Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководитель индивидуального предприятия

Профилактика стресса в индивидуальность-центрированном обучении подростков

Teen Stress Prevention in the Selfhood-Centered Approach of Teaching

Аксёнов Александр Александрович (Alexander A. Aksenov)

Руководитель индивидуального предприятия

«Психологическая помощь Axios»

( Sole proprietorship “Counselling Services Axios”)

кандидат педагогических наук, доцент по кафедре психологии

[email protected]

Резюме:

Мы предлагаем определить причины стресса подростков при обучении в школе и наметить пути профилактики его негативных последствий. Современные подростки при обучении в школе находятся непрерывно в стрессовом состоянии. Осуществляемая ими деятельность не удовлетворяет ведущие потребности возраста и не отвечает индивидуальным интересам подростков. Действительные интересы подростков подменяются внешними целями. Большую часть времени в течение недели подростки находятся в ситуации гиподинамии. Это приводит к переутомлению и стремлению выйти из учебной ситуации и процесса обучения. Соответственно ухудшается и качество учебной деятельности. В современном обществе в среде подростков в разряд нормы прочно вошли асоциальные и делинквентные поведенческие проявления, а подлинные интересы скрывает страх неадекватности.

В настоящее время на базе МОУ «Гимназия №1» (г. Воскресенск, Московской области) проводится лонгитюдный муниципальный эксперимент, направленный на изучение психологических основ организации индивидуальность-центрированного подхода в образовании подростков. Этот подход предполагает реализацию обучения от индивидуальных (индивидных, личностных и субъектных) особенностей учащихся. Особое внимание уделяется субъектности учебной деятельности подростков. Эксперимент проводится с 2011г. по настоящее время, с седьмого класса в параллели. Эксперимент предполагает сближение педагогического процесса и образовательной среды с интересами и индивидуальными особенностями учащихся. Это достигается благодаря внедрению в педагогический процесс индивидуальных проектных заданий, которые являются конкретизацией направленности деятельности подростков. Динамика их выполнения может свидетельствовать о развитии субъектности подростков.

Ключевые слова: стресс, потребности, интересы, индивидуальность, страх неадекватности, индивидуальное проектное задание, индивидуальность-центрированный подход, субъектность.

Abstract: The paper provides evidence for the relevance of studying the problem of defining the causes of teenage stress in the school environment and working out the suggested measures to prevent negative consequences of stress. Modern teenagers are constantly under stress in the learning process. Students’ activity doesn’t satisfy the age requirements and doesn’t meet their individual interests. Actual teen interests are replaced by different external goals. Most of their time during the week, students are in a state of inactivity that leads to overfatigue and a tendency to leave the learning situation and the learning process. Consequently, the quality of academic work is becoming worse. In our modern society antisocial and delinquent behavior demonstration is typical among teenagers, and true interests are hidden under the fear of inadequacy. At the present time, MOU “Gymnasium №1”(Voskresensk, Moscow Region) carries out a longitudinal municipal experiment that is aimed at studying of psychological foundations of selfhood-centered approach management. This approach presupposes the implementation of learning from the individual (personal and subject) features of teenagers. Special emphasis is given to subjectivity of adolescent education. The experiment has been being carried out since 2011 till this day, with the 7th form in parallel. The experiment presupposes the convergence of the educational process and educational environment with the interests and individual characteristics of students. This goal is achieved due to the application of individual project tasks, which are the concretization of teenage orientation in the learning process. The dynamics of their implementation can indicate the development of teenage subjectivity.

Keywords: stress, needs, interests, personality, fear of inadequacy, individual project task, selfhood-centered approach, subjectivity.

 

Обычно, стресс определяют как реакцию организма на сильный раздражитель и изучают его влияние на этот самый организм, однако для того чтобы можно было работать со стрессом психологам и педагогам необходимо сделать акцент на сферу удовлетворения потребностей человека и решать проблему причин возникновения стресса. Фрустрация какой-либо потребности приводит к стрессу. А потребность – это состояние нужды в чём-либо. Свои потребности человек удовлетворяет в определённых условиях, среде. В каждом возрастном периоде у человека акцентируются определённые потребности, на их удовлетворение направлена осуществляемая им ведущая деятельность. От степени и качества удовлетворения насущных в данном возрасте потребностей зависит и эмоциональное состояние человека.

