Плательщики земельного налога
Введение
Существующие в регионах России отличия в величине установленного к уплате земельного налога были обусловлены различием "качества", или категорий земель. Причем в советские времена землю оценивали по баллам. При этом высшему уровню 100 баллам - соответствовал воронежский чернозем, все же остальные земли имели более низкую плодородность. Кроме названной характеристики учитывались иные природно-климатические условия: наличие тепла, влаги, продолжительность светового дня, а также уровень урожайности. Исходя из этих показателей, в каждом регионе земельный налог был разный. Введенная Законом РФ "О плате за землю" от 11.10 1991г №1738-1 система налогообложения земель с течением времени перестала отвечать современному уровню развития экономики. Законом для различных категорий земель были установлены ставки, которые в связи с высокими темпами инфляции, дефолтом, деноминацией постоянно индексировались. Справедливости ради надо сказать, что этот закон изначально был задуман как временный, планировалось пару лет пересмотреть принципы налогообложения, однако применялся он практически 14 лет. Для исправления накопившихся недостатков действовавшей системы налогообложения земли нужно было перейти к более справедливым принципам налогообложения, основывающимся на общественных представлениях о ценности земельных участков, единстве подходов к налогообложению на территории всей страны. Так появилась глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог", которая была введена Федеральным законом от 29.11.2004г №141 -ФЗ и вступила в силу с 1 Января 2005 года. В силу этого документа земельный налог устанавливается в качестве местного налога, который формирует доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Глава1. Общие положения
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на их территориях. В городах федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ. При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (органы законодательной (представительной) власти городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут самостоятельно определять налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, местные власти имеют право устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Плательщики земельного налога
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ).
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п.2ст.388 НК РФ). Согласно п.2 ст.11НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица могут индивидуальными предпринимателями. Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Следует иметь в виду, что физические лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не в праве ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели перешедшие на УСН и применяющие его в порядке, установленном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, является плательщиками земельного налога, т.е. исчисляют и уплачивают его на общих основаниях. При определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (поп.22 п.1 ст.346.16 НК РФ). В соответствии с главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ не освобождаются от уплаты земельного налога и плательщики ЕНВД.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, в том числе и земельного налога, осуществляются плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения. Согласно главе 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"НК РФ плательщиками земельного налога также признаются и организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). По действующему ЗК РФ в постоянное (бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного бессрочного пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшие у граждан или юридических лиц до введение в действие ЗК РФ (т.е. до 31.10 2001г), сохраняется (ст.20 ЗК РФ) Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся в собственности на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода право пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Следует иметь в виду, что оформление в собственность граждан земельных участков, раннее предоставленных им постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (п.3 ст.3 Федерального закона " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001г. №137-ФЗ).
Между тем в некоторых населенных пунктах складывается практика установления предельных сроков для обязательной перерегистрации гражданами земельных участков, что следует рассматривать как нарушение данной нормы. В письме ФНС России от 29.04.2005г №21-4-04/154@ "О земельном налоге" сообщается, что земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых организациями и физическими лицами, в то числе индивидуальными предпринимателями, зарегистрированы права, указанны в пункте п.1 ст.388 НК РФ, следовательно обязанность по уплате земельного налога организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного), пользования м права пожизненного наследуемого владения на земельные участки. А в письме подчеркивается, что до момента государственной регистрации указанных прав плательщиком земельного налога остается прежний правообладатель. Если право собственности, право постоянного (бессрочно) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок не зарегистрировано, то обязанности по уплате земельного налога у нового правообладателя не возникает. Следует иметь в виду, что представители налоговой службы в указанном выше письме подчеркнули, что собираются штрафовать организации, не принимающие меры по государственной регистрации земельных участков. Хотелось бы отметить ещё один важный момент. Если члены жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, а также садоводческих и огороднических товариществ имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами. В это случае каждый член кооператива ил товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно. До выдачи свидетельства членом этих организаций налогоплательщиками земельного налога являются кооперативы и товарищества. В такой ситуации они представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы муниципального образования, на территории которого находятся земельные участки, но без учета площади земель членов кооперативов и товариществ, получивших свидетельство. Другими словами, те члены кооператива или товарищества, которые имеют право устанавливающие документы на земельные участки, уплачивать земельный налог самостоятельно на основании уведомлений, полученных из налоговых органов, за остальных же земельный налог перечисляется в бюджет централизованно правлением кооператива (товарищества).
