Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся

 

Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.

Таким образом, мы определили цель программы интеллектуально-творческого развития учащихся – создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов. Поставив цель – создание условий, мы постарались установить, что же необходимо для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Были выделены следующие группы условий: информационные, организационные, методические, психологические, педагогические, финансовые.

 

Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся

 

Организационные условия: создание творческой группы учителей – руководителей исследовательских работ.

Информационные условия:

1 – создание каталога публикаций по организации исследовательской деятельности;

2 – создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся исследовательской работой;

3 – создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской работой;

4 – создание базы данных исследовательских работ учащихся;

5 – ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ;

6 – проведение родительских собраний, консультаций для родителей;

7 – разработка Положения о творческой группе, памяток по написанию исследовательской работы.

Методические условия:

1 – диагностика учителей и учащихся, отражающая их отношение к исследовательской деятельности, технологиям развивающего обучения, готовности к инновационным процессам;

2 – анализ состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения использования учителями технологий развивающего обучения;

3 – информирование преподавателей о новых технологиях развивающего обучения;

4 – ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода в обучении;

5 – консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся;

6 – создание методической копилки материалов;

7 – обучение учителей на курсах «Школа исследователя» АО ИППК, на курсах по специфике работы с одарёнными детьми;

8 – обобщение опыта по применению технологий развивающего обучения;

9 – разработка системы стимулирования профессионального роста учителя.

Психологические условия:

1 – диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;

2 – проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой;

3 – организация коррекционно-развивающих занятий;

4 – консультации для школьников, родителей и учителей;

Педагогические условия:

1 – создание школьного научного общества;

2 – ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;

3 – организация и проведение школьных научных конференций;

4 – стимулирование школьников для участия в городских, областных, всероссийских исследовательских конференциях;

5 – проведение Дня науки;

6 – организация познавательных игр, конкурсов;

7 – подготовка факультативов, элективных курсов, кружков;

8 – организация летних профильных отрядов;

9 – проведение выставок достижений учащихся;

10 – организация проектной деятельности школьников;

Финансовые условия:

1 – выделение средств на материальное стимулирование педагогов – руководителей исследовательской работой учащихся, руководителей творческих групп;

2 – выделение средств на проведение массовых мероприятий интеллектуально-творческой направленности (конференции, конкурсы, праздники, игры);

3 – создание материально-технической базы для проведения экспериментальной, исследовательской работы по физике, химии, биологии;

4 – выделение средств на программное обеспечение, применение ИТ в исследовательской деятельности.

Данная схема, конечно же, является условной, но необходимой для системной организации работы.

Система работы с учащимися

Система работы с учащимися отражена в направлении, которое мы назвали педагогическим.

 

 

Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получить определённые знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и модульного обучения, а также информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы. Исследовательское обучение часто понимается узко: как написание научной работы. В то же время применение этого метода на уроках позволяет развивать критическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой. Массовая внеурочная работа – это интеллектуальные игры, олимпиады, конференции. Игры организуются в рамках предметных недель. В работе школьного научного общества в этом году стали принимать активное участие девятиклассники, этому немало способствовал элективный курс «Школа исследователя». Цели проведения этого курса: развитие познавательной активности и творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности; подготовка к написанию научных работ. Учащиеся знакомятся со специфической терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работ. Они учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать статьи, доклады, тезисы, аннотации, выступать с докладами и оппонировать.

Нами составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся:

май – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;

сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;

октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;

ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных;

декабрь – консультирование по написанию и оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования в начальной и средней школе.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской деятельности необходимо начинать в младшей школе.

Методическая работа с учителями

Если дети активно, с интересом занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на конференциях, то увлечь учителей исследовательской работой гораздо сложнее. Результаты диагностики «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся» показывают, что многие учителя испытывают трудности в работе со способными учащимися (57%), в применении исследовательских методов обучения (63%), в умении ставить развивающую цель на уроке (51%), в планировании самообразования и повышении педагогического мастерства (54%). Для того чтобы преодолеть эти затруднения, во-первых, был спланирован цикл методических совещаний по ознакомлению учителей с основными понятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей:

1. Одарённый ребёнок. Виды одарённости.

2. Исследование в обучении.

3. Структура и оформление исследовательских работ учащихся.

4. Развитие способностей учащихся в соответствии с их психологическими особенностями.

5. Формы деятельности учителя, направленные на развитие способностей учащихся.

6. Метод проектов: теория и практика.

7. Внеурочная учебная деятельность как средство развития учащихся.

Многие учителя пробовали заниматься с детьми творческой, научной деятельностью: кто-то ограничился уровнем реферата, у кого-то получилась исследовательская работа. В результате сформировалась инициативная группа учителей-руководителей. Сейчас в ней 11 педагогов (из 32 работающих в 5-11 классах), кроме того, с этого года к руководству исследовательской деятельностью учащихся мы привлекаем студентов Поморского государственного университета. Руководство исследовательской работой – дело для нас новое, возникает много вопросов, общих проблем. Помочь решить эти проблемы призван спецкурс для учителей, программа занятий которого включает следующие вопросы:

1. Выбор темы исследования, актуальность темы, определение целей и задач исследования.

2. Методы исследования.

3. Поиск, накопление и обработка информации. Организация работы с научной литературой.

4. Применение информационных технологий в исследовании

5. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации

6. Критерии оценки исследовательских работ.

7. Подготовка публичного выступления. Критерии оценки устного выступления.

Если рассматривать уровни развития исследовательской деятельности в школе, то можно определить, что мы находимся на втором уровне и стремимся к третьему, высшему:

I. Уровень отдельных педагогов – творческие и исследовательские задачи ставятся педагогами. Руководители таких задач не имеют научно-методического руководства, возможности получать консультации специалистов. Исследовательская деятельность понимается ими как форма учебной работы. Результаты работы, как правило, остаются в школе.

II. Исследовательская деятельность развивается рядом педагогов в различных областях наук и начинает осознаваться ими как подход к ведению образовательной деятельности. На уровне учреждения исследовательская деятельность складывается как система. На межучережденческом уровне в работе участвуют несколько образовательных учреждений, возможно возникновение структур типа юношеских научных обществ.

III. На высшем уровне к системе исследовательской деятельности подключаются научные учреждения, обеспечивая регулярное научно-методическое руководство на уровне юридических лиц.

Управление программой развития интеллектуально-творческой деятельности

Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного управления данным процессом.

Распределение функциональных обязанностей по реализации программы интеллектуально-творческого развития учащихся:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

1) осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;

2) организует планирование работы;

3) разрабатывает нормативную базу реализации программы: положения, рекомендации, требования;

4) проводит методическую работу с преподавателями по проблеме использования исследовательских, проектных и других развивающих технологий обучения;

5) координирует деятельность административно-педагогического персонала по реализации данной программы;

6) консультирует руководителей ученических исследовательских работ;

7) даёт оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в школе, анализирует и корректирует ход реализации программы.

Руководитель ученической исследовательской работы:

1) составляет примерный перечень тем исследовательских работ;

2) оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследования;

3) составляет вместе с учеником рабочую программу исследования;

4) осуществляет текущее руководство, оказывает методическую, организационную помощь в проведении исследования;

5) оказывает помощь учащимся при подготовке к выступлению на конференциях различного уровня.

Психолог:

1) проводит диагностику, направленную на выявление одарённых детей, детей, склонных к исследовательской работе;

2) организует коррекционно-развивающие занятия с учащимися по развитию памяти, внимания, логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирует развитие исследовательских качеств учащихся;

3) проводит просветительскую работу с педагогами, которые помогают учащимся заниматься исследовательской работой, и с родителями, дети которых занимаются исследовательской работой.

Педагог-организатор:

1) организует проведение интеллектуального марафона, познавательных игр и конкурсов;

2) оказывает помощь в проведении массовых мероприятий ШНО.

Ожидаемые результаты реализации программы

Предполагается, что в результате реализации программы выпускник будет обладать следующими качествами личности:

1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

5) самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...