по сертификации с Техниче­ским центром Регистра. Процедуры гармонизованы с европей­скими и международными соответствующими правилами и нормами, что направлено на создание условий для признания сертификатов Регистра за рубежом, а также присоединения к международной системе признания результатов оценки систем качества — QSAR.

Однако российская система сертификации систем качества все же отличается от международной практики, поскольку включает сертификацию производств. Это объясняется условия­ми, в которых сейчас оказалось подавляющее большинство отече­ственных предприятий: у них отсутствует система качества, но они знакомы с процедурой оценки производства, так как в свое время в стране проводилась аттестация производственных процес­сов. Поскольку сертификация систем качества сложнее, чем про­изводств, то предприятия предпочитают сначала заняться серти­фикацией производств и рассматривают ее как первую ступень на пути к сертификации системы качества, что уже осуществлено бо­лее чем на 100 российских предприятиях.

Поэтому согласно российским правилам система «Регистр» представляет собой по существу двухступенчатую сертификацию, что считается временным явлением. Разрабатываются государст­венные стандарты, регламентирующие требования к органам по сертификации систем качества и порядок их аккредитации, ко­торые будут в наибольшей степени гармонизованы с соответст­вующими международными правилами. Это прежде всего отно­сится к компетентности органов по сертификации, в штате кото­рых должны состоять обученные и сертифицированные экспер­ты. Предусматривается также возможность привлечения высо­коквалифицированных специалистов, хорошо знакомых с пред­приятием-заявителем изнутри. Организация, которая претендует на аккредитацию как орган по сертификации систем качества, по новому стандарту должна быть известна за рубежом, иметь документированные процедуры оценки систем качества. Сер­тификацию производств будет проводить этот же аккредито­ванный орган, но он не получит права на выдачу сертификатов соответствия продукции, так как для этого нужна другая об­ласть аккредитации.

Область аккредитации предусматривается устанавливать не по видам продукции (как это делается сейчас), а по направле­ниям, включенным в российский Классификатор видов экономической деятельности по производству продукции и услуг. Этот документ определяет 39 направлений и гармонизован с зару­бежными классификаторами. Расширение области аккредитации будет возможно при условии, если организация представит доказа­тельство успешной работы в ранее аккредитованных областях.

В России аккредитовано около 20 систем качества. В неко­торых случаях сертификацию систем качества на предприятиях проводят эксперты Технического центра Регистра. Но, строго по процедуре, — это компетенция аккредитованных Госстан­дартом РФ органов по правилам системы «Регистр систем ка­чества». Функции органа по сертификации заключаются в про­ведении сертификации системы качества на предприятии, оформ­лении и выдаче сертификата, разработке методик сертификации производств, инспекционном контроле за сертифицированной системой качества и производством. Эксперты, которые осуще­ствляют процедуру, должны соответствовать требованиям между­народного стандарта ИСО 10011-2 «Руководящие указания по проверке систем качества», часть 2, «Квалификационные крите­рии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» и ев­ропейского стандарта EN 45013 «Общие критерии для органов по аттестации персонала», а также требованиям к экспертам-аудиторам Системы сертификации ГОСТ Р. Эксперты-аудиторы должны быть внесены в Государственный реестр экспертов (зарегистрированы), который ведет Госстандарт РФ.

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:


  • заочная оценка системы качества;

  • окончательная проверка и оценка системы качества;

  • инспекционный контроль за сертифицированной систе­мой качества в течение срока действия сертификата.


^ Заочная оценка системы качества — это предварительная оценка, которая нужна для того, чтобы эксперт мог выявить потенциальную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших работ на данном предприятии. На этом этапе заявитель представляет в орган по сертификации систем качества: заявку; документ о политике по качеству; руководство по качеству; анкету-вопросник с ответами. Если анализ этих мате­риалов имеет положительные результаты, орган по сертифика­ции заключает договор с заявителем о проведении окончатель­ной проверки: состояния и видов деятельности предприятия по управ­лению качеством; состояния производственной системы; качества выпускаемой продукции. Деятельность по управлению качеством проверяется на соответствие реально существующих на предприятии элементов обеспечения качества требованиям заявленного между­народного стандарта ИСО серии 9000 либо адекватного ему госу­дарственного российского стандарта.

