Потом он поймет и осознает свое чувство к Соне и ее беспредельную любовь,
Всей душой жаждет этого чуда для Раскольникова, потому что видит
В нем бесконечное страдание. Соня провожает Родиона, когда тот идет
Признаваться. Она готова следовать за ним повсюду, потому что бесконечно
Любит его, а Раскольников все еще не понимает или не верит этому. Но
потом он поймет и осознает свое чувство к Соне и ее беспредельную любовь,
способную воскресить в нем все то живое, что он погубил в себе сам,
пойдя на преступление.
Соотношения внутренней и внешней красоты
1) "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда
Главный герой романа потрясающе красив и даже спустя
многие годы невероятно свеж и молод. Но внешность его
обманчива. Истинное лицо Дориана запечатлено на портрете.
Все мерзости и подлости, совершенные героем в жизни,
отпечатались на его нарисованном облике. Со временем
юный красавец на портрете превратился в отвратительного,
ужасного старика.
2) Николай Заболоцкий "Некрасивая девочка"
В стихотворении "Некрасивая девочка" Заболоцкий описывает
живого, веселого, непосредственного ребенка. И хотя девочка не
отличается красотой, поэт любуется ею. В конце он задается
риторическим вопросом:
"...что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?".
Каждый сам решает для себя, что для него важнее
в друзьях и в любимом человеке: красивая оболочка
или превосходные душевные качества.
Талантливости, природной одаренности
1) Н.С. Лесков «Левша»
Левша создавал гвоздики для подков. Он был косым, имел родимое
пятно на щеке и залысины на висках. Но это не помешало ему сделать
невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу. Он
мастеровой и умелец. Косой и плохо владеющий правой рукой тульский
оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом.
2) Булгаков «Мастер и Маргарита»
Литераторов МАССОЛИТа во главе с Берлиозом объединяет отсутствие
подлинного таланта. Они озабочены получением дач, квартир, устройством
собственной карьеры. Мастер — единственный настоящий писатель в
этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем
философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — трусости и
душевной стойкости, раскаяния и наказания за грехи. Однако это творение
и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор сжигает свой
роман. Но «рукописи не горят».
3) А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери».
В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает
два типа художников — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению,
и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу.
Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро.
«Гений и злодейство — две вещи несовместные», — говорит А.С. Пушкин.
Сальери завидует славе и таланту Моцарта, тайно отравляет его и тем
самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант,
по мысли поэта, беззащитен перед жизнью.
Ответственности за свои поступки
1)М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
Понтий Пилат поступает против человеческих
убеждений и совести, отправляя на смерть
бродячего философа.
2)М.А Булгаков «Собачье сердце»
Профессор Преображенский ставит перед собой высокую и
благородную цель – исправить несовершенство человека. Но
в скорее он понимает, что эксперимент может иметь катастрофические
последствия. Несмотря на потраченные усилия, профессор
находит в себе мужество вовремя остановиться, поскольку
обладает не только гениальным умом, но и огромным чувством
ответственности за свои действия.
Роли чтения в жизни человека
1)А.С Пушкин «Евгений Онегин»
Для Татьяны книги – это больше, чем просто истории. Она много
мечтает, воображает себя героиней прочитанных книг, и на жизнь
смотрит как на роман: думает, что в жизни её ожидают такие же
повороты судьбы, что жизнь не может идти иначе. Встретив
Онегина, она представляет его героем из романа.
2)Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии.
Это его обязанность перед обществом, в котором он живет.
И перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития –
чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Литература дает нам
колоссальный опыт жизни. Она делает человека интеллигентным,
развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни,
всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим
народам, раскрывает перед вами сердца людей.
Сохранения памятников культуры, исторической
памяти
1) Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Утрата памятников культуры невосстановима, потому что каждый
памятник индивидуален, и если его разрушить, то навсегда потеряется
своеобразие той эпохи, в которую он был построен. Даже после
реставрации старые здания не выглядят так, как раньше, –
ведь «от умерших остаются только портреты».
