Гностицизм - основа религиозного мятежа
Учитель, есть ли связь между гностицизмом и анархией?
Слово "анархизм" имеет массу значений. Оно означает, что люди настолько внутренне дисциплинированы, что им не нужны никакие правительства. Они находятся в такой глубокой внутренней гармонии с самими собой, что не нуждаются в навязанном извне порядке. В сущности, анархизм - это глобальная трансформация отдельного человека, при которой отпадает необходимость в деятельности правительства. Человек живет, освещаемый лучами своего сознания, полностью отдавая себе отчет в своих действиях, в последовательности этих действий, осознавая, что не вправе вмешиваться в жизнь другого человека или вторгаться в частное пространство другого человека, даже в таких тонких вопросах, как обращение в другую веру. Попытка обращения другого человека в другую веру или идеологию это злоупотребление индивидуальным сознанием. Если он вас не приглашает в свое частное пространство, вы автоматически превращаетесь в агрессора. Поэтому люди должны быть настолько сознательными, чтобы любая агрессивная деятельность на телесном, ментальном или эмоциональном уровне была для них просто немыслимой. Тогда государство становится ненужным и тяжким бременем на плечах человека. Вся суть анархизма состоит в том, что если люди могут жить без государства, то тогда их можно считать настоящими людьми. Если же они нуждаются в государстве, то это значит, что они все еще находятся в процессе выхода из животного состояния. Они еще не до конца стали людьми. Им нужны хозяева, правители, они не способны жить самостоятельно. В сущности, они просят, чтобы им позволили жить в рабстве. Существование государства и правительства означает, что люди хотят быть рабами. А желание жить в рабстве и желание демократии, свободы слова, свободы совести и свободы личности - противоречат друг другу.
Получается, что правительства продолжают обещать народу райские кущи, но сам факт существования правительства делает выполнение этих обещаний невозможным. Так что все правительства - обманщики. Они умеют только обещать, и никогда не выполняют своих обещаний. Выполнение обещаний экзистенциально невозможно. Если государство выполнит обещания, то оно окажется ненужным. Если оно не выполняет обещания, то потребность в его существовании останется. Поэтому наличие органов управления в той или иной мере показывает, что человек пока что не достиг высот эволюции и не развил свой внутренний потенциал. Вы спрашиваете, связаны ли каким-то образом гностицизм и анархия. Безусловно, они связаны, потому что гностицизм - это самопознание. Есть два вида знания. Бывают знания, заимствованные из книг, у учителей, от родителей, окружения, общества, в котором живешь. Неосознанно ты пропитываешься всеми этими знаниями. Но это не знание в гностическом смысле. Это суррогат истинного знания, это тормоз на пути истинного знания. Истинное знание подразумевает познание истины, любви, сострадания, главного, что есть в жизни человека - своего "я". Каждое буддийское писание начинается так: "Я слышал, как Гаутама Будда говорил...". Это слух, это не знание. Может быть, ты и вправду слышал, как Будда что-то говорил, но это вовсе не означает, что ты понял его слова. Это стало частью твоих воспоминаний, ты можешь повторять их, как попугай. Именно этим занимается каждый священник - просто повторяет одни и те же слова, как попугай, который не понимает, что болтает. У священников хорошая память, они слышали, они запомнили... Но где их разум? Его нет. Истинное знание строится на личном опыте, это твой индивидуальный поиск себя, это твой путь самопознания. Когда ты сумеешь познать свое "я", тебе не придется ни во что верить. Любая вера - это яд, потому что она убивает в тебе желание искать истину.