Объект налогообложения
Объектом обложения земельным налогом согласно ст.389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге - в пределах города), на территории которого введен налог. Земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находятся над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты, планы объекты землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Обратите внимание: согласно п.2 ст.389 НК РФ не признается объектом налогообложения все земельные участки, изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствие с законодательством Российской Федерации, но не все, а только: Занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; Предоставленные для обеспечения обороны и таможенных нужд; Из состава земель лесного фонда Занятые находящиеся в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Это означает, что например, земли, предоставленные для нужд связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности или земли, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные повергшееся деградации земли, хоть и ограниченны в обороте согласно подп.8 и 12 п.5ст.27 ЗК РФ, все равно признаются объектом налогообложения, поскольку они не указанны в п.2 ст.389 НК РФ кстати, и земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода также не указанны в п.2 ст.389 РК РФ, следовательно, признаются объектом обложения земельным налогом (письмо ФНС России от 20.01.2005г № 21-4-04\32@). В землях, изъятом их оборота, в соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности: Государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 ЗК РФ); Зданиями, строениями и сооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; Зданиями, строениями и сооружениями в которых размещены военные суды; Объектами организаций федеральной службы безопасности; Объектами организаций федеральных органов государственной охраны; Объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; Объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; Объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; Воинскими и гражданскими захоронениями; Инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. Глава 2. Налоговая база
Налоговая база в соответствии с главой 31 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, а размер налога рассчитывается в процентном отношении от этой кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка -это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них) Такое определение содержится в п.9.1.2 Временных методических рекомендаций по кадастровой оценке стоимости земельных участков, утвержденным заместителем председателя Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству (письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 14.06.1996г № 1-16\1240) Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственном кадастре недвижимости " от 24.07.2007г "221-ФЗ. Кадастровая стоимость земли согласно ЗК РФ должна использоваться в основном для целей налогообложения (п.5. ст.65 ЗК РФ) Она исчисляется по категориям и видам функционального использования с применением методов массовой оценки недвижимости. Здесь хотелось бы отметить один очень важный момент. Некоторые специалисты считают, что если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то для целей налогообложения применяется его нормативная стоимость. По нашему мнению это не верно, поскольку показатель нормативной цены земли может использоваться только для целей определения выкупной стоимости земельного участка, но никак не для исчисления налога на землю. Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст.25 Закона РФ №1738-1). Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены и на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (п.3 постановления Правительства РФ " О порядке определения нормативной цены земли" от 15.03.1997 г №319). Норма закрепления в п.13 ст.3 Закона №137-ФЗ предусматривает, что если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей указанных в ст.65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли. По нашему мнению, это правило не распространяется на налогообложение, поскольку в п.5 ст.65 ЗК РФ четко указанно, что для целей налогообложения следует пользоваться исключительно кадастровой стоимостью земельного участка. Совершенно очевидно, что если для целей налогообложения использовать нормативную цену земельного участка, то сумма земельного налога возрастет в несколько раз, поскольку нормативная цена земли значительно выше её кадастровой стоимости Рассмотрим это на примере г. Москвы где земельный налог по правилам главы 31 НК РФ стал исчисляться с 1 января 2005 г (на год раньше чем везде) Кадастровая стоимость земельного участка в черте города рассчитывается путем умножения его площади на кадастровую стоимость одного квадратного метра этой земли. Кадастровая стоимость определяется в то время исходя из удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по кадастровым кварталам города и видам функционального использования земель (утверждены постановлением Правительства Москвы " О результатах государственной кадастровой оценки земель города Москвы от 03.06.2003 г №417-ПП) В 2005 году цена квадратного метра земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности постройки в кадастровом квартале №77-01-01001 составляла 22972 руб. по обособленными водными объектами (в этом же кадастровом квартале) -3572 руб. и т.д. Этим же документом была определена в г. Москве и нормативная цена земли, которая, кстати, не делилась по видам функционального использования, т.е. применительно к примеру земля под жилыми домами и под водными объектами стоила одинаково. Нормативная цена земли в этом же кадастровом квартале г. Москвы (№77-01-001) в 2005 г. составляла 49089 руб. за квадратный метр. После не сложных подсчетов убеждаемся, что в Москве в 2005 г. нормативная цена земли превышала её кадастровую в одном и том же квартале от двух до четырнадцати раз. Таким образом, подменять кадастровую стоимость земли её нормативной ценой в целях исчисления земельного налога по правилам главы 31 НК РФ, по нашему мнению, нельзя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|