Управление деятельностью предприятия – общие понятия
Управление деятельностью – совокупность действий субъекта управления (руководителя, аппарата управления), направленных на координацию, контроль используемых целей, достижения результатов в процессе труда объекта управления. Процесс управления деятельности на предприятии представлен на рис.1
Рисунок 1 Принцип действия процесса управления в организации: сплошная линия – влияние (ход процесса), штриховая – поступление информации [6,93] Процесс управления деятельности состоит из объединенных в определенную структуру субъектов управления, направлен на достижение определенных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих методов управления. Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, для достижения поставленных организацией целей.[6,93] Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделении, компания и т.д.). Содержание – это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Существуют следующие виды методов управления: - организационно-административные; - экономические; - социально-психологические. Задача организационно – административных методов состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением.
Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с Т К и другими законодательными актами. В рамках организации возможны три формы проявления организационно - административных методов: 1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); 2. согласительные (консультации, компромисс); 3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснения, предложения, общение).[9,43] Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Основной смысл экономических методов сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности. [14,48] Главная цель социально-психологических методов это формирование в коллективе положительного социально-психологического климата. Социально-психологические методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет различные формы социально-психологического воздействия.
Основные формы социально-психологического воздействия: - методы повышения социальной активности; - обмен опытом; - критика; - самокритика; - коллективный договор; - соглашение; - наставничество; - внушение; - личный пример руководителя; - создание ориентирующих условий; - методы управления индивидуально – личностным поведением сотрудников; - деловая, управленческая и профессиональная этика.[16,45]
1.2.1 Общие требования к управлению деятельности предприятия Специфика управления деятельности предприятия состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться. Наиболее важные из них: - юридические нормы – отражены в государственно-правовых нормативных актах; - моральные нормы – регулируют поведение управляющего звена в области нравственности и морали. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. - организационные нормы – устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации; - экономические нормы – регулируют экономическую деятельность организации; - эстетические нормы – это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Они включают в себя этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным. - социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию. В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить: 1. Ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства.
2. Обряды – также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др. 3. Мифы – предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя. 4. Обычай – это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Иначе обычай можно определить как стереотип поведения. В управлении деятельности субъектом и объектом выступает сам человек, а совокупность всех этих норм регулируют поведение людей, и их деятельность. 1.2.2 Особенность управления деятельностью гостиничного комплекса Метод управления гостиничным предприятием - это способ целенаправленного воздействия на службу сервиса и потребителя с целью возможно более полного и эффективного удовлетворения возрастающих запросов людей.[13,96] Метод управления гостиничным предприятие основываются на классических методах, однако особенности сферы деятельности накладывают определенные отпечатки на их сущность. Методы управления гостиничным предприятием могут быть классифицированы следующим образом: Организационно-административные методы Можно выделить три вида организационно-административных методов: Регламентирование - метод организационного воздействия, который заключается в разработке и введении в действие организационных основ управления, оформленных в виде соответствующего нормативного документа. Распорядительство – метод постоянного текущего воздействия субъекта на объект управления в процессе организации с целью решения поставленных задач. Инструктирование носит методический информационный характер. Он не устанавливает положения, обязательных для исполнения. Данный метод может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, воздействуя на группу исполнителей.