Весь мир во что-то верит. Спросите любого человека о Боге, и он вам ответит, что или верит в то, что Бог существует, или в это не верит. И там, и там вера. Коммунисты верят, что Бога нет, хотя они никогда не погружались в глубины своего сознания и ничего там не исследовали. Так что же говорить обо всей вселенной? Люди ничего не знают даже о себе. На земле можно найти миллионы людей, которые утверждают, что верят в существование Бога. Но ведь вера не может сотворить Бога: если он не существует, твоя вера просто бессмысленна. А если ты веришь, твои искания, естественно, прекращаются. Ты перестаешь размышлять. Зачем искать и думать, если есть вера? Вот почему все религии настаивают на необходимости веры - она убивает разум. Вера - это блокировка разума. Поиск же означает, что ты по-прежнему сомневаешься, ты все еще ни в чем не уверен. Вера означает, что ты абсолютно уверен в существовании Бога. Ты не ставишь этот факт под сомнение и не собираешься проводить исследование. А если человек продолжает верить в такие абсурдные вещи... Например, инквизиторы говорили Галилео Галилею: "Тебе придется поменять одно предложение в твоей книге, то, в котором ты пишешь, что Земля вращается вокруг Солнца. Это высказывание противоречит Библии". В Библии сказано, что Солнце вращается вокруг Земли, и каждый человек это видит. Безусловно, внешне все видится именно так. Утром солнце восходит, вечером заходит. Действительно, создается впечатление, что Солнце вращается вокруг Земли. Галилею было семьдесят пять лет. Он находился на смертном одре, но его чуть ли не силой притащили на суд инквизиции. Он должен был исправить свое еретическое высказывание, противоречившее Библии. Ведь никто не имеет права не доверять тому, что сказано в Библии. Это слово Божье; никто не должен ставить его под сомнение, и тем более проводить научные исследования. Галилей сказал: "Такая мелочь, которая не имеет никакого отношения к религии... Какая разница, солнце вращается вокруг земли или же земля вращается вокруг солнца? Это не религиозный вопрос".
Но инквизитор сказал: "Мы сейчас не обсуждаем религиозную значимость вопроса. Сейчас речь идет о другом. Если выяснится, что в Библии есть хоть одна ошибка, вера людей может поколебаться. Ведь ошибочными могут оказаться и другие утверждения Библии. Если Бог где-то смолол чушь, - где гарантии, что все остальное, о чем он говорил, не было глупой болтовней? Поэтому ни одно слово из Библии мы не имеем права ставить под сомнение". Должно быть, Галилей был человеком с большим чувством юмора. Он ответил: "Ради бога. Я поменяю фразу в книге, я напишу, что Солнце вращается вокруг Земли, но для меня эта поправка не сыграет никакой роли. Что бы я там не писал, Земля все равно вертится вокруг Солнца. И потом: какая разница Земле, что я о ней пишу?" Так он и сделал. Он изменил фразу в книге, а в своем блокноте записал: "Ни солнцу, ни земле нет никакого дела до того, что я о них пишу. Они движутся по своим орбитам. Я согласился на эту глупую поправку, потому что не хочу, чтобы меня в моем преклонном возрасте без нужды беспокоили". Прошли века со дня смерти Галилея, но эта ситуация сохраняется и по сей день. Все, что открывает наука, приходит в противоречие с Библией. Вновь и вновь возникает одна и та же проблема. Поскольку научно-технический прогресс наблюдается на Западе, мы видим борьбу между наукой и христианством. Но если внимательно взглянуть, такой же вопрос возникает во всех религиях. Индуизм считает, что Земля плоская, а не круглая. Но ни один последователь индуизма, ни разу не признал, что эта идея неправомерна, поскольку противоречит научным исследованиям. В писаниях индуизма сказано, что Солнце по размеру меньше Земли. Но хотя всем известно, что это явная чушь, ибо Солнце в шестьдесят тысяч раз больше Земли, ни один индуист по этому поводу не волнуется. Но самое главное - что подобные цифры в принципе не должны появляться в религиозных писаниях, потому что религия не имеет ни малейшего отношения, ни к размеру солнца, ни к размеру земли. Из религиозных писаний следует изъять все сведения нерелигиозного характера.