В результате проверки могут быть сделаны следующие вы­воды:


  • система полностью соответствует установленным требо­ваниям;

  • система в целом соответствует требованиям, но обнару­жены отдельные отклонения от стандарта;

  • система не соответствует установленным требованиям.


В первом случае орган по сертификации выдает предпри­ятию сертификат на систему качества после его регистрации в Государственном реестре. Во втором случае предприятию назна­чается срок для устранения обнаруженных несоответствий, после чего по его заявке сертификация продолжается, но по упрощен­ной схеме. При положительных результатах предприятие полу­чает сертификат. Если результат проверки отрицательный, предприятие имеет право, будучи подготовленным, на повтор­ную сертификацию по полной программе.

^ Инспекционный контроль за сертифицированной системой каче­ства проводится в двух формах: как плановый (не реже одного раза в год) и как внеплановый. Основания для внепланового контроля: поступление в орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции предприятия; введение сущест­венных изменений в технологический процесс или в конструк­цию (состав) продукции; изменение организационной структу­ры или кадрового состава предприятия.

Сертификация систем качества на российских предприятиях постепенно развивается, проблема признания отечественных сертификатов также не остается без внимания. Наряду с тем, что для устранения препятствий на пути признания российских сертификатов за рубежом создан Регистр систем качества в структуре системы ГОСТ Р, используются и другие возможно­сти. Одной из них стала совместная сертификация.

Так, ВНИИС заключил Соглашение о совместной сертифи­кации с фирмой Дет Норске Веритас (ДНВ), которая хорошо известна в мире, поскольку, имея штаб-квартиру в Осло, ак­кредитована в 30 странах в качестве органа по сертификации и имеет там свои отделения. Российский орган по сертификации — ВНИИС — сотрудничает с аккредитованным в Италии орга­ном ДНВ. Цель этого Соглашения — осуществление добро­вольной совместной сертификации для повышения конкурен­тоспособности российских фирм и их продукции за рубежом.

Сертификация в рамках Соглашения может проводиться по совместной схеме ВНИИС/ДНВ, а также одним из этих орга­нов либо каждым по своей схеме. Так, в 1996 г. была проведена совместная сертификация на предприятии АО «Белэнергомаш», находящемся в г. Белгороде: сертифицирована система обеспече­ния качества производства трубопроводов для тепловых и атомных электростанций. По итогам сертификации предпри­ятие получило сразу два сертификата соответствия — в системе ГОСТ Р и ДНВ. Эффект совместной сертификации заключается в том, что сертификаты заносятся сразу в два реестра (ГОСТ Р и ДНВ), а в тех странах, где признаются сертификаты ДНВ, есте­ственно, будет признан и сертификат, полученный АО «Белэнергомаш». Но итальянские предприятия также заинтере­сованы в получении совместного сертификата, так как обладая сертификатом соответствия ГОСТ Р, по Закону «О защите прав потребителей» иностранная фирма не имеет никаких затрудне­ний, связанных с таможенными правилами при ввозе своих то­варов в Россию.

Кроме этого пути, некоторые российские предприятия ис­пользуют и другие возможности: непосредственно обращаются с заявками в признанные во всем мире фирмы по сертифика­ции, такие, как Тюф-СЕРТ, Регистр Ллойда.

Хорошие результаты достигнуты и предприятиями, которые воспользовались услугами созданного в 1995 г. совместного россий­ско-германского предприятия “RWTÜV” — «Интерсертифика». Сер­тификация систем качества этим предприятием дает право на по­лучение сертификата TÜV-CERT (Тюф-СЕРТ), который при­знается практически всеми странами, поскольку отделения этой фирмы действуют в 40 странах (см. приложение 12). К числу таких предприятий принадлежат Калужский турбинный завод, «Иркутсккабель», Электростальский машиностроитель­ный завод и др. Всего в России и Украине выдано за последние годы более 40 сертификатов TUV-CERT.

