Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические виды смертной казни

 

1.2.1 Килева́ние

В эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Часто килевание приводило к смерти наказуемого.

Осуждённого поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протягивали верёвкой под килем на другую сторону корабля. Килевание производилось один раз, два раза или три раза, в зависимости от проступка. Если преступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что он окажется настолько изрезан бентосом, наросшим на борта корабля, что вскоре умрёт от кровотечения.

 

1.2.2 Дьявольский ветер (англ. Devil wind[1]

Также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Развеивание пушками») — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).


1.2.3 Желе́зная де́ва (англ. Iron maiden)

Орудие смертной казни или пыток эпохи Средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

 

1.2.4 Посаже́ние на́ кол

Вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

 

1.2.5 Пове́шение за ребро́

Вид смертной казни, при которой приговоренному вонзали в бок железный крюк на веревке или цепи, цепляли его за ребро и затем вешали. Мучения осужденного в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный без присмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать.

В России эта форма смертной казни была узаконена инструкцией для искоренения разбойников 24 декабря 1719 г. в качестве наказания для «вящих воров и разбойников». Но применялась она и раньше, например при взятии Соловецкого монастыря в 1676 г.; она употреблялась и Стенькой Разиным и была обычной казнью у запорожцев.

В последний раз в России повешение за ребро применялось во время восстания Пугачёва, когда в некоторых деревнях для острастки крестьян правительственные войска ставили «глаголь для повешения за ребро» (то есть виселицу в форме буквы Г, «глаголь»).

В кинофильме «Тарас Бульба» по мотивам романа Н. В. Гоголя таким образом казнят сына Тараса — Остапа.

Во время Второй Мировой войны подобные казни практиковались гестапо и войсками СС. Также практиковалось повешение за челюсть.

 

1.2.6 Гарро́та (исп. garrote, dar garrote — закручивание, затягивание; казнить)

Испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умертвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.

Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.

 

Замуровывание

Вид смертной казни, при которой человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания. Это отличает её от погребения заживо, где человек умирал от удушья.

Замуровывание упоминается в легендах, фольклоре и литературе. Часто этот вид казни упоминается в финских легендах, например, о девушке, которой несправедливо вменили государственную измену. Её замуровали в стене замка Олафсборг, у которой, по легенде, выросла рябина с белыми, как её невинность, цветами и красными, как кровь, ягодами.

На Балканах получило распространение поверье, что крепость или мост будут стоять долго, если внутрь замуровать живого человека (чаще всего невесту или молодую жену одного из строителей). На самом деле на Балканах проводилось лишь символическое «замуровывание тени» молодой девушки (длина тени измерялась шнуром, отрезок которого и замуровывался в основание строения)

 

1.2.8 Погребе́ние за́живо

Способ смертной казни, убийства или пытки, а также возможный результат несчастного случая (например, при обрушении зданий, авариях в шахтах и т. п.), когда живой человек оказывается погребён под слоем земли, обломков и т.п. Кроме того, возможно ошибочное погребение заживо (похороны живого человека, ошибочно считаемого мёртвым — к примеру, находящегося в состоянии летаргического сна). Страх быть погребённым заживо является одной из распространённых человеческих фобий(1). По российскому законодательству погребение заживо квалифицируется как убийство с особой жестокостью.

 

1.2.9 Сожже́ние

Вид смертной казни, при котором приговорённого заживо публично сжигали на заранее приготовленном костре. В Византии сожжение производили, помещая человека внутрь полого медного бака и разжигая огонь снаружи.

Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось, так как, по изложению католической церкви, с одной стороны происходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и мужчины, обвинённые в мужеложстве.

Начало практики сожжения еретиков на костре было положено в Византии. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде» аутодафе богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, отправившего еретика на мучения, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

Наибольшую «популярность» сожжение приобрело в конце Средневековья и в эпоху Просвещения. Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» пишет, что в Испании в 1540—1700 годах Святой инквизицией было сожжено 31 700 человек, без учета её колоний.

Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами апостола Иоанна: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6).

 

Распятие

Осуждённому на смерть прибивали гвоздями или деревяными кольями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Гвозди или колья при этом вбивали не в ладони, а в запястья, так как вбитые в ладони гвозди не удерживали тело на кресте, под тяжестью казнимого гвозди прорезают ткани конечностей и казнимый может упасть с креста.

Крест использовался деревянный, как правило, Т-образный, существовали и другие его формы. Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Затем крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый должен был нести так называемый патибулум, деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

Исследователи обращают внимание на то, что изображения Распятия, даже канонические, не соответствуют тому, как проводили казнь на самом деле. Осужденный нес на спине только перекладину креста. По прибытии на место осуждённого укладывали на землю и деревянными кольями (а не гвоздями) приколачивали руки к концам перекладины, которую затем с помощью веревок подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба. При этом ноги осужденного либо оставались на земле, либо опирались на небольшую подставку. Ноги подгибались, тело свисало вниз, а руки, разведенные в стороны приобретали вид буквы «V».

 

1.2.11 Колесова́ние

Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

 

1.2.13 Четвертова́ние

Вид смертной казни. Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.). Четвертование перестали практиковать в конце XVIII — начале XIX века.

 

1.2.14 Гильоти́на

Механизм для приведения в исполнение смертной казни через отсечение головы. Казнь с использованием гильотины часто называется гильотинированием. Главной деталью гильотины для отрубания головы является тяжёлый (40—100 кг) косой нож (жаргонное название — «барашек»), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2—3 метра и удерживали верёвкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной планкой с выемкой, после чего верёвка, удерживающая нож, отпускалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...