Религиозные писания отстали от жизни. Каждые десять лет их нужно исправлять и переиздавать в новой улучшенной версии, потому что наука развивается, и ее знания о мире становятся более глубокими. Точно также должен углубляться внутренний поиск человека. Он тоже должен сомневаться, задавать вопросы, быть скептичным, искать истину в себе. Он должен стать научной лабораторией. Гаутама Будда не сумел найти внутри себя Бога, хотя дошел до сердцевины своей сущности. Но если в человеческом сознании Бога нет, то Бог не может существовать ни в горах, ни среди деревьев, потому что горы и деревья находятся на более низком уровне развития по сравнению с человеческим сознанием. Тогда как же обнаружили Бога люди, которые верят в него и молятся ему? Где они его отыскали и какими методами воспользовались? Ни в одном писании об этом не сказано. Ты просто должен верить! Но почему кто-то должен верить кому-то другому, кто, возможно, лжет, заблуждается или даже болен шизофренией? Я не могу понять, как Моисей встречался с Богом, ведь Бог - не человек. Поэтому если что-то такое и происходило, это была иллюзия, проекция, галлюцинация. А галлюцинации возникают очень просто. Достаточно трех недель строгого поста - и вы перестаете мыслить и задавать вопросы, ваш разум отключается. Ваше сознание переходит ту грань, за которой перестает отделять реальное от иллюзии. То же самое происходит у маленьких детей. Ребенку снится красивая игрушка, он просыпается, а игрушки нет. Он начинает плакать: "Где моя игрушка?". И вам очень тяжело его убедить, что игрушка ему приснилась, что это был сон, а не реальность. Что это разные миры, измерения. То было царство грез, фантазий, мечтаний, представлений, плод воображения, а это - реальность. Реальность не имеет никакого отношения к иллюзиям, к сновидениям. Все религии настаивают на необходимости поститься. Никто ни разу не поинтересовался, почему все религии сходятся в этом вопросе. По-моему, причина кроется в том, что после определенного периода строгого поста... Чтобы ваш мозг функционировал, вам постоянно нужны белки. Через три недели поста запас белков в вашем мозгу заканчивается, и вы путаете иллюзию с реальностью. Вы снова становитесь ребенком и не знаете, где сон, а где явь. В такие моменты перед человеком предстает Христос, Кришна, Будда, Махавира или тот, кто кондиционирован в его сознании. Сознание услужливо его проецирует, а у человека с помутненным сознанием не хватает силы мысли, чтобы это понять.
Такие люди, как Моисей или Христос, утверждавшие, что встречались с Богом лицом к лицу, должно быть, как раз и находились в этом "экспериментально воспроизведенном" состоянии. Интересно, что христианин в таком состоянии никогда не встречается с Кришной, индусу никогда не увидеть Христа, а буддисту не увидеть Моисея. Христианин непременно видит Иисуса, буддист - Будду. Наверняка, вы будете удивлены, узнав, что, согласно джайнистским писаниям, Кришна страдает в седьмом круге ада, потому что он спровоцировал страшную войну, от которой пострадала вся страна, и стал причиной ужасного насилия. Кстати, в этом утверждении есть доля истины. Арджуна не хотел воевать. Он хотел мира: ему хотелось уйти в Гималаи и заняться медитацией. С его точки зрения, это было правильное решение. Арджуна размышлял: "Пусть другие держатся за трон. В конце концов, это мои братья. И зачем убивать такое множество людей?" Ведь это была родовая борьба, и воюющие стороны были связаны родственными узами. Учитель Арджуны, сделавший его лучшим лучником в мире, воевал по другую сторону, потому что он также был учителем братьев Арджуны. Кришна сражался на стороне Арджуны, а все его войско сражалось по другую сторону, так как обе стороны просили Кришну к ним присоединиться. Кришна сказал: "Это трудно сделать. Я один, как же я могу воевать по обе стороны? Вы все мои друзья, так что выбирайте: я буду сражаться по одну сторону, а мое войско - по другую". Это была очень странная война, в которой все были родственниками. Дедушка Арджуны, которого он любил и уважал, сражался с другой стороны, а воевал он против своих же двоюродных братьев, с которыми воспитывался и рос. На этой войне предстояло погибнуть миллионам. Арджуна здраво рассуждал: "Убив такое количество людей, я сяду на трон, который будет стоять на всех этих трупах. Разве смогу я быть счастливым на таком троне? Это абсолютно бессмысленно. Я буду страдать до конца своих дней. Что я обрету? Рядом со мной даже не останется людей, с которыми я смогу отпраздновать победу. Какой смысл убивать своих людей вот этими самыми руками? Уж лучше уйти в горы, заняться медитацией