Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка возможности применения зарубежного опыта по использованию налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц

 

Основные принципы обложения подоходным налогом физических лиц для большинства стран едины, хотя наблюдается некоторые различия в подходах к определению величины облагаемого дохода и его составных частей. В состав налогооблагаемого дохода включается заработная плата, различные формы вознаграждения за труд, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, рента, проценты, дивиденды, роялти и другие виды доходов. Общим для всех развитых стран является:

- Понятие налогооблагаемого минимума;

-Скидки, увязываемые с суммой фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на те или иные оговоренные в налоговых законодательствах цели;

- Доход разбивается на части, для каждой из которых предусматривается определенная ставка по возрастающей шкале (в ряде восточноевропейских стран предусмотрена плоская шкала);

- Налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение календарного или финансового года.

Основные различия при исчислении подоходного налога с населения в развитых странах заключается в определении:

- Объема и состава дохода, подлежащего налогообложению;

- Понятие «единицы налогообложения»;

- Состава и характера налоговых льгот, при подсчете окончательных налоговых обязательств;

- Шкалы налогообложения.[7, 26c.]

В состав облагаемого дохода обычно входят:

1. Основная заработная плата рабочих и служащих;

2. Дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения сверх основной заработной платы (учитываются льготы, в том числе в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами – Ирландия, Австралия, Новая Зеландия);

3. Доходы от предпринимательской деятельности;

4. Дивиденды, проценты по счетам в банках (Финляндия, Греция), проценты по государственным бумагам (Австралия, Финляндия, Турция);

5. Взносы по страхованию жизни (Япония, Дания, Испания);

6. Доходы, получаемые от коммерческого использования недвижимой собственности;

7. Условные доходы от владения домом, в котором проживают налогоплательщик и его семья (Бенилюкс, Греция, Италия, Португалия, Испания, Швейцария);

8. Алименты, выплачиваемые на содержание детей (кроме Австралии, Австрии, Германии, Японии, Швейцарии);

9. Единовременные выплаты, пособия (кроме Швеции, Великобритании, Канады, Финляндии);

10. Пенсии;

11. Выплаты по безработице. Однако наблюдается тенденция к все более широкому распространению практику включения в облагаемый доход (с 1982г. – Великобритания, Швеция, с 1986г. – США);

12. Выплаты по болезням (с 1982г. – Великобритания, Швеция, с 1983г. – США);

13. Семейные выплаты и льготы (Канада, Испания).[7, 27c.]

Один из важнейших элементов системы подоходного налогообложения населения – стандартные скидки, являющиеся основными налоговыми льготами по подоходному налогу с населения. Различают следующие стандартные скидки:

- Основные скидки в форме освобождения от налогообложения части доходов (например, необлагаемый минимум);

- Скидки, предоставляемые налогоплательщикам в зависимости от их семейного статуса;

- Скидки, предусмотренные налогоплательщикам, имеющих детей, находящихся на иждивении, и других иждивенцев (данная льгота предоставляется в дополнение к пособиям на детей, выплачиваемым наличными).

В отдельных развитых странах действуют нестандартные налоговые скидки, сумма которых зависит от произведенных налогоплательщиком расходов на те или иные цели. Обычно в законе оговаривается конкретная сумма (например, страховые взносы, взносы на благотворительные цели). Ряд стран представляют льготы на сумму расходов по оплате проезда до места работы, полностью или частично компенсируются взносы в профсоюзы.

Общие направления реформ подоходного налога с населения:

- Расширение базы обложения;

- Снижение прогрессии шкалы подоходного обложения;

- Приближение к унифицированным принципам в подоходном налогообложении;
- Принятие мер по обеспечению более полной уплаты налогов;

- Усиление мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов или неполной их уплатой;

- Усиление мер административного контроля за взимание и поступление налога в бюджет;

- Переход от налоговых льгот в форме налоговых скидок с облагаемого дохода к предоставлению налоговых кредитов.[16, 96c.]

