Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Центральное событие пьесы.




Метод действенного анализа.

Каждое литературное произведение – это сложный клубок событий, - это столкновение людей на каком-то интересе. Но на сцене одновременно может происходить только одно событие, а отношение к нему у персонажей может быть разное. Это закон сцены: в единицу времени – одно событие.

Метод действенного анализа состоит из 3-х этапов.

1.Разведка «умом и чувством» (режиссер наедине с собой).

2.Разведка телом (постижения и создания).

3.Сотворение спектакля.

Режиссер наедине с пьесой.

Исходное предлагаемое обстоятельство.

Всякая пьеса – авторский эксперимент, исследование того или иного противоречия (проблемы).

Всякая пьеса – почва, на которой автор делает эксперимент. Что-то заставляет автора написать ее, какое-то жизненное явление, которое вызывает к жизни те или иные события. Это жизненное явление, это почва, внутри которой живет противоречие, называется исходным предлагаемым обстоятельством. Исходное предлагаемое обстоятельство – это почва, на которой строится здание пьесы.

Исходное предлагаемое обстоятельство не меняется на протяжении всей пьесы (может быть в самом конце).

Исходное предлагаемое обстоятельство связано с авторской болью.

Возьмем для работы народную сказку «Волк и Коза» (иначе «Волк и семеро козлят»). Определим исходное предлагаемое обстоятельство – это определение – предварительное.

Прежде подумаем, ради чего мы будем играть эту сказку. О том, скорее всего о легкомыслии, о том, к каким бедам она приводит (это предощущение сверхзадачи).

Почему козлята, несмотря на наказ матери, открыли Волку? Обманулись, доверились. Доверчивость, не будь ее ничего бы, не произошло, не развернулись бы события сказки. Значит, это и есть та почва, на которой выросло все здание сказки, т.е. исходное предлагаемое обстоятельство. Это мир детского простодушия, доверчивый мир ребенка.

Таким образом, попытавшись определить исходное предлагаемое обстоятельство, Мы глубже вдумались в сказку.

 

Упражнение по одноактной пьесе. Пьеса В.Розова «Четыре капли» - одно из частей этой пьесы – «Праздник». Все пьесы Розова с моральной проблематикой. «Праздник» - не исключение.

Какова же авторская идея пьесы?

Вспомним пьесу. Родители ждут и готовятся отпраздновать защиту диссертации дочери, но они оказываются лишними на празднике. То, что ценно для них, не представляет никакой ценности для дочери и ее гостей. В конце – концов, отцу становится плохо, и он засыпает странным сном.

Какова же авторская боль, которая толкнула его на написание этой пьесы? Почему дети вырастают эгоистами, почему они в своем эгоизме забывают о родителях, почему родительская забота не замечается детьми? – Вот тот круг вопросов, который волнует автора. Какова же почва, на которой вырастает этот эгоизм? Ответ находим через главное событие. Чем кончается пьеса? Мать покорно ждет окончания праздника в своей комнате, т.е. главное событие пьесы – покорное ожидание после праздничной уборки. Значит, все, что произошло, не изменило отношения матери к дочери, не возмутило ее. А, может быть, исходное предлагаемое обстоятельство – слепая любовь родителей.



Ведущее предлагаемое обстоятельство.

Драма – всегда борьба, всегда конфликт. Конфликт есть всегда в любом действии ( борьба с мешающими предлагаемыми обстоятельствами ). Но в каждом произведении есть главный конфликт. Конфликт это борьба за разрешения противоречия. А раз так, то конфликт связан с проблемой, которая и выражается через конфликт.

Конфликт – это столкновение исходного предлагаемого обстоятельства с каким-то другим. Мы называем его ведущим.

Ведущее предлагаемое обстоятельство находиться в противоречии с исходным предлагаемым обстоятельством, создавая как бы два полюса магнита, между которыми и возникает силовое поле, напряжение.

 

Ведущее предлагаемое обстоятельство.

Исходное предлагаемое обстоятельство.

