Исполнение одноголосия на гуслях
Постановка
Понятие «постановки», применительно к обучению игре на гуслях, предполагает наиболее рациональное приспособление исполнителя к условиям звукоизвлечения на инструменте. Несомненным критерием правильной постановки является принцип естественности, при котором все «игровые мышцы» учащегося находятся в свободном состоянии.
На гуслях играют сидя и стоя, держа инструмент на специально прикрепленном ремне. В начале обучения желательно играть на инструменте в положении сидя. Правильная посадка исполнителя должна обеспечивать свободу игровых движений рук при устойчивом положении инструмента, быть естественной и эстетичной.
Сидеть нужно на половине удобного по высоте стула с прямой осанкой, при небольшом наклоне корпуса вперед (не инструмент «прислонять» к себе, а корпусом чуть наклониться к инструменту). Шею и голову держать ровно, низко (к струнам) не опускать. Ступни опираются на пол, левая чуть впереди правой. Гусли ставятся на колени под небольшим углом наклона к корпусу играющего; вершина треугольника направлена точно к основанию грудинной кости. Ремень прикрепляется к корпусу гуслей в двух местах (за скобу на металлической пластине у нижнего порожка и за скобу примерно у первого или второго снизу колка). Ширина отстегивающегося ремня с двумя карабинами примерно 2 - 4 см. Более узкий ремень при игре «стоя» не обеспечивает комфортной устойчивости инструмента. При такой постановке инструмент удобно держится на коленях даже 5 – ти – 6 – ти летних учеников, и руки полностью освобождаются для игры.
Предплечье левой руки располагается на гуслях примерно на уровне 6-го – 8-го колка (в зависимости от игровой позиции). В начале обучения допускается небольшая опора на инструмент. Обе руки исполнителя по отношению к корпусу инструмента должны находиться под одинаковым углом сгиба.
Рис.1
Обе руки пластично изгибаются в области запястных суставов, что придает кистям необходимую при игре свободу. В процессе освоения исполнительских приемов наиболее рациональная постановка рук на гуслях постепенно совершенствуется и закрепляется.
Плектр (медиатор) необходимо иметь достаточно плотный (чуть толще гитарных, домровых). Держится он между первыми фалангами указательного и большого пальцев правой руки; остальные в слегка согнутом положении прилегают к указательному и не касаются ладони. Качество звука, удобство и свобода игры зависят от умения исполнителя держать и управлять хорошо подобранным (по размеру и качеству материала) медиатором.
При обучении игре на гуслях ни в коем случае нельзя допускать поспешность в работе над правильной постановкой аппарата. Это приводит к отрицательным результатам (особенно у очень одаренных учеников, быстро схватывающих начальные игровые движения). За короткое время можно настолько сильно исказить первые ощущения ученика от прикосновения к инструменту, что потом исправить недостатки в постановке рук на гуслях бывает очень трудно, а подчас и невозможно. Психологически первые уроки, связанные с прикосновением к инструменту, и первые самостоятельно изданные звуки остаются в памяти ученика на всю жизнь. Вот почему в начальный период важно достичь органичного сочетания различных компонентов постановки, исполнительского аппарата: свободы и синхронности рук, тактильных ощущений в пальцах, синхронности обеих рук, свободного дыхания, внутреннего (тонусного) состояния, обеспечивающего эмоциональную выразительность звука и пр.
Педагогу необходимо проявить максимум терпения и выдержки, чтобы создать доброжелательную атмосферу музыкального творчества, которая поможет преодолеть психологические и технические трудности, заинтересовать ученика творческими задачами, как-то: подобрать или создать свои упражнения с инструментом (или без него) и др. для приобретения правильных мышечно-двигательных игровых навыков.
Постановка левой руки. На начальном этапе обучения левая рука гусляра опирается предплечьем на инструмент. Изгиб в запястном суставе позволяет в достаточно расслабленном состоянии опустить кисть на струны. Пальцы либо слегка касаются их, либо находятся между струн. Важнейшим условием свободы игровых движений левой руки является расслабленная кисть (как бы «висящая» от запястья) и слегка согнутые свободные пальцы. По мере освоения инструмента, для достижения большей свободы движений левой руки, желательно убрать опору предплечья на инструмент. Струны как бы слегка прикрываются подушечками пальцев левой руки, без нажима, но так, чтобы они были точно заглушены. Следует обратить особое внимание на мизинец и большой пальцы, которые прикасаются к струнам не центром подушечек, а их боковыми частями. При этом очевиден легкий наклон мизинца влево, а большого пальца - вправо.
Сначала надо научиться свободно и естественно ставить левую руку на струны таким образом, чтобы все пальцы располагались через струну. Для этого предварительно можно нарисовать струны гуслей в виде «веера» и попросить его выполнить упражнение на столе.
Затем, также не спеша, выполнить другое упражнение: поднять кисть левой руки вверх (пальцы свободны, поднимаются невысоко, а опускаются легко и четко, как бы падая, при этом ни одна фаланга пальцев не прогибается), опустить левую руку на нарисованные струны волнообразным движением запястья так, чтобы оно вернулось в исходную точку в момент прикасания подушечек пальцев к струнам. Это же упражнение разучить на инструменте с передвижением левой руки по всему диапазону инструмента вверх и вниз, т.е.: первое движение - пальцы ставятся через струну, начиная с самой нижней, потом - со второй и т. д. То же самое выполнить сверху вниз.
Для способствования развитию внутреннего слуха педагог может сначала проиграть упражнение на инструменте, затем ученик отрабатывает его беззвучно, внутренне представляя звучание.
Такие упражнения помогают ученику постепенно приобрести естественные мышечно - двигательные навыки. Затем, при выполнении задания на инструменте, ученик должен следить глазами за изображением аккорда на нотной строчке и мысленно представлять его звучание.
На гуслях первые навыки игры связаны с аккордами. Не нужно сразу требовать от ученика знания каждой ноты. Важно, чтобы у него образовалась устойчивая связь с видом аккорда и его расположением на инструменте. Этот навык в начале обучения обязателен и является специфической особенностью постановки аппарата исполнителя - гусляра.
Упражнение. Поставить пальцы левой руки на гусли через струну. 1-й палец - большой, 2-й - указательный, 3-й - средний, 4-й - безымянный, 5-й - мизинец. Счет струн идет от более низкого звучания к более высокому. Пятый палец (мизинец) ставим на первую струну, остальные располагаем через струну. Затем плавным и мягким движением запястья со свободной кистью и полукруглыми пальцами переставляем руку на аккорд со второй струны, затем с третьей и т. д. вверх до конца диапазона вверх, а затем то же движение делаем вниз. Повторить упражнение 4 - 5 раз.
Вначале небольшую сложность представляет собой момент постановки пальцев через струну в каждом последующем аккорде. Ученик пытается рассмотреть струны, близко наклоняясь к ним. Этого следует избегать. Необходимо вырабатывать умение ощущать пальцами соседние струны при передвижении, причем высоко их над струнами не поднимать, а передвигать с помощью движения кисти.
Ежедневная отработка первоначальных беззвучных упражнений приносит гусляру немалую пользу, так как основная цель их состоит в снятии излишнего напряжения и скованности двигательного аппарата. Такие занятия позволяют вырабатывать пластичность движений рук и, что особенно важно в будущем, свободу и легкость в наиболее трудных позиционных переходах.
Постановка правой руки. Правая рука предплечьем (примерно чуть ниже локтевого сустава) касается инструмента, но без опоры на него, запястье немного приподнято, кисть свободна.
На начальном этапе необходимо выработать умение пользоваться медиатором без игры на инструменте. Особое внимание обращается на форму кисти и положение пальцев. Кисть как бы «свисает» от запястья, но при этом не должна нарушаться прямая линия от кисти до локтевого сустава. Небольшой изгиб получается за счет слегка приподнятого вверх запястья, а не поворота кисти вправо или влево. Большой ошибкой при постановке является сильный наклон кисти вниз (к нижним струнам). В исходном игровом моменте кисть с предплечьем всегда должны составлять прямую линию с легким изгибом запястного сустава к струнам. Звуки на гуслях извлекаются равномерными по силе ударами медиатора вниз и вверх по струне. Большой и указательный пальцы держат медиатор; средний, безымянный и мизинец собраны, но не сжаты, их ногтевые фаланги составляют одну линию.
С самого начала обучения амплитуда движения медиатора должна не превышать расстояние между струнами.
Упражнение. Поставить медиатор на струну (левая рука опущена вдоль туловища и участия в этом упражнении не принимает) и, нажимая на нее, провести медиатор вниз с остановкой на соседней струне. Повторить это упражнение несколько раз, следя за качеством извлекаемого звука: он должен быть чистым и красивым, без посторонних призвуков. Затем извлекайте звуки такими же движениями вниз и вверх почти без замаха кисти. Ограничением движения медиатора как вниз так и вверх является соседняя струна. Необходимо поработать некоторое время над этим приемом, играя равномерными ударами и следя за качеством звука. Повторить это упражнение на всех струнах, слушая звуки. Обратите внимание на то, как изменяется тембр звука в зависимости от места его извлечения: ближе к порожку; в центре над резонаторным отверстием; ближе к подставке. Звуки можно произносить громко и тихо, усиливая или ослабляя звучность. Обозначается громкость звука и ее изменения по-итальянски, полностью или в сокращении.
Подробнее техника исполнения отдельных нот или пассажей будет рассмотрена ниже. В нотах удар медиатора вниз обозначается знаком П, удар вверх - V над нотой.
Позиции
Позицией называется расположение пальцев левой руки на инструменте, определяющееся местоположением пятого пальца (мизинца) на струне и позволяющее исполнять последовательность звуков без перемещения руки в тесном и широком расположении. Номеру позиции соответствует номер струны, на которой стоит мизинец.
Смена позиций. Обучение рекомендуется начинать с освоения 2-й и 3-й позиций (в нижнем регистре инструмента), 5-й и 6-й (в верхнем регистре гуслей). Такое деление помогает ученику в ориентации на инструменте, вырабатывает ощущение расстояния и способствует более быстрому запоминанию местоположения струн на гуслях. В изучении позиций надо освоить большое количество упражнений, позиционных пьес и гамм. Переход из позиции в позицию представляет собой значительную трудность, если они находятся в разных регистрах; например: из второй позиции (расстояние от ми 1-й октавы до ми 2-й октавы) сложно перейти в пятую (расстояние от ля 1-й до ля 2-й). Переход из одной позиции в другую удобен во время пауз и длинных нот, но часто приходится менять позицию во время исполнения пассажей на две и более октавы, при игре длинных и ломаных арпеджио, аккордов с перемещениями. Техника движения левой руки при смене позиций очень похожа на технику перемещения при игре аккордами на фортепиано: полукруглые пальцы и кисть легким изгибом запястья вверх переносятся в нужное место при направляющем движении предплечья. При большом расстоянии в переносе участвует вся рука (особенно на многострунных гуслях).
Например, на семнадцати струнном инструменте девять позиций:
1-я позиция – от d1 до d2
(возможен звук си малой октавы)
В этой позиции исполнимы звуки:
2-я позиция – от e1 до e2
В этой позиции исполнимы звуки:
3-я позиция – от f1 до f2
В этой позиции исполнимы звуки:
4-я позиция – от g1 до g2
В этой позиции исполнимы звуки:
5-я позиция – от a1 до a2
В этой позиции исполнимы звуки:
6-я позиция – от h1 до h2
В этой позиции исполнимы звуки:
7-я позиция – от c2 до c3
В этой позиции исполнимы звуки:
8-я позиция – от d2 до d3
В этой позиции исполнимы звуки:
9-я позиция – от e2 до e3
В этой позиции исполнимы звуки:
Игра аккордами.
Один из основных приёмов исполнительства на гуслях — игра аккордами. Исполняются они ударами плектра сверху вниз и снизу вверх. Удар по струнам может быть энергичным и резким, мягким и плавным (как бы “перебирающим” струны); только вниз или только вверх, с выделением верхнего или нижнего звука.
На основной аккорд (тоническое трезвучие) 5,4,3 и 2-й ставятся через струну (со второй струны снизу), а 1-й палец рядом со 2-м (на соседнюю струну).
Рис.2
Получился аккорд E-dur – ми мажор. Звучат струны – ми, соль-диез, си, ми.
В нотной записи:
Данное расположение пальцев левой руки сохраняется для тонических аккордов некоторых других тональностей, ставиться они будут с каждой последующей струны (с третьей струны – fis-moll, с пятой – A-dur, с шестой – h-moll и т.д.). Два верхних пальца (1-й и 2-й) стоят рядом на струнах около основного тона тональности. Таким образом, в данном аппликатурном расположении следующая струна после той, на которой стоит первый палец, будет основным тоном тональности.
Для того, чтобы получить другие аккорды тональности, необходимо попарно (3 и2, 5 и 4) передвигать пальцы на соседние близлежащие струны.
Рассмотрим каждый аккорд отдельно. Если передвинуть 3 и 4 пальцы вниз на соседние с ними струны, то получится субдоминантовый аккорд тональности.
Рис.3
В данном случае (мизинец стоит на второй снизу струне) это будет аккорд A dur – ля мажор. Звучат струны – ми, ля, до-диез, ми.
В нотной записи:
Движение 3-го и 4-го пальцев взаимосвязано с движениями кисти, как бы «собирающей» все пальцы руки.
Затем возвращаемся в исходное положение — аккорд ми-мажор (E dur.)
Если из основного положения передвинем вверх на соседние струны 5-й и 4-й пальцы, то получается доминантовое трезвучие тональности:
Рис.4
5-й палец стоит на третьей струне, 4-й — на пятой: получился аккорд си-мажор (H dur). Звучат струны – си, ре-диез, фа-диез, си.
В нотной записи:
В домашней работе на беззвучных упражнениях добейтесь от ученика уверенных и свободных попарных передвижений пальцев левой руки с участием кисти в такой последовательности аккордов: ми мажор – ля мажор – ми мажор – си мажор – ми мажор
(E-dur – A-dur – E-dur – H-dur – E-dur)
В нотной записи:
Желательно пальцы при переходе от одного аккорда к другому высоко не поднимать и стремиться не переставлять, а передвигать их на струны. Кисть левой руки должна быть свободной, слегка полусогнутые пальцы подушечками касаются струн. Предплечье опирается на корпус инструмента, но в дальнейшем правая и левая руки не должны опираться на инструмент.
Занятия начнем с ритмичных ударов сверху вниз по всем струнам аккорда. Этот прием называется бряцание (ПV)
Удары сверху вниз основаны на свободном падении предплечья и кисти правой руки с фиксированной остановкой на второй струне (т.е. на струне, на которой стоит 5-й палец левой руки). Мощность звучания обеспечивается весом руки. Кисть расслаблена, но 1-й и 2-й пальцы, крепко держащие медиатор, обеспечивают чёткость соприкосновения медиатора с каждым звуком в аккорде.
Следующее упражнение играть ударами снизу вверх:
Предплечье со свободно свисающей кистью правой руки делает движение вверх с фиксированной остановкой медиатора на струне, следующей за основным звуком сверху (в данном случае снизу на струне фа-диез первой октавы, которая не должна прозвучать).
В начальных упражнениях фиксированные остановки медиатора желательны, так как при дальнейшем развитии техники правой руки потребуется минимальная амплитуда движений.
Следующее упражнение – ритмические удары сверху вниз и обратно по звукам аккорда:
Самое главное в освоении этого приема – при ударах вниз и вверх добиться красивого, ровного по силе звука, равномерности движений при свободных, естественных движениях предплечья и кисти.
Исполнение одноголосия на гуслях
Музыкальный звук является основным средством художественной выразительности в исполнительском искусстве. Звук на гуслях должен быть интонационно выразительным; чистым, без посторонних призвуков; певучим, мягким, ярко окрашенным тембрально, богатым динамическими оттенками.
Звук как средство музыкально-художественной выразительности состоит из нескольких компонентов: начала, протяженности, окончания, интонации, тембра, динамики. Между собой они неразрывны и взаимосвязаны.
С самого начала обучения необходимо иметь ясное представление об образовании и развитии всех качественных характеристик звука. Требования, предъявляемые при работе в данном направлении, в разные периоды обучения будут отличаться. Но на любом этапе главная цель — стремление к эмоционально-выразительному, качественному звуку, без которого немыслимо музыкально-исполнительское искусство.
Для звукоизвлечения на гуслях используют несколько видов касания струны. Ориентиром в выборе прикосновения к струне является внутреннее слышание звука в соответствии с определенным художественным образом.
При игре плектром ласковый, певучий звук достигается мягким касанием. Медиатор как бы скользит по струне почти без замаха кисти. В движении участвует вся рука, свободная и пластичная.
Короткий, отрывистый звук достигается легким ударом медиатора по струне с замахом кистью и активным предплечьем. Исходное положение: предплечье поднято, кисть занесена для удара с небольшим изгибом в запястье (мышцы всей руки расслаблены); затем предплечье и кисть опускаются («падают») вниз с остановкой на нижней закрытой струне; пальцы с медиатором очень собранно и коротко извлекают звук. Удар вниз происходит под острым углом к деке инструмента.
Считалочка «Стали - ковали» сложная ритмически, поэтому сначала научитесь проговаривать ее с правильным ритмом:
При ударе снизу вверх первым обратное движение начинает предплечье, а затем кисть, возвращаясь в исходное положение для удара вниз. Кисть руки все время чуть согнута в запястье и расслаблена, за исключением большого и указательного пальцев, крепко держащих медиатор:
№6
Движения руки должны быть собраны, аккуратны, амплитуда размаха предплечья очень лаконична.
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы удары вниз и вверх были одинаковы по силе, с четкой и ясной артикуляцией звука:
Паузы
На гуслях выполнение пауз в музыке требует специфических исполнительских приемов, т.е. струны должны заглушаться определенным движением рук.
Правой рукой. Первый способ: заглушаются все струны инструмента или звучание широких аккордов ребром ладони и соответственно развернутым предплечьем. Глушит струны ребро руки от мизинца до локтевого сустава.
№1
Второй способ: тесно расположенное небольшое количество звучащих струн заглушается только ребром ладони (при вращательном движении кисти и предплечья).
№2
Третий способ: во время исполнения различных видов пиццикато опущенная на струны ладонь глушит звук коротким и точным движением.
№3
Левой рукой. Первый способ: при коротких по длительности паузах в виртуозных пьесах чаще всего применяют способ глушения струн ладонью левой руки: запястье вместе с ладонью идет коротко и резко вниз до соприкосновения со струнами, затем сразу возвращается в исходное положение. Прием довольно сложный, требует кропотливости и терпения в освоении.
№4
Второй способ: отдельные пальцы левой руки глушат один или несколько звуков. Чаще всего так заглушают нежелательные звуки при смене гармонии. Выполнение приема: мизинец, либо другой палец опускается всей длиной на струны (возможно небольшое движение кистью вниз, но запястье ни в коем случае не опускается, чтобы не допустить зажатия кисти).
№5
Воспользуйтесь поиском по сайту: