Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение часов по темам и видам учебной работы




Калининградский филиал

 

П.В. Масленников

 

Психофармакология

Методические указания и контрольные задания

Для студентов очной и заочной форм обучения

По специальности 030301 «Психология»

 

 

Калининград

 

Автор: к.б.н., доцент Масленников Павел Владимирович

 

Методические указания и контрольные задания рассмотрены и одобрены кафедрой «Психологии» __ ____ года, протокол №__.

 

Рецензент: д. мед. н., проф. Бугрова О.Г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Стр.

1. Общие организационно-методические указания ……………………...…4

 

2. Примерный тематически план занятий…………………………………....6

 

 

3. Общий перечень рекомендуемой литературы…………………….……...8

 

4. Программа по дисциплине «Психофармакология» и методические указания к самостоятельному изучению……..……………………….……...9

 

5. Задания и методические указания по выполнению

контрольных работ……………………………………………………...…23

 

6. Темы практических занятий и методический материал для их проведения………………....……………………………………………………….26

 

7. Примеры тестовых заданий………………………………………………36

 

8. Вопросы для подготовки к зачету …………………………….…………57

 

9. Краткий словарь терминов……………………………………………...…59

 

Приложение…………………………………………………………………...64

 

1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Психофармакология – раздел фармакологии, изучающий влияние психотропных средств на центральную нервную систему, психические состояния, на эмоциональную, интеллектуальную сферу и поведенческие реакции с помощью специальных психологических тестов и психофизиологических методик.

Программа курса «Психофармакология» рассчитана на профессиональную подготовку студентов-психологов по специальности 030301 «Психология». Данный курс разработан на основе исследований современных ученых.

Цель курса «Психофармакология» – познакомить с основными теоретическими и практическими аспектами психофармакотерапии.

Программа дисциплины дает студентам знания о фармакодинамике психофармакологических препаратов, показаниях, противопоказаниях к их назначению, их нежелательных реакциях, методах контроля эффективности и безопасности для больного проводимой терапии, дает представление о механизмах действия психотропных препаратов на центральную нервную систему.

Задачи курса:

-ознакомить студентов с современными возможностями медикаментозного лечения психических больных, с возможностями практического применения психотропных средств;

-изучить классификацию психотропных средств и их терапевтические мишени;

- дать представление о понятиях, использующихся в фармакотерапии, в фармакодинамике средств, влияющих на ЦНС;

- дать общие сведения о психических заболеваниях и о роли и месте психофармакотерапии в их лечении;

-ознакомить с методологией оценки клинико-фармакологического действия психотропных препаратов;

- дать представление о целях, диагностических и лечебных методиках, которые используются врачами-психиатрами.

Учебный курс «Психофармакология» представляет собой один из обязательных элементов профессионально-образовательной программы подготовки психологов-практиков. Наряду с другими биологическими дисциплинами этот курс дает возможность создать основу для полноценного изучения предметов, составляющих содержание специализации.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- знать основные психотропные средства, сущность и механизм действия на центральную нервную систему;

- знать современные возможности медикаментозного лечения психических больных;

- уметь реально использовать полученные знания в своей практической работе в различных отраслях психологии;

- владеть методологией оценки клинико-фармакологического действия психофармакологических препаратов;

- иметь представление о целях, диагностических и лечебных методиках, которые используются врачами-психиатрами.

 

Организационно-методические указания

 

Главное внимание в преподавании и изучении курса «Психофармакология» необходимо сосредоточить на овладении студентами знаниями вопросов психофармакологии и психофармакотерапии.

На всех видах учебных занятий важно формировать у студентов потребность в использовании полученных знанийкак научных основ для дальнейшей, эффективной профессиональной практической деятельности.

Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по анатомии человека, анатомии ЦНС, физиологии ЦНС, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, нейропсихологии.

Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся (в том числе под руководством преподавателя).

Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине. Проведение семинарских занятий позволяет закрепить и углубить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы с указанием страниц для составления докладов, схем ответов.

Практические занятия проводятся с целью формирования у обучающихся навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний. Самостоятельная работа позволяет нацелить обучающихся (в том числе под руководством преподавателя) на углубленное изучение основ клинико-фармакологического действия психотропных препаратов. Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Психофармакология» играет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала. В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 26 часов для очного отделения и 54 – для заочного. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах университета и города. Вниманию студентов предлагается список литературы. Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психиатрия и психофармакология», «Психофармакология и биологическая наркология», «Психиатрия и психофармакотерапия», «Журнал высшей нервной деятельности», использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, телевидения.

Контроль результатов обучения слушателей, проводится по результатам выполнения контрольной работы, тестовых заданий, а также в процессе семинарских и практических занятий. Изучение дисциплины завершается зачетом.

 

2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем Всего часов Виды учебных занятий
лекции Семинары, практич. занятия Самостоятельная работа
Тема 1. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах.        
Тема 2. Взаимодействие психофармакологических препаратов и организма человека. Принципы и разделы психофармакологии.        
Тема 3. Регуляция работы ЦНС, передача информации в ЦНС и возможные точки приложения для воздействия лекарственных средств.        
Тема 4. Классификация и терапевтическое воздействие психофармакологических препаратов.        
Тема 5. Нейролептики (антипсихотические препараты).        
Тема 6. Анксиолитики (транквилизаторы).        
Тема 7. Антидепрессанты (тимоаналептики).        
Тема 8. Нормотимические препараты (тимоизолептики, стабилизаторы настроения)        
Тема 9. Препараты нейрометаболического действия (ноотропы, церебропротекторы)        
Тема 10. Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы, психотоники и актопротекторы). Понятие о допинге.        
Тема 11. Гипнотики (снотворные средства).        
Тема 12. Психодизлептики (психотомиметические средства)        
ИТОГО        