Налогообложение имущества также различается по странам. Как правило, налогооблагается имущество всех юридических лиц, в том числе иностранных. Уровень ставок существенно различается по странам. В ряде стран он однозначно установлен ниже максимального размера, применяемого в России (2%): в Азербайджане, Болгарии, Гайане, Греции, Индии, Индонезии, Италии, Литве, Лихтештейне, Люксембурге, Парагвае, Польше, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Эквадоре. Таким образом, перечисленные страны являются привлекательными для размещения активов российских предприятий в условиях действующей в настоящее время в нашей стране системы налогообложения имущества.[16, 97c.]

Выше, чем в России, ставки налога на имущество установлены в следующих странах: Антигуа и Барбуда - 14, 20%; Барбадос - 5-10%; Венгрия - 2-6%; Германия - 7-50%; Доминиканская Республика - 4,48%; Замбия - 2,5%; Израиль - 2,5%; Иран - 2-8%; Испания - 3%; Камбоджа - 4%; Кот-д'Ивуар - 4-15%; Макао - 16,10%; Мозамбик - 12,10%; Намибия - 4, 8%; Пуэрто-Рико -от 6,33 до 8,33%; Сенегал - 15%; Сингапур - 12%; Узбекистан - 4%; Хорватия - 5%; Чехия - 5%. Есть ряд стран, имеющих разброс ставок налога на имущество, которые как выше, так и ниже установленных в России. К таким странам относятся: Австрия - 0,2-3,5%; Кипр - 0-3,5%; Коста-Рика - 0,25-3%; Латвия - 0,5, 4%; ЮАР - 0,25-10% и Япония - 1,4-2,1%. [9, 30c.]

Следует отметить, что система льгот по налогу на имущество в разных странах определяется политикой конкретного государства по определению приоритетов развития экономики: наука, социально-культурная сфера и т. п.
Многие страны предоставляют дополнительные стимулы для привлечения инвестиций, которые включают: благоприятные условия для снижения стоимости, инвестиционные гранты, региональные гранты, «налоговые каникулы», низкие налоговые ставки, т. е. для нахождения оптимального расположения определенной деятельности следует рассмотреть и взвесить эти преимущества.

При этом следует рассмотреть и практику государственной регистрации прав и учета недвижимости в иностранных государствах, так как, прежде всего от полноты учета объектов налога (объектов недвижимости) зависят эффективность налогообложения и рост поступлений налоговых доходов в бюджеты.

В Финляндии, например, налогообложение земельных участков представляет собой установленный государством регулятор деятельности по использованию природных ресурсов. На земельный налог возлагаются задачи ускорить темпы развития территорий с одновременным сокращением интереса к земельным спекуляциям.

Для решения возникающих проблем при землепользовании, связанных, к примеру, с установлением прав на земельный участок, выдачей правоустанавливающего документа, выделением доли из земельного владения, разделом земельного участка, установлением границ землевладения и т.п. В Финляндии существует Земельный суд.

Особенностью налогообложения земельных участков в Финляндии является то, что государство также должно платить земельный налог непосредственно муниципальным образованиям, на территории которых расположены земельные участки, находящиеся в государственной форме собственности. Поэтому все платежи, связанные с землепользованием, остаются в муниципалитете.

Из представленных данных следует, что более половины земель находится в частной собственности, но земельная собственность государства, хотя и идет как вторая по величине, все же составляет значительную долю.
Налог на имущество взимается с суммы чистых активов отделений иностранных организаций по ставке 1%. Этим налогом финские организации (налоговые резиденты Финляндии) не облагаются. Международные договоры (соглашения) Финляндии об избежание двойного налогообложения, как правило, освобождают отделения иностранных организаций от уплаты налога на имущество.

В Германии в понятие имущества в целях налогообложения входит как недвижимое, так и движимое имущество. При взимании подоходного налога и налога с корпораций двойное налогообложение общества и участников общества устраняется при помощи сложного метода зачета. При взимании налога на имущество метод зачета подобного рода не применяется.

В Германии проводят различие между личной неограниченной и личной ограниченной налоговыми обязанностями.

Личная неограниченная налоговая обязанность распространяется на всех физических лиц, имеющих постоянное местожительство или место своего обычного пребывания на территории Германии, а также на всех юридических лиц, местонахождение или органы управления которых находятся в пределах Германии. В случае если налогоплательщиком является лицо с личной неограниченной налоговой обязанностью, в целях налогообложения учитывается имущество, находящееся как в пределах Германии, так и за границей.[10,72c.]