и забыть о троне". Но Кришна настаивал. Когда ему все же не удалось убедить Арджуну в необходимости войны, он выкинул свой последний козырь: "Такова воля Бога, Ты не можешь не доверять Божьей воле, а Господь велит тебе идти и сражаться". Такова стратегия всех священников во всем мире. "Такова Божья воля". Меня страшно удивляет, что такой умный человек, как Арджуна, не поинтересовался: "Если ты знаешь Божью волю, почему Бог не поговорит со мной непосредственно? Если такова Божья воля в отношении тебя, то иди и сражайся. Но что касается Божьей воли в отношении меня, то мне кажется, он хочет, чтобы я вышел из этой колесницы и ушел в горы". Будь я на его месте, я поступил бы именно так. "Прекрасно. Если такова Божья воля в отношении тебя, сражайся. Но я ничего не знаю о его воле... А если мне придется выбирать, я предпочитаю действовать по собственной воле, чем по твоей". Фразы о Божьей воле обычно применяются для того, чтобы разрушить твои доводы, уничтожить твой разум и породить страх. Если ты не веришь в Бога, тебя ждет ад. Если веришь, то попадешь в рай и получишь все удовольствия. Христиане по-прежнему продолжают видеть Христа, индуисты видят Кришну, буддисты видят Будду, а джайнисты - Махавиру. А "увидеть" этих ребят не так сложно. Для этого применяются немудреные методы воздействия на психику - непрерывные молитвы. Когда ты постоянно молишься, то становишься легковерным. Человек просыпается рано утром и первым делом начинает молиться Кришне или Христу, идет в церковь, слушает проповедь священника, читает Библию или "Гиту". И все в один голос ему твердят: "Верь". И это повторяется тысячи раз на протяжении всей его жизни. Есть люди, которые становятся монахами и уходят в монастырь. Они больше других склонны ощущать Божественное присутствие. А как же иначе? Ведь двадцать четыре часа в сутки они только тем и занимаются, что повторяют одну и ту же мантру, одно и то же имя. Их гипнотизирует само имя, их гипнотизирует личность. Все религии утверждают, что пост очищает человека. Я не понимаю, как голод может очищать. Если голод очищает, зачем же мы тогда хотим уничтожить бедность? Выходит, мы будем уничтожать духовно очищенных людей? Пусть каждый станет голодным! Во-первых, голод не способен очищать. Задумайтесь: когда вы голодаете, то считаете, что ничего не едите. Но в действительности ваше тело поглощает собственное мясо. Вот почему вы теряете вес; иначе, куда же он уходит? На конференции джайнистов все присутствующие осудили меня за то, что я сказал: "Поститься - это все равно, что заниматься мясоедством. А между тем вы считаете себя вегетарианцами, людьми, которые никому не причиняют вреда. Но пост - это не вегетарианство, это самоедство". Очень здоровый человек может поститься на протяжении трех месяцев; но через три месяца он превратится в скелет, и тогда его ждет неминуемая смерть, потому что у него больше нет резервов, которые тело может поглотить. Оно не может поглощать кости. Но все эти люди всячески мешают своим последователям задумываться. Я тогда сказал: "Скажите мне, куда девается ваш вес, когда вы голодаете? Вы себя едите". "Ваше тело ежедневно нуждается в энергии. Когда вы ходите, дышите, работаете, сидите, спите, вы тратите энергию. Вашему телу необходима энергия, и она пополняется за счет пищи. Если вы не даете телу пищу, тело начинает питаться самим собой. Включается двойная система, предназначенная для экстренных случаев. Бывают случаи, когда в вашем распоряжении нет никакой пищи, - к примеру, вы заблудились в лесу. На такой крайний случай тело аккумулирует специальные резервы". Но вы не имеете права даже поднимать такие вопросы. Это табу. А во-вторых, если вы поститесь, вы лишаетесь способности реалистически мыслить. Это иерархия, она знакома нам по каждому дому. Если вы голодны, вы не покупаете телевизор, вы покупаете еду, потому что это предмет первой необходимости. Но если у вас вдоволь еды, вы перестанете тратить деньги только на еду. Вы начнете подумывать о покупке других вещей - мебели, дома, телевизора, музыкального центра, книг или музыкальных дисков. Вы начнете это покупать, но если внезапно у вас закончатся деньги, то первым вы начнете продавать то, без чего можно обойтись. Вы продадите телевизор, музыкальный центр. Вы должны удовлетворять свои основные потребности. То же самое происходит во время поста. Первой жертвой голодной атаки становится сознание, ибо сознание - это самое дорогое, что у вас есть. Дорогое, но не самое главное, ибо жизнь способна существовать без сознания; животные, к примеру, лишены сознания. Итак, вы потихоньку теряете разум. Если вы