Глава 3. Комиссии референдума
Статья 24. Система и статус комиссий референдума
1. Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума. 2. Систему комиссий референдума составляют следующие комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим: 1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; 2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; 3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в качестве территориальных избирательных комиссий (далее - территориальные комиссии), а также специальные территориальные комиссии референдума (далее - специальные территориальные комиссии) в случае их сформирования; 4) участковые комиссии референдума (далее - участковые комиссии). 3. Решение вышестоящей комиссии референдума, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий референдума. 4. Решение комиссии референдума, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии референдума, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия референдума повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия референдума.
5. Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 25. Порядок формирования специальных территориальных комиссий
1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях. Такие специальные территориальные комиссии формируются с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования территориальных комиссий, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. 2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, либо возложить полномочия специальных территориальных комиссий на соответствующие территориальные избирательные комиссии, сформированные при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации. Специальные территориальные комиссии формируются в составе не менее пяти и не более девяти членов комиссии с правом решающего голоса, не подпадающих под ограничения, препятствующие приобретению статуса члена комиссии с правом решающего голоса, установленные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
3. Срок полномочий специальной территориальной комиссии определяется сформировавшей ее комиссией референдума. 4. Положения настоящего Федерального конституционного закона, регулирующие деятельность территориальных комиссий, распространяются на специальные территориальные комиссии, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 26. Порядок и сроки формирования участковых комиссий
1. Участковая комиссия формируется вышестоящей территориальной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования с соблюдением общих условий формирования комиссий референдума, а также порядка формирования участковых комиссий, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, со следующим количеством членов в зависимости от числа участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума: 1) до 1001 участника референдума - 3 - 9 членов комиссии с правом решающего голоса; 2) от 1001 до 2001 участника референдума - 5 - 11 членов комиссии с правом решающего голоса; 3) более 2001 участника референдума - 5 - 15 членов комиссии с правом решающего голоса. 2. В случае совмещения дня голосования на референдуме с днем голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме и (или) на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления максимальное количество членов участковой комиссии с правом решающего голоса, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена комиссии. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) данных членов комиссии, а также выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производится за счет средств соответствующего бюджета. 3. Срок приема предложений по кандидатурам в состав участковых комиссий не может быть менее 15 дней. Сообщение о формировании участковых комиссий и сроке приема предложений по кандидатурам в их состав подлежит опубликованию (обнародованию) до начала приема указанных предложений. 4. На участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, участковая комиссия формируется в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.
5. На участке референдума, образованном за пределами территории Российской Федерации, участковая комиссия формируется в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации. 6. При формировании участковой комиссии на участке референдума, образованном за пределами территории Российской Федерации: 1) требование о максимальном количестве членов участковой комиссии, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не применяется, если на участке референдума зарегистрировано более 3000 участников референдума; 2) предложение по кандидатуре в состав участковой комиссии, поступившее от политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, подлежит обязательному учету только в случае, если гражданин Российской Федерации, который обладает правом на участие в референдуме и кандидатура которого предложена в состав указанной комиссии, постоянно проживает на территории соответствующего иностранного государства. 7. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса вышестоящая территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Статья 27. Порядок назначения и срок полномочий членов комиссий референдума с правом совещательного голоса
1. Инициативная группа по проведению референдума после ее регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе назначить по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую территориальную, специальную территориальную и участковую комиссию. 2. Правом назначать членов специальных территориальных комиссий и участковых комиссий с правом совещательного голоса после сформирования этих комиссий обладают политические партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на последних предшествующих референдуму выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. 4. Членам комиссий референдума с правом совещательного голоса соответствующие комиссии референдума выдают удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 5. Срок полномочий члена комиссии референдума с правом совещательного голоса начинается со дня получения соответствующей комиссией референдума письменного уведомления инициативной группы по проведению референдума, политической партии из числа политических партий, указанных в части 2 настоящей статьи, о назначении члена комиссии референдума с правом совещательного голоса и письменного заявления гражданина о его согласии на такое назначение. В названном уведомлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства гражданина, назначенного членом комиссии референдума с правом совещательного голоса. 6. Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время по решению назначивших его инициативной группы по проведению референдума, политической партии и переданы другому лицу.
7. Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после дня официального опубликования результатов референдума либо со дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума, а если в вышестоящую комиссию референдума поступили жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования либо порядок подсчета голосов участников референдума, или если по данным фактам ведется судебное разбирательство, - со дня принятия вышестоящей комиссией референдума решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Статья 28. Организация деятельности комиссий референдума
1. Организация деятельности комиссий референдума осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах и настоящей статьей. 2. Большинством голосов от установленного количества членов соответствующей комиссии референдума с правом решающего голоса принимаются следующие решения комиссии: 1) о регистрации региональной подгруппы или об отказе в ее регистрации; 2) о принятии решения по результатам проверки соответствия вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона; 3) о регистрации инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы; 4) об обращении в суд с заявлением о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы; 5) о результатах выдвижения инициативы проведения референдума; 6) о назначении на должность председателя комиссии референдума, об избрании заместителя председателя и секретаря комиссии референдума; 7) по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума; 8) о принятии инструкций и иных нормативных актов по вопросам единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума; 9) об установлении итогов голосования, об определении результатов референдума; 10) о проведении повторного подсчета голосов участников референдума; 11) о признании референдума несостоявшимся или о признании итогов голосования на отдельных участках референдума, результатов референдума недействительными; 12) об отмене решения нижестоящей комиссии референдума и (или) о принятии решения по существу вопроса. 3. Решения комиссии референдума по вопросам, не предусмотренным частью 2 настоящей статьи, принимаются большинством голосов от количества присутствующих на заседании членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 4. Участковая комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем через два дня после сформирования при условии, что ее состав сформирован не менее чем наполовину от установленного количества членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой комиссии должны быть письменно извещены о дате, времени и месте проведения первого заседания не позднее чем за один день до дня его проведения.
Статья 29. Статус членов комиссий референдума
Статус членов комиссий референдума с правом решающего голоса и статус членов комиссий референдума с правом совещательного голоса устанавливаются законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Статья 30. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального конституционного закона: 1) организует подготовку и проведение референдума, руководит деятельностью нижестоящих комиссий референдума; 2) осуществляет контроль за соблюдением права на участие в референдуме; 3) обеспечивает единообразное применение настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения референдума; 4) принимает инструкции и иные нормативные акты по вопросам единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума; 5) оказывает нижестоящим комиссиям референдума правовую, методическую, организационно-техническую и иную помощь; 6) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 7) заслушивает сообщения представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума; 8) распределяет средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума, на обеспечение полномочий комиссий референдума, а также осуществляет контроль за целевым использованием этих средств; 9) регистрирует инициативную группу по проведению референдума и выдает ей регистрационное свидетельство; 10) регистрирует инициативные агитационные группы и выдает им регистрационные свидетельства; 11) дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума в филиале Сберегательного банка Российской Федерации, регистрирует уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, осуществляет контроль за финансированием деятельности указанных инициативных групп; 12) осуществляет контроль за соблюдением порядка и правил проведения агитации по вопросам референдума, информирования участников референдума на территории Российской Федерации; 13) утверждает формы (в том числе машиночитаемые) документов, а также определяет способы защиты бюллетеня, открепительного удостоверения для голосования (далее - открепительное удостоверение), а при необходимости способы защиты списка участников референдума и других документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; 14) утверждает форму и текст бюллетеня на русском языке; 15) утверждает образцы печатей комиссий референдума; 16) устанавливает порядок доставки в комиссии референдума документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, а также определяет по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела, порядок хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения указанных документов; 17) информирует участников референдума о вопросе (вопросах) референдума, о порядке и сроках его подготовки и проведения; 18) контролирует и обеспечивает соблюдение единого порядка подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования и порядка их опубликования (обнародования); 19) определяет результаты референдума и осуществляет их официальное опубликование; 20) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.
Статья 31. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении референдума: 1) осуществляет контроль за соблюдением права на участие в референдуме на территории субъекта Российской Федерации; 2) координирует деятельность нижестоящих комиссий референдума на территории субъекта Российской Федерации, оказывает им методическую, организационно-техническую и иную помощь; 3) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) распределяет средства, выделенные ей на подготовку и проведение референдума, в том числе между территориальными комиссиями, а также осуществляет контроль за целевым использованием этих средств на территории субъекта Российской Федерации; 5) заслушивает сообщения представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представителей органов местного самоуправления по организационно-техническим вопросам подготовки и проведения референдума; 6) регистрирует региональные подгруппы; 7) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; 8) обеспечивает соблюдение порядка хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; 9) контролирует и обеспечивает соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования и порядка их опубликования (обнародования); 10) устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории субъекта Российской Федерации; 11) контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума; 12) осуществляет контроль за финансированием деятельности инициативной группы по проведению референдума и инициативных агитационных групп на территории субъекта Российской Федерации; 13) осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения агитации по вопросам референдума, информирования участников референдума на территории субъекта Российской Федерации; 14) информирует участников референдума о вопросе (вопросах) референдума, о порядке и сроках подготовки и проведения референдума; 15) в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, утверждает текст бюллетеня на государственном языке республики в составе Российской Федерации, на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания; 16) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление бюллетеней и их передачу в территориальные комиссии; 17) обеспечивает передачу в нижестоящие комиссии референдума открепительных удостоверений, других документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; 18) устанавливает итоги голосования в субъекте Российской Федерации и передает их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации; 19) опубликовывает (обнародует) итоги голосования в субъекте Российской Федерации в региональных государственных средствах массовой информации; 20) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных комиссий, их должностных лиц и принимает по ним мотивированные решения; 21) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.
