Распределение часов по темам и видам учебной работы
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Калининградский филиал
П.В. Масленников
Психофармакология Методические указания и контрольные задания Для студентов очной и заочной форм обучения По специальности 030301 «Психология»
Калининград
Автор: к.б.н., доцент Масленников Павел Владимирович
Методические указания и контрольные задания рассмотрены и одобрены кафедрой «Психологии» __ ____ года, протокол №__.
Рецензент: д. мед. н., проф. Бугрова О.Г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Стр. 1. Общие организационно-методические указания ……………………...…4
2. Примерный тематически план занятий…………………………………....6
3. Общий перечень рекомендуемой литературы…………………….……...8
4. Программа по дисциплине «Психофармакология» и методические указания к самостоятельному изучению……..……………………….……...9
5. Задания и методические указания по выполнению контрольных работ……………………………………………………...…23
6. Темы практических занятий и методический материал для их проведения………………....……………………………………………………….26
7. Примеры тестовых заданий………………………………………………36
8. Вопросы для подготовки к зачету …………………………….…………57
9. Краткий словарь терминов……………………………………………...…59
Приложение…………………………………………………………………...64
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Психофармакология – раздел фармакологии, изучающий влияние психотропных средств на центральную нервную систему, психические состояния, на эмоциональную, интеллектуальную сферу и поведенческие реакции с помощью специальных психологических тестов и психофизиологических методик.
Программа курса «Психофармакология» рассчитана на профессиональную подготовку студентов-психологов по специальности 030301 «Психология». Данный курс разработан на основе исследований современных ученых. Цель курса «Психофармакология» – познакомить с основными теоретическими и практическими аспектами психофармакотерапии. Программа дисциплины дает студентам знания о фармакодинамике психофармакологических препаратов, показаниях, противопоказаниях к их назначению, их нежелательных реакциях, методах контроля эффективности и безопасности для больного проводимой терапии, дает представление о механизмах действия психотропных препаратов на центральную нервную систему. Задачи курса: -ознакомить студентов с современными возможностями медикаментозного лечения психических больных, с возможностями практического применения психотропных средств; -изучить классификацию психотропных средств и их терапевтические мишени; - дать представление о понятиях, использующихся в фармакотерапии, в фармакодинамике средств, влияющих на ЦНС; - дать общие сведения о психических заболеваниях и о роли и месте психофармакотерапии в их лечении; -ознакомить с методологией оценки клинико-фармакологического действия психотропных препаратов; - дать представление о целях, диагностических и лечебных методиках, которые используются врачами-психиатрами. Учебный курс «Психофармакология» представляет собой один из обязательных элементов профессионально-образовательной программы подготовки психологов-практиков. Наряду с другими биологическими дисциплинами этот курс дает возможность создать основу для полноценного изучения предметов, составляющих содержание специализации. В результате изучения дисциплины специалист должен: - знать основные психотропные средства, сущность и механизм действия на центральную нервную систему;
- знать современные возможности медикаментозного лечения психических больных; - уметь реально использовать полученные знания в своей практической работе в различных отраслях психологии; - владеть методологией оценки клинико-фармакологического действия психофармакологических препаратов; - иметь представление о целях, диагностических и лечебных методиках, которые используются врачами-психиатрами.
Организационно-методические указания
Главное внимание в преподавании и изучении курса «Психофармакология» необходимо сосредоточить на овладении студентами знаниями вопросов психофармакологии и психофармакотерапии. На всех видах учебных занятий важно формировать у студентов потребность в использовании полученных знанийкак научных основ для дальнейшей, эффективной профессиональной практической деятельности. Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по анатомии человека, анатомии ЦНС, физиологии ЦНС, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, нейропсихологии. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся (в том числе под руководством преподавателя). Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине. Проведение семинарских занятий позволяет закрепить и углубить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы с указанием страниц для составления докладов, схем ответов. Практические занятия проводятся с целью формирования у обучающихся навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний. Самостоятельная работа позволяет нацелить обучающихся (в том числе под руководством преподавателя) на углубленное изучение основ клинико-фармакологического действия психотропных препаратов. Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Психофармакология» играет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала. В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 26 часов для очного отделения и 54 – для заочного. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах университета и города. Вниманию студентов предлагается список литературы. Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психиатрия и психофармакология», «Психофармакология и биологическая наркология», «Психиатрия и психофармакотерапия», «Журнал высшей нервной деятельности», использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, телевидения.
Контроль результатов обучения слушателей, проводится по результатам выполнения контрольной работы, тестовых заданий, а также в процессе семинарских и практических занятий. Изучение дисциплины завершается зачетом.