В «Ромео и Джульетта» мир вражды кланов. Исходное предлагаемое обстоятельство находится в конфликте с любовью Ромео и Джульетты. В «Горе от ума» ханжеская Москва (исходное предлагаемое обстоятельство) вступает в конфликт с Чацким ( его появление – ведущее предлагаемое обстоятельство).

Ведущее предлагаемое обстоятельство всегда возникает на наших глазах, и кончается тоже на наших глазах. Конфликт себя исчерпал. Это закон всякой пьесы.

Главный конфликт – это главная часть пьесы.

 

Упражнения по сказке «Волк и коза».

Какое ведущее предлагаемое обстоятельство в сказке? С чем вступает в конфликт мир детского простодушия? Где начинается борьба, с какого момента? Видимо, с момента появления на сцене волка, несущего с собой злое, коварное и жестокое начало, т.е. мир детского простодушия, вступает в конфликт с миром коварства и жестокости. Как мы знаем, ведущее предлагаемое обстоятельство возникает на наших глазах и заканчивается на наших глазах. Здесь, как мы видим, Волк появляется позже, когда действие сказки уже началось, и гибнет он тоже на наших глазах. Значит это ведущее предлагаемое обстоятельство.

Теперь определим ведущее предлагаемое обстоятельство в пьесе «Четыре капли» В.Розова. Исходное предлагаемое обстоятельство здесь – слепая любовь родителей. Причем, нам известно, что исходное событие в ней – подготовка к семейному празднику, а главное событие – покорное ожидание после праздничной уборки. Какой конфликт? С какого момента начинается борьба? По всей вероятности, когда родители узнают, что они не будут участвовать на празднике. Тогда ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы – родители лишние на празднике дочери.

 

Сквозное действие пьесы.

Сквозное действие пьесы – это та реальная проблема, которая происходит здесь, сейчас на наших глазах, и в результате которой реализуется сверхзадача произведения.

Сквозное действие пьесы - это то, за чем должен следить зритель. Хорошо поставленный спектакль – это хорошо реализованное сквозное действие. Это событие проблема в данном произведении. Сквозное действие пьесы и есть жизнь конфликта.

Каково сквозное действие «Ромео и Джульетты». Сквозное действие пьесы всегда определяется, как борьба за …. В пьесе «Ромео и Джульетты» сквозное действие – борьба за право любить, за право быть вместе.

 

Упражнения по сказке. Что случилось с детским миром в результате борьбы? читаем: «И стали они жить поживать, да ума наживать и т.д.» Каково же главное событие? Может быть – обучение козлят жизненным премудростям? Тогда наша сверхзадача – необходимость учиться, чтобы верно ориентироваться в сложном мире.

Сквозное действие – борьба за жизнь детей. Где начало этой борьбы? Она начинается с появлением волка.

 

Упражнение по рассказу. За что идет борьба? Борьба начинается с понимания родителями своей ненужности на празднике. Они хотели семейного праздника, но этого не произошло, их слепая любовь привела к смирению, они продолжают бороться, но за что же идет борьба. Они не хотят испортить дочери праздник и готовы для этого на все. Борьба за праздник дочери (Музы). Проблема в пьесе – откуда берутся эгоисты? Морально ущербные люди? Мы сами делаем их такими, мы портим их своей слепой любовью. Это и будет нашей сверхзадачей.

 

Основные события пьесы.

Событие, с которого начинается борьба по сквозному действию пьесы, называется основным событием. Ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы одновременно является ведущим предлагаемым обстоятельством основного события.

Упражнения по сказке «Волк и коза».

Сквозное действие – борьба за жизнь детей.

Ведущее предлагаемое обстоятельство – мир зла, вражды, т.е.

ведущее предлагаемое обстоятельство основного события является появление Волка, несущего Злое начало.

Возникновение Ведущего предлагаемого обстоятельства пьесы – всегда «барабанная дробь» (которую все слышат). Например, Коза поет, и вдруг мы видим, что из-за угла избушки выглядывает Волк. Или – идет Коза, постучалась и запела, а Волк, спрятался и подслушивает. В любом случае подслушивает. И это важно. Вот оно основное событие – подслушивание и изучение ритуала возвращения Козы домой.