2) «Чёрные доски» В. Солоухин
Автор поражается ужасающим фактам современности. Зачастую
разграбляются церкви, бесценные книги уничтожаются, из
драгоценных икон сколачиваются ящики. Автор рассказывает нам
о городе. Ставрово,в церквях которого устраивались мастерские.
Солоухин призывает людей к осознанию того, что нельзя на месте
кладбища ставить дом, ведь не для умерших плиты стоят на их могилах,
а для живых. Для нас нужна эта память. Писатель убежден, что с
утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик.
Сохранения культуры
1) Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение
власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям,
библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры
должна стать одной из важнейших задач современности: ведь
в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.
2) Р. Брэдбери «Улыбка»
Мальчик Том во время очередной «культурной революции»,
рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена
Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть
людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить
даже дикую толпу.
Взаимоотношений власти и художника
1) М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Мастер не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает
общество и не понимает, что, став писателем, он превращается в
конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву».
Страшную злобу вызывает у них человек внутренне свободный, который
говорит только то, что думает, потому что они бездарны и ненавидят
талантливых людей и для этого стараются уничтожить Мастера.
2) Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период
жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с
космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой
после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей
исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом,
человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И
это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе
русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Взаимоотношений власти и личности
1) М.Замятин «Мы»
Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило
личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера»,
похожие на запрограммированных людей.
2) А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник».
Поэт рассказывает о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбу
«маленького человека», бедного чиновника Евгения. В одночасье он лишился
своей невесты, будущего счастья. Горе помутило его рассудок. И маленький
человек, утратив свое счастье, проникается жгучей ненавистью к державному
кумиру, создателю Петербурга. Он грозит ему, но вскоре отступает и погибает.
Петербург, погубивший личное счастье Евгения, нужен для мощи государства.
А как же тогда жизнь бедного чиновника? Поэт лишь говорит нам о том, что
между государством и личностью — огромный, драматический разрыв,
который пока непреодолим.
Недопустимости вмешательства в естественный
ход вещей, вторжения в природу.
1) М. Булгаков «Собачье сердце»
Эксперимент профессора Преображенского фантастичен: создать
нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга.
В результате сложнейшей операции появляется безобразное существо,
наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент,
должен видеть последствия своих действий, понимать разницу между
эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
2) М. Булгаков «Роковые яйца»
Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова,
использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные
и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов,
враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его.
Последствий технического и научного прогресса
и будущего
1) Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту»
В книге изображены два символа «механизации» человечества.
Первый — это «механический пёс», который предназначен для
вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй —
модернизированное телевидение, символ людского безразличия,
истощения интеллекта человека будущего. Это приводит к
душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии.
2) Г. Уэллс «Война миров»
Марсиане явились покорить человечество. Но организованное
сопротивление продолжалось всего несколько дней. Потом исчезли
государство, общество, цивилизация. Остались лишь обезумевшие,
мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан
подразумевается не только это событие, но и разрушительные
войны, научные открытия, которые приведут к гибели человечества.
Важность процесса познания в жизни человека
1) И.А. Гончаров, «Обломов».
Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно
совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни
на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью
этого он смог стать человеком действия, который может без проблем
найти решение любого вопроса.
2) И.С.Тургенев «Отцы и дети».
Увлечение Базарова наукой, постоянный процесс познания в области
медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с
помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
Неразрывной связи человека и природы
1)Л.Толстой «Война и мир»
А.Болконский и дуб
2) М.Лермонтов «Герои нашего времени»
По мере развития событий в жизни Григория Печорина изменяется
и природа, отражая его настроение. Перед дуэлью с Грушницким
главный герой видит «свежее и голубое» небо и «ярко сияющее солнце».
Глядя на мертвого противника, он уже ощущает, что солнце тусклое и
его лучи не греют. Кроме того, природа выполняет роль одного
из действующих лиц. Так, гроза сделала свидание Печорина и
Веры более длительным, а в дневнике перед встречей с княжной
Мери он пишет, что воздух Кисловодска «располагает к любви».