долго голодаете, то любовь, которую вы всегда считали таким великим даром, начинает уходить. Голодного человека не накормишь прекрасной литературой или музыкой. Это будет воспринято, как садистская шутка. Голодный хочет есть, ему нужна пища. Поэтому если вы поститесь в течение трех недель, - а я постился и рассказываю только о том, что сам пережил, - то через три недели вам становится трудно разобрать, то ли вы спите, то ли это происходит наяву. Вы просто не способны отличить сон от яви. К этому моменту вы лишаетесь способности отличать реальность от иллюзии. Вот почему все религии так настаивают на необходимости строгого поста. Они расходятся во всем остальном, но по основным вопросам они согласны - пост, молитва, постоянные песнопения, походы в церковь, храм или мечеть, абсолютное доверие к священным книгам, будь то Коран, "Бхагавадгита" или Библия, не суть важно. Но если всмотреться, все основные элементы одинаковы и выполняют одинаковые функции. Гностицизм - очень революционная концепция, гностицизм никогда не был массовым явлением. Он всегда оставался уделом небольшой группы избранных людей, которые отказывались верить в ту чушь, в которую верит основная масса людей, и самостоятельно пытались дойти до самой сердцевины своей внутренней сущности. Вера вас не изменит, вы останетесь прежним, а вот гностический опыт вас трансформирует. И это единственный критерий, которым надо пользоваться независимо от того, истинно твое знание или оно заимствовано, меняет тебя это знание или же просто запоминается, накапливаясь в океане памяти. Ты можешь стать прекрасным учителем, священником, руководителем, но тебе не стать прекрасным человеком. Гностицизм попросту говорит следующее: каждый отдельный человек должен прислушиваться к своей внутренней сущности, отбрасывая мысли, воображение, эмоции, сантименты, - все, что заполняет его сознание. Это не ты. Простой принцип гностицизма формулируется так: все, что ты можешь видеть в качестве объекта - это не ты. Ты зритель, поэтому ты не можешь быть зримым. "Я вижу мебель, но я не мебель. Все, что я способен увидеть, это не я". Поэтому продолжай отбрасывать все, что ты можешь в себе увидеть, пока не дойдешь до пространства, в котором ничего не видишь. Там остается только зритель в своей высшей чистоте и невинности. И именно в этот момент свершается великая революция, возможно, единственная реальная революция, потому что зритель ничего не может узреть, хотя ничто не заслоняет ему видимость. Это и есть значение слова "объект". Под "объектом" понимается "то, что тебе мешает увидеть". В том внутреннем пространстве, куда вы проникаете, нет объектов. Там всеобъемлющая пустота. Можно углубляться все дальше и дальше... но там ничего нет. Один сплошной вакуум, пустота. Эта пустота проецируется на себя, становится своим собственным объектом. Когда субъект становится объектом, - иными словами, когда наблюдатель становится наблюдаемым, когда знающий становится знаемым, - вы попадаете домой. И в этом суть гностицизма. Есть определенная связь между анархизмом и гностицизмом, потому что и то, и другое зависит от индивидуума. Анархизм невозможен без гностицизма, потому что только гностицизм может трансформировать людей и наделить их такими качествами и энергией, что им не понадобятся никакие правительства. Человеку, обладающему развитым осознанием, не нужны советчики, которые бы ему подсказывали, что делать, а что не делать. Ему не нужен учитель нравственности, священник, полицейский, судья. Они становятся бесполезными. Тот день, когда государство окажется ненужным и от него за ненадобностью придется избавиться, станет величайшим днем в истории человечества. Это будет означать, что человек сумел преодолеть в себе животное, преодолеть агрессию, злобу, ненависть, - то есть все то, что требует контроля со стороны государства. Если бы государство не осуществляло этот контроль, в мире было бы намного больше убийств, воровства и насилия. Никто не чувствовал бы себя в безопасности. Фактически, государство выполняет функции, которые согласилось передать ему в руки общество: "Мы не в состоянии себя контролировать, нам нужен централизованный контроль, причем достаточно могущественный, чтобы люди не смели... а если посмеют, пусть понесут наказание". Но даже при наличии такого контроля уровень преступности растет, тюрьмы переполнены, количество судей возрастает, численность преступников увеличивается, количество законов растет. Поэтому если вы просто уничтожите государственное правление, возникнет хаос, и все, что в человеке подавлялось под страхом наказания, выплывет наружу... Вы