Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда жизнь превращается в страдания

Майкл Япко - Гипноз для психотерапии депрессий

 

Майкл Япко - директор Института Милтона Эриксона в Сан Диего, частнопрактикующий психотерапевт, клинический психолог. В своей книге он описывает успешные стратегии прерывания механизмов, вызывающих и поддерживающих депрессию. Описанные здесь психотехники Майкл Япко развивал и практиковал в течение многих лет своей клинической практики. В них акцентируется роль активной интервенции, которая приносит быстрое выздоровление - и, что наиболее важно, делает доступными для клиента скрытые в нём ресурсы, благодаря чему можно избежать приёма фармакологических препаратов или снизить их дозу. Подробное описание клинических случаев всесторонне показывает как можно использовать описанные стратегии для прерывания депрессивных механизмов в максимально короткие сроки.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Представим себе прекрасный мир, в котором все складывается идеально. Человечество оптимально использует естественные богатства планеты. Каждому гарантированы еда, одежда и крыша над головой. Отсутствует агрессия, нет преступлений и дискриминации. Жизнь людей и животных является первостепенной ценностью — нет потребности убивать и уничтожать. Каждый человек имеет право на личные пристрастия и взгляды, и одновременно с этим, все люди чувствуют личную ответственность за мир, в котором живут. Ни одна семья не испытывает недостатка в любви и уважении. Дети воспитываются в атмосфере тепла и безопасности, что пробуждает в них веру в себя и укрепляет в них чувство собственной значимости. Взрослые стараются как можно лучше выполнять свою работу и на честных условиях получают за нее справедливое вознаграждение. Короче говоря, не существует никаких проблем.

Если мир, в котором живете вы или ваши друзья, приятели, клиенты, напоминают вам вышеперечисленный образ, прервите чтение. Поспешите в магазин и отдайте продавцу эту книгу, пока она еще выглядит как новая. Деньги можете потратить на что-нибудь другое — например, на какую-нибудь модную мелочь.

Если, однако, вы живете на той же планете, что и я, то вы уже наверняка успели понять, что стресс и проблемы являются неотъемлемой частью нашей жизни. (Я надеюсь, это замечание прозвучало реалистично, а не пессимистично). Можно ли пройти по жизни беззаботно и бесхлопотно? Убежать от боли утраты близкого человека? Встречали ли вы когда-нибудь человека, которому в жизни всегда и во всем сопутствовал успех? И, наконец, кто из нас может надеяться на то, что, ему удастся избежать смерти?

Стресс может по-разному воздействовать на организм — иногда его действие может оказаться полезным, иногда — разрушающим. Существует множество моделей, описывающих возникновение и развития депрессии, но общим знаменателем всех этих разнообразных теорий является определенный стрессор.

Избежать стресса невозможно, но можно научиться справляться с ним. В равной степени неизбежной является депрессия. И с ней, прибегая к определенным мерам, можно справиться; если мы будем вести себя соответствующим образом, страдания не будут столь мучи-

тельными и продолжительными. Иногда удается не допустить проявления очередного эпизода болезни; однако, в данной книге автор уделяет внимание прежде всего методам, позволяющим справиться с депрессией, которая уже проявилась у пациента.

Эффективность лечения определяется тем, какой подход использует терапевт по отношению к пациенту, нуждающемуся в помощи.

Клиент, который приходит ко мне, действительно страдает. Его не интересует терапия, которая, возможно, поможет ему лишь спустя некоторое время. Как правило, дело обстоит совсем по-другому. Мне понятны страдания больного, и поэтому я стараюсь использовать все свои знания, чтобы за максимально короткий срок добиться результата. С другой стороны мой опыт подсказывает мне, что, если в некоторых случаях оказывается достаточным применить короткую терапию, то в других случаях краткосрочная терапия представляет собой лишь отдельный этап куда более длительного терапевтического процесса. Независимо от того, как долго будет длиться лечение (некоторым пациентам достаточно бывает 1-20 сеансов), терапевт обязан проводить активную интервенцию и стимулирование больного к процессу обучения, касающегося способов борьбы с депрессией. Стратегии, которые призваны помочь терапевту в его деятельности, в дальнейшем будут называться “директивами”. Если бы человек, которого коснулась депрессия, знал, как избавиться от страданий, ему не пришлось бы идти к специалисту. Больной не знает, какую тактику ему следует применить. Кто-то должен ему сказать об этом — именно это и является первоочередной задачей терапевта. Восприимчивость, интуиция и готовность поддержать весьма существенны, но самым важным является умение решать проблемы.

