Инструменты и приспособления для работы с тканью
Ознакомление школьников с инструментами и приспособлениями для работы с тканью происходит в основном на первом году обучения. Учитывая опыт детей, их знания, полученные до поступления в школу, учитель проводит небольшие беседы об отдельных инструментах. В процессе выполнения практических работ первоначальные сведения постепенно расширяются. На уроке учитель демонстрирует образцы инструментов, сравнивает их между собой (ножницы с ножом, сантиметровую ленту с линейкой, рулеткой и т. д.). Во II классе, закрепляя навыки правильного обращения с инструментами и приспособлениями, можно познакомить младших школьников с историей возникновения и использованием ножниц, иглы и пр. В III классе целесообразно сравнить инструменты и приспособления для работ вручную с инструментами, которые применяются на производстве. Например, учащимся можно рассказать, что на швейных фабриках, в полиграфической промышленности существуют специальные машинные ножницы, которые отличаются размерами, мощностью, но принцип действия у них такой же, как у обычных домашних ножниц.
Инструменты.
Ножницы являются основным и незаменимым инструментом для многих работ по шитью, вышиванию и плетению. Ножницы бывают портновские (для раскроя тяжелых шерстяных тканей), закройные (для выкройки легких хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей), канцелярские (для резания бумаги), хозяйственные, парикмахерские, ногтевые (маникюрные) (рис. 32).
Виды ножниц: а – канцелярские, б – закройные, в – ногтевые (маникюрные), г – парикмахерские, д – медицинские.
Для шитья и других рукодельных работ в начальных классах наиболее подходящими являются хозяйственные ножницы длиной от 110 до 170 мм. Их лезвия должны быть хорошо отточены. Ими не рекомендуется работать с бумагой и картоном, так как от этого они быстро тупятся.
Для младших школьников, у которых мускулатура рук еще не достаточно развита, надо подбирать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок. Швейные ручные иглы выпускают от № 1 до № 12. В зависимости от номера изменяются их длина и диаметр. Игла № 1 имеет длину 35 мм, диаметр — 0,6 мм; игла № 12 — длину 70 мм, диаметр— 1,8 мм. Иглы, имеющие четные номера, — короткие и толстые, иглы с нечетными номерами — тонкие и длинные. Для вышивки и штопки выпускают специальные иглы с большим отверстием в ушке, что позволяет вдевать нитку нужной толщины. При шитье, штопке, вышивании иглы подбирают в зависимости от ткани и толщины ниток (рис. 33).
рис. 33 (виды ручных игл: а – обычные, б – для вышивания и штопки, в - канцелярские, г – мешочные) ,34( Моталки для ниток: а – фигурные, б – одинарные, в – составные ) Для первоначальных работ с учащимися используют иглы больших размеров. Их удобнее держать в руках, в них легче научиться вдевать нитку. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с обрабатываемыми тканями и нитками (тонкие ткани шьют тонкими иглами н нитками), от этого зависит качество работы и ее внешний вид. Наперсток необходим при прокалывании ткани и проталкивании иглы. Он предохраняет пальцы от уколов. Надевают его обычно на средний палец правой руки. Подбирают наперсток в зависимости от толщины пальца, чтобы он не был просторным, но и не давил. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Сантиметровая лента применяется в начальных классах сравнительно редко. Она может быть использована для снятия мерки при шитье фартука, воротничка, манжет, для измерения скроенных деталей, выкроек. Для составления простейших выкроек прямоугольной формы служат линейка и угольник. Для разметки материала криволинейных форм (при изготовлении мягкой игрушки) в III классе применяют шаблоны и изготовленные учителем выкройки.
Портновские булавки используют при разметке ткани (прикалывают выкройку к ткани), для скалывания деталей перед сметыванием. Надо следить за тем, чтобы дети обращались с булавками осторожно, хранили их в игольниках и пользовались ими только под наблюдением старших. Применяя игольники, дети приучаются к аккуратности. Швейный мел служит для нанесения линий на ткань по выкройкам и шаблонам. Вместо него можно использовать также небольшие заостренные кусочки высушенного мыла, карандаши.
Приспособления.
В работах по шитью, вышиванию и плетению применяют некоторые приспособления, которые чаще всего бывают самодельными, а поэтому имеют много разновидностей. Моталки для ниток. Учащимся нет необходимости приносить в класс катушки, мотки и клубки со швейными и другими нитками. Лучше наматывать нитки на самодельные картонные плоские моталки. Они не занимают много места в коробках для шитья и рукоделия, в папке-готовальне. Моталки можно делать различной формы (рис. 34). Прекрасными приспособлениями для хранения игл и булавок являются игольник-папка, игольник-подушечка (рис. 35, 36, 37).
рис. 35
рис. 36
рис. 37
Хранение инструментов.
Школьникам необходимо прививать навыки бережного обращения с материалами, инструментами и приспособлениями, учить соблюдать правила безопасности. Это воспитывает аккуратность, способствует формированию навыков культуры труда. Ножницы лучше всего хранить в специальных футлярах из клеенки, плотной ткани пли бумаги (изготовление футляров для ножниц предусмотрено в примерном перечне работ для I класса). Иголки и булавки следует держать в игольниках—книжечках или подушечках. Для хранения материалов, инструментов и приспособлений можно использовать папку, в которую вкладывается планшет (рис. 38).
Для этого берут обыкновенную канцелярскую папку с клапанами и планшет из картона. На планшете около каждого инструмента делают прорези, продевают через них резинку, немного ее натягивают, чтобы она плотно прилегала к картону и сшивают ее концы с обратной стороны. Резинка хорошо удерживает ножницы, линейку, игольник, картонные моталки для ниток, карандаш. Инструменты и приспособления размещаются с учетом того, какой рукой их удобнее брать. С внутренней стороны передней крышки папки наклеивают два бумажных конверта для хранения ткани, бумаги для выкроек, а также готовых выкроек и изделий.
Для хранения материалов и инструментов можно пользоваться и специально сшитыми мешочками. Однако ткань, предназначенная для шитья, бумага, готовые выкройки в них мнутся. Ткань или незаконченное изделие сохраняют хороший вид только в том случае, если их предварительно вкладывать в небольшую картонную обложку, а потом уже помещать в мешочек. При изготовлении мешочка для рукоделия и шитья надо тщательно обдумать, какую он будет иметь конструкцию. С наружной или внутренней стороны нужно пришить дополнительные кармашки для инструментов, приспособлений и т. д. (рис. 39).
рис. 39
Часто в школах практикуют коллективное хранение материалов, приспособлений и инструментов в специальных коробках или шкатулках (картонных, деревянных, пластмассовых). В этом случае лучше иметь отдельные коробки для ножниц, наперстков, сантиметровых лент. Необходимо с первых уроков приучать учеников к соблюдению правил безопасности во время работы. Важно провести с детьми беседу о том, что инструментами надо пользоваться осторожно и аккуратно, что опасно в процессе работы вкалывать иглу, булавку в одежду или оставлять их на рабочем месте, что важно следить за тем, чтобы игла всегда была с ниткой, тогда в случае потери ее легче найти. Дети должны усвоить, что никогда не следует откусывать нитку (это портит зубы), ее надо отрезать ножницами, что важно соблюдать осторожность при передаче ножниц, иголок или булавок другому лицу: ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу или булавку — тупым конном (ушком или головкой). Правильное использование инструментов и приспособлений формирует у учащихся бережливость, аккуратность, приучает их соблюдать порядок на рабочем месте. Эти качества важны в повседневной жизни, а также для полготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности в различных отраслях народного хозяйства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|