Цель этого совместного предприятия — не только оценка дей­ствующей системы и выдача сертификата, но и содействие вне­дрению систем обеспечения качества на российских предприятиях. На это направлена деятельность 15 учебно-консуль­тационных центров, созданных совместным предприятием.

30__________________________________________________________

Цель экологической сертификации — стимулирование про­изводителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени за­грязняют природную среду и дают потребителю гарантию безо­пасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.

Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспо­собности.

В России на сегодняшний день экологическая сертифика­ция находится в начале развития, хотя в данном направлении сделано уже немало. Так, установлены объекты, относящиеся к этой области. Они делятся на три группы:

1) продукция, процессы, работы, услуги, экологические требования к которым содержатся в государственных стандартах, т.е. они подлежат обязательной сертифика­ции в соответствии с российскими законами;

2) объекты, которые в силу экологической специфики не мо­гут подвергаться сертификации по правилам Системы ГОСТ Р;

3) по существу окружающая среда со всеми ее составляю­щими, для которых не разработаны нормативные требо­вания и сертификационные процедуры.

Отсутствие ясности в оценке состояния объектов третьей группы сдерживает развитие сертификации объектов двух пер­вых. Здесь есть определенные проблемы. Оценку качества окру­жающей среды в РФ проводят различные ведомственные органи­зации, которые представляют непосредственно специализиро­ванные природоохранные органы, контролирующие органы, органы местного самоуправления, природопользователей и не­которые подразделения Российской академии наук.



Данные оценок, представляемые разными сторонами, как пра­вило, практически несопоставимы. Цена ошибок может быть слишком высокой, что говорит в пользу сертификации как объ­ективного и независимого способа оценки соответствия. Для этого необходима более четкая классификация объектов эко­логической сертификации, пример которой представлен на рис. 23.1.

Как видно из приведенной схемы, выделяются четыре вида объектов: объекты окружающей природной среды; источники загрязнения окружающей среды; продукция природоохранного назначения; экологические информационные ресурсы, продук­ты и технологии.


32________________________________________________________

Актуальная сфера экологической сертификации — отходы. Сертификация в этой области направлена на устранение опас­ного влияния отходов на среду обитания и максимальное их использование в качестве вторичного сырья. Для России важно развивать стандартизацию отходов, что напрямую связано с сертификацией и является объектом деятельности комитета ТК «Вторичные материальные ресурсы».

Значительное продвижение отмечается в решении проблемы сертификации питьевой воды, что также сопряжено и с нормиро­ванием требований к этому объекту сертификации. В 1995 г. принят государственный стандарт «Качество воды. Вода питье­вая. Контроль качества», разрабатывается система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и обо­рудования, применяемого в хозяйственно-питьевом водоснаб­жении. Осуществляется сертификация питьевой воды, расфасо­ванной в различные емкости, решается проблема сертификации питьевой воды, поступающей от централизованных систем во­доснабжения.

Большое внимание уделяется оценке экологичности новых видов продукции и процессов, для которых прежде всего необ­ходимо установить соответствующие требования в нормативных документах. Например, начата работа по стандартизации эко­логических требований к новым конструкциям и технологиям.

Приняты государственный стандарт «Системы управления качеством окружающей среды. Руководство по созданию и ме­тодам обеспечения". ГОСТ Р ИСО-14004, а также три стандар­та по экологическому аудиту.