 

Упражнения по одноактной пьесе. «Четыре капли» (праздник).

Сквозное действие родителей – хотят семейного праздника, а сквозное действие пьесы – борьба за праздник дочери (сквозное действие персонажа начинается с его появления на сцене и заканчивается с его уходом со сцены). Муза дала понять, что родители не желательны на празднике. – Это и есть ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы. Что происходит на наших глазах после заявления дочери? – Родители уходят в свою комнату, т.е. начинается событие – добровольный арест родителей. Это и есть основное событие пьесы.

 

Финальное событие.

Финальное событие пьесы – это событие, в котором исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы и заканчивается борьба по сквозному действию пьесы, или же где сквозное действие пьесы терпит поражение или торжествует.

В трагедии «Ромео и Джульетта», где сквозное действие мы определили, как борьбу за право любить, право быть вместе, эта борьба заканчивается в смерти Джульетты.

Вспомним, ведущее предлагаемое обстоятельство этого события становится момент, когда Джульетта осознает, что Ромео мертв. Начинается финальное событие – поиски способа расстаться с жизнью, но не с Ромео. Это случай, когда борьба по сквозному действию торжествует, несмотря на трагический финал.

 

Упражнения по сказке «Волк и Коза»

Где заканчивается сквозное действие – борьба за жизнь детей? Коза предлагает Волку, прыгать через яму с огнем. Это ведущее предлагаемое обстоятельство финального события. Волк прыгает за Козой, попадает в огонь, брюхо у него лопается, и козлята освобождены, спасены. Значит финальное событие сказки – освобождение козлят. Борьба по сквозному действию закончилось. Ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы исчерпало себя, на наших глазах, сквозное действие пьесы закончилось на наших глазах. Зло побеждено на данном этапе, но оно не исчезло совсем, жизненный опыт необходимо закрепить, мир детского простодушия претерпел изменения, но не исчез совсем, т.е. исходное предлагаемое обстоятельство продолжается.

 

Упражнение по одноактной пьесе «Четыре капли» (праздник).

Финальное событие всегда лежит в конце пьесы, поэтому его легче обнаружить. Поэтому анализ произведения можно начинать с финального события, раскручивая дальнейший ход рассуждений в обратном порядке, понимая, что в финальном событии заканчивается борьба по сквозному действию и исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

В данной пьесе финальное событие – это смерть, которое начинается с ведущего предлагаемого обстоятельства – это сердечный приступ, «странный сон отца» (Розов не определяет точно, что смерть).

 

Центральное событие пьесы.

Всякая борьба имеет не только начало и конец, но в своем развитии проходит через пик, самый острый момент, после которого развитие идет на спад. Эта высшая точка борьбы, поворот в развитии сквозного действия пьесы называется – Центральным событием.

Центральное событие трагедии «Ромео и Джульетты» - это убийство Тибальта. Центральное событие «Ревизора» - сватовство Хлестакова. Центральное событие пьесы «Горе от ума» - объявление Чацкого сумошедшим. Действительно, сквозное действие в «Ромео и Джульетта» - борьба за любовь, за право быть вместе. Именно в рамках этой борьбы (для осуществления этой возможности) Ромео пытается погасить ссору Тибальта и Меркуцио, что кончается убийством Тибальта. Это пик.

 

Упражнения по сказке.

Где высший момент борьбы по сквозному действию в сказке «Волк и Коза». Обратимся к тексту. Где козлятам грозит наибольшая опасность? Где перелом действия? Где побеждает зло – то, с чем идет борьба?

В момент гибели козлят: «Волк вбежал в избу и всех поел, только один козленок схоронился, в печь улез» Центральное событие нападение на козлят, их гибель, а ведущее предлагаемое обстоятельство этого события – «Волк вбежал в избу»

Упражнения по пьесе.

Высшая точка борьбы по сквозному действию – борьба за праздник Музы – в пьесе «Праздник» («Четыре капли») Розова. Момент наибольшей опасности для осуществления этой борьбы – это бунт отца – центральное событие пьесы.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.