Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антиинфляционная политика и её применение в России

Введение

 

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Интерес к инфляции, инфляционным процессам, возник еще в древности, когда многие правители с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической. Сегодня в мире почти нет страны, где нет, или не было инфляции.

При всем обилии информации на эту тему, знания широких слоев населения поверхностны (отсюда появление инфляционного ожидания). Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение инфляционных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается.

Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции - обесценение денег.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Целью данной работы является раскрытие причин возникновения инфляции, а также возможных путей борьбы с ней. Для этого мы рассмотрим факторы, влияющие на возникновение и развитие инфляционных процессов, отметим характерные черты каждого вида инфляции. Также рассмотрим возможные пути борьбы с инфляцией посредством политики, проводимой правительством и Центральным Банком. Всё это позволит нам сделать выводы об эффективности тех или иных инструментов денежно-кредитной и фискальной политики, определить возможные пути решения проблемы инфляции в России.


Понятие и сущность инфляции. Инфляционные процессы, их виды

 

Инфляция по своей сути сложный и многогранный процесс, на который влияют различные факторы, порой даже невидимые с первого взгляда. Чтобы понять откуда появилась инфляция, а главное, как с ней бороться необходимо рассмотреть её истоки.

 

Инфляция и её виды

 

Понятие "инфляция" (от лат. - вздутие) впервые стало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале ХХ века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.

Что же такое "инфляция". Разные экономисты отвечают по-разному на этот вопрос.

Инфляция - переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей реальную прежнюю ценность или обесценившейся в меньшей степени;

Инфляция - дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен;

Инфляция - любое обесценение бумажных денег;

Инфляция - многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.

Современная экономическая энциклопедия дает следующее определение инфляции: Инфляция (англ. inflation) - переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами сверх реальных потребностей народного хозяйства и их обесценивание, обусловленное нарушениями общественного производства. Инфляция представляет собой нарушение действий денежного обращения и проявляется в явном или скрытом росте цен".

Суммируя все эти, в общем-то, идентичные, определения, можно сказать, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги).

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа роста цен, т.е. количественно:

Ползучая или умеренная (рост цен до 10% в год). Может считаться позитивным явлением, если сопровождается ростом деловой активности и отражает процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции. Действительно, в период введения новой технологии большинство предприятий, пользуясь приобретённым конкурентным преимуществом и неэластичного спроса на продукцию, практикуют маркетинговую стратегию "снятия сливок", а также следуют политике ускоренной амортизации. В результате в первые годы внедрения новшеств отношение цена/качество, как правило, растёт. Этому также способствуют высокие предельные издержки вследствие низкой степени освоенности рынка и невозможности полноценного использования эффекта масштаба. Инфляцию такого рода удачно объяснил в начале ХХ века австрийский экономист Й. Шумпетер - в период развития, "созидательного разрушения", индуцированного инновационного процесса происходит эмиссия кредита (в том числе за счёт лучшего освоения потенциального значения денежного мультипликатора), а инфляция является способом перераспределения покупательной способности.

Подобный темп инфляции характерен для многих стран Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Более того, кейнсианцы считают, что относительно невысокий, "трёхпроцентный" темп инфляции может быть использован для стимулирования производства. Допустимый темп "привычной" инфляции зависит от конкретных; он неодинаков для различных стран.

Галопирующая (от 20 до 200% в год). Обычно периоды взлёта цен на отдельные товарные группы чередуются с периодами их относительной стабильности. Так как динамика цен на разные товары и услуги на совпадает во времени, в целом наблюдается относительно плавная повышательная тенденция общего уровня цен, в которой можно обнаружить только сезонные колебания.

Этот вид инфляции, в отличие от ползучей, становится трудноуправляемой. Он характерен для стран с переходной экономикой. В первой половине 90-х гг. темпы прироста розничных цен в Польше находились в пределах от 20 до 70%; в Венгрии - от 19 до 35%; в Чехии и Словакии - от 10 до 55-60%.