Депрессия, как наверняка уже известно читателям — явление необычайно сложное; именно поэтому от терапевта требуется особенно тщательная подготовка. Данная книга является попыткой представить такое необычайно сложное субъективное испытание, коим является депрессия. Автор надеялся поспособствовать лучшему пониманию природы этой болезни и показать более эффективные методы ее лечения; он не выступает в роли приверженца какой-то определенной теоретической школы. Автор полностью отдает себе отчет в неповторимости человеческого опыта и убежден в том, что концентрация внимания на каком-то одном аспекте депрессии была бы очевидным ограничением. Существуют различные формы терапии, каждая из которых в определенных условиях может оказаться эффективной. Специалист сам должен решить, какая из них в данном случае имеет шансы на успех. Автору хотелось бы, чтобы представленные здесь модели способов преодоления депрессии приблизили к читателю сложный внутренний мир пациента.

Данная книга составлена нетипично. Хотя читатель и найдет в ней описание теорий, которые послужили основой для формулирования директив, не директивы являют собой главную тему данной работы. Они были поделены автором на группы и пронумерованы. В качестве критерия разделения выступили концепции, из которых выходят определенные стратегии. Полный список директив помещен в конце книги.

Детальная характеристика стратегии действия призвана быть иллюстрацией способов инициирования у пациента процесса обучения на базе его личного опыта, который является лучшим учителем. Однако прежде всего эта книга призвана пробудить творческое воображение терапевтов, занимающихся поиском новых, эффективных методов помощи больным, страдающим депрессией. Автор надеется, что данный труд выполнит возложенное на него задание.

Майкл Д. Япко Сан-Диего, Калифорния

Возможно, человек в чем-то выигрывает, сталкиваясь с преградами на своем пути. Чем больше трудностей встает на его пути к счастью, тем сшьиее потрясение, когда это счастье вдруг замаячит па расстоянии вытянутой руки. Подобно этому, источник, до этого старательно сдерживаемый, забьет с силой, прямо пропорциональной силе, с которой пытались сдерживать его поток. Преграды, однако, следует подбирать весьма старательно и следить за тем, чтобы они оказались весьма внушительными — настолько трудными для преодо-чения, чтобы они смогли вырвать нас из привычного контекста и показать нам жизнь в совершенно новом, неоэ/сиданном свете... Трудности украшают наше существование, однако необходимо следить за тем, чтобы они были не банальными и при этом первосортного качества.

Том Роббинс, из: Even Cowgirls Get the Blues, 1976, стр.158

 

Часть I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Раздел 1

КОГДА ЖИЗНЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СТРАДАНИЯ

“Боль существования” ежедневно испытывают десятки миллионов людей. Наверняка большинство из нас найдёт знакомые нотки в приведенных ниже высказываниях больных, так описывающих свою депрессию:

“Невидимое, вероломное чудовище”.

“Давящая петля боли”.

“Проклятие бесконечной агонии”.

“Затаившийся в темноте вор, ворующий у меня жизнь”.

Несколько лет тому назад я столкнулся с одним случаем, который произвел на меня большое впечатление. Дело касалось одного прекрасно зарекомендовавшего себя психиатра, в возрасте двадцати с небольшим, авторитетом в области поведенческой терапии (он даже стал соавтором популярного пособия). Этот психиатр специализировался также по судебной медицине. Объем знаний этого молодого человека был весьма внушительным. К сожалению, когда в личной жизни этого подающего большие надежды ученого наступил кризис, вызванный распадом его брака, его неоспоримые познания в области эмоциональных потребностей человека, необходимых для сохранения психического здоровья, не были применены. Он чувствовал себя таким беспомощным, что вынужден был обратиться к своим коллегам за профессиональной помощью; однако, исходя из того положения, которое он занимал в науке, эти просьбы казались им абсурдными. Доведенный до отчаяния, он застрелился. Ему в то время едва исполнилось тридцать лет. Все его необыкновенные способности были загублены.

