Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся
Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Таким образом, мы определили цель программы интеллектуально-творческого развития учащихся – создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов. Поставив цель – создание условий, мы постарались установить, что же необходимо для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Были выделены следующие группы условий: информационные, организационные, методические, психологические, педагогические, финансовые.
Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся
Организационные условия: создание творческой группы учителей – руководителей исследовательских работ. Информационные условия: 1 – создание каталога публикаций по организации исследовательской деятельности; 2 – создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся исследовательской работой; 3 – создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской работой; 4 – создание базы данных исследовательских работ учащихся; 5 – ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ; 6 – проведение родительских собраний, консультаций для родителей; 7 – разработка Положения о творческой группе, памяток по написанию исследовательской работы. Методические условия: 1 – диагностика учителей и учащихся, отражающая их отношение к исследовательской деятельности, технологиям развивающего обучения, готовности к инновационным процессам; 2 – анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями технологий развивающего обучения; 3 – информирование преподавателей о новых технологиях развивающего обучения; 4 – ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода в обучении; 5 – консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся;
6 – создание методической копилки материалов; 7 – обучение учителей на курсах «Школа исследователя» АО ИППК, на курсах по специфике работы с одарёнными детьми; 8 – обобщение опыта по применению технологий развивающего обучения; 9 – разработка системы стимулирования профессионального роста учителя. Психологические условия: 1 – диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности; 2 – проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой; 3 – организация коррекционно-развивающих занятий; 4 – консультации для школьников, родителей и учителей; Педагогические условия: 1 – создание школьного научного общества; 2 – ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу; 3 – организация и проведение школьных научных конференций; 4 – стимулирование школьников для участия в городских, областных, всероссийских исследовательских конференциях; 5 – проведение Дня науки; 6 – организация познавательных игр, конкурсов; 7 – подготовка факультативов, элективных курсов, кружков; 8 – организация летних профильных отрядов; 9 – проведение выставок достижений учащихся; 10 – организация проектной деятельности школьников; Финансовые условия: 1 – выделение средств на материальное стимулирование педагогов – руководителей исследовательской работой учащихся, руководителей творческих групп; 2 – выделение средств на проведение массовых мероприятий интеллектуально-творческой направленности (конференции, конкурсы, праздники, игры); 3 – создание материально-технической базы для проведения экспериментальной, исследовательской работы по физике, химии, биологии; 4 – выделение средств на программное обеспечение, применение ИТ в исследовательской деятельности. Данная схема, конечно же, является условной, но необходимой для системной организации работы. Система работы с учащимися Система работы с учащимися отражена в направлении, которое мы назвали педагогическим.
Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получить определённые знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и модульного обучения, а также информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы. Исследовательское обучение часто понимается узко: как написание научной работы. В то же время применение этого метода на уроках позволяет развивать критическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой. Массовая внеурочная работа – это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции. Игры организуются в рамках предметных недель. В работе школьного научного общества в этом году стали принимать активное участие девятиклассники, этому немало способствовал элективный курс «Школа исследователя». Цели проведения этого курса: развитие познавательной активности и творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности; подготовка к написанию научных работ. Учащиеся знакомятся со специфической терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работ. Они учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать статьи, доклады, тезисы, аннотации, выступать с докладами и оппонировать.
Нами составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся: май – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы; сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы; октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;
ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных; декабрь – консультирование по написанию и оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования в начальной и средней школе. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской деятельности необходимо начинать в младшей школе. Методическая работа с учителями Если дети активно, с интересом занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на конференциях, то увлечь учителей исследовательской работой гораздо сложнее. Результаты диагностики «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся» показывают, что многие учителя испытывают трудности в работе со способными учащимися (57%), в применении исследовательских методов обучения (63%), в умении ставить развивающую цель на уроке (51%), в планировании самообразования и повышении педагогического мастерства (54%). Для того чтобы преодолеть эти затруднения, во-первых, был спланирован цикл методических совещаний по ознакомлению учителей с основными понятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей: 1. Одарённый ребёнок. Виды одарённости. 2. Исследование в обучении. 3. Структура и оформление исследовательских работ учащихся. 4. Развитие способностей учащихся в соответствии с их психологическими особенностями. 5. Формы деятельности учителя, направленные на развитие способностей учащихся. 6. Метод проектов: теория и практика. 7. Внеурочная учебная деятельность как средство развития учащихся. Многие учителя пробовали заниматься с детьми творческой, научной деятельностью: кто-то ограничился уровнем реферата, у кого-то получилась исследовательская работа. В результате сформировалась инициативная группа учителей-руководителей. Сейчас в ней 11 педагогов (из 32 работающих в 5-11 классах), кроме того, с этого года к руководству исследовательской деятельностью учащихся мы привлекаем студентов Поморского государственного университета. Руководство исследовательской работой – дело для нас новое, возникает много вопросов, общих проблем. Помочь решить эти проблемы призван спецкурс для учителей, программа занятий которого включает следующие вопросы:
1. Выбор темы исследования, актуальность темы, определение целей и задач исследования. 2. Методы исследования. 3. Поиск, накопление и обработка информации. Организация работы с научной литературой. 4. Применение информационных технологий в исследовании 5. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации 6. Критерии оценки исследовательских работ. 7. Подготовка публичного выступления. Критерии оценки устного выступления. Если рассматривать уровни развития исследовательской деятельности в школе, то можно определить, что мы находимся на втором уровне и стремимся к третьему, высшему: I. Уровень отдельных педагогов – творческие и исследовательские задачи ставятся педагогами. Руководители таких задач не имеют научно-методического руководства, возможности получать консультации специалистов. Исследовательская деятельность понимается ими как форма учебной работы. Результаты работы, как правило, остаются в школе. II. Исследовательская деятельность развивается рядом педагогов в различных областях наук и начинает осознаваться ими как подход к ведению образовательной деятельности. На уровне учреждения исследовательская деятельность складывается как система. На межучережденческом уровне в работе участвуют несколько образовательных учреждений, возможно возникновение структур типа юношеских научных обществ. III. На высшем уровне к системе исследовательской деятельности подключаются научные учреждения, обеспечивая регулярное научно-методическое руководство на уровне юридических лиц. Управление программой развития интеллектуально-творческой деятельности Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного управления данным процессом. Распределение функциональных обязанностей по реализации программы интеллектуально-творческого развития учащихся: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: 1) осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе; 2) организует планирование работы; 3) разрабатывает нормативную базу реализации программы: положения, рекомендации, требования; 4) проводит методическую работу с преподавателями по проблеме использования исследовательских, проектных и других развивающих технологий обучения; 5) координирует деятельность административно-педагогического персонала по реализации данной программы; 6) консультирует руководителей ученических исследовательских работ; 7) даёт оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в школе, анализирует и корректирует ход реализации программы. Руководитель ученической исследовательской работы: 1) составляет примерный перечень тем исследовательских работ; 2) оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследования; 3) составляет вместе с учеником рабочую программу исследования; 4) осуществляет текущее руководство, оказывает методическую, организационную помощь в проведении исследования; 5) оказывает помощь учащимся при подготовке к выступлению на конференциях различного уровня. Психолог: 1) проводит диагностику, направленную на выявление одарённых детей, детей, склонных к исследовательской работе; 2) организует коррекционно-развивающие занятия с учащимися по развитию памяти, внимания, логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирует развитие исследовательских качеств учащихся; 3) проводит просветительскую работу с педагогами, которые помогают учащимся заниматься исследовательской работой, и с родителями, дети которых занимаются исследовательской работой. Педагог-организатор: 1) организует проведение интеллектуального марафона, познавательных игр и конкурсов; 2) оказывает помощь в проведении массовых мероприятий ШНО. Ожидаемые результаты реализации программы Предполагается, что в результате реализации программы выпускник будет обладать следующими качествами личности: 1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике; 2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; 3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения; 4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах; 5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|