Силы народного духа
1) Л.Н. Толстой “Война и мир”
В центре внимания автора — русские солдаты и ополченцы,
которых объединяет единая цель – спасение Отечества. В
это время каждый поднимается в порыве против врага. “Мысль
народная” становится важнейшей в романе. Дух народной
войны, по мнению Толстого, становиться главной силой
исторического движения. Толстой считал, что была одержана
победа сильнейшего духом народа над французскими войсками.
Народную войну определяет чувство, которое охватывает всю
нацию, – “скрытая теплота патриотизма”, дух единства.
2)К. Воробьев “Убиты под Москвой”
В повести поднимаются вечные проблемы: силы народного духа,
патриотизма, воинского долга. О них задумывается герой повести –
курсант Алексей Ястребов. Как считает К. Воробьев, “судьба
каждого курсанта в переломной битве под Москвой вдруг предстала
средоточьем всего, чем может окончиться война для родины –
смертью или победой. Именно желание выжить, спасти Отечество
позволило юным курсантам остановить продвижение фашистских
войск под Москвой. В судьбе каждого курсанта сконцентрирована
судьба всей России.
Личность в истории
1)А.С. Пушкин писал в «Медном всаднике
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно»
Эти строки были написаны про Петра первого. Он — человек
изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся
государственных деятелей, определивших направление развития
России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского
государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава
и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив
страну с моря.
2) «Война и мир» Л. Толстой
Автор раскрывает эту проблему с помощью образов Кутузова и
Наполеона. По мнению автора, не может быть величия там, где
отсутствуют добро и простота. Он уверен, что повлиять на ход
истории способна только та личность, которая имеет общие
интересы с народом. В отличие от Наполеона Кутузов понимал
желания и настроение народных масс и поэтому отличался величием.
Наполеон же постоянно думал только о собственном величии, что и
привело его к поражению.
Роли веры в жизни человека
1) М. Горький, На дне
Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но
все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать:
«неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать
может, он родился-то на счастье нам для большой нам пользы?»
Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных
сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует
их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
2) Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви,
готова разделить участь Раскольникова. Вера – это основная
составляющая жизни Сони, она искренне верит, что Раскольников
сможет воскреснуть для новой жизни. Правда Сони Мармеладовой —
это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то,
что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь
спасут мир. Вера – это основная составляющая жизни Сони. Без веры
она слаба и беспомощна, вместе с нею – она сильна и мужественна.
Роли интернета в жизни человека
1) Я. Вишневский «Одиночество в сети»
Герои произведения встречаются в интернет-чате, обмениваются
мыслями, фантазиями, рассказывают истории своих жизней. В этом
виртуальном мире всё хорошо. Но настоящая встреча станет и
настоящим испытанием, когда не виртуальные, а живые люди стоят
друг перед другом, когда реальные чувства проходят испытания «вживую»
и не выдерживают их. В настоящем мире всё оказывается гораздо
сложнее, а главное - не получается лгать, глядя любимому в глаза.
2) А.Жвалевский и Е.Пастернак "Время всегда хорошее"
Синичка, девочка из 2018 года, с трудом могла вести разговор тет-а-тет,
стеснялась и жутко боялась, из-за того, что это ей было не нужно, а
виртуальное общение было ей гораздо ближе.
Вытеснения книг телевидением
1)Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Автор считает, что телевизор заставляет вас не торопясь
смотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, отвлекает вас от забот.
Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время
от всего, сядьте поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без
которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
Отношения к животным
1) Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
Повесть о собаке, умном, добром Биме, и о людях, добрых и злых,
которых он встречает. Автор защищает все живое на Земле, говорит
об огромной ответственности человека перед природой. Писатель
уверен, что собака никогда не предаст своего хозяина и будет верна
ему, что бы ни случилось. Судьба Бима это подтверждает: он погибает,
став жертвой предательства и наговора со стороны соседки.
2)Начало формыЮ. Яковлев "Он убил мою собаку"
3) Н. А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы"
Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих
зайцев, собирая их в лодку, вылечивает 2 заболевших зверьков.
Значимость труда в жизни человека
1) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Евгений - человек умный и незаурядный, его трагедия в том,
что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он
не научился самому главному - терпеливо трудиться, добиваясь
своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось
в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».