Личная ограниченная налоговая обязанность возникает в случае, если физическое лицо не имеет постоянного места жительства или места своего обычного пребывания в пределах Германии.

В Германии учреждены два государственных реестра, в которых отражаются данные о земельных участках.

Первый реестр - земельный кадастр, содержит информацию о физических характеристиках каждого земельного участка, установленных в ходе землеустроительных и межевых работ. Земельный кадастр состоит из двух частей: кадастровой картотеки и кадастровой книги.

Кадастровая картотека представляет собой совокупность выдержанных в едином масштабе картографических изображений земельных участков. Каждое картографическое изображение земельного участка выполнено с помощью топографических и аэрофотографических работ с одновременным изображением всего, что находится на поверхности земельного участка: зданий, строений, дорог, лесов, водных объектов и т.п. На основе картографических изображений отдельных земельных участков формируется общий план территории в целях проведения землеустроительных и градостроительных мероприятий.

В кадастровую книгу заносится словесное описание характеристик земельных участков, в том числе сведения о форме, размерах и местоположении земельного участка, режиме его использования, о доходности земельного участка, результатах оценки качества почвы.

Второй реестр - поземельная книга, появившаяся в Германии в 1874г. первоначально для регистрации ипотеки. С 1911г. ведение поземельной книги стало обязательным во всех землях Германии. Поземельная книга основывается на данных первого реестра - земельного кадастра. В настоящее время она предназначена для государственной регистрации гражданских прав на земельные участки. В поземельной книге отражаются также и ограничения (обременения) гражданских прав на земельные участки, например сервитуты, ипотека (залог недвижимости) и т.п.[10,72c.]

Преследуя цель сокращения неэффективных государственных расходов, в Германии обсуждается вопрос о слиянии земельного кадастра и поземельной книги в один реестр, в котором одновременно были бы отражены и физические, и правовые характеристики каждого земельного участка.

В Германии имущество в целях налогообложения делится на четыре вида, при сложении которых получается величина валового имущества:

- сельскохозяйственное и лесохозяйственное имущество. К данному виду относятся те объекты имущества, которые предназначены для долгосрочной эксплуатации сельскохозяйственного или лесохозяйственного предприятия (земля, жилые и хозяйственные здания, машины, зерновые установки и т.п.);

- земельные владения. В них входят незастроенные и застроенные земельные участки, не относящиеся к сельскохозяйственному и лесохозяйственному имуществу, а также к имуществу предприятия;

- имущество предприятия. В законе об оценке указано, что имущество предприятия включает здания, оборудование, сырье, материалы, продукцию и т.п. Сумма, превышающая данный минимум, учитывается для целей налогообложения в размере 75%;

- прочее имущество. В состав прочего имущества не включается домашнее имущество и другое движимое имущество, если иное не предусмотрено законом.

Налог на имущество уплачивается ежегодно, но исчисляется равными суммами сразу на три будущих года, что представляет собой главное начисление налога.

Новое начисление налога проводится также в случае, если происходят изменения в составе семьи (заключение брака, рождение ребенка и т.п.).

При определении облагаемого налогом имущества для физических лиц из совокупного имущества вычитаются личные необлагаемые налогом минимумы стоимости имущества.

Личный необлагаемый минимум на человека составляет 120 тыс. евро, для супругов - 240 тыс. и на каждого ребенка - по 120 тыс. евро. После достижения налогоплательщиком 60-ти лет его личный необлагаемый минимум увеличивается еще на 50 тыс. евро и составляет в итоге 170 тыс. евро.[10,73c.]

В Бельгии, налоговая ставка определена в размере 0,7% налоговой базы, получаемой в результате уменьшения суммы активов на величину имеющихся у налогоплательщика обязательств и установленных законом налоговых вычетов. Для физических лиц-нерезидентов действуют ограничения на порядок уменьшения налоговой базы. Кроме того, подоходный налог, а также налог на богатство, корректируемый в случае превышения, в совокупности не могут превышать 68% суммы налогооблагаемого дохода физического лица.[7, 28]

В США с 1956г. действует специальный Земельный банк, который предоставляет фермерам кредиты на развитие сельского хозяйства. Земельный банк кредитует фермерские хозяйства, в том числе на льготных условиях тех фермеров, которые не увеличивают или сокращают возделываемую площадь своих земельных участков (сельскохозяйственных угодий). При сокращении масштабов использования фермерами своих земельных владений создаются условия для консервации сельскохозяйственных угодий - особо ценной категории земель, а также для более полного использования уже вовлеченных в обработку земельных площадей (усиление интенсивного использования земли в противовес экстенсивному). Проблема сохранения сельхозугодий в настоящее время актуальна и для России.