задумывались, что и государство, и религия, - два могущественных института, - давят в вас животное начало при помощи страха? Они не пытаются трансформировать это животное начало. Если тебя поймают, то государство посадит тебя в наказание за решетку. Если тебя не поймают, то религия обречет тебя после смерти на вечные страдания в аду. С этим согласны все: если о твоем проступке узнают, он станет преступлением; если о нем не узнают, он останется грехом. Но в обоих случаях присутствует страх, что тебе не избежать страданий. В то же время, если ты будешь хорошим, государство тебя наградит. В мире так много наград для людей, которые доказывают... для людей, которые подавляют в себе все, что может быть предосудительным. Таких людей награждают. А если их не наградят здесь, то их вознаградят в раю, где они получат все блага мира. Но это лишь стратегия для подавления в человеке животного начала. Эта стратегия не вызывает изменений. Гностицизм же означает изменение самой сущности человека. Тогда вам не нужен страх; тогда вам не нужен ад и не нужны никакие награды. Вам не нужен рай, потому что преодолеть в себе животное - это величайшая награда, которая только может быть в мире. Превращаясь в истинного человека, вы испытываете такое блаженство и восторг, что все остальное будет лишним. Поэтому гностицизм не манипулирует Богом, раем или адом - этими религиозными символами государства. Так что я действительно вижу связь между анархизмом и гностицизмом. Но гностицизм более фундаментален, поэтому начинать надо с гностицизма. Только тогда появится шанс у анархизма. До сих пор гностицизм оставался утопией. Только единичные люди становились гностиками, но жажда гностицизма никогда не охватывала все человечество. Все человечество должно погрузиться в гностицизм. Когда отдельные люди становятся гностиками, государства этому не радуются. Теперь, надеюсь, вы понимаете, почему. Сам факт трансформации человека, когда он трансцендирует в себе животное, порождает страх в государственной и религиозной иерархии, поскольку такой человек демонстрирует, что это может произойти со всеми людьми. А если это произойдет с человечеством, все государства и религии станут ненужными и от них откажутся. А никто из тех, кто обладает огромной властью, не хочет терять эту власть. Ни одно государство не хочет, чтобы его ликвидировали, ни одна религия не хочет, чтобы ее ликвидировали. Так что, происходит довольно странная вещь: они продолжают учить людей быть хорошими, но в глубине души хотят, чтобы вы оставались прежними, ибо само их существование требует того, чтобы вы оставались такими, как есть. Я беседовал с политиками, с религиозными лидерами и всегда их спрашивал: "Вы действительно заинтересованы в том, чтобы человек стал хорошим? Тогда святой перестанет быть святым, потому что все вокруг будут святыми. В чем же тогда смысл становиться святым?" Мы помним Гаутаму Будду как великого святого, потому что все окружавшее его общество не было святым. Поэтому он выделялся. Но если бы все общество было святым, то он затерялся бы в толпе - и тогда никто о нем и не вспомнил бы. Какая нужда была бы его вспоминать? Почему в нашей памяти сохраняется лишь несколько исторических имен? Потому что эти люди выделялись на фоне толпы. У каждого человека есть потенциальная возможность занять такое же положение, какое занял Будда. Государства и политики хотят, чтобы человек оставался прежним. Они охотно говорят о необходимости изменений, но это лишь слова. Никто не хочет никаких перемен, потому что изменение означает потерю сферы влияния. Если люди перестанут совершать преступления, что произойдет со всеми нашими судами? Что случится со всеми нашими тюрьмами, органами правопорядка, полицией? Служащие этих организаций потеряют работу. Если все люди хорошие и никто не хочет воевать, никто не хочет никого убивать, если индийцы откажутся воевать, заявляя: "Зачем нам убивать пакистанцев?", - а пакистанцы задумаются: "Зачем нам убивать индийцев? Нет причины их убивать, эти люди ничего плохого нам не сделали. У них есть дети и жены, и пожилые родители, за которыми надо ухаживать. Мы никогда не будем убивать. Причин для убийства нет"... Что тогда произойдет с правительствами, с армией? Все они настроены против меня, потому что я говорю такие вещи, которые отсекают их от корней. Они не в состоянии мне возразить, поэтому они пользуются проверенным способом. Они меня оговаривают, выдвигают против меня голословные обвинения или просто лгут. Но ни один из них не отвечает на поставленный мной вопрос. Очень странная ситуация. Вроде бы государство существует, чтобы люди были