2)И.А Гончаров «Обломов»
Обломов не способен к труду, в отличие от Андрея Штольца.
Отношения к телевизионным передачам
1) Передачи по ТВ
Наиболее интересными, познавательными, нравственными передачами,
на мой взгляд, являются «Жди меня», «Умники и умницы», «Вести». Эти
передачи учат меня сочувствовать людям, узнавать много нового, переживать
за свою страну и гордиться ей.
2) «Земля родная» Д. С. Лихачёв (книга)
О просмотре телевизионных передач писал: «..тратьте своё время на то,
что достойно этой траты. Смотри с выбором».
Влияния телевидения на человека
1) О. Маховская «Телемания: болезнь или страсть» (книга)
Она содержит исследование психологии телевидения. Автор пишет
в ней о том, почему мы становимся зависимыми от телевидения. Она
рассуждает о том, что делает его притягательным, а что — опасным,
и как соотносятся образы на экране с их прототипами в жизни
2)Р. Бредбери "451 градус по Фаренгейту"
Тема телевидения занимает в романе особое место. Мало того, что общество
будущего изображено как общество потребителей, так еще оно и целью
своей жизни провозглашает: смотри, смотри телевизор! Жена Гая так
вообще от него не отрывается, занимательно проводя свое время. Все
это, наконец, наскучивает герою – искусственная жизнь, без настоящих
эмоций и без уничтоженной культуры, вызывает откровенную брезгливость.
Это даже не тоталитарное общество, которое учит тебя, как должно делать,
это общество манипуляций, где сам человек начинает желать того, что ему
навязали масс-медия.
3) Советский мультфильм-трилогия «Трое из Простоквашино»
«А я всё чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил,
О морях и не мечтаю -телевизор мне природу заменил.»
Выбора профессии
1) Д.С Лихачёв
Только тогда человек будет увлечён своим делом, если он не ошибётся
в выборе профессии. Д. С. Лихачёв писал: «Надо быть увлечённым своей
профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь
помощь(особенно это необходимо педагогу и врачу), и теми, которым
приносишь помощь «издали», не видя их».
2) А.П Чехов «Ионыч»
Старцев Дмитрий Ионыч выбрал благородную профессию врача. Он
был хорошим доктором, но, перестав настойчиво пополнять свои знания,
сделался обычным обывателем, который целью жизни видит лишь свое
благополучие. Автор показывает, что правильный выбор профессии –
это еще не самое главное. Свое мастерство нужно растить.
Ревности
1)М.А Шолохов «Тихий Дон»
Ревность разъедает душу Натальи Мелеховой. В своей ревности она
доходит до ненависти, и в одну трагическую минуту Наталья просит у
Бога смерти мужу, отцу своих детей. Степан жестоко избивает свою жену
Аксинью, впервые по-настоящему полюбившую Григория Мелехова.
2) У.Шекспир «Отелло»
Описал сцену ужасного припадка ревности главного героя. Не в силах
совладать с чувствами, Отелло убивает свою возлюбленную Дездемону.
Раннего взросления в годы войны
1) Л.Н.Толстой В романе «Война и мир»
С детским представлением Петя Ростов пришёл на войну. Не готов он
к войне и её жестокости. Но у этого ребёнка появилось чёткое представление
о том, что нужно. Не подкачал необстрелянный мальчик в разведке, потому
что почувствовал взрослую ответственность за своё поведение. Он с честью
выдержал испытание силы духа, прошёл испытание на взрослость.
2)А.П Платонов «Возвращение»
Но самый главный укор войне - образ одиннадцатилетнего сына Иванова
Петрушки. Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке
больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не
сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался
старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже
привычное к житейским заботам", "Петрушка походил на маленького,
небогатого, но исправного мужичка".
Взросления
1)Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
Судьба Сони Мармеладовой
2) М.А Шолохов «Тихий дон»
Судьба Аксинья
Преданности своему делу
1) Н. В. Гоголь "Шинель"
Главный герой, Акакий Акакиевич, целиком посвящает себя
работе, переписыванию бумаг, и даже заслуживает повышения
на службе, однако отказывается от этой привилегии, предпочтя
свое любимое дело более высокой должности.
