Бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности
За последние десятилетия финансово-правовые отношения в России наполнились новым содержанием, возникла потребность в переоценке основных методов регулирования финансовой деятельности, составляющей главное содержание указанных отношений. Для обеспечения финансовой дисциплины (в особенности налоговой и бюджетной) в силу объективных причин законодатель был вынужден пересмотреть правовые нормы, связанные с юридической ответственностью и правовым принуждением в целом. В связи с тем, что законное использование бюджетных средств различными участниками соответствующих правоотношений имеет существенное значение в государстве, возникает необходимость в разработке положений об ответственности за нарушения, связанные с использованием указанных средств. Одним из видов правовой ответственности, направленной на охрану бюджетных правоотношений, считается бюджетно-правовая ответственность. Рассматривая бюджетные правоотношения применительно к их связи с бюджетно-правовой ответственностью, подчеркнем, что границы, в которых должно происходить оформление бюджетно-правовой ответственности, предопределены бюджетно-правовыми отношениями, поскольку: а) элементом правоотношения является субъект, субъектный состав правоотношений может формировать круг субъектов юридической ответственности; б) в правоотношениях на субъектов возлагаются определенные обязанности, нарушение которых может образовывать объективную сторону правонарушения, а правонарушение, в свою очередь, является основанием для юридической ответственности. Следует учитывать, что рассмотрение тех или иных правоотношений не может не касаться такой важной темы, как предмет отрасли права. Вопросы о предмете финансового права и бюджетного права как его подотрасли были освещены в учебной литературе и в отдельных научных публикациях1.
Общепринятой является точка зрения, согласно которой предметом отрасли финансового права признаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач2. Далее обозначим круг бюджетных правоотношений, которые определяют границы бюджетно-правовой ответственности. Правоотношения, возникающие в процессе (в рамках бюджетного процесса): составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы; утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; осуществления контроля за исполнением бюджетов. Некоторые из правоотношений, возникающих в связи с формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы: отношения, возникающие в связи с формированием доходов: отношения по использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; отношения по продаже имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (при этом не должны затрагиваться гражданско-правовые отношения); отношения, возникающие в связи с осуществлением расходов бюджетов: отношения по предоставлению бюджетных кредитов; отношения по предоставлению субсидий, в том числе грантов физическим лицам (ст.78 БК РФ); по бюджетному инвестированию (ст.79, 80); отношения по использованию резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ (ст.81, 82) и др. В связи с осуществлением бюджетных расходов, требуется четкое разграничение бюджетных и гражданско-правовых отношений. Так, например, при заключении государственных или муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг и при формировании государственного или муниципального заказа возникают правоотношения:
между государством в лице государственных органов (или бюджетного учреждения) и юридическими лицами (продавцами) по заключению соответствующего договора (купля-продажа), эти отношения являются исключительно гражданско-правовыми, и поэтому установление в них бюджетно-правовой ответственности недопустимо; между бюджетными учреждениями и органами власти по поводу: определения необходимости и условий заключения государственных или муниципальных контрактов; принятия решения о необходимости заключения соответствующих контрактов; ведения реестра закупок (ст.73 БК РФ). При "узкой" трактовке бюджетно-правовой ответственности данный вид юридической ответственности не должен затрагивать отношения, возникающие в связи с государственными и муниципальными заимствованиями, формированием и обслуживанием государственного и муниципального долга, поскольку, как было указано ранее, в научной литературе, государственный кредит рассматривается в качестве самостоятельного института финансового права. В данном случае требуется установление специальной уголовной и финансово-правовой ответственности. Если "широко" трактовать бюджетные правоотношения и бюджетно-правовую ответственность, то следует признать, что бюджетно-правовую ответственность можно устанавливать и в отношениях по формированию и обслуживанию государственного и муниципального долга, причем не затрагивая гражданско-правовых отношений, возникающих в связи со сделками с ценными бумагами. Таким образом, перечисленные бюджетные правоотношения в дальнейшем необходимо использовать для конкретизации субъектов соответствующих правоотношений и ответственности, так как эти положения оказывают непосредственное влияние на границы и содержание бюджетно-правовой ответственности. Заключение
Итак, определение категории "бюджетные правоотношения" вытекают из ст.1 БК РФ, в которой указывается, что к бюджетным правоотношениям относятся три группы:
1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; 2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения; 3) отношения по поводу установления правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Исходя из положений ст.151 и 152 БК РФ можно выделить четыре группы участников бюджетного процесса: система органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного (муниципального) финансового контроля; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Установление правового статуса участников бюджетного процесса подразумевает закрепление полномочий, прав и обязанностей указанных органов и организаций. Однако детально БК РФ регламентирует полномочия участников бюджетного процесса только федерального уровня. Полномочия же участников бюджетного процесса уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня подлежат детальной регламентации в нормативных правовых актах соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В отношении порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства следует отметить, что Кодекс устанавливает лишь правовые основы данной процедуры. В части привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности подлежат применению нормы соответственно Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса России, нормы иных законодательных актов федерального уровня.