Инструктирование осуществляется в виде предостережения от возможных ошибок в процессе организации, а также разъяснения возможных путей решения поставленных задач.[2,105] Экономические методы В зависимости от специфики управляемой системы экономические методы выступают чаще всего в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет и ценообразование. Сущность планирования проявляется в заблаговременном учете всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития гостиничных комплексов. Анализ служит для определения реальных способов решения возникших проблем, обеспечивающих достижение цели при наименьших затратах ресурсов. Анализ включает в себя формулирование проблемы, отбор целей, сбор данных. Организация хозяйственной деятельности требует финансового обеспечения, т.е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей компании и принимает форму уставного капитала. Дальнейшее обеспечение финансовой деятельности осуществляется в процессе реализации туристических услуг посредством получении выручки. Ценообразование в сфере услуг имеет ряд особенностей: Услуги туризма, представляют собой конечный продукт, предназначенный для потребления, поэтому цены на услуги – это розничные цены; Сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому спрос на ряд услуг устойчив. Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во временем, поэтому для сферы услуг характерна сезонная дифференциация цен и тарифов.[13,115] Социально-психологические методы Можно выделить несколько видов социально-психологических методов: Метод поощрения состоит в установлении позитивных стимулов при осуществлении гостиничной деятельности. Основными стимулами в трудовой деятельности гостиничных комплексов выступают экономические в виде гибкой премиальной системы, способной учитывать не только сложность деятельности, но и человеческий фактор. Метод регулирования, сущность которого составляют: информирование и нормирование Информирование сводится к информационному воздействию, когда путем доведения информации до работника разъясняется порядок предстоящих действий. Информирование осуществляется путем: - прямого информирования; - создание ориентирующих ситуаций; - личный пример руководителя. Нормирование представляет собой совокупность способов, основанных на установлении норм, регламентации действий работников по осуществлению деятельности. К ним относится:
- разрешение; - запрещение; - предписание.[12,120]
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА «ХИБИНЫ - ОТДЫХ» 2.1 Общая характеристика деятельности гостиничного комплекса «Хибины – Отдых» Гостиничный комплекс «Хибины - Отдых» является управляющей компанией в сфере туристического бизнеса г. Кировске Мурманской области. В хозяйственное ведение гостиничного комплекса входят: гостиница «Хибины», гостиница «Эккос», гостиница «Спорт», ресторан «Олимп», бар «Олимп», бар «У горы", бар «Третий склон» и два пункта проката горнолыжного инвентаря. Гостиничный комплекс «Хибины – Отдых» расположен за жилым массивом, на границе городской территории Кировска, у подножия горы Айкуайвенчорр. Туристический комплекс был образован в 1998 году. Юридический адрес: Мурманская область, г. Кировск, ул. Ленинградская д. 25. Телефон: 8 (81531) 58 - 9 - 01. Основной деятельностью комплекса является предоставление мест временного проживания, как для российских граждан - командированных, прибывающих в город бизнесменов, туристов, политиков, деятелей культуры, так и для иностранных туристов. К услугам отдыхающих предоставляется ресторан, 3 бара, бильярд, сауна, камера хранения. Кроме основных услуг гостиничный комплекс предлагает ряд дополнительных услуг: конференц-зал, пункт проката современного горнолыжного инвентаря и одежды, беговых лыж и коньков. Миссией гостиничного комплекса «Хибины – Отдых» является создание туристического развлекательного комплекса в городе Кировске Мурманской области направленное на улучшение условий отдыха российских и иностранных туристов, приезжающих в город Кировск, приведение уровня проживания, сервиса и техобслуживания к уровню международных стандартов, расширение перечня оказываемых услуг. Целями гостиничного комплекса, являются привлечение новых клиентов, удержание уже новых клиентов, получение более высоких доходов от этих клиентов. Задачами гостиничного комплекса «Хибины – Отдых» являются: -подбор, обучение и найм сотрудников; -организация управления гостиницами; -разработка стратегии продаж и продвижения услуг гостиничного комплекса на внутреннем и международном рынке; -достижение или сохранение повышенной категории гостиниц, ресторана, баров и пунктов горнолыжного инвентаря.
2.1.1 Основные технико-экономические показатели работы гостиничного комплекса «Хибины – Отдых» за 2007 – 2009 г, их динамика Основные технико-экономические показатели работы гостиничного комплекса «Хибины – Отдых» за 2007 – 2009 года представлены в таблице 1.