2) М.А Булгаков
3)Базаров
Свободы личности
1)А.Островский «Гроза»
Молодая, одарённая женщина, Катерина – сильная,
свободолюбивая натура. Но она зависима потому, что
молода, живет в семье мужа, где её постоянно попрекают,
унижают. В ней пытаются задушить личность, хотят
превратить в безропотное существо, которое подчинялось
бы мужу и свекрови. А Катерина не пожелала быть безвольной
и бессловесной. Она жаждала свободы и любви. Героиня
жертвует собственной жизнью ради иной, неведомой, но,
хотелось бы надеяться, лучшей жизни.
2)М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
Облечен огромной властью римский прокуратор Понтий Пилат.
Но он же и ее заложник. Он раб кесаря и своей должности.
Ничего не хочет он так сильно, как освободить пленника. И он
имеет такую возможность. Но боязнь интриг, опасение, что
его действия истолкуют превратно и это повредит карьере,
мешают ему поступить так, как он хочет. И чего стоят в таком
случае его должность и его власть, если он обязан говорить и
поступать только в рамках положенного, а вся жизнь для него
головной болью и ощущением своей несвободы?
Сохранения книг как культурного наследия
1)М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
2)Р.Брэдбери «451 градус по Фарингейту»
Главное темой является проблема сохранения культуры и духовной
свободы общества. Антиутопия рисует перед нами ужасную картину мира,
в котором сжигают книги, хотя именно они являются носителями культуры,
идей и свободы общества. Необходимо задуматься о том, что невежество
может уничтожить нашу общую ценность – культурное наследие.
Тоталитаризма, личности и тоталитарного
государства
1)Замятин «Мы»
В тоталитарном государстве личность не сможет развиваться.
Одинаковость всех имеет серьезные последствия. Там все думают
одинаково, ходят строем на прогулку, одеты в униформу и живут в
однотипных домах. Замятин показал, как можно превратить человека
в послушную машину, которая будет выполнять любую работу,
соглашаться на разные нелепости. Но они счастливы, что живут в неком
«идеальном» сообществе, где нет необходимости мыслить, что-то решать.
Даже выборы главы государства доведены до абсурда. Уже несколько лет
выбирают одного из одного же человека, подтверждая полномочия «Благодетеля».
Государство смогло сделать самое страшное – убить в людях душу. Они
потеряли ее вместе со своими именами. Теперь лишь номера отличают
одного из них от другого.
2)А.Платонов «Котлован»
В деревнях бушует коллективизация и истребление кулачества. Кулаки
ненавистны пролетариям только потому, что у них есть частная собственность.
Борьба с ними приводит к тому, что дома опустели, а деревня постепенно умирает.
Лишь в кузнице с фанатизмом слепого трудолюбия трудится медведь-батрак
, безусловно, истинный пролетарий, ненавидящий «хозяев». Одни теряют
близких одного за другим, других отправляют в море на плотах, обрекая на
мученическую гибель. Ужасает покорность крестьян, которая лишь изредка
сменяется одиночными бессмысленными бунтами.
Отношения толпы к людям, из которой они
выделяются
1)Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий – бунтарь, поднимается против московского общества того
времени. Ему дики и чужды их повадки, его изумляет мораль общества.
Он не боится высказывать свое мнение. В монологе «А судьи кто?»
раскрывается полностью его сущность. Проблема толпы в том, что они
не умеют слушать и даже не хотят внимать истине. Они считают «истиной»
заветы своих отцов- лицемеров, что уже давно изжили себя
2)Творчество Маяковского
Посвящено теме противостояния героя и толпы. Толпа - это пошляки, живущие
бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства.
Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает
ей вызов, готов на борьбу с непониманием. Например, в стихотворения
«А Вы могли бы?» проведена резкая черта между «я» и «вы».
Трагедии маленького человека
1)Н.В Гоголь «Шинель»
Акакий Акакиевич - бедный титулярный советнике из Петербурга.
Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное
переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была
очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые
чиновники. В своей трагедии кражи новой шинели герой не находит
отклика помощи общества.
2)А.П Чехов «Толстый и тонкий»
Зависти
1) Русская народная сказка "Морозко"
Мачеха завидовала падчерице: сначала красоте, потом
подаркам от Морозко. Отправила мачеха свою родную
дочь в лес, но та не выдержала испытаний Морозко и
умерла от холода. От зависти мачеха потеряла голову -
будь она в трезвом уме, не посылала бы на верную смерть
ни падчерицу, ни родную дочь. Зависть лишает разума,
толкает на безрассудные поступки.
2)А.С Пушкин «Моцарт и Сальери»
Сальери завидует таланту Моцарта,его великому дару,
данному от Бога. Это злобное и коварное чувство зависти
овладевает Сальери. Он совершает преступление,так как
жажда первенства оказалась сильнее.
Поэта и народа
1) А.С Пушкин «Пророк»
Поэт для Пушкина — это пророк, способный своим творчеством
влиять на общество. В этом стихотворении слышится голос автора,
призывающего поэта:
«Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
2) Н. А. Некрасов «Поэт и гражданин»
Писатель все свое творчество посвятил русскому народу.
Лирика поэта служила для современников образцом
гражданственности. Он призывает поэзию быть выразительницей
народных интересов. Поэт обязан писать о народе и для народа:
«Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви»
Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим.
Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной
жаждой» или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний.
Призвания писателя
1)М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Писатель знакомит нас с историей из жизни Мастера, отдавшего
творчеству большую часть своей жизни, здоровье. Герой вложил
в это произведение весь свой накопленный опыт и знания, которые
должны были быть донесены до общественности, однако этому
препятствовало оно само. Мастер не желал славы, он хотел лишь,
чтобы его роман нашел своего читателя, он страдал от рецензий
критиков, ничего не смысливших в писательстве, но отказывающих
Мастеру в публикации. Но назначением героя было именно
писательство, это и понимала Маргарита.
2) Д. Лондон «Мартин Иден»
Автор знакомит нас с судьбой выдающегося писателя, сквозь
трудности пришедшего к славе. Главный герой, осознав своё
стремление к писательству, столкнулся с многими трудностями,
среди которых были и неодобрения со стороны близких, нищета,
критики неспособные увидеть настоящий талант. Однако герой не
стремился обрести славу, а продолжал читать книги, вспоминать
своё тяжелое прошлое, анализировать всю красоту настоящего и
писать об этом, снова и снова обходя все преграды. Марин Иден
многое понимал, многое чувствовал и видел, он хотел донести все
это людям, с каждым днем все и совершенствовать свой писательский
навык, и спустя годы тяжкого труда и бедности, он смог донести
своё творчество людям.
Роли научной фантастики в научно-техническом прогрессе
Революции как пути развития общества
Противостояния добра и зла
1) М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
Добро не может существовать без зла, так устроен мир.
Воланд в романе спрашивает Левия Матвея о том, что
бы делало его добром, если бы не существовало зла.
Ведь свет не может существовать без тьмы. Поэтому
борьба добрых сил со злом будет происходить всегда.
Человек должен видеть, знать и понимать, к каким
последствиям приводит зло. Булгаков наказывает в
романе злодеев, показав их отвратительный образ жизни.
Только объединившись, добрые силы смогут совладать со
злом. Мастер и Маргарита вместе готовы преодолеть все
невзгоды, зло не страшно для них, т.к. их сила – в добре.
2)Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
Добро всегда противостоит злу. Соня Мармеладова
проповедует добро, жертвует собой ради спасения близких.
Это возвышает ее над обществом. С другой стороны, она
совершает грехопадение, т.е. в глазах большинства творит
злодеяние. Никакого оправдания за содеянное зло быть не может.
Невозможно преступать черту дозволенного ради собственных
убеждений. Раскольников понял это, когда уже совершил
убийство, что привело к полному перерождению его мировоззрения.
