Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4 Традиции и новаторство изображений воинов погребального комплекса

 

Во время работы, поисков материалов по истории раскопок, археологии, литературе, о способах изготовления терракотовых воинов императора Цинь Шихуана, мне не удалось найти опору для анализа скульптуры, её форм, пластики, т.е. скульптурного языка. Несмотря на большое количество публикаций, освещающих разные аспекты изучения фигур, можно утверждать, что в настоящее время нет ни одной публикации, специально посвященной анализу художественных особенностей циньских терракотовых фигур.

Окидывая взглядом многовековую историю китайской скульптуры можно говорить о преобладании реалистической тенденции. Циньские статуи – это произведения реалистического искусства, которое, развиваясь до этого на протяжении нескольких тысячелетий, поднялось в эпоху Цинь на более высокий уровень. В этих фигурах воплотилась чувственность первобытной эпохи и рационализм эпохи Цинь.

Начиная с эпохи Чжаньго китайская история вступила в эпоху войн и смут. Война способствовала слиянию народов Китая, и царство Цинь, имея в качестве основы собственную культуру, глубоко впитало передовую культуру других народов.

Поэтому реализм циньских статуй на базе, унаследованной от древней культуры, воспринял художественный стиль всех районов и национальностей, но в то же время он несет и печать своей эпохи. Синтез этих культур и стал основой для формирования народа государства Цинь.

Для изготовления огромного количества погребальных изваяний гробницы императора Цинь Шихуана, при стремлении получить наибольшее количество высокохудожественных, образных произведений скульпторы избрали, как наилучший прием, передачу всех фигур в состоянии статики, покоя. Благодаря этому собственно фигуры, т.е. торсы, тела, ноги и руки производят впечатление наивного однообразия, повтора. Наиболее многообразно и детально художники проработали головы в целом и их лица.

В целом композиция объемов головы выглядит цельной, согласованной. Одной из особенностей лиц циньских скульптур является то, что их детали – губы, глаза, нос, надбровные дуги, усы, бородки равнозначны по выразительности, привлекая этим внимание, наряду с крупными объемами, дополняя восприятие целого.

В процессе лепки головы мастер успешно решал соединение между главными частями формы и переходы отдельных объемов, например, лба и затылочной части, лба и щек, подбородка, челюстной части и шеи, шеи и затылка, связь их между собой. Благодаря этому скульптуры отражают пространственное видение их авторов. Скульпторы хорошо и верно понимали, как нужно передать, выразить соотношение форм куба и шара, полноты и ее недостатка, большей и меньшей тяжести формы по объему. Больше они использовали куб, а не шар, чтобы схематично делить и очерчивать формы. При этом общая конструкция становится полной и целостной, а искусство скульптуры получает расширенные возможности. В истории искусства уже существовали произведения, в которых объединялись величественность и тщательность. Но в этом случае крайний «размах» и наоборот, крайняя «тонкость», с трудом объединяются в нечто единое. Величественность и размах, а также сильные лирические мотивы целого, строгая точность и конкретная реалистичность составляют две очевидные сущности.

Психологический эффект величественности и размаха, присутствующий во всей обширнейшей композиции, был достигнут путем использования больших по размеру фигур, а также при помощи ненавязчивых повторений. Этот размах, в конце концов, не относится полностью к каждой фигуре в отдельности. Основной лейтмотив, который просачивается сквозь все детали комплекса фигур, выявляет строжайший реализм. Он проявляется не только в тех позициях, которые были описаны выше, но в определенной степени сказывается и в самих скульптурах.

Пытаться найти в циньских терракотовых воинах духовное своеобразие не стоит, там явно преобладает неопределенность. Но вот по форме (внешне) все очень конкретно и определенно (это касается всех скульптур).

В облике скульптур, когда их простота проявляется в какой-нибудь одной форме, чувство силы её проявляется еще сильнее. Чем больше масса, тем грубее поверхность, тем сильнее чувство монолитности. Подобная пластика сразу становится образом некой духовной силы (содержит в себе силу духа), и производит еще большее впечатление. Скульпторы часто говорят об этом, как о чувстве объемности.

Циньской скульптуре принадлежит огромная неоценимая роль. Это первое новаторское явление, которое представляет собой создание скульптур в больших масштабах. В них реализовались достижения прошлых эпох. В их облике сделала большой шаг вперед творческая практика.