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения заочная

Названия разделов и тем Всего часов Виды учебных занятий
лекции Семинары, практич. занятия Самостоятельная работа
Тема 1. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах.   0,5    
Тема 2. Взаимодействие психофармакологических препаратов и организма человека. Принципы и разделы психофармакологии.   0,5    
Тема 3. Регуляция работы ЦНС, передача информации в ЦНС и возможные точки приложения для воздействия лекарственных средств.   0,5    
Тема 4. Классификация и терапевтическое воздействие психофармакологических препаратов.   0,5    
Тема 5. Нейролептики (антипсихотические препараты).   0,5    
Тема 6. Анксиолитики (транквилизаторы).   0,5    
Тема 7. Антидепрессанты (тимоаналептики).   0,5    
Тема 8. Нормотимические препараты (тимоизолептики, стабилизаторы настроения)   0,5    
Тема 9. Препараты нейрометаболического действия (ноотропы, церебропротекторы)   0,5    
Тема 10. Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы, психотоники и актопротекторы). Понятие о допинге.   0,5    
Тема 11. Гипнотики (снотворные средства).   0,5    
Тема 12. Психодизлептики (психотомиметические средства)   0,5    
ИТОГО     -  

 

3. ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во Академия, 2005. - 128 с.

2. Матвеев А.Б. Психофармакология и психофармакотерапия. - Астрахань: Изд-во АГМА, 2006. – 455 с.

3.Белова Е.И. Основы нейрофармакологии.- М.: Изд-во Аспект Пресс, 2006. – 176 с.

4.Кукес В.Г. Клиническая фармакология. – М.: Изд-во ГЭОТАР- Медиа, 2006. – 944 с.

5.Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. – М.: Изд-во Бином, 2006. – 304 с.

6. Аляутдин Р.Н. Фармакология. – М.: Изд-во ГЭОТАР- Медиа, 2004. – 592 с.

7.Чеховская М.В. Нейрофармакология: систематика психотропных средств, основные клинические и побочные эффекты: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та, 2007. – 25 с.

8. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.: Изд-во Наука, 1995. -280 с.

9. Мосолов С.Н. Основы психофармакотерапии. -М.: Изд-во Восток, 1996.- 288 с.

10. Яничак Ф.Д., Дэвис Д.М., Прескорн Ш.Х., Айд Ф.Д. Принципы и практика психофармакотерапии.- Киев: Изд-во Ник-Центр, 1999.- 725 с.

11. Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во ЗАО Альянс – В, 2002.- 816 с.

12. Бажин А.А. Справочник по психофармакологии. -М.: Изд-во Специальная литература, 2009. - 64 с.

13. Арана Д., Розенбаум Дж. Руководство по психофармакотерапии: пер. с англ. - М.: Изд.-во Бином, 2004. - 416 с.

14. Александровский Ю. А., Барденштейн Л. М., Аведисова А.С. Психофармакотерапия пограничных психических расстройств.- М.: Изд-во ГЭОТАР Медицина, 2000.- 250 с.

15. Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия. Избранные лекции и выступления.- М.: Изд-во ГЭОТАР-МЕД, 2003.- 432 с.

16. Хухо Ф. Нейрохимия: основы и принципы. – М.: Изд-во Мир, 1990. – 384 с.

17. Нил М.Дж. Наглядная фармакология: пер. с англ./ под ред. М.А. Демидовой. – М.: Изд-во ГЭОТАР- Медиа,1999. - 104 c.

18. Губский Ю.И., Шаповалова В.А. Лекарственные средства в психофармакологии.- Киев: Изд-во Здоровье, 1997. - 288 с.

 

4. ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ» И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ

 

Тема 1. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах.

Основные средства и методы терапии в психиатрической практике (история и современность). Пиротерапия. Малярийная терапия. Лечение длительным сном. Инсулиношоковая терапия. Судорожная конвульсивная терапия. Электросудорожная терапия. Психохирургические методы. Открытие психотропных средств.

Определение понятия «Психотропные средства». Современная психофармакология и психофармакотерапия. Предмет и задачи психофармакологии. Группы факторов влияющие на индивидуальную эффективность терапии при психических болезнях. Клинико-психопатологические, этиологические, патогенетиче­ские факторы. Конституционно-личностная типология больного. Генетическая, половая, физиологическая обусловленность чувствительности организма к лекарственным психотропным средствам. Физиологические особенности организма. Фармакокинетические факторы (абсорбция, распределение ле­карственного препарата в организме, его связывание с белковы­ми фракциями биологических жидкостей, биотрансформация, выведение). Фармакодинамические факторы, в том числе основные меха­низмы действия лекарственного средства (влияние на рецепторы, медиаторы, взаимодействие с другими лекарствами и др.).Синергическое или антагонис­тическоевзаимодействие психотропных препаратов. Основные и побочные действия применения психотропных средств. Аллергические реакции, идиосинкразия.

Целевая установка:

Студент должен знать основные средства и методы терапии в психиатрической практике, предмет и задачи психофармакологии, основные факторы, влияющие на эффективность использования психофармакологических препаратов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные средства и методы терапии в психиатрической практике.

2. Дайте определение понятия «психотропные средства».

3.Назовите основные факторы, определяющие чувствительность организма к лекарственным психотропным средствам.

4. Перечислите основные фармакокинетические и фармакодинамические факторы, влияющие на эффективность использования психофармакологических препаратов.

5. Синергическое или антагонистическое взаимодействие психотропных препаратов.

6.Основные и побочные действия применения психотропных средств.

 

Рекомендуемая литература (1-5, 6, 8, 10, 15).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...