хорошими, но это не так. Государство существует, чтобы люди оставались такими, как есть, чтобы не дать людям возможность пройти через революцию. Если люди становятся лучше, им необходимо улучшенное государство, им необходима улучшенная религия. А если люди становятся совершенными, им не нужно государство и не нужна религия. Они сами себе государство и сами себе религия. Поэтому совершенного человека постоянно убивают. Сократа убили за его совершенство. Совершенство оказалось его единственным преступлением. Он не сделал ничего дурного за всю свою жизнь и спросил на суде: "Почему вы меня убиваете? Какое преступление я совершил, кроме того, что не совершил ни одного преступления?" Но он был опасен. Простой совершенный человек опасен для общества, опасен для религиозных деятелей, для государства, для власти, потому что он создает прецедент, когда любой человек может подумать: "Если это могло произойти с Сократом, почему это не может произойти со мной?" Сократ может стать примером. Он может пробудить сознание у всего человечества. Прежде чем люди сделают его образцом для подражания, его следует уничтожить. В суде против Сократа выдвинули обвинение. Ему сказали: "Ты портишь людей, особенно юношей". Власти считают, что учить молодых людей быть лучше - это все равно, что портить их. Все понятно, появление совершенных людей означает смерть для светской и религиозной власти. Так что, с одной стороны, эти люди пытаются разыгрывать спектакль, имитируя попытку создания улучшенного общества. А с другой стороны, они продолжают уничтожать все образцы совершенства. "Свет на пути - беседы в Гималаях", занятие 6, Мятежный дух Учитель, почему такое огромное количество людей теряет индивидуальность, обезличивается, утрачивает ответственность, проницательность и здравомыслие, когда становится частью группы? Не означает ли это, что мятежный дух всегда обречен на одиночество? В сущности, мятежный дух - это ощущение собственной индивидуальности и абсолютная свобода от любой разновидности психологического рабства. Это бунт против того, что тебя сделали винтиком в колесе; это бунт против массового сознания. Сознание толпы - это самая низшая форма сознания. Такое сознание обладает минимальной чувствительностью, минимальной способностью понимать, минимальной любовью, минимальной жизнью. Это выживание, а не жизнь, потому что в ней нет праздника. Толпа никогда не хочет, чтобы в ней кто-то выделялся, проявлял свою уникальную индивидуальность. Это ранит сознание толпы. Уникальная личность - это всегда унижение для толпы, потому что напоминает людям из толпы о том, кто они есть и кем могли бы быть. Присутствие уникального человека заставляет их задуматься о том, что они проглядели, и понять, что они проглядели свою жизнь. Они не могут простить личности собственное обезличивание, хотя эта личность не причинила им никакого вреда. Человек, обладающий индивидуальностью, всегда служит человечеству, он несет миру красоту, привносит больше поэзии в жизнь, заставляет звучать песни в душах людей. Он - соль земли. Все, что представляет собой человек, все, что есть великого в человеке, появилось благодаря вкладу небольшого количества людей, которые сохранили собственную индивидуальность. Но толпа это не прощает; толпа может простить преступников, толпа может простить убийц, она может простить политиков, она может простить кого угодно в этом мире, но не человека, который обладает индивидуальностью и не является частью коллективного разума. Вы спрашиваете, почему такое огромное количество людей теряет индивидуальность, обезличивается, утрачивает ответственность, проницательность и здравомыслие, когда становится частью группы? Когда вы становитесь частью группы, толпы, массы, коллектива, вы капитулируете; вы думаете: "Существует лишь группа, меня больше нет, я растворяюсь в этой группе". Так вы уничтожаете свою индивидуальность. Вы обезличиваетесь. Теперь вы начинаете думать так, как думает группа, жить так, как живет группа. Вы становитесь послушным, подобострастным, услужливым, - короче говоря, вы становитесь идеальным рабом. Чем идеальнее вы исполняете свои функции раба, тем большего уважения заслуживаете в толпе, в группе или в коллективе, к которым принадлежите. Коллектив уважает тех, кто жертвует ради него собой. Да, ваше эго получит удовлетворение. Когда вы приносите в жертву здравомыслие, способность чувствовать, ответственность, собственную индивидуальность и становитесь "винтиком", который никогда не скажет "нет" и всегда подчиняет свои интересы интересам группы, вы тешите собственное эго. Мятежник должен сохранять индивидуальность. Это