 

33_________________________________________________________

Принципы экосертификации в ЕС базируются на превентив­ных мерах: ущерб для окружающей среды надо предотвращать в первую очередь путем ликвидации источников загрязнения. Финансовая ответственность лиц, по вине которых нарушается экологическое равновесие — это фактор второй очереди. Эффективность сертификации напрямую зависит от критериев безвредности продукции, услуги, процесса или другого объекта экосертификации для окружающей среды. Критерии экосерти­фикации должны превосходить по своей сущности (всесторон­ности, охвату) параметры экологичности, содержащиеся в стан­дартах. Определить такие критерии возможно на основе широ­ких маркетинговых исследований, которые позволят установить критерии для каждой конкретной группы товаров в зависимо­сти от степени их воздействия на окружающую среду. На каж­дом этапе жизненного цикла продукции для этого необходимы изучение уровня использования природных ресурсов, загрязне­ния атмосферы, гидросферы и почвы, ущерба для лесов, полей, воды, а также исследование эстетических, осязательных и обо­нятельных параметров.

ЕС подчеркивает добровольность европейской экосертифика­ции и ее открытый характер для всех стран, что также не ис­ключает и развития национальной экосертификации. Но в то же время в 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая пре­имущества экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок: цена ее повышается в два раза.

Официальный бюллетень Комиссии ЕС периодически пуб­ликует экологические критерии, которые соотносятся с каждой фазой жизненного цикла объекта сертификации — от проекти­рования до утилизации отходов. Информация о критериях со­провождается данными о сроках годности продукта и продолжи­тельности периода применимости критерия.

Разработка системы экосертификации в ЕС базируется на немецкой системе экосертификации на знак «Голубой ангел». Таким образом, как уже отмечено выше, не на все виды това­ров распространяются правила экосертификации.

Установление видов товаров, которые подлежат экосерти­фикации и маркировке экознаком ЕС, критериев их оценки возложено на уполномоченные государственные органы стран—членов ЕС с участием представителей промышленности, потребительских обществ, независимых ученых, экологических организаций, которые объединяются на региональном уровне в специальный консультативный форум. Практическая работа по присвоению европейского экологического знака проводится на национальном уровне, на котором осуществляются экологиче­ские испытания на соответствие утвержденным критериям и выносится заключение о присвоении экознака.

В ЕС принята экомаркировка специальным знаком (рис. 23.10). Цели введения знака — достоверное информирование потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирование изготовителей к соблюдению норм и требо­ваний по охране окружающей среды.

Экознак не распространяется на пищевые продукты, напит­ки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опас­ным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне (и наоборот). Для получения права использовать экознак изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности, чем обыч­но занимаются органы по сертификации, с которыми необхо­димо заключить контракт по каждому виду продукции отдельно. Экознак активно используется в рекламе и способствует про­движению товара на рынок, положительно влияя на конку­рентные позиции продавца (изготовителя).


Рис. 23.10. Знак экомаркировки ЕС


Поскольку экологические требования к товарам весьма актуальны, а знак прямо влияет на уровень продаж, на современных рынках появилась недобросовестная конкуренция экознаков, обусловленная незаконным применением экомаркировки изготовителем либо изобретением новых и неизвестных покупателям знаков. Это вредит как потребителям, так и самой идее экосертификации.

Таким образом, экознаки условно можно разделить на две группы:


  • экознаки, информирующие о безопасности продукции для здоровья человека и окружающей среды. Сюда можно отнести знак «Голубой ангел» и др.;

  • знаки и надписи, информирующие о возможности пе­реработки отходов (часто это касается упаковки). Таким образом утилизируются отходы как вторичное сырье и охраняется природа. Иногда знаки этой группы сообща­ют о том, что изделие получено из вторичного сырья (например, пластмассовые предметы). К такого рода эко-знакам относятся «Зеленая точка» (Германия); знак «Ресайклинг» (используется в США, Великобритании, странах Северной Европы), призывающий сдавать упа­ковку в приемные пункты для последующей переработки.


Вопросами экологической маркировки и этикетирования занимается Международная организация по стандартизации (подкомитет ПКЗ ИСО/ТК207 «Этикетирование (маркировка) в области окружающей среды»).

Принятие международных стандартов ИСО серии 14000, ко­торые включают руководства по управлению окружающей сре­дой и по экологическому аудиту, создало основу для организа­ции и проведения экосертификации.

В 1998 г. в 55 странах было сертифицировано 5147 компа­ний на соответствие созданных ими систем управления окру­жающей средой требованиям стандарта ИСО 14001.