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 3 статьи 2 части первой ГК РФ, к бюджетным правоотношениям как к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (в п.3 ст.2 ГК РФ указано, что речь идет о налоговых и других финансовых и административных отношениях), гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета - 1993. - № 237. - 25 дек. 2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.11 2004)"О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. - 1997. - № 51, ст.5712. 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, 2007, № 1, ст.28. 4. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, 2006, № 2, ст.171; № 3, ст.282. 5. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3824; 2006, № 6, ст.636. 6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 01.12.2004)"О Министерстве финансов Российской Федерации // СЗ РФ. - 2004. - № 31, ст.3258. 7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном казначействе" // СЗ РФ. - 2004. - № 49, ст.4908. Учебная и научная литература: 8. Анишин А.К. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от истории к современному состоянию // Финансовое право. - 2004. - № 3. С.3. 9. Баранова С.В. Совершенствование налоговой системы в России. - М., 2005. - 128 с. 10. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. - М., 2007. - 98 с. 11. Бюджетное право и процесс: Учебник / Под ред. В. Парыгиной. - М.: Издательство: Эксмо, 2005. - 384 с. 12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М., 1999. - 135 с. 13. Вознесенский Э.А. Соотношение финансов и права // Правоведение. - 1971. - № 3. С.126-130. 14. Денис Ллойд. Идея права. - М., 2002. - 267 с. 15. Другова Ю.В. Бюджетный федерализм: правовой аспект: Автореф. дис.: канд. юр. наук. - М., 1999. С.10. 16. Иловайский С.И. Учебник финансового права. - Одесса, 1904. - 234 с. 17. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.В. Бобковой. - М.: Проспект, 2005. - 547 с.
18. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. / Под ред.А.Н. Борисова - М.: Юстицинформ, 2006. - 678 с. 19. Крохина Ю.Л. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2002. - 234 с. 20. Кучеров И.И. Бюджетное право России; курс лекций. - М., 2002. - 98 с. 21. Маркелов В.В. Правовая форма бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.38-42. 22. Маркелов Ф.В. Вопросы теории бюджетного права: бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности // Гражданин и право. - 2006. - № 6. С.23-28. 23. Мурзабеков М.Р. Бюджетная деятельность муниципальных образований в Российской Федерации. - М., 2003. С.14-17. 24. Налоговое право России / Под ред. А.В. Демина. - М.: Экмос, 2006- 424 с. 25. Налоговое право России / Под ред. И.Д. Еналеевой, Л.В. Сальниковой. - М.: Проспект, 2006 - 314 с. 26. Поветкина Н.А. Российская Федерация как субъект бюджетного права. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 2004. С.12. 27. Поветкина Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С.33. 28. Разгильдиева М.Б. Основные тенденции реформирования бюджетных отношений и проблемы ответственности // Финансовое право. - 2005. - № 7. С.23-24. 29. Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. - 1940. - № 3. С.29-49. 30. Ровинский Е.А. Социалистические финансы и финансовое право // Советское государство и право. - 1980. - № 8. С.42-46. 31. Саттарова Н.А. Некоторые функции государственных органов в бюджетных правоотношениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2005. - № 23. С.25-29. 32. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С.35-39. 33. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001. - 325 с. 34. Финансовое право. Учебник / Отв. ред.Н.И. Химичева. - М., 2002. - 349 с. 35. Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004 - 576 с. 36. Финансовое право РФ. / Под ред. А.В. Шаврова - М.: Юристъ, 2004 - 300с. 37. Финансовое право / Под ред.Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007. - 422 с. 38. Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.8-11. 39. Химичева Н.И. Бюджетные правоотношения и их особенности // Хозяйство, право, управление. Выпуск 4. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - С.105-113. 40. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. - М., 2005. - 247 с. 41. Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства: Курс финансовой науки. - СПб., 1913. - 311 с. 42. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. - М., 2002. - 643 с. Материалы судебной практики: 43. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. - 2001. - №7. С.35. 1 Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2006, № 6, ст. 636. 1 Финансовое право / Под ред. Л.Г. Востриковой. – М.: Юстицинформ, 2007. С. 201. 1 Финансовое право / Под ред. Л.Г. Востриковой. – М.: Юстицинформ, 2007. С. 125. 1 Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий // Финансовое право. - 2004. - № 4. С. 9. 2 Финансовое право РФ. / Под ред. А.В. Шаврова – М.: Юристъ, 2004. С. 134. 3 Ровинский Е.А. Социалистические финансы и финансовое право // Советское государство и право. - 1980. - № 8. С. 43. 4 Мурзабеков М.Р. Бюджетная деятельность муниципальных образований в Российской Федерации. - М., 2003. С. 15. 1 Маркелов В.В. Правовая форма бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации // Финансовое право. - 2004. - № 4. С. 39. 1 Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М., 2002. – 349 с. 2 Бюджетное право и процесс: Учебник / Под ред. В. Парыгиной. – М.: Издательство: Эксмо, 2005. С. 167. 3 Крохина Ю.Л. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2001. С. 106. 1 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. / Под ред. А.Н. Борисова – М.: Юстицинформ, 2006. С. 298. 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, 2007, № 1, ст. 28. 1 Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2002. С. 77. 1 Поветкина Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С. 34. 1 Кучеров И.И. Бюджетное право России; курс лекций. - М., 2002. С. 61. 2 Другова Ю.В. Бюджетный федерализм: правовой аспект: Автореф. дис.: канд.юр. наук. - М., 1999. С. 10. 1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета – 1993. - № 237. – 25 дек. 1 Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. - М., 2005. С. 186. 1 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.11.2004) "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. – 1997. - № 51, ст. 5712. 2 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 01.12.2004) "О Министерстве финансов Российской Федерации // СЗ РФ. – 2004. - № 31, ст. 3258. 1 Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. – 2004. - № 49, ст. 4908. 1 Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. - 1940. - № 3. С. 29-49. 2 Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М., 2002. С. 33.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|