В ходе экспериментального изучения субъектности подростков мы пришли к выводу о том, что обучение в традиционной школе приводит их в непрерывное стрессовое состояние. Именно поэтому они так активно стараются выйти из построенной традиционно ситуации обучения, как любой организм стремится как можно скорее убрать стрессовый раздражитель. Любое предложение иной деятельности, кроме учебной (поиграть, побеседовать, порисовать, помочь в какой-нибудь работе и пр.) вызывает радость у подростков. Получается, что деятельность, которая занимает у подростка львиную долю времени суток – является стрессовой ситуацией, из которой он старается выйти как можно скорее. Можно ли в этом случае говорить о высокой результативности обучения?

Изучению психологических основ развития субъектности подростков посвящён лонгитюдный эксперимент, проводимый нами на базе МОУ «Гимназия№1» г. Воскресенска, Московской области. Мы изучаем преимущественно учебную деятельность подростков. В эксперименте принимают участие 100 подростков, которые за время проведения исследования проучились от седьмого до десятого класса. На констатирующем этапе эксперимента (2011 – 2012 учебный год) мы изучили индивидуальные особенности семиклассников (индивидные, личностные и субъектные качества) и провели беседы с каждым подростком о полученных результатах исследования. Результаты диагностики были зафиксированы в форме специальных индивидуальных карт учащихся. На формирующем этапе эксперимента (2012 – 2014 года) в экспериментальной группе подростков 8 и 9 классов проводилась специальная работа в русле индивидуальность-центрированного подхода. В основание индивидуальность-центрированного подхода в обучении человека полагается широкая психологическая и педагогическая диагностика его индивидуальности (индивидных, личностных и субъектных особенностей). Проводятся специальные занятия с учащимися, направленные на самопознание, на то, чтобы основным объектом изучения учащегося стал процесс изменения его самого в ходе обучения. Учащийся в этом случае становится субъектом учения, как процесса самоизменения.

В ходе эксперимента мы выделили несколько стрессовых факторов, действующих при обучении в традиционной школе:

1. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В этот период на первый план выходит определение подростком своего места в мире людей, в том социуме, в котором ему предстоит жить. Подросток пытается определить, как он должен вести себя, какими качествами обладать, чтобы гармонично вписаться в современное общество и занять в нём достойное место. Взрослым подросток часто кажется беспечным разгильдяем, они, обременённые трудом добывания средств к существованию, считают жизнь подростка лёгкой, а проблемы – несущественными, но волна подросткового суицида, рост наркомании и алкоголизма явно свидетельствует о недооценке проблем подросткового возраста. Подростком быть очень нелегко, а тем более современным подростком. Среда, ситуация обучения в традиционной школе не способствует разрешению проблем учащихся подросткового возраста. Учителя внушают подростку, что самое главное в этот период – подготовка и успешная сдача государственной итоговой аттестации (ГИА). Если он этого не сделает – это будет означать социальную смерть. Подросток, таким образом, вынужден «забыть» свои подлинные интересы, продиктованные закономерностями развития психики, личности и заниматься чуждой ему деятельностью – подготовкой к выполнению тестового мероприятия. Возникает парадокс между декларативными заявлениями государства, базовыми требованиями к современной личности в стандартах и формой проведения государственной итоговой аттестации. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в «Общих положениях» пункт 5 прямо говорится: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». В этом же документе к требованиям к личности выпускника основной школы относится высокая субъектность и готовность творчески преобразовывать мир и общество. А итоговая государственная аттестация и подготовка к ней сводится к отработке и применению техники выполнения тестовых заданий с опорой на механическую память. Эта работа осуществляется с 7-го по 9 класс, а с 10 класса начинается подготовка е ЕГЭ.

2. Наш эксперимент проходит в гимназии, обучение в которой реализуется с повышенной нагрузкой на интеллектуальную сферу учащихся. Большую часть времени в течение недели подростки находятся в условиях гиподинамии, выполняя учебные задания. Кратковременные и даже, так называемые, «большие» перемены вызывают бурную двигательную активность с угрозой физических травм себе и окружающим. Однако это не позволяет произойти психологическому отдыху, что приводит к переутомлению и стремлению скорейшего выхода из учебной ситуации и процесса обучения. Соответственно ухудшается и качество самой учебной деятельности. Актуальность этой проблемы признана государством и продиктована тем опасением, что на сегодняшний день в нашей стране всё меньше здоровых детей. Дети в современных культурно-исторических условиях страдают гиподинамией, мало двигаются. Клетки мозга не снабжаются в достаточной мере кислородом, и это приводит к снижению работоспособности. Из-за отсутствия активных игр у детей плохо развивается вестибулярный аппарат и навыки ориентирования в пространстве. Патология игровой деятельности и отсутствие адекватной физической активности приводит к проблемам произвольности, интеллектуального и личностного развития. Психологическое здоровье, прежде всего, предполагает комфортность в среде. Ребёнок должен чувствовать себя в школе в атмосфере понимания и доверия, критично-оптимистического отношения и безопасности. В школе часто забывают, что главный в ней конкретный учащийся, который пришёл в эту школу. И этому учащемуся, как и всем остальным без исключения, должны быть созданы все условия для полноценного развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