В 1999 г. национальные органы по аккредитации десяти ев­ропейских стран* подписали Соглашение о взаимном призна­нии аккредитации органов по сертификации в области управ­ления охраной окружающей среды. Соглашение подписано в рамках сотрудничества в Европейской ассоциации по аккреди­тации (ЕА), которая была образована в 1998 г. в результате слияния Европейской ассоциации по аккредитации сертифика­ционных органов (ЕАС) и Европейской ассоциации по аккре­дитации лабораторий (EAL).

* Соглашение подписали: Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Норвегия, Испания, Швейцария, Великобритания.


ЕА имеет двусторонние связи с системами аккредитации других стран. Каждая сторона, подписавшая Соглашение, берет на себя обязательство принимать участие в работе по одному или более из перечисленных ниже направлений:


  • поверочные лаборатории,

  • испытательные лаборатории,

  • органы по сертификации продукции,

  • органы по сертификации систем качества,

  • органы по сертификации персонала,

  • органы по сертификации систем управления окружаю­щей средой,

  • инспекционные органы.


Важное значение созданной формы взаимного признания — между органами по аккредитации — состоит в том, что оно служит основой для заключения межправительственных согла­шений в любых законодательно регулируемых областях.

 

34___________________________________________________________

Отметим некоторые присущие услугам особенности, влияющие на организацию их сертификации:


  • объектом услуги может быть сам человек, а его имущест­венное право определяет невозможность проведения ис­пытаний. Так, владелец отремонтированного автомобиля наверняка откажется от испытаний его автомобиля в до­рожных условиях по всем жестким правилам этой проце­дуры;

  • непосредственный контакт исполнителя и потребителя услуги требует оценки мастерства исполнителя с учетом этики общения и сложившихся местных предпочтений, Зачастую это требует применения социологических мето­дов оценки;

  • эксперт по оценке услуги в ряде случаев должен присут­ствовать при ее оказании, так как предоставление услуги и ее потребление могут совершаться одновременно (к примеру, услуги парикмахерской или косметического кабинета). За рубежом допускается в подобных случаях исполнение экспертом роли потребителя;

  • некоторые характеристики услуг напрямую зависят от особенностей региона, в котором они предлагаются. Так, например, в Москве признано целесообразным ввести в действие региональные системы сертификации услуг в сфере общественного питания и городского транспорта.

35_____________________________________________________________________
Схемы сертификации, по российским правилам, относятся как к услугам, так и к работам. Они включают: оценку выпол­нения работы или оказания услуги; проверку результатов про­веденной работы или оказанной услуги; инспекционный кон­троль за сертифицированными работами и услугами.

Действия, которые осуществляют эксперты соответствую­щего органа по сертификации в рамках этих трех составляю­щих схемы, представлены в табл. 24.1.


^ Таблица 24.1. Схемы сертификации услуг

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг ^ Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
1 2 3 4 5 6 Оценка мастер­ства исполните­ля работ и услуг Оценка процес­са выполнения работ, оказания услуг Анализ состоя­ния производ­ства Оценка органи­зации (предпри-ятия) Оценка систе­мы качества Оценка системы качества Проверка (испытания) результата работ и ус­луг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Рассмотрение декла­рации о соответствии прилагаемым документам Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам Контроль мастерства исполнителя работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг Анализ состояния производства Контроль соответст­вия установленным требованиям Контроль системы качества Контроль качества выполнения работ, оказания услуг Контроль системы качества

 

Для сертификации материальных видов услуг в схему обыч­но включают: аттестацию профессионального мастерства ис­полнителя услуги и инспекционный контроль (для предприни­мателей и малых предприятий); аттестацию процесса предос­тавления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль.

Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертифика­цию системы обеспечения качества обслуживания и последую­щий инспекционный контроль за ее работой.

Выбор схемы сертификации, а также организационно-методические мероприятия по сертификации услуг осуществ­ляются в соответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р и Правилами сертификации работ и услуг в РФ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...