Статья 32. Полномочия территориальной и специальной территориальной комиссий референдума
1. Территориальная комиссия при подготовке и проведении референдума: 1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума, соблюдением права на участие в референдуме на соответствующей территории, информирует население о месте нахождения и номерах телефонов территориальной и участковых комиссий; 2) составляет отдельно по каждому участку референдума списки участников референдума по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и передает их в соответствующие участковые комиссии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 42 настоящего Федерального конституционного закона; 3) формирует участковые комиссии и назначает их председателей; 4) координирует работу участковых комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; 5) заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума; 6) распределяет средства, выделенные на подготовку и проведение референдума, в том числе между участковыми комиссиями, а также осуществляет контроль за целевым использованием этих средств; 7) организует доставку в участковые комиссии бюллетеней и иных документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; 8) выдает участникам референдума открепительные удостоверения; 9) оказывает методическую, организационно-техническую и иную помощь участковым комиссиям в организации голосования на участках референдума; 10) осуществляет контроль за соблюдением на соответствующей территории порядка проведения агитации по вопросам референдума и информирования участников референдума; 11) обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; 12) контролирует и обеспечивает соблюдение на соответствующей территории порядка подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования; 13) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации; 14) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, в вышестоящую комиссию референдума или архивное учреждение субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или уничтожает указанные документы по истечении сроков их хранения; 15) информирует участников референдума о вопросе (вопросах) референдума, порядке и сроках подготовки и проведения референдума; 16) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами. 2. Специальная территориальная комиссия обладает всеми полномочиями территориальной комиссии, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 3 (в части полномочий специальной территориальной комиссии референдума, указанной в части 2 статьи 25 настоящего Федерального конституционного закона), 5, 8 и 15 части 1 настоящей статьи.
Статья 33. Полномочия участковой комиссии
1. Участковая комиссия: 1) информирует население о месте нахождения и номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте проведения голосования; 2) уточняет список участников референдума по соответствующему участку референдума, а в случаях, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 42 настоящего Федерального конституционного закона, составляет и уточняет указанный список; 3) знакомит участников референдума со списком участников референдума, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в этом списке, вносит в него соответствующие изменения; 4) выдает участникам референдума открепительные удостоверения; 5) контролирует соблюдение правил размещения агитационных материалов на территории участка референдума; 6) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования; 7) обеспечивает информирование участников референдума о вопросе (вопросах) референдума на основании сведений, полученных от вышестоящей комиссии референдума; 8) определяет необходимое количество переносных ящиков для проведения досрочного голосования и голосования вне помещения для голосования; 9) организует на участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование; 10) проводит подсчет голосов участников референдума, устанавливает итоги голосования на участке референдума, а также составляет протокол об итогах голосования и передает его в соответствующую вышестоящую комиссию референдума; 11) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона и принимает по ним мотивированные решения; 12) обеспечивает сохранность и передачу в соответствующую вышестоящую комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением референдума; 13) обеспечивает на территории участка референдума использование ГАС "Выборы" в соответствии с порядком, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами. 2. Срок полномочий участковой комиссии истекает через 10 дней после дня голосования, если в вышестоящую комиссию референдума не поступили жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) данной участковой комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования либо порядок подсчета голосов участников референдума, или если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем участке референдума, соответствующей территории либо результатов референдума полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией референдума решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Статья 34. Гласность в деятельности комиссий референдума
1. На всех заседаниях любой комиссии референдума, а также при подсчете голосов участников референдума и осуществлении соответствующей участковой, территориальной комиссией работы со списками участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами и со сводными таблицами об итогах голосования, о результатах референдума вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии референдума при осуществлении ею работы с указанными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение комиссии референдума. На заседаниях комиссии референдума при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать также представители средств массовой информации. 2. Комиссия референдума обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей комиссии референдума, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума о времени и месте проведения заседаний комиссии референдума, а также свободный доступ лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на эти заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов участников референдума, осуществляется работа с указанными в части 1 настоящей статьи документами. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, в том числе в день проведения досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в части 1 настоящей статьи, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать при установлении иными комиссиями референдума итогов голосования, определении результатов референдума, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах референдума, а также при повторном подсчете голосов участников референдума. 4. Всем членам комиссии референдума, иным лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и в других местах временного пребывания участников референдума, а также доступ в помещение для голосования, помещение, в котором проводится подсчет голосов участников референдума. 5. В случаях, когда настоящим Федеральным конституционным законом предусмотрена выдача лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, заверенных копий протоколов об итогах голосования, о результатах референдума, иных документов референдума, заверение указанных копий производится председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей комиссии референдума. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии, а также ставит печать соответствующей комиссии референдума.
Статья 35. Содействие комиссиям референдума в реализации их полномочий
1. Государственные органы, государственные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Организации, в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении референдума доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет более 30 процентов, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, а также бесплатную печатную площадь для опубликования нормативных актов и иных решений комиссий референдума, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. 4. Государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, организации независимо от форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в пятидневный срок, на обращения, поступившие за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. 5. Комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального конституционного закона, иных федеральных конституционных законов, федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения референдума, в правоохранительные органы, которые обязаны принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений в пятидневный срок, при получении представления за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а при получении представления в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Указанные органы незамедлительно информируют о результатах проверки и принятых мерах обратившуюся с представлением комиссию референдума.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|