Налог на недвижимость - основной местный налог в США. В Америке и Канаде за счет средств, поступающих от взимания налога на недвижимость, местными органами власти финансируются пожарная охрана, полиция, школы, здравоохранение.

В США налог на недвижимость уплачивается в течение года двумя равными долями. Уплаченная сумма принимается к зачету при расчете налоговой базы подоходного налога с физических лиц.

Чтобы не допустить появления тенденций к уклонению от налогообложения недвижимости, законодательство США предусматривает следующие подходы:

1) не повышая размер налоговой ставки, увеличивать величину налоговой базы, т.е. стоимость недвижимости, путем периодических переоценок;

2) превышать ставку в 1,0% возможно, если дополнительная сумма доходов направляется на погашение долгов местных органов власти.[13,94c.]

Общий подход при установлении льгот по налогу на недвижимость применяется в виде освобождения от уплаты налога определенных категорий налогоплательщиков, в том числе:

- религиозных организаций;

- образовательных учреждений;

- постоянных резидентов - граждан, нуждающихся в социальной защите, и лиц, имеющих особые заслуги перед государством.

Например, в целях налогообложения недвижимость всех пяти административных округов Нью-Йорка разделена на отдельные категории (Тhe Parcel). Для каждой категории характерны однотипные строения (The Block) и земельные участки (The Lot). Департамент финансов города присваивает каждой категории недвижимости определенный налоговый класс. Размер ставок налога на недвижимость для каждого налогового класса ежегодно устанавливается законодательным органом Нью-Йорка (The New York City Council). Разделение объектов недвижимости по указанным четырем налоговым классам может быть представлено в виде следующей таблицы. Приложение 2[13, 95c.]

Недвижимость оценивается на основе рыночных цен, но налоговая база для расчета налога представляет собой часть полной рыночной цены в соответствии с законом штата.

На Филиппинах с налогоплательщиков ежегодно взимается местный налог на недвижимость (The Real Property Tax), обязанность по уплате которого установлена на общегосударственном уровне. Плательщиками этого налога признаются собственники недвижимого имущества. В объект налога включаются земельные участки, здания и другие улучшения земельного участка (Improvements).

На Филиппинах от налога на недвижимость освобождено имущество, фактически используемое в образовательных, религиозных и благотворительных целях, независимо от вида деятельности, указанного в уставе налогоплательщика.

В целях налогообложения недвижимость разделена на три основные категории: жилая, коммерческая и сельскохозяйственная.

Для земельных участков и оборудования, установленного на земле, шкала налога дифференцирована по трем вышеуказанным категориям с пропорциональными ставками для каждой категории, в то время как для зданий и других строений (сооружений) на земле помимо установленной дифференциации шкала налога является еще и прогрессивной. Приложение 3[16,98c.]

Недвижимость на Филиппинах облагается также провинциальным (городским) налогом, вводимым и взимаемым на уровне провинций по ставке до 1% оценочной стоимости и на уровне муниципальных образований округа Манилы - по ставке до 2%. Дополнительный налог на недвижимость по ставке 1% поступает в специальный образовательный фонд.[13,100c.]

Таким образом, налогообложение подоходным налогом физических лиц для большинства стран едины, хотя наблюдается некоторые различия в подходах к определению величины облагаемого дохода и его составных частей. Общим для всех развитых стран является: понятие налогооблагаемого минимума; скидки, увязываемые с суммой фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на те или иные оговоренные в налоговых законодательствах цели; доход разбивается на части, для каждой из которых предусматривается определенная ставка по возрастающей шкале; налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение календарного или финансового года. Особенностью налога на имущество является достаточно высокая сумма, с которой начинается взимание, а также значительные льготы, предоставляемые при обложении. Для определения владельцев земель, описания всех форм земельной собственности существует кадастровая оценка земель. Развитое земельное и имущественное законодательство, описывающие все возможные случаи конфликтов и состояний имущества, создают правовую базу для решения спорных вопросов, и гарантирует соблюдение интересов частных лиц и государственных органов.