Таблица 1 Технико-экономические показатели На основе данных таблицы можно сделать вывод, что объем платных услуг от продажи номеров, объем платных дополнительных услуг, объем платных ресторанных, барных услуг, количество принятых туристов в 2009 году снизился по сравнению с 2008 году, причинами снижения являются: низкое качество предоставляемых услуг, завышенная стоимость предоставляемых услуг, устаревшие номера, низкий уровень дохода населения, желание туристов ездить за границу. 2.2 Анализ организации деятельности гостиничного комплекса «Хибины - Отдых» Согласно теоретическим исследованиям, отмеченным в первой главе, организация деятельности предприятия осуществляется через ряд функций управления, таких как планирование, организация, мотивация, подбор кадров и контроль. Рассмотрим, как осуществляются эти функции управления в гостиничном комплексе «Хибины – Отдых». 1. Функция управления: планирование Гостиничный комплекс «Хибины – Отдых» планирует в 2011 выполнить ряд мероприятий по повышению туристической привлекательности комплекса: а) планируется реконструкция гостиниц: перепланировку помещений, замену систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, охранно-пожарной сигнализации, усовершенствование телефонной связи, замену мебели; б) планируются открытие видеозала, солярия, бильярдной и теннисной комнат, расширение бара, дооснащение пункта проката туристическим и спортивным инвентарем; в) планируется строительство на прилегающей к гостинице территории стационарных беседок для отдыха и шашлыков; г) для привлечения и удержания клиентов гостиничный комплекс планирует использовать различные скидки, бонусы и премии: 1 Скидки: 1.1 Дети до 7 лет-размещение без оплаты (с предоставлением места в номере с родителями). Детям до 12 лет-скидка 25% от стоимости путевки. Скидка на дополнительное место в 3-местном номере или в 2-комнатном номере - 10%. При групповом бронировании номеров планируется предоставлять дифференцированные скидки на проживание, питание, развлечения. Некоторые виды услуг (например, пользование сауной, бассейном) для гостей гостиниц будут бесплатны. 2 планируется предоставлять бонусные скидки постоянным клиентам. 2.1 особое внимание в ООО «Хибины – Отдых» планирует оказывать постоянным клиентам: размещение в более престижных номерах, на лучших местах в ресторане. 2.2 планируется при бронировании тура продолжительностью от 21 ночи и более, гостиничный комплекс начислять специальный бонус «Отдыхай дольше – плати меньше». Бонусы будут распространятся при условии проживания в одной гостинице; д) гостиничный комплекс планирует распространять информацию о своих услугах через интернет, рекламу на радио, телевидении, в газетах, через различные брошюры и листовки; е) гостиничный комплекс «Хибины - Отдых» планирует разработать официальный сайт, который будет содержать всю необходимую информацию о предоставляемых услугах, ценах на проживание, планируемых и уже проводящих мероприятий. ж) гостиничный комплекс планирует усовершенствовать методы работы с клиентами, разработать стандарты обслуживания (проведение тренингов с персоналом, создание моделей ситуаций в обслуживании клиентов); з) гостиничный комплекс планирует набор персонала в следующем году с хорошим знанием английского языка, знанием психологии клиента;
Объем капитальных вложений в гостиничный комплекс «Хибины - Отдых» на 2011 год отражен в таблице 2.
Таблица 2 Объем капитальных вложений
Предполагаемыми источниками финансирования гостиничного комплекса будут собственные и заемные средства.
2. Функция управления: организация Производственна структура гостиничного комплекса «Хибины – Отдых» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 Производственная структура гостиничного комплекса Рассмотрим виды деятельности, осуществляемые гостиничным комплексом «Хибины – Отдых». А) Ресторанная деятельность гостиничного комплекса «Хибины - Отдых». Ресторан «Олимп» находится при гостинице «Хибины». Ресторан работает исключительно для внутреннего пользования. Ресторан как подразделение общественного питания обслуживает гостей согласно меню, которое является основой любой ресторанной концепции, и относится к типу буфетное. Ресторан «Олимп» разделен на 2 зала. Интерьер общего зала на 120 посадочных мест выполнен в стиле хай-тек с преобладанием светлых тонов, стекла и металла. Зал на 80 посадочных мест оформлен в более темных и благородных цветах и обставлен более комфортной и уютной мебелью. Атмосфера ресторана идеальна для проведения, как семейных торжеств, свадеб, так и вечеринок, фуршетов и банкетов. Заказы на производство конкретной продукции поступают из ресторана от официантов. Уровень загрузки ресторана по сезонно представлен в таблице 3.
Таблица 3 Загрузка ресторана по сезонно На основе данных таблицы, можно сделать вывод о том, что наибольший уровень загрузки ресторана приходится на январь-март, и апрель – май, а наименьший уровень загрузки ресторана приходится на июнь – сентябрь. Б) Барная деятельность гостиничного комплекса «Хибины - Отдых». Меню баров несколько отличается от ресторанного. Здесь гораздо больше внимания уделяют алкоголю. Есть вина различных стран, и виски, абсент, ром. Для любителей есть кальян. В барах также готовят алкогольные напитки для ресторана. Уровень загрузки баров по сезонно представлен в таблице 4.