С точки зрения, как изобразительности, так и выразительности, ими были достигнуты гигантские успехи. В Китае нет второй такой масштабной скульптурной композиции, представляющей древнее искусство, и естественно эти фигуры считаются единственными в своем роде. В пластике их голов была представлена квинтэссенция высочайшего мастерства. В истории мирового искусства это один из классических примеров.

«Материалом для циньских воинов была глина, основным техническим приемом – лепка, являющаяся традиционной скульптурной техникой. Для придания общего выражения использовалась штриховка. В фигурах циньских воинов была продолжена традиция оформления бронзовых предметов, существовавшая в эпохи Шан и Чжоу, когда основное внимание уделялось условности, трафаретности. Соединяя ваяние, резьбу, раскрашивание, лепку, формовку, склеивание и штриховку, передавали материальную и духовную сущности произведения. Целое старались показать обобщенным, а небольшие части – реалистичными. На больших и гладких объемах изображали изящные детали, чтобы обогатить общий вид скульптуры. Противоположные части изображали для передачи характера и мировоззрения персонажа. При работе над большими формами часто использовали способ вытачивания для выделения складок одежды, которая, как и доспехи (кроме мелких панцирных плиток и скрепляющих их заклепок), была очень массивной». [14] Благодаря этому у зрителя создается ощущение степенности и серьезности скульптуры.

Фигуры выполнены профессиональными мастерами и несомненно реалистичны. Скульпторы, принимавшие участие в этой грандиозной работе, обладали прекрасным знанием натуры, а художественный стиль фигур включал традиции более древней китайской пластики. В то же время они являются новаторскими по своему содержанию и форме. На обобщенность форм и статичность общей композиции несомненное воздействие оказал также и способ их трактовки. Имевшиеся заготовки (лекала), которые использовали помногу раз и в различных комбинациях, были основой многообразия вариантов фигур воинов. Шеренги солдат во главе с генералами, офицерами, рядовыми различных родов войск, включающих арбалетчиков, колесничих, пехотинцев, вооруженных пиками, создают впечатление мощной, дисциплинированной грозной силы и незыблемости государства, ими охраняемого. В одной группе скульптур преобладает покой и величественность. В то время как для другой части терракотовой армии можно отметить переход к более динамичной композиции, а именно: если для первой группы характерна фронтальная постановка фигур с руками, опущенными вдоль туловища, то воины второй группы изображены в характерных для них позах, поворотами голов, торса, положением рук и ног как, например, прицеливающиеся лучники. Поразительное разнообразие типов лиц, включает этнические особенности народностей объединенного государства. Специально для групп воинов каждого типа, применялась декоративная разработка деталей, таких как разнообразные прически и элементы обмундирования.

Помимо пластической обработки поверхности скульптур, они были раскрашены. Введение цвета в скульптуру придавало комплексу, в целом реалистически выполненному, большую конкретность. Красочный слой фигур в настоящее время почти не сохранился.

Наконец, детальное рассмотрение характерных черт лиц, а также их выражений привело к следующему заключению: армию императора Цинь Шихуанди составляли воины из разных районов страны. Кроме того, большинство лиц проанализированных скульптур, имеют особые выражения: решительности, готовности к борьбе, спокойствия, задумчивости, отрешенности и некоторой рассеянности взгляда. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд единообразной армия являет многообразие человеческих типов не только благодаря специфике строения лиц, роста, телосложения, но и благодаря выражению лиц, отражающему, то или иное состояние духа.

Можно сказать, что циньские глиняные фигуры имели корни, уходящие в древность, но кроме предшественников они имели и своих продолжателей. В целом армию терракотовых фигур отличает широта размаха и величественность. Этот ансамбль превышает обычные представления и поражает рядовое восприятие произведений искусства.

Заключение

 

Идея мощи государства и неограниченной власти императора воплотилась и в Великой Китайской Стене представшей собой суровую глинобитную крепость, протянувшуюся по непреступным и острым гребнями горных хребтов, и в грандиозном погребальном комплексе Цинь Шихуанди (259 – 210 гг. до н.э.), включавшем подземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самого захоронения полчища) воинов, боевых коней и колесниц. В выполненных в натуральную величину, плотно примыкающих друг к другу, раскрашенных керамических фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности и преданности правителю. До сих пор лишь в Китае были обнаружены такие крупные, выразительно вылепленные терракотовые статуи. В истории мировой скульптуры названные находки уникальны.

