Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дипломатия Республики Молдова и ее характеристика




 

Республика Молдова провозгласила свою независимость 27 августа 1991 г. и вместе с другими 14 бывшими союзными республиками СССР стала полноправным членом международного сообщества". Затем последовали внутренняя процедура «развода» в рамках бывшего СССР и внешняя процедура «двустороннего признания» ее другими странами и международными организациями, в первую очередь ООН.

Став субъектом международного права. Республика Молдова начала процесс установления дипломатических отношений с другими субъектами международного права и, соответственно, учреждения своих постоянных дипломатических миссий за рубежом. Параллельно начался процесс реорганизации специализированных государственных учреждений, поскольку в качестве союзной республики Молдавская ССР имела Министерство иностранных дел, функции которого ограничивались так называемыми «дружественными отношениями с городами-побратимами».

Реорганизация, или точнее - создание дипломатической службы Республики Молдова, превратилась в интересный, но и необычайно трудный творческий процесс, поскольку страна в тот момент не обладала необходимыми юридическими нормами, позволяющими осуществлять внешние функции, не располагала профессионально подготовленными дипломатическими кадрами, не имела опыта работы в области внешних сношений, а также базы данных, касающихся норм и принципов международного права. Вопреки этим проблемам и трудностям всего лишь в течение двух-трех лет Республика Молдова сумела организовать дипломатическую службу, деятельность которой осуществляется в центральном аппарате Министерства иностранных дел и дипломатических миссиях за рубежом.

Министерство иностранных дел Республики Молдова является центральным специализированным органом, который проводит политику государства в области внешних сношений14. Структура центрального аппарата министерства состоит из территориальных, функциональных и административно-технических управлений. В нее входят:

1. Главное управление Европы и Северной Америки;

2. Главное управление СНГ;

3. Управление Азии, Африки и Латинской Америки;

4. Главное управление европейских организаций;

5. Главное управление международных организаций;

6. Главное управление международного права и договоров;

7. Управление международных экономических отношений;

8. Управление анализа, координации и информационной политики;

9. Управление средств массовой информации и культуры;

10.Управление дипломатического протокола;

11.Управление исполнительного секретариата и канцелярии;

12.Управление по обслуживанию дипломатического корпуса;

13.Административно-кадровое управление;

14.Управление бухгалтерских отчетов, финансов и контроля;

15.Архив и библиотека".

В зависимости от возникающих функций и потребностей структура центрального аппарата МИД может быть изменена и преобразована. Даже с первого взгляда можно заметить отсутствие Юридического департамента, который занимался бы правовым обеспечением, проблемами границ, гражданства, национальных приоритетов за рубежом и т.д. В настоящее время этими проблемами занимается Главное управление международного права и договоров. Также заметно отсутствие научного департамента, который занимался бы теоретическими и практическими исследованиями в области внешней политики. Ощущается отсутствие департамента коммуникаций и безопасности, который работал бы над проблемами обеспечения передачи информации (в том числе посредством дипломатической почты и шифрованной информации) и обеспечения безопасности дипломатических миссий за рубежом. По нашему мнению, было бы рационально организовать департамент политики, который подразделялся бы на региональные отделы или управления, в настоящее время функционирующие отдельно, дублируя некоторые виды работы.

Исходя из своей основной функции, Министерство иностранных дел обязано проводить политику государства в области внешних сношений. Эта функция не ограничивается прямыми обязанностями, состоящими в доведении до руководства страны информации о важнейших международных событиях и разработке предложений о позиции государства по отношению к ним или в выработке инициатив, ведении переговоров, подготовке, подписании и ратификации международных договоров. Функция реализации государственной политики в области внешних сношений включает координацию деятельности центральных специализированных органов и других государственных административных ведомств с целью установления и развития отношений с другими странами. В этом смысле очень важно, чтобы МИД всегда оставалось ответственным за основную информацию, политические рекомендации и другие виды деятельности и всегда было готово принять решение или выработать рекомендацию, в случаях когда специализированное министерство или департамент, преследуя собственные ведомственные цели, утрачивает четкое видение национальных интересов.

Согласно положениям Конституции (ст.66), Парламент Республики Молдова одобрил 8 февраля 1995 г. Концепцию внешней политики Республики Молдова, в которой определяются приоритеты, основные принципы и направления молдавской внешней политики. Реализация этой концепции даст возможность Республике Молдова построить независимое, единое и неделимое государство, которое намерено поддерживать взаимовыгодные отношения со всеми странами мира.

Знаменателен факт, что молдавская дипломатия с большой оперативностью приступила к реализации основных принципов внешней политики, которые на первоначальном этапе состояли в установлении дипломатических отношений с разными странами, учреждении дипломатических миссий за рубежом и укреплении позиции страны в мировых и региональных международных организациях. В этой сфере удалось достигнуть положительных результатов. В начале нового тысячелетия на повестке дня находится первостепенная проблема присоединения к Европейскому Союзу и стратегические решения, касающиеся деятельности Республики Молдова в рамках СНГ17. Эти моменты обязывают проводить хорошо продуманную и четко выраженную внешнюю политику.

Серьезного анализа требует проблема нейтралитета Республики Молдова с точки зрения достижения реальных результатов. В этом контексте приветствовался бы опыт, накопленный нейтральными странами (Швейцария, Австрия, Швеция, Коста-Рика и т.д.), сумевшими сформировать механизм обеспечения своего нейтралитета не на словах, а на деле.

Надеемся, что эти, как и многие другие задачи и проблемы, стоящие перед молдавской дипломатией, будут успешно разрешены.

 


Список использованной литературы

 

Борунков, А. Ф. Дипломатический протокол в России. - М.: Международные отношения, 2005.

. Вуд Дж., Серре, Ж. Дипломатический церемониал и протокол / пер. с анг. Ю. П. Клюкина, В. В. Пастоева, Г. И. Фомина. Изд. 2. - М.: Международные отношения, 2003. - 416 с.

. Дипломатическая служба: учеб. пособие / под ред. А. В. Торкунова. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2002.

. Попов, В. А. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия- наука и искусство. 2 изд. - М.: Международные отношения, 2006.

. Раков, Ю. А. Дипломатическая и консульская служба: учеб. пособие / Ю. А. Раков. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003. - 146 с.: ил. Приложение: С. 120-145. Библиогр.: С. 146.

. Селянинов, О. П. Дипломатические отношения государств: принципы, формы и методы: учеб. пособие. - М.: МГИМО, 2004.

. Селянинов, О. П. Практика дипломатических сношений государств: учеб. пособие. - М.: МГИМО, 2000.

..Фельтхэм, Р. Дж. Настольная книга дипломата / пер с англ. В. Е. Улаховича. 2 изд. - Мн.: Новое знание, 2005. - 304 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...