Противоречие «объект – субъект»
С одной стороны, менеджер воспринимает своих сотрудников как индивидуальностей – субъектов. С другой стороны, главной задачей организации является обеспечение ее выживания безо всякой связи с особенностями личностей. Эта задача должна быть решена независимо от того, находится ли один из сотрудников в отпуске, другой – на больничном, а у третьего назначено свидание вне стен офиса. Поэтому менеджер обязан смотреть на своих сотрудников и как на объектов, то есть как на «средство достижения целей компании». В данном примере это означает, что присутствующие на работе сотрудники должны выполнять работу двух своих отсутствующих коллег, а третий – перенести свое свидание.
Противоречие «уникальность – равенство» Каждый сотрудник имеет право быть самим собой и быть воспринятым как уникальная личность со стороны своего начальника. Вопреки этой уникальности менеджер должен относиться ко всем сотрудникам одинаково объективно, чтобы не оказывать кому-либо предпочтения или проявлять дискриминацию.
Противоречие «сохранение – изменение» С одной стороны, сохранение установок и процедур, доказавших свою полезность организации, и следование им является необходимым фундаментом любого предприятия. Но, с другой стороны, если организация не хочет остановиться в своем развитии и хочет быть успешной на рынке, должны иметь место постоянные изменения, позволяющие внедрить новую технику, технологические и организационные новации. Менеджер постоянно сталкивается с этим противоречием. И зачастую нуждается в использовании такого эффективного метода, каким является система управления организационными изменениями.
Противоречия в управлении.
Таблица 1.
Противоречие «конкуренция – кооперация»
Конкуренция означает постоянное участие всех сотрудников в гонке, в борьбе за выигрыш. С одной стороны, сотрудники участвуют в гонке, потому что одни хотят быть лучше других, другие стремятся сделать следующий шаг в своей карьере, третьи жаждут повышения своей зарплаты. Поэтому конкуренция позволяет менеджеру «развивать» и «продвигать» сотрудников. Однако, с другой стороны, менеджер должен пользоваться этим средствам осторожно. Ибо он не должен забывать о кооперации, о том, чтобы работники сотрудничали для достижения общих целей.
Более полный перечень противоречий, которые должен разрешать каждый менеджер, представлен в таблице 1. Для успешного выполнения своих функций менеджер должен обладать достаточно внушительным перечнем профессиональных и человеческих качеств. Существует достаточно много подходов и точек зрения относительно необходимых качеств менеджера. Большим практическим потенциалом обладает подход, который используют в США при отборе кандидатов на высокооплачиваемые должности. Данный перечень качеств (см. табл. 2) позволяет сформировать «портрет» современного менеджера и может служить моделью, на которую должен ориентироваться каждый нормально амбиционный менеджер. Общий перечень профессиональных и человеческих качеств, которые должны быть присущи современному менеджеру.
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|