Глава 2. Современная христианская церковь о труде и богатстве в жизни человека
Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса, связанного с экономической составляющей жизни человека, а именно отношению церкви к вопросу накопления богатства. Очевидно, что в доктринах исследуемых в работе христианских конфессий отношение сильно отличается друг от друга. Этому может свидетельствовать экономическое положение стран, в которых распространено то или иное течение, к примеру сильная американская модель и практически повсеместное распространение протестантских церквей. Так же показательным может служить то, как непосредственно выглядит место, куда приходят верующие люди - церковь, будь то православный храм, католический костел или протестантская кирха. Очевидно, что ни одна религия не может отказаться от решения финансовых вопросов, хотя бы потому, что необходимо обеспечить работу ее учреждения. Так же очевидно, что существует и оценка церкви по отношению к экономической составляющей жизни человека. То, что существуют расхождения, сложившиеся в течении долгого исторического пути, связанные с разным трактованием евангелии и вообще расхождений в доктрине, об этом было изложено в первой главе, теоретической части. Но о том, как именно обстоит ситуация в современном мире, в котором, пожалуй, все взаимоотношения в обществе "пропитаны" экономической сущностью, ни в какой литературе, даже периодических изданиях, не встретишь. Именно поэтому целесообразно было провести исследование, путем проведения интервью со священнослужителями протестантской, православной и католической церквей. Цель исследования направлена на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека. А так же на то, чтобы получить на то, чтобы получить ответ на главный заявленный вопрос: "Можно ли считать залогом благополучия страны то, какую религию она исповедует?". Это возможно лишь определив истинное отношение церкви к тем составляющим, которые создают "благополучие" - труд, деньги, богатство.
Первым опрошенным был Отец Андрей, наставник Томской католической церкви. - Что такое труд? - Труд - это призвание. К труду подходят по-разному. И многие воспринимают труд как зло и приговор за совершение первородного греха. Но это благодать, так как человек через труд выполняет свое призвание. Он становится хозяином земли. Человек сам совершенствуется благодаря работе и труду и его жизнь становится более легкой. Это способ реализовать себя. Отец Андрей рекомендовал обратиться к труду Юанна Павла - II “Laborem ecsercens”, в переводе на русский язык "О человеческом труде". - Богатство - это следствие труда человека? - Естественно. Очень важно чтобы человек правильно воспринимал это богатство. И Иисус очень много говорил об этом в Евангелии." Богатым очень трудно войти в Царство Божье". Люди забывают о душе, о спасении, становятся эгоистичными и высокомерными. В Евангелии существует множество притч по этому поводу. Богатство - это опасно, но если человек делится с нищими и если он воспринимает это как дар Божий, то он может своим богатством воплощать любовь ближнему. Благотворительность - это правильное использование богатства. - Значит, деньги развращают духовный мир человека? - Его неправильное использование, да! В богатстве есть ответственность за его использование. Если оно помогает другим людям, значит человек на пути спасения. - " На все воля Божья". Так ли это? - Каждый человек свободен и это великий дар Господа, он выражает этим свою любовь к людям. Человек может делать выбор сам, даже если и совершает ошибки. Но Бог знает все о выборе, который делаем мы. Но он не ограничивает нас в самостоятельности принятия решений.
- Богатство и бедность - это тоже воля Божья? - Есть нищета, бедность из-за вины самого человека. Большинство из них - это алкоголики, все свое имущество потеряла из-за своей пагубной страсти. И в этом нет вины Господа. В этом виноваты сами люди. Бог дал человеку разум, руки, мудрость и человек может это использовать во благо и зарабатывать честным трудом. Но многие этим не пользуются. Порой есть бедность независящая от человека. Но ведь есть общество, и оно должно помогать. Предприниматели, само государство, богатые должны помогать!" Мы спасаемся не в одиночку, мы спасаемся в обществе" - это слова Бога! Первые христиане имели все общее и никто из них не страдал. Бедность - это вызов для общества. Чтобы люди руководствовались сердцем и делились тем, что у них есть. Каждый человек может делать добро. Если людям чего-то не хватает в земной жизни, им обязательно воздастся в небесной. Но какой бы крайней нищета ни была бы, Бог никогда не позволит умереть с голоду. - В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация? - Это самообман! В жизни можно и не обманывать. Мы, христиане призваны служить Богу. Можно занимать высокие посты, но ни в коем случае не должны обманывать. Нужно жить честно и по совести. В материальном плане, конечно человек может потерять, но в духовном плане никогда не потеряет! Следующим компетентным лицом, в исследовании стал Отец Сергей. - Что такое труд? - Труд - это органичный элемент человеческой жизни. Это творческое раскрытие человека. Человеку дано быть сотворцом и соработником Господа. Но после грехопадения характер труда человека изменился. В 3 главе книги Бытия сказано: " В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься". Труд теперь становится способом добычи средств к существованию, творческая составляющая исчезает. Основное содержание четвертой заповеди гласит: "Помни день субботний чтобы святить его, шесть дней работай, а день седьмой не делай никакого дела".
- Богатство - это следствие труда человека? - Для одних, богатство - это вознаграждение Божье за труды, смирение, земные дела. А для других, богатство - это некое испытание. Не каждый сможет его пройти - Человек должен довольствоваться малым или должен всегда стремиться к улучшению своего материального положения? - В Евангелии сказано, что человек не должен заботиться о своем материальном положении здесь. "О не оскудевающем сокровище на небесах". - Деньги развращают духовный мир человека? - Да. деньги должны быть потрачены на все самое необходимое. А если человек тратит их, задумываясь только о себе - это уже эгоизм. ах", девятнадцатый, двадцатый, двадцать первый стих. - "На все воля Божья", так ли это? - Это глубоко философский вопрос. Для начала стоит понять, что это значит. Воля Божья - это понятие, связанное с промыслом Божьем. Он направляет к благим целям, пресекает зло и направляет его в добрые последствия. Все дано по воли Божьей, потому что ничего не состоит на земле не созданное Богом. - Богатство и бедность - это тоже проявление воли Бога? - Все зависит от самого человека и состояния его души. В Житие Серафима Саровского есть притча о богатом и бедном, так вот она демонстрирует именно духовное состояние человека. Главное же понимать, для чего это богатство дано Богом. И все же, богатство - это земное, а главная цель - это Царство Божье. - В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?
- Всякий обман - это грех. Известно, что "Весь Мир лежит во зле", но ведь можно вести бизнес честным путем, все же в основе христианского учения лежит принцип любви к ближнему. Каждый человек должен иметь достаточно средств для достаточного существования. В Евангелии осуждаются лишь те, кто чрезмерно злоупотребляет в своих потребностях. Последнее интервью, полученное, в Лютеранской церкви Святой Марии. - Что такое труд? - "Труд является средством существования человека и одновременно призванием. В труде человек способен реализовать себя как личность, все зависит от самого человека. Кто-то может воспринимать его как наказание, но это не так. Трудясь, человек служит Богу. В этом есть предназначение человека" - Богатство - это следствие труда человека? - "Конечно. Бог ведь показывает путь, по которому, двигаясь человек достигает определенных высот. И отказываться от него нельзя, тем самым вы сходите с правильного пути. Никто не должен стыдиться богатства, нажитого честным трудом. Конечно, оно накладывает на человека большие обязанности, в первую очередь, связанные с духовной стороной, богатство как самоцель в жизни человека - это неправильно. Богатство должно быть лишь его составляющей, не более того". - Деньги развращают духовный мир человека? - "Деньги не должны стать смыслом жизни. Это лишь один из вариантов хорошей жизни здесь, на земле. А если деньги используются по назначению, человек не забывает о своей вере и поступает по совести, то нет". - Человек должен довольствоваться малым или должен всегда стремиться улучшить свое материальное положение? - "Конечно человек достоин жить лучше и имеет право к этому стремиться, стремиться к улучшению своего материального положения". - "На все воля Божья", так ли это? - "Да, конечно. Ничего не происходит случайно. Бог направляет нас во всех делах, конечно во многом все зависит от воли человека и того, как он понимает наставления Бога". - Богатство и бедность, это тоже проявление воли Божьей? - "Отчасти. Что касается бедности - то в этом виновен сам человек, который не желает изменить свою жизнь, человек силах это сделать сам. Нужно только начать действовать, Бог всегда направит по нужному пути". - В современной экономической ситуации, чтобы прокормить семью, люди зачастую вынуждены открывают свое дело, создавать бизнес. Бизнес, это в первую очередь, средство зарабатывания денег, а деньги - это средства к существованию. Известно, что бизнес не всегда бывает честным. Получается, что человек, поступается своими принципами ради блага близких. Как по-вашему выглядит эта ситуация?
- "Почему нужно обманывать? Достойное существование можно обеспечить честным путем. Поступая по совести, человек никогда не потеряет в материальном плане, он только приобретет. Чем выше духовное развитие человека, тем больше он получит даров Божьих. Каждый отвечает за свои поступки, за плохие, его Бог наказывает, за хорошие - вознаграждает". Не требуется дополнительного поиска источников информации, чтобы убедиться в том, что выдвинутая гипотеза о негативном отношении современной христианской церкви к богатству является неоднозначной. Во - первых, причины его появления рассматриваются в вероучениях по-разному. Если для православных - это следствие труда человека и одновременно испытание в земной жизни, то для католиков и протестантов - это дар Божий, котором лишь нужно правильно распорядиться. Во - вторых, отношение к самому труду - это так же неоднозначный вопрос. Православие его рассматривает как следствие первородного греха, католичество, ссылаясь на первородный грех, утверждает, что это не наказание, что труд - это дар Божий. Протестантизм, в свою очередь, труд рассматривает как предназначение человека, тем самым его служению Богу. Заключение
Феномен религии занимает очень важно место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру всех народов. Бог - творец выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих к самым различным культурам. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных положений и их отличий в основных христианских конфессиях, а так же то, каким образом они влияют на все составляющие жизни человека: экономическую, культурную, нравственную. Бесспорно, что сфера влияния религии очень широка, начиная от культурных ценностей, заканчивая бытовой стороной жизни. В этой связи особый интерес вызвал такой аспект как хозяйственная деятельность, а точнее отношение к труду и благам. В работе нашли решение все заявленные задачи, поставленные в данной работе, а именно: рассмотрены основные христианские конфессии: протестантизм, православие и католичество, были выявлены их основные принципы и различия, так же положения, связанные с отношением к жизнедеятельности человека. Этой теоретической части посвящена первая глава работы. Практическая часть - вторая глава, представляет собой исследование, которое направленно на выявление отношения современной церкви (православной, католической и протестантской) к труду, как основной составляющей жизнедеятельности человека. Интервью со священнослужителями, несмотря на расхождение в вопросе о богатстве, можно считать, что и в рассуждениях о труде человека, и о моральной стороне финансового вопроса, представители церкви остались едины в рассуждениях. Главное о чем говорят церковнослужители - это не забывать о единственной главной цели, ожидающей каждого христианина - Царство Небесное, а не земная жизнь. Поэтому важно правильно воспринимать свое материальное положение, в богатстве - помогать ближним, в бедности - помнить, что в небесной жизни воздастся вдвойне, и, безусловно, помнить о душе и ее спасении. Ряд основных выводов, которые необходимо подвести в заключении работы: 1. Целью и предметом христианского богословия является человек в его связи и в его отношении с Богом. 2. Православие, католичество и протестантизм сохраняют основные догматы христианства: представления о сотворении мира, о былом совершенстве человека в "естественном состоянии", в каком он вышел из рук творца, о его грехопадении, о воплощении Бога в Иисусе Христе и об искупительной жертве сына Божьего, о грядущем предшествии, о блаженстве рая, ожидающем праведников, и муках ада, уготованных грешникам. 3. Общая позиция в отношении материальной стороны жизнедеятельности человека не является ни протестантской, ни католической, ни православной - она общехристианская. 4. Как и в основе всего христианства лежит учение о любви к ближнему, так и в вопросе о материальных ценностях, любовь к ближнему должна выражаться в финансовой помощи, пожертвовании и благотворительности. А так же принципиальным является не количество накопленных средств, а то, так ими распоряжается человек. Таким образом, главный вывод следует о том, что несмотря на доктринные расхождения в христианских конфессиях, вопрос о происхождении человека, связанный с сотворением Бога, смысле человеческой жизни, связанном с праведной жизнью, позволяющей пройти в Царство Божье, является единым как в православии, католичестве, так и протестантизме. Как именно будет прожита жизнь человека, во многом зависит от самого вероучения и ее трактовки, и в этом аспекте мнения расходятся. Так как отношение к мирской жизни и мирским ценностям так же различно. Но смысл этой прожитой жизни сводится к единому концу - Небесной жизни в Царстве Божьем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|