Почему эта грустная история так глубоко врезалась мне в память? Быть может причиной этого было иррациональное убеждение в

том, что специалисты в области психического здоровья должны уметь решать и собственные жизненные проблемы. Однако причина этого в данном случае не столь существенна. Настораживает то, что этот трагический случай лишь один из 30 тысяч самоубийств, совершенных в этом году. Самоубийство, называемое “окончательным решением временных проблем”, являет собой, пожалуй, наиболее драматическую угрозу в состояниях острой депрессии.

Почему этот всесторонне образованный и интеллигентный человек решил свести счеты с жизнью? Что способствует тому, что человеку, погруженному в депрессию, смерть кажется единственно правильным решением?

Откуда берется беспрерывное страдание, являющееся уделом тех, кто, несмотря на болезнь, сумел найти в себе достаточно смелости, силы и мотивации для того, чтобы жить? Что психотерапевты в действительности знают о депрессии и способах ее лечения?

В течении многих лет проводились многочисленные клинические исследования этой болезни. Выбор научной литературы на эту тему необыкновенно богат. Это свидетельствует как об уровне проблемы, так и об интенсивных усилиях людей, стремящихся облегчить страдания больных. Результатом этих поисков стала разработка детальных теорий, касающихся происхождения депрессии, а также многочисленных способов терапевтической интервенции. Все известные концепции могут соединиться в картину, позволяющую наиболее полно понять природу болезни, однако, хотя это и может показаться парадоксом, эти теории в то же время представляют собой потенциальное ограничение (и даже могут причинить вред пациенту), если мы, рассматривая многоаспектный феномен депрессии, примем во внимание лишь одну точку зрения.

Депрессия — это болезнь, определяемая расстройством психоэмоционального состояния человека; подобным образом она была классифицирована в “Руководстве по диагностике и статистике” (“Diagnostic and Statistical Manual”, изд. Третье, дополненное. American Psychiatric Association, 1987).

Как вы сможете узнать из третьего раздела, диагностика и классификация депрессии связаны с определенными специфическими проблемами, которые имеют принципиальное влияние на способ лечения пациента. Пока же достаточным будет сказать, что клиническая единица, называемая депрессией, до конца еще не изучена, а ее лечение не всегда оказывается в достаточной мере эффективным.

Данная книга не фокусируется на теории депрессии, хотя, без сомнения, она заключает в себе синтез различных теоретических направлений по данной проблеме. В ней скорее делается упор на технику лечения. Я сам, работая с людьми, страдающими депрессией и их семьями, постоянно сталкиваюсь со страданием людей, которых это недомогание полностью лишает радости жизни. Сам я, как и любой другой человек, не раз испытал депрессивное чувство пустоты и отчаяния. В этой книге я старался дать ответ на весьма злободневные вопросы: “Что следует говорить и как надо действовать, чтобы это принесло желаемый терапевтический результат? Как на практике облегчить больному преодоление проявлений болезни и сделать возможным для него такое изменение сознания, чтобы это уменьшило риск очередного кризиса, а также чтобы он мог справиться со следующим депрессивным моментом”.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Депрессивные расстройства имеют длинную, документально подтвержденную историю. Эта история составлена из страданий огромного количества людей, большинство из которых предпочитают анонимность. Точное число случаев заболевания определить сложно, т.к. далеко не все больные обращаются за профессиональной помощью, однако, предположительно:

1. 30-40 миллионов американцев страдают в настоящее время нарушениями настроения типа депрессии (“News week”, 4 мая 1987);

2. по крайней мере каждый четвертый американец проходит в своей жизни через серьезный депрессивный эпизод;

3. лишь одна четвертая (в лучшем случае — половина) страдающих острой депрессией получает профессиональную помощь;