Скоротечности времени
1) И.А Гончаров «Обломов»
Илья Ильич был ленив, апатичен, не любил физическую и
умственную работу. Любил проводить время на своем диване
Был привязан к своим тапочкам и халату – это те вещи, с
которыми Обломов не любил расставаться. Он прожигал свою
жизнь, не хотел и не любил делать что-то, считал, что всё, что
делают обычные люди не нужно и простая трата времени, для
него было лучше поспать да покушать. Илья Ильич бездарно
использовал своё время, оно пролетело так быстро, что он
и опомниться не успел.
2)М.Горький «Старуха Изергиль»
Она вспоминает эпизоды встреч со своими возлюбленными,
рассуждает, что "в жизни всегда есть место подвигу".
Подтверждением этому является ее судьба, яркая, полная
любви, приключений и свободы. В молодости она была очень
красива, но теперь, спустя очень много лет, выглядит как
страшное напоминание скоротечности жизни.
Совести
1)М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
То, что он хотел отменить приговор Иешуа и помиловать его,
говорит о благородстве порывов его души. Однако система
давит и давит нещадно. Один человек порой не в силах побороть
ее. Но право выбора остается за правителем. И тут совесть была
задавлена тщеславными порывами и стремлением сохранить
власть. Решение принимается в пользу другого преступника,
Варравана. Пилит обрёк себя на вечные муки совести даже после
смерти.Но Иешуа попросил лишить его вечных мук. Совесть
бессмертна, и она способна спасти человека, даже если тот
совершил много неправильных поступков в жизни.
2)Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
Совесть Раскольникова позволила ему совершить страшное преступление
- убийство двух человек. При этом совесть Раскольникова просыпается и
заставляет его совершать благородные поступки. Так, например,
Раскольников отдает свои последние деньги (присланные матерью) на
похороны Мармеладова. Раскольников не может пройти мимо против
пьяной девушки на улице и не может не защитить ее от негодяев.
Удивительным образом в Раскольникове сочетаются совесть, честность,
великодушие и способность совершить страшное преступление.
Наркотической зависимости
1)М.А Булгаков «Морфий»
Главный герой произведения, врач по специальности, сначала
прибегает к морфию, как к болеутоляющему средству. Однако
постепенно он начинает принимать его регулярно, спасаясь о
т тоски по любимой и скуки деревенской жизни. Со временем
он становится зависимым от морфия, который приносит ему
и минуты наслаждения, и неимоверные страдания. Автор
проводит читателя через все стадии гибели личности, когда на
смену раздражению приходит страх, а он сменяется тоской и
ужасом. Автор, как и герой, убежден, что наркотическая зависимость
– это заболевание, которое нужно лечить. Наркотики таят огромную
разрушающую силу, справиться с которой может только
человек сильной воли.
2) Л. Петрушевская «Глюк»
Когда главная героина получает возможность загадать 3
желания она просит для себя земных благ и удовольствий.
Вместе со своими одноклассниками она попадает в шикарный
дом, где можно найти все, в том числе наркотики. Сначала
героиня чувствует себя на вершине блаженства, но оно сменяется
страхом. Ей видится, что дома уже нет, а есть только
обгоревшие останки друзей. Последним желанием девочки
будет «чтобы все спаслись». Когда он все же закончился и
выяснилось, что все друзья живы, но будущее героини не
видится в ярких красках: в ее косметичке по-прежнему лежит
«таблетка с дискотеки».
Мужества в повседневности
1) А.Шолохова «Тихий Дон»
Григория Мелихова можно назвать мужественным человеком.
Он не только отважно сражается на полях битв, но и преодолевает
собственные страхи ради справедливости. Именно Григорий
пытается вступиться за бедную горничную Франю, изнасилованную
группой солдат.
2) Б. Васильев «Летят мои кони»
Писатель рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим
даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым,
потому что не было более бескорыстного и честного человека,
отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб,
спасая детей.
3)А.П Чехов «Попрыгунья»
Поведения человека в экстремальной ситуации
1)В.Быков «Сотников»
2)М.А Шолохов «Судьба человека»
Экологии
1) Людям нужно помнить, что призывов к охране природы за всю историю
человечества было великое множество. Примером может послужить призыв
замечательного советского поэта М.Дудина «Берегите Землю!». Он
размышляет о важности всякого существа, созданного природой, призыва
Воспользуйтесь поиском по сайту: