Классификация инвестиционных стратегий
Инвестиционная стратегия на микроуровне (на уровне предприятия) базируется на базовых концепциях финансового менеджмента. Это: • сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента; • максимизация доходов фирмы в сочетании с минимизацией финансовых и производственных рисков; • рост капитализации фирмы (рост стоимости акционерного капитала - стоимости собственников фирмы); • создание и поддержание конкурентных преимущества фирмы - создание уникальной и выгодной стратегической позиции на рынках, содержащей определенный набор конкурентных видов деятельности. Существуют множество вариантов инвестиционных стратегий на уровне предприятия. Инвестиционная стратегия (или инвестиционно-финансовая стратегия) отличается для предприятий из разных стран, отраслей, различных форм собственности, территориального расположения, вида продукции, технологического уровня и т.д. [21, 234] Рассмотрим промышленные предприятия, реализующие продукцию на конкурентных рынках. Начнем с малых форм предприятий: • Венчурные предприятия - малые технологические предприятия, осуществляющие рискованные проекты. Для их финансирования создаются специальные венчурные фонды. Базовой концепцией развития венчурных предприятий является реализация цепочки: инвестиции в ОКР, изготовление опытной инновационной партии продукции, завоевание ниши на рынке и быстрый выход на IPO (первичная продажа пакета акций стратегическому инвестору). Венчурная фирма в своем развитии проходит следующие стадии: семенная стадия (прединвестиционное финансирование компаниями фондами посевного капитала на самом раннем этапе) > старт > ранний рост > экспансия > IPO или продажа стратегическому инвестору. Т.е. стратегия здесь базируется на основной цели и функции венчурного технологического предприятия: создание малого, но быстро растущего предприятия, быстрое воплощение некой инновации в новейшем продукте и выгодная продажа фирмы стратегическому инвестору, который будет продолжать финансирование развития фирмы.
Венчурный технологический бизнес является базой современного развития страны и создания постиндустриальной экономики и экономики знаний (новой). • Инновационное малое предприятие (число таких предприятий пока в России не велико и не превышает 5-7%.). В России только 4% продукции относится к инновационной. В странах ОЭСР доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. Инвестиционная стратегия таких предприятий – вложение основной части инвестиций в перспективные инновационные продукты, защищенные охранными документами (патентами, свидетельствами об изобретениях). Формируется портфель эффективных инвестиционных проектов. • Малое предприятие (неинновационное), как правило, не имеет какой-либо разработанной инвестиционной стратегии. Оно развивается на основе интуиции руководителя, который использует политику операционной эффективности. Малое предприятие, в случае удачной деятельности, осуществляет повышение эффективности текущей (операционной) деятельности мелкими шагами (повышение конкурентоспособности продукции и др.), что приводит к росту доходов. Подобных предприятий в России более 90%, а в развитых странах более 50%. • Инвестиционная стратегия среднего инновационного предприятия имеет несколько вариаций. Например, инвестиционная стратегия предпринимателя (инвестора), купившего венчурную фирму заключается в быстром росте капитализации фирмы (рыночной стоимости) и захвате рынка. Средние предприятия, обладающие большим интеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную наступательную патентную политику на рынках. И расширять подобным образом свое рыночное пространство, укреплять свои конкурентные преимущества. [22, 35]
Используются этими предприятиями также стратегии: - «Поиск наград». Используют фирмы, работающие на рынках наукоемкой продукции. Инвестиционная политика строится на венчурных (рискованных) инвестиционных проектах, компенсирующих высокие риски сверхприбылями; - «Пирамида». Мобилизуются все доступные источники для реализации перспективной инвестиционной программы; - «Все для вас». Стратегия следования за стабильным и крупным потребителем (например, крупной и прибыльной фирмой). • Среднее неинновационное предприятие. Подобные предприятия часто вообще не имеют стратегии, как таковой, а занимается повышением эффективности операционной (текущей) деятельности фирмы. И можно сказать, что это и есть их «стратегия». В то же время предприятие может использовать стратегию следования за стабильным и крупным потребителем, который и будет определять стратегию «сателлита». • Корпорации (крупные фирмы). Корпорации, следуя М. Портеру, могут использовать и используют два основных подхода в отношении общей стратегии и, соответственно, инвестиционной стратегии: • Отсутствие стратегии, которую заменяет политика операционной эффективности (эту политику проводят также многие малые предприятия и средние фирмы). Инвестиционная стратегия отсутствует, а инвестиции используются на повышение операционной эффективности. Данную политику использовали некоторые японские корпорации. • Конкурентная стратегия, основанная на использовании и развитии конкурентных преимуществ корпорации. В свою очередь конкурентная стратегия включает те или иные частные стратегии: - стратегию роста интеллектуальной собственности корпорации, роста ее человеческого капитала, стратегию патентной и лицензионной экспансии. За счет этого поддерживаются и усиливаются конкурентные преимущества корпорации; - стратегию поддержания монопольного положения в отрасли или в определенной рыночной товарной нише; - стратегию слияний и поглощений; - стратегию экономии на издержках;
- стратегию развития на базе собственных средств и их эффективного использования в инвестиционных проектах; - стратегию минимизации рисков путем разделения их с партнерами в инвестиционных проектах; - стратегию дифференциации, основанную на разнообразии продукции и услуг; - стратегию фокусировки, ориентированную на узкую группу потребителей; Инвестиционная стратегия, как часть общей политики фирмы, включает: - повышение финансовой устойчивости фирмы; - повышение платежеспособности фирмы; - эффективное использование средств; - увеличение прибыли и рыночной стоимости бизнеса; - развитие человеческого капитала фирмы; - адаптацию к изменяющимся потребностям рынка; - создание новых эффективных и конкурентоспособных производств; - повышение эффективности традиционных производств; - повышение инновационного потенциала - использование инноваций для выпуска конкурентоспособных товаров; - повышение организационного потенциала – осуществление инвестиций в организационное развитие фирмы; - расширение рынков сбыта; - снижение рисков. [24, 93] Одним из основных признаков, характеризующих инвестиционную деятельность предприятия, является цель этой деятельности, которая, как показал мониторинг, есть отражение мотива инвестиционной активности. Классификация инвестиционных стратегий предприятий по данному критерию предполагает выделение так называемых "чистых" (если мотив единственный) и "смешанных" инвестиционных стратегий (если указано более одного мотива)[3]. Общее количество возможных типов стратегий весьма велико. Тем не менее, вполне возможно выделить типичные инвестиционные стратегии, используемые предприятиями чаще других
(рис. 1).
Рисунок.1. Классификация (поле) основных инвестиционных стратегий предприятий (интенсивность заливки ячейки пропорциональна уровню использования стратегии) Типичными оказались все "чистые" стратегии, а из смешанных - мотивированные как "поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства", "расширение производства с обновлением продукции" (отметим, что их используют даже несколько чаще, чем "чистые" инвестиционные стратегии, соответствующие второму мотиву), "интенсификация и модернизация производства с его расширением" и "поддержание мощностей с обновлением продукции". Остальные типы в поле инвестиционных стратегий практически не встречаются.
Если ранжировать мотивы инвестиционной активности по их «прогрессивности», от относительно консервативного «поддержания мощностей» и до «выпуска новой продукции», то типы «чистых» инвестиционных стратегий можно определить как: 1) консервативная (соответствующий мотив инвестиционной активности - «поддержание мощностей»); 2) экстенсивная («расширение существующего производства»); 3) интенсивная («интенсификация и модернизация производства»); 4) прогрессивная («выпуск новой продукции»). К «смешанным» типам стратегий относятся: 5) консервативно-интенсивная («поддержание мощностей с интенсификацией и модернизацией производства»); 6) экстенсивно-прогрессивная («расширение производства с обновлением продукции»); 7) экстенсивно-интенсивная («расширение производства с его интенсификацией и модернизацией»); 8) консервативно-прогрессивная («поддержание мощностей с обновлением продукции»). Доля типов стратегий, связанных с активностью предприятий на финансовых рынках, весьма значительна. Заемную стратегию с мотивацией «привлечение заемных средств» используют почти 5% участников мониторинга, ссудную с мотивацией «получение дохода от финансовых инвестиций» - около 3%. [27, 151]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|