Гиперинфляция (по критерию американского экономиста Ф. Кейгана, рост цен составляет 50% и более в год). Гиперинфляция - неуправляемый процесс, подогреваемый самовоспроизводящимися инфляционными ожиданиями. Во время гиперинфляции наблюдается бегство от денег, а цены пересматриваются практически каждый день. Производство дезорганизуется, так как производителям неясно, какие цены устанавливать на отпускаемую ими продукцию. Чтобы определить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы "горячих" денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением "инфляционного психоза", а это подстёгивает рост цен и инфляция начинает кормить сама себя.

Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после Первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработанную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. Также гиперинфляция возникала в России в период НЭПА, в некоторых странах Латинской Америки (70-80-е годы ХХ века), на Украине и в Казахстане в начале 90-х годов. Россия в 1992 году близко подошла к состоянию гиперинфляции, однако за весь период рыночных реформ не было ни одного месяца, когда рост цен достиг бы 50% (цены за один год возросли в 30 раз).

При такой инфляции возникает условный баланс убытков и выигрышей (табл.3-приложение).

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста:

Сбалансированная инфляция. Цены растут одновременно и в одинаковой степени на все товары и услуги, а также на факторы производства. Такая инфляция не влияет на перераспределительные процессы и выражается только в повышении общего индекса цен. В реальности сбалансированная инфляция практически не встречается, потому что разные рынки обладают разной скоростью и степенью приспособляемости к новой рыночной ситуации.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

Несбалансированная инфляция. Наблюдается неравномерный во времени и в динамике рост цен. При этом происходит изменение относительных (реальных) цен на различные блага, что вызывает структурные сдвиги в экономике. Фактически, любая инфляция является несбалансированной.

В России в 91-95 гг. преобладала несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережал рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышала цену всего сложного прибора и т.п. Например, завод "Русский дизель" (Санкт-Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливался манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) стала, чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы было бы трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся реализовать.

Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не могла, индустриальное возрождение России было нереальным. Были возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

С точки зрения третьего критерия (по степени прогнозируемости) выделяют:

Прогнозируемая (антиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен являются рациональными и в целом безошибочными. Позволяет хозяйствующим субъектам приспособиться к меняющейся рыночной конъюнктуре и в максимально возможной степени защитить свои интересы.

Непрогнозируемая (не антиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен на собственную продукцию и факторы производства не являются достоверными и полными, носят адаптивный характер, а приспособление происходит только через некоторый промежуток времени и частично.

В условиях информационной неопределённости и несовершенства знаний относительно механизмов функционирования экономики инфляция, как правило, является полностью прогнозируемой.

Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГ разрушало психологическую устойчивость людей, которые все менее надеялись на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

Причины инфляции

 

Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Как уже говорилось ранее, инфляция – результат нарушения равновесия между спросом и предложением. Поэтому для более детального изучения воздействия инфляционных факторов на экономику их делят на две категории: на факторы, лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения. На этой основе экономисты различают два типа инфляции.

 

Инфляция спроса

Если равновесие нарушается со стороны спроса, то возникает инфляция спроса. В этом случае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом на товары. Потребители хотят приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены.

Рис.2 Инфляция спроса

Сдвиг кривой совокупного спроса вверх ведёт к росту цен, если экономика находиться на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения. Само по себе увеличение спроса порождает не столько инфляцию, сколько её угрозу. Если государство с целью предотвратить грозящий спад производства реагирует увеличением денежной массы, то отсюда и начинается инфляция: в краткосрочном периоде такая политика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска, а в долгосрочном – только рост цен.

Причины инфляции спроса:

Низкий уровень безработицы. Если уровень безработицы высок, то на увеличение совокупного спроса экономика отвечает увеличением объема производства, привлекая бездействующие трудовые и материальные ресурсы по существующим ценам. По мере дальнейшего увеличения спроса экономика приближается к уровню полной занятости, а затем и преодолевает его. Некоторые отрасли полностью используют свои производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на свои товары увеличением производства. Поэтому цены на них растут.