не значит, что он не должен ни с кем дружить, не должен никого любить, не может ни с кем общаться. Это означает, что он любит, не теряя своей индивидуальности, не теряя своей свободы. Он может примкнуть к группе, давая ей понять: "Я не подчиняюсь ни группе, ни кому бы то ни было. Я присоединяюсь к вам, но сохраняю собственную индивидуальность, свободомыслие, право выбора. Я уважаю вас и рассчитываю на уважение с вашей стороны; я не считаю себя вашим рабом и не считаю вас своими рабами. Мы - друзья". Однако история не знает группы, которая бы приняла такие условия. Но я об этом мечтаю, я на это надеюсь, потому что все религиозные, политические и общественные группы всегда подавляют отдельную личность. Я бы хотел, чтобы в мире появились общины, питающие и поддерживающие личность. Такая группа не обладала бы собственной душой, ее душа принадлежала бы личности. Такая группа существовала бы для личности, а не наоборот. Личность не должна приноситься в жертву группе. Но до сих пор только личность приносится в жертву группе. Если ты христианин, значит, ты существуешь ради христианства, а не христианство существует ради тебя. Если ты индуист, то существуешь для индуизма, а если возникнет необходимость умереть, ты должен умереть за индуизм. Сам же индуизм ничем тебе не обязан, он для тебя не живет и он за тебя не умрет. Простые слова, идеологии, фикции уничтожают реальность. Индивидуальная самобытность - вот единственная реальность, венец творения, вершина эволюции на ее современном этапе. Вот почему я учу вас мятежу. Это не означает, что мятежники не должны иметь друзей, что они не могут жить в общинах, что все они должны быть отшельниками, жить в уединенных гималайских пещерах в полном одиночестве. Я хочу не этого. Я хочу изменить систему. Общество должно существовать ради индивидуума, тогда общество никому не принесет вреда. Оно должно оказывать помощь индивидууму, быть питательной средой для его развития, самопознания, расширения сознания, повышения способности чувствовать. И давать каждой личности достаточно пространства и территории для жизни. Прошлое было безобразным. Даже в маленьких ячейках общества, даже в семьях, человеческая индивидуальность всячески подавляется. Два человека создают семью - и тут же их личности лишаются свободы. Их индивидуальность под угрозой. Их свободомыслие под угрозой. За долгие тысячелетия мы привыкли обладать друг другом как собственностью. Свобода осталась лишь красивым словом; поэты пишут о ней стихи, фантазеры о ней мечтают, но реальность остается тошнотворно рабской.
Том задумал жениться и написал отцу письмо, спрашивая у него совета. В ответ отец ему написал: "Я не могу тебе передать, как я счастлив, узнав о твоем намерении жениться. Брак - это самое прекрасное, что есть в жизни человека. Он дарует ощущение блаженства и счастья". "Когда я смотрю на твою дорогую матушку, я с гордостью понимаю, какими замечательными и значительными были те годы, которые мы с ней прожили. Обязательно женись, дружок. Мы тебя благословляем. Это будет самый счастливый день в нашей жизни. Целую. Твой папа". "P.S. Твоя мать только что вышла из комнаты и устроила скандал - не вздумай жениться, кретин".
Вот так устроена наша жизнь. Все люди стремятся поработить друг друга, а в состоянии рабской зависимости начинает исчезать самое главное: ответственность, свободомыслие, способность чувствовать, индивидуальное своеобразие. А брак - это самая маленькая группа, которая состоит из двух человек. Группы становятся все больше и больше. Чем больше группа, тем больше вы утрачиваете себя. А ведь есть еще государства, есть великие религии. В мире живет семьсот миллионов католиков. Как только вы становитесь католиком, или, что еще печальнее, если вы рождены католиком, у вас автоматически связаны руки, вы автоматически лишаетесь возможности развиваться. Вам со всех сторон подрезают крылья, вас всеми возможными способами низводят до состояния раба, винтика. Потому что если вам предоставить свободу, тут же возникнет опасность, что вы не захотите стать католиком. И, возможно, будете даже выступать против католицизма.
Маленький ученик громко плакал, и учитель его спросил: "Что случилось, Джонни? Ты никогда так громко не плакал. Кто-то умер?" "Хуже. Моя собака родила семь щенков, а когда я спросил этих щенков: "Вы католики?", - все они закивали головой. Я был так счастлив". "Так почему же ты плачешь?" "Сегодня у них раскрылись глаза, и когда я снова их спросил: "Вы католики?", - они начали переглядываться и не ответили".
Надо быть слепым,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|