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения заочная
3. ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во Академия, 2005. - 128 с. 2. Матвеев А.Б. Психофармакология и психофармакотерапия. - Астрахань: Изд-во АГМА, 2006. – 455 с. 3.Белова Е.И. Основы нейрофармакологии.- М.: Изд-во Аспект Пресс, 2006. – 176 с. 4.Кукес В.Г. Клиническая фармакология. – М.: Изд-во ГЭОТАР- Медиа, 2006. – 944 с. 5.Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. – М.: Изд-во Бином, 2006. – 304 с. 6. Аляутдин Р.Н. Фармакология. – М.: Изд-во ГЭОТАР- Медиа, 2004. – 592 с. 7.Чеховская М.В. Нейрофармакология: систематика психотропных средств, основные клинические и побочные эффекты: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та, 2007. – 25 с. 8. Лаврецкая Э.Ф. Фармакологическая регуляция психических процессов. – М.: Изд-во Наука, 1995. -280 с.
9. Мосолов С.Н. Основы психофармакотерапии. -М.: Изд-во Восток, 1996.- 288 с. 10. Яничак Ф.Д., Дэвис Д.М., Прескорн Ш.Х., Айд Ф.Д. Принципы и практика психофармакотерапии.- Киев: Изд-во Ник-Центр, 1999.- 725 с. 11. Основы клинической фармакологии и фармакотерапии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во ЗАО Альянс – В, 2002.- 816 с. 12. Бажин А.А. Справочник по психофармакологии. -М.: Изд-во Специальная литература, 2009. - 64 с. 13. Арана Д., Розенбаум Дж. Руководство по психофармакотерапии: пер. с англ. - М.: Изд.-во Бином, 2004. - 416 с. 14. Александровский Ю. А., Барденштейн Л. М., Аведисова А.С. Психофармакотерапия пограничных психических расстройств.- М.: Изд-во ГЭОТАР Медицина, 2000.- 250 с. 15. Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия. Избранные лекции и выступления.- М.: Изд-во ГЭОТАР-МЕД, 2003.- 432 с. 16. Хухо Ф. Нейрохимия: основы и принципы. – М.: Изд-во Мир, 1990. – 384 с. 17. Нил М.Дж. Наглядная фармакология: пер. с англ./ под ред. М.А. Демидовой. – М.: Изд-во ГЭОТАР- Медиа,1999. - 104 c. 18. Губский Ю.И., Шаповалова В.А. Лекарственные средства в психофармакологии.- Киев: Изд-во Здоровье, 1997. - 288 с.
4. ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ
Тема 1. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах. Основные средства и методы терапии в психиатрической практике (история и современность). Пиротерапия. Малярийная терапия. Лечение длительным сном. Инсулиношоковая терапия. Судорожная конвульсивная терапия. Электросудорожная терапия. Психохирургические методы. Открытие психотропных средств. Определение понятия «Психотропные средства». Современная психофармакология и психофармакотерапия. Предмет и задачи психофармакологии. Группы факторов влияющие на индивидуальную эффективность терапии при психических болезнях. Клинико-психопатологические, этиологические, патогенетические факторы. Конституционно-личностная типология больного. Генетическая, половая, физиологическая обусловленность чувствительности организма к лекарственным психотропным средствам. Физиологические особенности организма. Фармакокинетические факторы (абсорбция, распределение лекарственного препарата в организме, его связывание с белковыми фракциями биологических жидкостей, биотрансформация, выведение). Фармакодинамические факторы, в том числе основные механизмы действия лекарственного средства (влияние на рецепторы, медиаторы, взаимодействие с другими лекарствами и др.).Синергическое или антагонистическоевзаимодействие психотропных препаратов. Основные и побочные действия применения психотропных средств. Аллергические реакции, идиосинкразия. Целевая установка: Студент должен знать основные средства и методы терапии в психиатрической практике, предмет и задачи психофармакологии, основные факторы, влияющие на эффективность использования психофармакологических препаратов.
Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите основные средства и методы терапии в психиатрической практике. 2. Дайте определение понятия «психотропные средства». 3.Назовите основные факторы, определяющие чувствительность организма к лекарственным психотропным средствам. 4. Перечислите основные фармакокинетические и фармакодинамические факторы, влияющие на эффективность использования психофармакологических препаратов. 5. Синергическое или антагонистическое взаимодействие психотропных препаратов. 6.Основные и побочные действия применения психотропных средств.
Рекомендуемая литература (1-5, 6, 8, 10, 15).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|