Сверхэмиссия денег. Увеличение платежеспособности может возникнуть из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно. Причины сверхэмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения:

- к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение

государственного сектора, сопровождающееся увеличением зарплаты для привлечения государственных служащих.

- финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной, так как продукция этого сектора не является объектом потребительского спроса. Создается давление на цены в сторону их повышения.

- чрезмерное повышение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)

- стимулирующая кредитно-денежная политика Центрального банка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а инвестиционные проекты реализуются через определенный лаг времени, за период которого и может произойти инфляционный всплеск.

- обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте. Это может произойти, если высока доля иностранной валюты в составе денежного агрегата М2[1]. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос.

Примером инфляции спроса может послужить ситуация с падением конечного спроса в 1992-1998 г., когда из-за жёсткой денежно-кредитной политики государства доля денежного агрегата М2 резко сократилась. Это повлекло за собой значительный дефицит денег и как следствие – дефицит госбюджета, бартера, неплатежей, долларизации экономики, появление различных суррогатных денег (таблица 1).

Если в 1991 г. доля денежного агрегата М2 в ВВП составляла 68%, то уже в 1993 г. она снизилась до 19%, в 1996 – до 13,3%, в 1997 – до 14,8%. За 6 лет внутренний конечный спрос сократился на 48,9%, в том числе потребление домашних хозяйств на 32,1%, государственное потребление 33,4%, валовое накопление капитала – на 80,6%. При этом накопление основного капитала – почти на 70%[2].

 

Таблица 1 - Структура падения конечного спроса в 1992-1998г.

  Доля в%, 1991 г.

Падение в%, 1992-1998г.

Доля в падении,%

Внутренний конечный спрос 100,0

48,9

100,0

Потребление домашних хозяйств   41,4

32,1

27,0


Государственное потребление:

индивидуальные

товары и услуги

коллективные услуги

  16,9 6,5 10,4

 

34,3

3,3

52,2

  11,8 0,4 11,4

Валовое накопление

Накопление основного капитала

37,1 23,8

80,6

69,1

61,2 33,6
           

 

Именно данная ситуация (наряду с другими факторами) со стороны инфляции спроса повлекла за собой экономический кризис в 1998 г.

 

Инфляция предложения

Второй тип инфляции – инфляция предложения (инфляция издержек) – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции (рис 3).

Рис.3 Инфляция предложения

Как видно по графику, неблагоприятный шок предложения ведёт к росту цен. Смещение кривой совокупного предложения влево в результате это увеличивает издержки на единицу продукции, при возрастание цен сокращается реальный объём производства, или реальный ВНП.

Основные источники инфляции издержек:

- повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.

- импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.

- монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития.

- административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.

Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса. Реальный мир гораздо сложнее, чем предлагает простое деление инфляции на два типа – инфляцию, вызванную увеличением спроса, и инфляцию, обусловленную ростом издержек. На практике трудно различить эти два типа.

Например, предположим, что резко возросли расходы на здравоохранение и, следовательно, увеличились совокупные расходы, вызвав инфляцию спроса. Когда на рынках товаров и ресурсов действуют стимулы, вызванные повышением спроса, некоторые фирмы обнаруживают, что их расходы на зарплату, материальные ресурсы и топливо растут. В собственных интересах они вынуждены поднять цены на свою продукцию, поскольку увеличились издержки производства. Хотя в данном случае явно наблюдается инфляция спроса, для многих фирм она выглядит как инфляция издержек.

Различие между инфляцией издержек и инфляцией спроса кроется в другом. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существует избыток совокупных расходов. Инфляция же издержек автоматически сама себя ограничивает: она постепенно исчезает, то есть самоизлечивается. Из-за уменьшения предложения реальный объем внутреннего продукта и занятость сокращаются, а это препятствует дальнейшему росту издержек.


Антиинфляционная политика и её применение в России

 

При обсуждение антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в узком и широком смысле слова. В широком смысле - это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечение низкого целевого уровня инфляции. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.

К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...