3. В современном обществе в среде подростков в разряд нормы прочно вошли асоциальные и делинквентные поведенческие проявления. Подлинные интересы подростков скрывает страх неадекватности, проявляющийся в опасении быть осмеянным, выглядеть нелепым в глазах сверстников. Многие свои интересы подростки сами же обесценивают в широком общении, смеются над ними в компании. И даже если они занимаются, например, спортом или музыкой, даже если в той деятельности они достигают значительных успехов – об этом не говорят в школе, эти успехи становятся только достоянием бумаг в ученических портфолио, наспех и с опаской сунутых классному руководителю. На поверхность выносятся вербальные и поведенческие проявления наркомании, проституции, порнографии, игромании и пр., в обществе, в котором вербализация негатива является нормой, а проявление подлинных интересов и чувств – слабостью. Они стараются соответствовать современной распущенности молодёжи, уничтожая самих себя. Зачастую взрослые, в лице администрации и учителей, превозносят и хвалят учащихся только до тех пор, пока они выигрывают олимпиады и конкурсы, а когда они это делать перестают – наказывают за малейшие проявления собственной уникальности. Примером этого является изучаемый в нашей лаборатории подросток, который сумел из неуспевающего ученика стать победителем региональных олимпиад по информатике, а затем резко снизивший свою внешнюю активность. В ходе психологической работы с ним выяснилось, что после очередной победы на олимпиаде его не пустили в школу, когда он пришёл туда в зелёном свитере и джинсах. Подростка отправили домой переодеваться, а он в этот день больше в школу не пришёл и в дальнейшем перестал проявлять свою учебную активность. Учителя испугались за его психическое здоровье. Однако беседа с ним выявила важную проблему современной педагогической действительности: пока учащийся делает то, что нужно школе для отчётов – он молодец, ставится всем в пример и награждается грамотами, как только он позволяет себе хотя бы одеться, как он хочет (т.е. проявить свои подлинные интересы, пусть и демонстративного, но вполне соответствующего возрастным особенностям плана) – его изгоняют из школы, он тут же становится неформатным. После проведённой психологической работы с этим подростком, бесед с учителями – ситуация нормализовалась. Это показало то, что вовремя установленная причина психологической травмы подростков и проведённая коррекционная работа в образовательной среде позволяет уменьшить более тяжёлые последствия стресса. Наша лаборатория при гимназии выполняет психолого-педагогический мониторинг развития подростков. Мы считаем, что результаты такой диагностики должны ложиться в основу организации педагогического процесса.

Проводимый нами эксперимент направлен в том числе и на решение выделенных проблем обучения подростков. Решением их может быть сближение педагогического процесса и образовательной среды с интересами и индивидуальными особенностями подростков. Прежде всего это касается деятельности. На констатирующем этапе эксперимента мы выявили интересы учащихся, а на формирующем этапе – предложили им конкретизировать их в виде индивидуальных проектов. Появились так называемые нами «Индивидуальные проектные задания» - конкретизация направленности подростков. Классные руководители, сотрудники психолого-педагогической лаборатории, администрация гимназии поддерживали активность подростков в выполнении индивидуальных проектных заданий. Выполнение индивидуальных проектных заданий предполагало проведение соответствующей деятельности (например: написать сценарий, подобрать актёров, снять фильм), требующей выхода за пределы традиционной учебной среды урока, класса и школы, значительной двигательной активности и обращение к учителям-предметникам за помощью в выполнении части заданий. Степень выполнения индивидуальных проектных заданий оценивалась в процентах и динамика увеличения процента отражает развитие субъектности учащихся. Индивидуальная и групповая работа с подростками экспериментальной группы в направлении реализации индивидуальных проектных заданий дала положительную динамику развития субъектности. Учащиеся сами стремились реализовать индивидуальные проектные задания, однако демонстрация результатов этой работы до сих пор вызывает проблему. Всё ещё сильно действие фактора страха неадекватности и большая часть времени, отданная на подготовку к ГИА, не позволила подросткам иметь достаточно время на оформление и представление результатов деятельности, действительно соответствующей их индивидуальным интересам. Ведь не реализованное индивидуальное проектное задание не приведёт к таким существенным последствиям, как плохо выполненная ГИА?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...