4. у женщин депрессии случаются в два раза чаще, нежели у мужчин (хотя, казалось бы, риск появления этого заболевания не зависит от пола);

5. депрессивные расстройства могут появиться в любом возрасте:

Депрессия — явление весьма распространенное. Более того, известно, что депрессия часто “маскируется”, то есть, проявляется в форме иных психических и соматических расстройств. А следовательно, депрессия выступает гораздо чаще, нежели на то указывает официальная статистика, быть может даже гораздо чаще, нежели оценивают

специалисты. В своей книге я предлагаю расширение критериев диагностики депрессии, что — как я полагаю — сделает возможным более точное определение пределов распространения данной болезни и позволит лучше оценить уровень проблемы.

С таким явлением как депрессия каждый психолог встречается как лично, так и на профессиональном уровне. Ведя терапевтическую практику, мы постоянно работаем с клиентами, страдания которых относятся к психической сфере. Каковы последствия такого распространения депрессии? Загубленная жизнь, неудовлетворенность, разлад в семье, потеря работы и увлечений — невозможно оценить все потери.

Вопрос угрозы самоубийства уже был затронут нами. Выше было отмечено, что у многих больных депрессивное состояние принимает вид конкретных соматических расстройств. Многие психологические проблемы имеют под собой депрессивную основу. К примеру, может показаться, что механизм зависимости в действительности заключается в отчаянном стремлении к облегчению страданий, связанных с депрессией. Каждая форма зависимости может быть результатом неудачной попытки “самотерапии”, побочные результаты которой, оказывая вред физическому и психическому здоровью, закрепляет депрессию — первичный источник проблемы. Лечение алкоголизма без психотерапии, направленной на депрессию (особенно если она явилась первопричиной алкоголизма), обречено на неудачу. Депрессия также может вызывать иные, на первый взгляд не связанные с ней расстройства. Выдвигаемые мною расширение критериев диагностики может помочь терапевтам выбрать правильную методику действий.

Проявления депрессии в большинстве своем в конце концов исчезают сами собой. Если больной не лечится, спустя некоторое время его состояние, вероятно, улучшится. Данные, касающиеся продолжительности течения нелеченного депрессивного эпизода, не точны; он может длится от четырех до десяти месяцев. Статистика говорит нам о том. что у 10 - 12% больных депрессия переходит в хроническое заболевание.

ЭТИОЛОГИЯ ДЕПРЕССИИ

Интуиция подсказывает нам, что такое сложное явление, как депрессивное расстройство, должно иметь несколько причин. И действительно, существует множество теорий, объясняющих механизм возникновения этой болезни. Они подчеркивают биологические, интра-персональные, либо интерперсональные аспекты проблемы; и каждая

из них может оказаться необыкновенно полезной для понимания этиологии депрессии. Автор предполагает, что данные теории уже известны читателям, а поэтому он лишь вкратце напомнит основные их положения.

Биологические теории

Биологические теории, основанные главным образом на исследованиях влияния определенных медикаментов на биогенные амины, гласят, что депрессия возникает тогда, когда в определенных участках мозга уменьшается концентрация определенных нейротрансмит-теров (таких как норадреналин или же серотонин). Биологический подход лежит также в основе теорий, связывающих этиологию депрессии с соматическими расстройствами. Депрессиогенными факторами могут стать, к примеру: определенные лекарства (резерпин, некоторые оральные контрацептивы, медикаменты, понижающие кровяное давление, а также различного рода транквилизаторы), средства, вызывающие зависимость (алкоголь, стимуляторы, галлюциногены), неврологические заболевания, метаболические расстройства, болезни сердца, хирургические вмешательства, болезни почек, печени и органов дыхания.

Депрессия может оказаться вторичным явлением по отношению к болезням, изнуряющим организм и vice versa, если наряду с проявлениями депрессии у пациента налицо физиологические расстройства — это может оказаться простым совпадением. Однако необходимо иметь в виду потенциальную связь этих явлений, т.к. иногда она может оказать решающее влияние на ход лечения. В подобных ситуациях терапевт должен подходить к постановке диагноза очень осторожно.

К биологическим мы также относим теории, выдвигающие на первый план наследственный характер депрессии. В 25 - 40% случаев с исследуемыми, страдающими депрессией, было выявлено, что по крайней мере у одного из родителей или же другого близкого родственника был аффективное расстройство. Поскольку у женщин депрессия выявляется чаще, нежели у мужчин, появились теории, гласящие, что наследование этой болезни возможно связано с хромосомой X. Однако и по сей день отсутствуют неопровержимые тому доказательства. Важным этиологическим фактором считается также влияние женских гормонов (особенно если речь идет о депрессии наступившей после родов и в климактерический период), однако правильность этой гипотезы до конца также не подтверждена. Более того, на то, что у женщин депрессию обнаруживают в два раза чаще, чем у мужчин, скорее всего в действительности пол не оказывает влияния, если речь идет об угрозе возникновения этой болезни. Возможно причиной наблюдаемой диспропорции является разница в диагностических критериях, применяемых в отношении мужчин и женщин.

 

Интраперсональные теории

Термином “интраперсональные” обозначаются теории, трактующие депрессию как внутреннюю проблему личности. Сюда относят психодинамическую модель, познавательную модель, а также модель “заученного бессилия”.

Психодинамическая модель предполагает, что основным элементом депрессии является чувство “утраты”. Фрейд (1917), к примеру, полагал, что у некоторых личностей, их собственная самооценка в слишком большой степени зависит от других (что исходит из задержки в оральной фазе). Поэтому, когда такой человек утрачивает (по причине смерти либо по другой причине) объект, от которого он зависит, его начинает охватывать злость. Он не может прямо выразить свой гнев — это скорее злость “направленная внутрь”, которая преображается в чувство вины и ненависть к самому себе, характерные для страдающих депрессией.

В когнитивной модели, предложенной Аароном Беком (1967. 1973: Beck. 1979), депрессия представлена как продукт неверного мышления. Бек утверждает, что эмоции являются следствием мыслей, а депрессия возникает по причине негативного, оторванного от реальности образа мышления. Негативная система убеждений формируется в детстве, до того, как возникают первые депрессивные эпизоды. Восприятие и наступающее за ним действие предопределяют интерпретацию текущих событий — а затем, если чья-то перцепция оказывается в результате негативной, это ослабляет мотивацию и является причиной возникновения депрессии.

Модель “заученного бессилия” Мартина Селигмана (1974, 1975, 1983) связывает возникновение депрессии с укоренившимся чувством отсутствия контроля над ситуацией, которое закрепилось вследствие негативного опыта. Селигман утверждает, что, если человек часто сталкивается с ситуациями, в которых он воспринимает себя как лицо, не владеющее контролем над ситуацией, он становится беспомощным, пассивным, подверженным депрессиям. Интерперсональные теории

Исходя из системных теорий, патология является отражением неправильности системы, в которой данное лицо функционирует. Поэтому в интерперсональной модели особо подчеркивается та роль, которую играет в терапии участие членов общества, с которыми пациент идентифицирует себя. Это вытекает из убеждения в том, что депрессия появляется в общественном и интерперсональном контексте, являясь следствием депрессиогенных моделей отношений между людьми. Сюда, помимо всего прочего, относятся стрессовые изменения общественных ролей, конфликты этих ролей, а также общественные последствия индивидуальных выборов (Klcnnan, Weissman, Rounsaville и Chevron 1984).

Стратегии, разработанные в рамках данной теории, заключаются в коротких, директивных терапевтических действиях. Эти подходы, ориентированные на систему, которая для улучшения состояния больного обычно обращается к его повседневному общественному контексту. Эти ориентированные на систему подходы, представленные Вацлавиком, Сатир, Эриксоном и др., являются результатом следующего убеждения: условием преодоления депрессии является оздоровление функционирования системы в целом.

Каждая из представленных здесь моделей является ценной попыткой объяснить явление депрессии. Читателю, которому ранее не довелось ознакомиться с данными теориями, я советую изучить оригиналы работ, упомянутых выше авторов. На них основаны многие стратегии терапевтического поведения, которые будут описаны мною в данной книге.

В последующих разделах мною будут представлены способы терапевтической интервенции, связанные с вышеупомянутыми моделями.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕПРЕССИИ.

Читатель уже успел убедиться, сколь разнообразны взгляды на тему возникновения и поддерживания депрессивных состояний. Столь же велико количество методов терапевтической интервенции. Применяемые сегодня различные методы терапии тесно связаны с соответствующими теориями возникновения депрессии. Итак, в рамках биологически ориентированного понимания источников этого заболевания, терапия заключается в применении физических и химических раздражителей; у интерперсонального подхода свои методы воздействия и т.д. Позже мною будут рассмотрены методы интервенции касательно каждой модели в отдельности.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВЕНЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА БИОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ.

Основой лечения, базирующегося на биологических теориях, является фармакотерапия, в частности применение различных антидепрессантов. Из них чаще всего используются трехциклические лекарства, действие которых, по-видимому, заключается в повышении уровня нейротрансмиттеров.(норадреналина и серотонина) в мозгу больных, страдающих острой депрессией. Специфическая функция этих соединений до сих пор полностью не установлена.

Еще одним способом воздействия на соматическую сферу является лечение электрошоком, весьма часто применяемое на практике. Этот весьма спорный метод заключается в пропускании через мозг пациента электрического тока. Механизм действия электрического тока в данном случае до конца не выяснен, но сторонники этого метода уверенны в его эффективности, они утверждают, что под действием электрического тока уходят тяжелые депрессивные состояния, пациенты становятся более спокойными и более восприимчивыми к другим видам терапии. В связи с нежелательными побочными действиями этот метод применяется лишь тогда, когда другие методы оказались не эффективными, и когда депрессия оказывается столь глубокой, что пациент уже не реагирует на лекарства. Данный метод применяется также в качестве альтернативного лечения при депрессивных психозах. Терапия заключается в проведении серии процедур, повторяемых через определенные промежутки времени.

Иные методы соматического лечения заключаются в привлечении пациентов к интенсивным физическим упражнениям, что призвано улучшить самочувствие больных, уменьшить чувство усталости и вернуть уверенность в себе. С этой же целью применяется прерывание сна, а также возбуждающие средства(например, ритамин, предписываемый пациентам старшего возраста).

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВЕНЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ИНТРАПЕРСОНАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

В терапии, основанной на психодинамической модели, главной задачей является облегчить пациенту понимание механизма его депрессии. Долговременное лечение призвано помочь справиться с проблемами зависимости, а также осознать и суметь выразить подавляемую в себе злость и другие болезненные ощущения, проанализировать и “проработать” оборонительные позиции. В свою очередь пациенты, подвергаемые когнитивной терапии, должны осознать свое негативное мышление и неправильное течение процесса познания. Эти нарушения основываются на неверных схемах мышления и восприятия, которые в свою очередь вызывают возникновение и закрепление депрессивных эпизодов. Иррациональность, негативная селекция внимания, дихотомическое мышление, иные формы нарушенного мышления, а также особые замечания, касающихся терапевтических действий в перечисленных случаях, были описаны Беком (1967,1973,1983), Барн-сом (1980) и другими. Короче говоря, предполагается, что сведение к минимуму неадекватности мышления и изменение способа восприятия могут в значительной мере повлиять на настроение.

Лечение депрессии по модели “заученного бессилия” связано с успешным формированием у клиента способности к восприятию и использованию возможности контролировать происходящие события. Иерархия заданий четко определена: вначале пациент должен стремиться к небольшим успехам, а по мере продвижения лечения терапевт увеличивает степень сложности упражнений. Формирование умения определять цели и способы их достижения считается главным условием поддержания хорошего настроения. В рассматриваемой парадигме главная роль отводится выяснению схем неверного восприятия и умению различать то, что можно контролировать, и то, что не поддается контролю.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВЕНЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Интерперсональные модели основываются на убеждении в том, что депрессия вписана в общественный контекст. А следовательно, основная роль отводится овладению пациентом умению вести здо- ровую коммуникацию и выработка позитивной общественной позиции. Поэтому в центре внимания находятся супружеская, семейная, групповая стратегические терапии, а также техники, развивающие умение общаться. Более того, само отношение терапевт— пациент— которое может выражаться бесчисленными вариантами интерперсональных отношений, считается важным терапевтическим фактором. Интерперсональный подход имеет директивный характер: этот подход ориентирован на систему: в нем учитывается, что человек, страдающий депрессией, не живет в изоляции от всего мира, он является фрагментом сложного общественного организма, значением которого нельзя пренебрегать.