Таблица 4 Загрузка баров по сезонно На основе данных таблицы, можно сделать вывод о том, что наибольший уровень загрузки баров приходится на январь-март, и апрель – май, а наименьший уровень загрузки номеров приходится на июнь – сентябрь. В) Прочие услуги В гостиничном комплексе «Хибины - Отдых» работает пункт проката горнолыжного оборудования. В прокатах представлено самое современное оборудование для занятия горными лыжами, сноубордом. Широкий ассортимент удовлетворит любые запросы клиента как по цене, так и в спецификации инвентаря. А также к услугам гостей существует дополнительное обмундирование: очки, перчатки, комбинезоны, шлемы и другое. Не забыты и маленькие гости комплекса. Для малышей в прокате предусмотрено специальное детское снаряжение и одежда. Устранить неисправность лыж и сноубордов можно в ремонтной мастерской, которая расположена здесь же. Работает камера хранения. В гостиничном комплексе «Хибины – Отдых» работают сауны. В каждой сауне: бассейн, удобная и приятная комната для отдыха, парилка из экологически чистого дерева, бильярд, телефонная связь с официантом, через которую можно заказать любое блюдо или напиток из меню бара и ресторана. Уровень загрузки проката спортивного инвентаря и камеры хранения по сезонно представлено в таблице 5. Таблица 5
Загрузка проката спортивного инвентаря и камеры хранения по сезонно На основе данных таблицы, можно сделать вывод о том, что наибольший уровень загрузки проката спортивного инвентаря и камеры хранения приходится на январь-март, и апрель – май, а в июне – сентябре их услугами вообще пользуются. Пользование услугами инструктора и сауны по сезонно представлено в таблице 6. Таблица 6
Услуги инструктора и сауны по сезонно На основе данных таблицы, можно сделать вывод о том, услугами инструктора и сауной большинство пользуются в январе-марте, и апреле – майе, а наименьшими услугами инструктора и сауной пользуются в июне – сентябре. Г) Отдых Гостиничный комплекс «Хибины-Отдых» организует деятельность трех гостиниц: «Хибины», «Экосс», «Спорт». Гостиница "Экосс". Небольшой, очень уютный отель. Расположен отель в самом центре города Кировска, на 4-ом этаже здания оригинальной архитектуры. Отель предлагает следующие услуги: банкетный зал, питание по удобному графику для туристов и командированных, домашняя атмосфера, сауна, бильярд. В номерах душ, туалет, телевизор, кухня. Рекомендуется для семейного отдыха. Максимальная вместимость отеля - 15 человек. Номеров 7 (одноместный номер - 1, двухместный номер - 3, трехместных - 3). Гостиница "Хибины". Гостиница туристического класса, расположена у самого подножия горы Айкуайвенчорр - места катания на горных лыжах и сноубордах. В гостинице есть ресторан, два бара, сауна, спортивный и тренажерный залы, бильярд, настольный теннис, библиотека, пункт проката горнолыжного инвентаря, камера хранения, лифт, уличная беседка для шашлыка. В номерах душ, туалет, частично телевизор. Рекомендуется как для индивидуального, семейного, так и для коллективного отдыха. Максимальная вместимость гостиницы - 185 человек. Номеров - 81 (одноместных номеров - 21, двухместных - 16, трехместных - 44). Гостиница «Спорт». Гостиница туристического класса. Расположен в черте города Кировска. Максимальная вместимость гостиницы - 156 человек. Номеров – 71 (одноместных номеров – 9, двухместных номеров – 42, трехместных номеров – 17, четырехместных номеров – 3). В гостинице есть столовая, бар, сауна, настольный теннис, камера хранения. В номерах душ, туалет, частично телевизор. Рекомендуется как для индивидуального, семейного, так и для коллективного отдыха. Характеристика номеров гостиниц гостиничного комплекса «Хибины – Отдых» представлена в таблице 7. Таблица 7 Характеристика номеров гостиниц
Оценка эффективности использования номерного фонда гостиниц представлена в таблице 8. Таблица 8 Оценка эффективности использования номерного фонда гостиниц На основе данных таблицы, можно сделать вывод, что номерной фонд гостиниц используется не эффективно, коэффициент загрузки от года в год снижается, причинами снижения являются: низкое качество предоставляемых услуг, а стоимость за предоставляемые услуги резко возросла, устаревшие номера, низкий уровень дохода населения.
Уровень загрузки гостиниц по сезонно представлено в таблице 9. загрузки гостиниц по сезонно Таблица 9 На основе данных таблицы, можно сделать вывод о том, что наибольший уровень загрузки номеров приходится на январь-март и апрель – май, а наименьший уровень загрузки номеров приходится на июнь – сентябрь. Проанализировав заполнение туристами гостиниц, ресторана, баров, пункта проката спортивного инвентаря, камеры хранения, сауны по сезонно, можно сделать вывод о том, что наибольший уровень загрузки туристами приходится с января по май, это связано с тем, что ресторан «Олимп», бар «Олимп», бар «Третий склон», пункт проката спортивного инвентаря, камера хранения, сауна находится при гостиницах, и работают они исключительно для внутреннего пользования, т.е. для людей, проживающих в гостинице. А так как гостиницы полностью загружены лиши 4 – 5 месяцев в году, в зимнее время года и рассчитаны они на туристов, занимающихся зимними видами спорта, таких как катание на горных лыжах, беговых лыжах, сноуборде, то в летнее время услугами их практически никто не пользуется. 3. Функция управления: мотивация. Для достижения высокой эффективности деятельности, гостиничный комплекс применяет в работе методы мотивирования эффективного трудового поведения, такие как материальное поощрение, организационные методы, морально-психологические. Основным материальным поощрением работников за труд в гостиничном комплексе является премия. Гостиничный комплекс производит выплату премий, не входящие в систему оплаты труда, такие как: - премия к юбилейной дате работника; - премия к профессиональному празднику; - премия к юбилею организации; - премия к праздничному дню; - премия в связи с уходом работника на пенсию. Гостиничный комплекс производит выплату разовых премий, такие как: - премия за достижения в работе; - премия за многолетний добросовестный труд. Рассмотрим организационные способы мотивации в гостиничном комплексе. У сотрудников гостиничного комплекса есть перспектива приобрести новые знания и навыки; При наличии вакансии у сотрудников гостиничного комплекса есть возможность работать на 1,5 – 2 ставки. При наличии вакансии работников обеспечивают более интересной работой. У сотрудников гостиничного комплекса есть возможность должностного и профессионального роста. Рассмотрим морально-психологические методы мотивирования в гостиничном комплексе. В гостиничном комплексе созданы условия для формирования профессиональной гордости, личной ответственности за работу. В каждый год сотрудников гостиничного комплекса за достижение в работе награждают ценными подарками и почетными грамотами. Рассмотрим применение в гостиничном комплексе такой функции управления как подбор кадров. Подбор кадров для гостиничного комплекса по традиции ведется: - с использованием личных связей (по знакомству); - по объявлениям (вариант с улицы); - с помощью кадровых агентств; - путем переманивания; - службу центра занятости населения Сотрудники гостиничного комплекса «Хибины – Отдых» должны быть: Четко понимать стратегию организации; Быть хорошо обученным; Иметь определенную свободу действий, позволяющих творчески подходить к разным ситуациям; Могли самостоятельно принимать решения. 4. Функция управления: контроль Среди форм контроля, осуществляемых в гостиничном комплексе «Хибины - Отдых» стоит отметить следующие: 1. Надзор за работой подчиненных; 2. Анализ документов; 3. Вызов и заслушивание; 4. Запрашивание письменных отчетов; 5. Проведение планерок; 6. Аттестация; 7. Аудит; 8. Инвентаризация. В «Хибины – Отдых» осуществляется как внешний, так и внутренний контроль.
Для начала, хотелось бы отметить органы, осуществляющие внешний контроль гостиничного предприятия, а именно: - Межрайонная инспекция № 6 управление Федеральной Налоговой Службы по Мурманской области - проверяет правильность и своевременность уплаты налогов; - Служба центра занятости населения города Кировска - следит за наличием вакансий; - Отдел по борьбе с экономическими преступлениями; - УФМС России по Мурманской области; - Центр Госсанэпиднадзора; - Мурманский центр стандартизации, метрологии и сертификации; - ТО ТУ Роспотребнадзор по Мурманской области г. Кировска; - Комитет потребительского рынка услуг
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|