Наши знания об искусстве эпохи Цинь постоянно расширяются. Китайские ученые, занимающиеся этой проблемой сегодня, касаются вопросов раскрытия художественных образов, выявления различных школ, мастерских и даже работ отдельных местных мастеров. Несомненно, потребуется много лет, чтобы дать полную и беспристрастную оценку этим величайшим творениям. Например, недостаточно глубоко изучены циньские статуи как самостоятельные скульптурные произведения, хотя на основе многих сохранившихся фигур можно выявить особенности пластики форм.

 В моей работе была освещена история возникновения самых знаменитых архитектурных памятников Китая эпохи Цинь, определена степень их изученности, представлена картина открытия и изучения фигур циньских терракотовых воинов, характер искусства Цинь. Также был сделан обзор архивных материалов и использованной литературы. У каждого автора есть своя эстетическая позиция, поэтому в работе были опубликованы материалы, которые соответствуют моему личному взгляду на искусство Цинь. Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать некоторые заключения. Со времени открытия погребального комплекса императора Цинь Шихуанди прошло немногим более тридцати лет. Усилиями археологов были извлечены из-под земли на площади более пяти гектаров несколько тысяч терракотовых фигур людей и животных. С первых известий об открытиях в гробнице, скульптуры приковывают к себе пристальное и живое внимание, как специалистов, так и самых широких кругов любителей древностей. Каждый этап проведения археологических работ сопровождается публикациями в китайской и мировой прессе. Процесс реставрации и консервации памятников идет параллельно с изучением технологии изготовления глиняных скульптур, их места в русле китайской художественной традиции.

На возникновение мавзолея и Великой Стены, на мой взгляд, оказало воздействие сложение централизованного государства императора Цинь Шихуанди в III веке до н.э., а также отличное экономическое положение страны, которое способствовало созданию таких масштабных сооружений. Преемственность и слияние различных региональных и индивидуальных особенностей мастеров составляют основу художественной выразительности памятников и являются главной причиной их высокого профессионального уровня. Судя по художественной образности исследованных сооружений, можно сказать, что они отражают дух времени, военную мощь, которой обладала циньская армия.

Необходимо подчеркнуть, что при всей уникальности погребального комплекса императора Цинь Шихуанди, он не является по своей сути единственным. В разных районах Китая обнаружены гробницы императоров, относящиеся к разным периодам истории государства. Но ни в одной из них нет столь обширных и совершенных по исполнению скульптур.

Важной особенностью искусства эпохи Цинь является так называемый принцип выразительности, в котором сочетается единство и изменчивость формы, обобщенность и конкретность деталей. Простота и скрупулезность находятся в сложном диалектическом взаимодействии, притом, что такая простота достигнута не вследствие небрежности исполнителей, но является проявлением в какой-то степени новаторского характера в понимании формы.

Такие понятия в теории циньского искусства, как дух, размах, сила, мелодичность не имеют четких границ. Эти категории говорят о стремлении мастеров к передаче психологизма создаваемых образов. Такие обобщенные, но устойчивые категории присущи всем видам и жанрам искусства эпохи Цинь, как народного, так и профессионального.


 

Литература

 

1. Малая история искусств (Искусство стран Дальнего Востока) / Н.А. Виноградова, Н.С. Николаева – М. Искусство, 1979. – 373 стр.

2. Архитектура Китая. Очерки. / Е.А. Ощепков – М. Строиздат, 1959. – 368 стр.

3. История Китая / Владимир Адамчик – М. АСП, 2005 – 734 стр.

4. Исторические записки / Сыма Цянь – Восточная литература, 1996

5. Луньюй. Беседы и высказывания / Конфуций – М. Феникс, 2007

6. Статья «В Китае все люди китайцы» / И.В. Соловьева журнал «Юный художник», 2006

7. «Пекин» / А.С. Новин, Ю.В. Чурсин, журнал «GEO», 2008

8. «Загадочный Китай» / журнал «Вокруг света», 2005

9.  Статья «Страны и города. Китайская Стена» / Андрей Зрелов, журнал «Сумбур», 2001

10. Статья «Фэн-шуй. Засада» / Борис Руденко, журнал «Наука и жизнь» №4, 2007

11.  «Великая Китайская стена» / Л.Г. Барсуков интернет cайт www.mywarez.ru

12.  «История Великой Стены» / Юрий Ерченко интернет сайт www.abc-tour.ru

13.  «Проклятия гробниц» / Т. Захарова интернет портал Lenty.ru

14.  «Войско китайского императора в Москве» / Владимир Павлов интернет сайт www.travel.ru

15.  «Великая Китайская Стена видна из космоса» / Е. Волынкина интернет сайт www.space.com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...