Заключение

 

Итак, мы ответили на интересующие нас вопросы, теперь можно подвести выводы.

Таким образом, в состав налогов, взимаемых с физических лиц входят: налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), налог на имущество, земельный налог и транспортный налог. Их сущность состоит в том, что НДФЛ воздействует на уровень реальных доходов населения, гарантирует с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот стабильные доходы бюджета; налог на имущество не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан; земельный налог формирует доход местного бюджета, а доходы от взимания транспортного налога обладают статусом закрепленных за территориальным уровнем налоговых доходов и в его налоговую модель входят элементы, устанавливаемые как на федеральном, так и на региональном уровне.

В данной работе были рассмотрены особенности налогообложения транспортного налога, налога на имущество, земельного налога и НДФЛ. Также мы рассмотрели вопросы, связанные с объектом налогообложения, налоговой базой, сроком предоставления налоговой декларации в налоговые органы, налоговой ставкой и налоговым периодом.

Также в данной работе был рассмотрен зарубежный опыт взимания налогов с физических лиц. Налогообложение подоходным налогом физических лиц для большинства стран едины, хотя наблюдается некоторые различия в подходах к определению величины облагаемого дохода и его составных частей. Общим для всех развитых стран является: понятие налогооблагаемого минимума; скидки, увязываемые с суммой фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на те или иные оговоренные в налоговых законодательствах цели; доход разбивается на части, для каждой из которых предусматривается определенная ставка по возрастающей шкале; налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение календарного или финансового года. Особенностью налога на имущество является достаточно высокая сумма, с которой начинается взимание, а также значительные льготы, предоставляемые при обложении. Для определения владельцев земель, описания всех форм земельной собственности существует кадастровая оценка земель. Развитое земельное и имущественное законодательство, описывающие все возможные случаи конфликтов и состояний имущества, создают правовую базу для решения спорных вопросов, и гарантирует соблюдение интересов частных лиц и государственных органов.

Таким образом, налогообложение физических лиц является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и НДФЛ затрагивает внимание, как государства, так и его граждан. Поэтому, проводя мероприятия по их реформированию необходимо учитывать интересы обеих сторон. В России основными направлениями совершенствования налогообложения физических лиц должны стать снижение налогового бремени и сближение российского законодательства в данной области с международным.

 


Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I, II.-M.: ИНФРА-М, 2007.-479с.

2. Приказ МНС «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 ноября 2000 года №БГ-3-08/415.-Налог на доходы физических лиц.- М.: «Проспект»,-2001.-160с.

3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.-2-е изд., перераб и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2005.-261с.

4. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования/ Е.Н. Евстигнеев.- СПб.:Питер, 2004.-288с.:ил.

5. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие 5-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- СПб: Питер,2006.-496с.: ил.

6. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов.-М.: «Приор-издат», 2004.-12с.

7. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие – Издательско - торговая корпорация «Дашко и К», 2002, 174с.

8. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред.проф. В.В.Ковалева.-М.: ООО «ТК Велби»,2003.-74с.

9. Астанов К.Л. О реформе налоговой политики// Финансы. – №10. - 2006. – 29-31с.

10. Кашин В.А. Новые явления в налоговом администрировании за рубежом //Финасы - №6. – 2004. – 71-73с.

11. Лермонтов Ю.М. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля// Все о налогах.-№3.-2005.-45-51с.

12. Медведева О.В. О налоге на доходы физических лиц// Финансы.-2003.-№8.-34-36с.

13. Судакова Н.А. Ососбенности налогообложения партнеров в США//США – Канада: экономика, политика, культура. - №4. – 2006. – 93-110с.

14. Сокол М.П. Новое в налогообложении доходов физических лиц// налоговый вестник.-2003.-№1.-36-40с.

15. Тарараев С.Е. История возникновения и развития налога на доходы физических лиц в России// Государство и право.-2003.-№9.-61-69с.

16. Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах// Государство и право.-2004.-№8.-95-99с.

17. Правовая система «Гарант».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...