Каждый описанный выше вид терапии — как и каждая из процедур, которые будут представлены мною несколько позже — в некоторых случаях оказывается эффективным. Однако не следует забывать, что универсальных методов лечения не существует. Необходимо стремиться к формированию новых моделей и реформированию уже существующих теорий, совершенствуя таким образом техники преодоления человеческих страданий.

 

ВЫВОДЫ

Не подлежит сомнению, что проблема депрессии существует везде и пробуждает к себе повышенный интерес специалистов в области психического здоровья. Модели, принимающие во внимание биологические, интраперсональные депрессивные факторы уже дождались исчерпывающих научных трудов. Каждая такая работа предлагает конкретную программу лечения. Данные модели, равно как и отвечающие им способы терапевтического вмешательства, были вкратце изложены здесь, чтобы в общих чертах ознакомить читателя с современными взглядами на депрессию.

Следующий раздел будет посвящен стратегической терапии, которая лежит в основе терапевтических методов, описываемых в последующих разделах книги. Раздел 2

 

ПОМОЩЬ СТРАДАЮЩЕМУ

Как показывают результаты исследований, лишь незначительная часть страдающих депрессией обращаются за помощью к специалисту. Почему люди идут на такие мучения, даже не пытаясь искать облегчения? Приведенные ниже данные подтверждают тот факт, что больного охватывает присущее депрессии чувство полного бессилия. Позицию такого человека можно выразить следующим образом: “Зачем забивать себе голову? Все равно ничего не поможет”. Жертвам депрессии почти всегда кажется, что они с головой ушли в хаос фатальных обстоятельств, и поэтому они уверены в том, что не имеют никакого смысла предпринимать какие бы то ни было действия. Совершенно ясно, что жизненный опыт каждой отдельно взятой личности неповторим, однако общим является убеждение в том, что любые попытки выхода из данной ситуации заранее обречены на провал.

Большинство терапевтов учитывает ту роль, которую играет в депрессии чувство бессилия, что, кстати подтверждает литература на данную тему. Статистика самоубийств доказывает, сколь сильным может стать ощущение нахождения в ловушке. Кажется, что этот так часто наблюдаемый специалистами паралич воли есть ни что иное как естественное следствие отсутствия веры больного в собственную способность оказывать влияние на данную ситуацию. Итак, позиция, которую занимает терапевт по отношению к страдающему депрессией, является наиболее существенным аспектом лечения, даже более важным, нежели избранный вид терапии. Необходимо отдавать себе отчет в том, что активное направление деятельности пациента является основой эффективного лечения депрессии. Рассмотрим динамическую связь между этой специфической болезнью и некоторыми традиционными взглядами на ее лечение. Находясь перед лицом трудностей, человек, затронутый депрессией, реагирует пассивностью. Собственное бессилие порождает в нем апатию, и больной, вместо того чтобы предпринять целенаправленные действия, погружается в хаос. А поэтому, когда клиент не в состоянии отыскать мотивацию к действию, выбор метода терапии начинает отыгрывать главную роль. К примеру, в лечении, согласующемся с биологическими теориями, пациенту предписываются определенные антидепрессанты и до его сведения доводится следующее: “А теперь подождем, когда лекарство достигнет терапевтического уровня, и тогда посмотрим, оказалось ли оно эффективным?” К психотерапии не обращаются вообще, либо ей приписывается гораздо меньшее значение, нежели фармакологическим средствам. Такая позиция терапевта говорит о том, что в ходе терапевтического процесса пациент является пассивной стороной, а результат лечения зависит от биологических факторов, находящихся вне контроля личности. Информация, передаваемая пациенту путем аналоговой коммуникации только подчеркивает его бессилие и болезнь. Как это ни парадоксально, терапия таким образом может ухудшить состояние больного, усиливая наиболее неблагоприятный аспект депрессии.

А теперь рассмотрим ситуации, в которых основой лечения становится психотерапия. Каковы особенности применения недирективного подхода, или же такого подхода, который предполагает, что условием борьбы с депрессией является обретение контроля? Недирективный подход предлагает помощь, вытекающую из союза пациента с терапевтом, однако основная тяжесть ответственности за направление лечения ложится на пациента — в тот момент, когда его состояние крайне затрудняет ему принятие решений. Нам кажется несколько безответственным позволять клиенту плутать вслепую, понимая при этом, что депрессия парализует его сознание. Кроме того, трудно не согласиться с тем. что действительно недирективной терапии не существует, ведь само присутствие другого лица изменяет реакцию человека. (Когда вы одни, вы наверняка предпринимаете какие-то действия, на которые ни за что не решились бы при свидетелях). В действительности проблема заключается не в том, влияет ли терапевт на клиента, а в том как и в какой степени он на него влияет. В отношении депрессии следует учесть потребность в создании схем быстрого и эффективного воздействия на больного.

Терапевтические методы, ориентированные на выявление причин депрессии, также встречают на своем пути неизбежные преграды. В них подчеркивается роль познания, логического мышления и понимания — так словно рациональный подход имеет все шансы победить. Часто слышимые от пациентов высказывания типа: “Я знаю, что я не должен так себя чувствовать, но именно так я себя чувствую”, является одним из доказательств ограничения, которые встречает разум, пытаясь справиться с эмоциями. Еще одним примером является следующая констатация больного: “Я знаю, почему депрессия поглотила меня и как это произошло, но я понятия не имею, как из этой ситуации выбраться”. Подходы, в которых ключевым элементом терапии считается углубление сознания, так же не приносят желаемых результатов. Причин этому несколько. Во-первых, способность разума охватить сознанием собственное “я” ограничена, поскольку значительная часть человеческих переживаний происходит на уровне подсознания А поскольку этот уровень является интегральной частью структуры разума, некоторая часть впечатлений и ощущений остается за пределами сознания Во-вторых, принятие парадигмы “развитие через сознание” заставляет терапевта принимать решение, касающееся того, что пациент должен уяснить себе. В-третьих, когда терапевт примет такое решение и начнет действовать согласно этому решению, клиент проявит тенденцию к “сопротивлению” получаемой информации, эффективно задерживая или даже делая невозможными собственные успехи. В-четвертых, если после проведенного пациентом “расследования” не вытекает очевидная причинно-следственная связь, возникает возможность формулирования произвольных биологических или же психологических гипотез. Таким образом у клиента возрастает чувство отсутствия контроля над происходящими в его жизни событиями. С другой стороны, результаты исследований говорят о существовании прочной связи между генетикой и биохимией с одной стороны и нарушениями настроения с другой. Проблема заключается в диагностике таких случаев, т.к. до сих пор еще не создано достоверной системы диагностики биологически обусловленной депрессии.

Концепция депрессии, обусловленной исключительно биологическими факторами, подвергается сегодня большим сомнениям. Убеждение в односторонней зависимости между разумом и телом (“лишь тело воздействует на разум”) сегодня опровергается растущим количеством доказательств тому, что данная зависимость является двухсторонней. Принятие во внимание терапевтического аспекта опыта сделало бы возможным уменьшение количества предписываемых терапевтом медикаментов. Если депрессия оказывается очень глубокой, лекарства и дополнительная терапия могут повысить восприимчивость пациента к директивным видам терапии, описанным в данной книге.

Вышеизложенных замечаний, касающихся ограничений рассмотренных методов терапии не следует интерпретировать как отрицания их потенциальной эффективности. Наоборот — автор считает, что каждый подход в определенных условиях может оказаться эффективным. Критические замечания относятся к тем ситуациям, в которых упомянутые способы лечения по различным п<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...