Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Найдите наиболее подходящую для себя технику




 

Следующие две главы содержат разнообразные техники, облегчающие вхождение в осознанное сновидение. Упор делается на наиболее эффективные из них, что не исключает, однако, возможности индивидуального выбора для каждого, с учетом физиологии, особенностей характера и образа жизни. Например, техники, описываемые в главе 4, лучше всего (но не только) подходят людям, которые быстро засыпают. Мы описали все известные нам техники, и вы можете попробовать любую, которая нравится. Вы можете также разработать свой собственный метод, комбинируя фрагменты изложенных техник. В любом случае, экспериментируйте, наблюдайте, и вы отыщете свой путь.

Если умственное напряжение дается вам нелегко, и по этой причине вы испытываете неуверенность относительно своего успеха, можете обратиться к упражнению, озаглавленному "Укрепление воли", которое дано в Приложении. Выполнение его облегчит работу со всеми техниками, приведенными в этой книге

Критическая проверка состояния

Наведение моста между двумя мирами

 

Давайте теперь сделаем паузу и зададим себе вопрос: "Сплю или бодрствую я в данный момент?" Будьте серьезны. Попытайтесь как можно более непредвзято и аргументированно ответить на этот вопрос.

Ответив, задайте себе другой вопрос: "Как часто в течение дня я спрашиваю себя, сплю я или бодрствую?" Если вы не специализируетесь в области философии и еще не практикуете техники вхождения в осознанное сновидение, то, скорее всего, ответите, что ни разу. В таком случае, часто ли вы будете задавать себе этот вопрос во сне, как вы думаете? Скорее всего, тоже никогда, потому что во сне вы обычно думаете и делаете то же самое, что привыкли делать днем.

Выводы из этого очевидны: для достижения осознанности во сне можно использовать взаимосвязь между привычными действиями во сне и наяву; и один из способов достижения осознанности заключается в задавании себе во сне вопроса: спите вы или бодрствуете. Но чтобы научиться этому, следует привыкнуть задавать этот вопрос себе наяву.

 

Критический дар

 

Одним из аспектов деятельности ума является "тестированию реальности" для определения того, откуда мы получаем стимулы: изнутри или снаружу. Оливер Фокс назвавший эту систему критической оценки "критическим даром", считает, что она "спит" во время обычного сна. Он считает этот дар главным условием достижения осознанности во сне. Для этого, как писал Фокс:

 

...необходимо разбудить критический дар, в основном, бездействующий во сне, и тогда станут проявляться степени активности. Предположим, что во сне я оказался в кафе. За соседним столиком сидит леди очень приятной наружности -— за исключением того, что у нее четыре глаза. Примеры степеней активности критического дара в данном случае следующие:

(1) В обычном сновидении я вообще не обратил бы внимания на этот казус. Но пробуждающийся критический дар дает мне почувствовать, что с этой леди что-то не так. Внезапно я понимаю, что именно — "Конечно же, ведь у нее четыре глаза!"

(2) Во сне я испытываю легкое удивление: "Как странно, у этой девушки четыре глаза! Это ей не идет". Но тут же я могу заметить: "Бедняжка, она сломала нос! Как это произошло?"

(3) Критический дар пробуждается еще более, и четыре глаза воспринимаются как аномалия, но должных выводов еще не делается. Я восклицаю: "Ничего себе!", и затем разубеждаю себя: "Должно быть, в городе какое-то необычное шоу или цирк". Таким образом, я нахожусь на грани понимания причин происходящего, но не могу сделать решающий шаг.

(4) Мой критический дар полностью проснулся, и это объяснение его уже не удовлетворяет. Я продолжаю цепочку своих умозаключений: "Но таких номеров никогда не было! Взрослая женщина с четырьмя глазами — это невозможно! Это сон!"1

 

Задача заключается в том, чтобы активизировать критический дар непосредственно перед сном, с тем, чтобы во сне он помог объяснить какую-либо странную ситуацию.

Поль Толи недавно разработал несколько техник вхождения в осознанное сновидение на основе более чем десятилетних исследований с участием свыше двухсот испытуемых. Он считает, что одним из эффективных методов достижения осознанности (особенно для начинающих) является выработка "критического отношения" к состоянию своего сознания. Это достигается путем постановки вопроса, спите вы или нет, в состоянии бодрствования. Он подчеркивает важность "критического вопроса" ("сплю я или нет"), который следует ставить так часто, как только возможно, во всяком случае, не менее пяти-десяти раз в день, а также в каждой ситуации, похожей на сон. Последнее важно, поскольку в осознанных сновидениях критический вопрос обычно задается в ситуациях, аналогичных тем, в которых он задается днем. Полезно также задавать его, когда вы ложитесь спать и когда засыпаете. Все эти советы мы объединили в следующий вариант методики Толи.

 

Техника критической проверки состояния

 

Определите время для проверки своего состояния

Выберите пять-десять моментов в течение дня, когда вы будете проверять свое состояние. Этим моментам должны соответствовать обстоятельства, в какой-то мере похожие на сон. Всякий раз, сталкиваясь с чем-либо напоминающим признак сна, проверяйте свое состояние. Проверяйте его при встрече со всем поразительным или неожиданным для вас, в моменты необычно сильных эмоций или при виде чего-либо похожего на сон. Если у вас повторяется какой-либо сюжет сна, идеальными будут любые ситуации, напоминающие его. Например, если вас постоянно беспокоят сны, в которых проявляется ваша боязнь высоты, то проверку состояния следует производить, когда вы идете по мосту или находитесь на последнем этаже высокого здания.

Джо Дример, к примеру, проверяет свое состояние в следующих случаях:

 

1. Когда он ступает на эскалатор (сюжет многих его беспокойных снов).

2. Когда он разговаривает с боссом.

3. Когда он видит привлекательную женщину.

4. Когда он встречает типографскую опечатку.

5. Когда он идет в ванную (ванная, как он заметил, в его снах часто выглядит довольно странно).

 

Проверьте свое состояние

Почаще задавайте себе критический вопрос (не менее пяти-десяти раз, в ситуациях, отобранных вами на этапе 1): "Сплю я или бодрствую?" Не надо задавать его автоматически и так же бездумно отвечать: "Разумеется, бодрствую", — иначе таким же образом вы поступите и в настоящем сне. Понаблюдайте, нет ли вокруг чего-нибудь странного, несообразного, что могло бы свидетельствовать, что вы спите. Вспомните в обратном порядке события последних нескольких минут. Вызывает ли это у вас затруднение? Если да, то вполне возможно, вы спите. В следующем разделе вы найдете рекомендации относительно правильного ответа на критический вопрос.

(Заимствовано из критической техники Толи2.)

 

Советы относительно проверки состояния

 

Многие люди по собственному опыту знают, что мышление во сне не всегда бывает ясным. Поэтому на вопрос, спите вы или нет, иногда можно ошибочно ответить, что бодрствуете. К такому ответу вас может подтолкнуть, например, ощущение реальности происходящего, или попытка ущипнуть себя, в соответствии с классическим тестом. Проснетесь вы вряд ли (со мной, например, этого ни разу было), но ощущение щипка получится убедительным.

При попытке сообщить о своей догадке, что происходящее есть сон, другим его действующим лицам, вы можете встретить с их стороны протест и возражения, как в следующем примере:

 

В одном из осознанных сновидений я оказался там, где жил во время учебы в средней школе. Отличительным признаком дома был прекрасный сад во дворе. Там находился мой очень близкий друг. Когда я присел и посмотрел на дом, то вспомнил, что он был снесен около семи лет назад, хотя сейчас его реальность не вызывала сомнений! В этот момент я понял, что сплю, и обратился к своему другу с просьбой проснуться, сказав, что мы спим и что если он это поймет, мы сможем переместиться куда угодно и делать все, что захотим. Однако он не хотел меня слушать и продолжал утверждать, что это происходит наяву, а мне надо меньше читать Карлоса Кастанеду и больше Евангелие. (П.К., Колумбус, Сев. Каролина)

 

Мораль: не слушайте никого, проверяйте только свое собственное состояние!

Более надежный тест, используемый многими осознанно сновидящими, -- попытка взлететь. Для этого надо подпрыгнуть в воздух и попытаться там задержаться. Если вам удастся продержаться в воздухе хотя бы на несколько секунд дольше, чем обычно, можете быть уверены -— вы спите.

Лично же для меня наилучшим тестом является следующий. Попытайтесь прочесть (если можете) какой-нибудь текст, затем отвлекитесь и повторите попытку, чтобы проверить, не изменился ли он. В моих осознанных сновидениях всякий раз при подобных действиях написанное как-нибудь изменялось: слова становились бессмысленными, или буквы превращались в иероглифы.

С равным успехом можно дважды посмотреть на дисплей электронных часов, если вы их носите: во сне они никогда не будут вести себя правильно (то есть когда цифры меняются предсказуемым образом), обычно они вообще не показывают ничего осмысленного (хотя, может, это точное время сновидения). К сожалению, данный тест работает только с электронными часами, но не работает с аналоговыми часами старого типа, которые иногда показывают время во сне вполне правдоподобно. Как-то раз, решив произвести во сне проверку состояния, я посмотрел на свои часы — они превратились в совершенно реалистичные аналоговые. Однако, я вспомнил, что на моих электронных часах нет фирменного знака, в то время как на этих был нарисован Микки Маус, -- так я сделал вывод, что сплю.

Будьте внимательны с этим тестом: может случиться, что будучи не в состоянии определить время, вы станете придумывать какое-нибудь абсурдное объяснение этому -- типа "сели батарейки", или "слишком темно, чтобы разглядеть цифры".

Вообще, чтобы отличить сновидение от бодрствования, необходимо помнить, что хотя сны могут производить такое же впечатление реальности, как и мир бодрствования, они гораздо более изменчивы. В большинстве случаев все, что от вас требуется -- это критически осмотреться; и если это сон, вы обязательно заметите необычные перемены.

Проверка состояния -- способ определить истинное положение вещей, когда вы подозреваете, что спите. По мере накопления опыта, вы будете тратить все меньше времени на тестирование признаков сна; вместо этого ваши подозрения будут превращаться в осознание факта, что вы спите. Вы поймете, что возникшая у вас потребность проверить реальность окружающего является уже достаточным доказательством того, что вы спите, поскольку в бодрствующем состоянии у вас не возникает подобных вопросов3. Еще раз хотелось бы подчеркнуть: всякий раз, когда вы подозреваете, что спите, скорее всего, так оно и есть.

 

Техники намерения

 

Создание определенного настроя в бодрствующем состоянии с целью переноса его в состояние сна используется уже более тысячи лет для достижения осознанности тибетскими буддистами. Происхождение этих техник окутано пеленой прошедших веков. Говорят, что они происходят из учений мастера по имени Лавапа из Ургена в Афганистане и были перенесены в Тибет Падмасамбхавой, основателем тибетского буддизма, в восьмом столетии4.

Тибетские учения передавались из поколения в поколение вплоть до нынешних времен, когда на Западе появилась "Йога состояния сна" -- манускрипт впервые составленный в шестнадцатом веке и переведенный в 1935 году, в котором излагаются несколько техник "постижения природы состояния сна" (т.е. осознанных сновидений)5. Большинство тибетских техник тесным образом связаны с отработанными навыками созерцания. Они включают, например, сложные визуализации санскритских букв в многолепестковых лотосах, одновременно с концентрацией и выполнением специальных дыхательных упражнений. Возможно, в будущем, когда тысячи людей достигнут высокого мастерства в онейронавтике, представляемой в данной книге, мы сможем научиться большему у наших тибетских предшественников. А пока общедоступная суть тибетских техник изложена в этой и следующей главах.

 

Техника силы намерения

 

Для начинающих сновидцев больше всего подходит тибетская техника, именуемая "постижение с помощью силы намерения", которая заключается в "решимости поддерживать непрерывный поток сознания" в состояниях как бодрствования, так и сна. В нее входит как дневная, так и ночная практика.

 

Дневная практика

В течение дня "в любых условиях" непрерывно думайте о том, что "все окружающее суть элементы сна" (то есть, ваши ощущения -- это плод вашего воображения), и намеревайтесь понять их истинную природу.

 

Ночная практика

Вечером, перед сном, примите "твердое решение" постичь состояние сна -- то есть, понять, что это не реальность, а сон. (Дополнительное упражнение: попросите своего гуру помочь вам уловить состояние сна. Это для большинства людей не обязательно и может быть заменено чем-то еще. Если вы имеете гуру, то вперед -- просите. Если его нет, но вы используете молитву, то помолитесь как обычно. Можете также использовать символическое изображение, которое для вас ассоциируется с осознанным сновидением. Если у вас нет гуру и вы не имеете обыкновения молиться, то либо пропустите эту инструкцию, либо придумайте что-нибудь свое).

 

Комментарий

Поскольку обычно нам снится то, с чем мы имели дело недавно, то велика вероятность, что проведя достаточно времени с мыслью, что "все вокруг есть элементы сна", днем, вы в конце концов с этой же мыслью вы столкнетесь и во сне.

 

(Заимствовано из Эванс-Венца6.)

 

История одного случая

 

Двадцать лет назад я посетил семинар по тибетскому буддизму в Эсаленском институте в Биг-Сур, Калифорния, который проводил Тартанг Тулку. Ринпоче ("драгоценный алмаз"), как называли учителя, был вынужден в то время покинуть Тибет, оккупированный китайскими коммунистами, и "попал с корабля на бал" из Индии. Поэтому он очень плохо говорил по-английски. Его и без того не слишком гладкая речь часто прерывалась смехом. Я ждал эзотерических толкований сложной теории, но то, что я получил, оказалось несравненно более ценным.

Ринпоче обвел пространство вокруг нас небрежным жестом и торжественно объявил: "Это... сон!" Потом он еще немного посмеялся и с таинственным видом указывая на меня, на других людей и предметы, все повторял: "Это сон!", заливаясь каждый раз смехом. Ринпоче удалось внушить нам (как именно, не знаю; я не исключаю возможность телепатии, поскольку мы обменялись всего несколькими словами), что мы должны пытаться смотреть на окружающий нас мир как на сон и поддерживать поток сознания непрерывным при переходе из бодрствования в сон и обратно. Я не думаю, что справился с этим заданием очень хорошо, но на обратном пути в Сан-Франциско после уик-энда неожиданно почувствовал, что мой мир расширился.

Через несколько ночей я пережил осознанное сновидение, первое после серии приключенческих снов, которая у меня была в пятилетнем возрасте. Вот что я увидел.

 

Шел небольшой снег. Я в одиночестве поднимался на горную вершину К2. Двигаясь вверх сквозь отвесно падающий снег, я вдруг заметил, что мои руки голые: я был одет в рубашку с коротким рукавом -- не самую подходящую одежду для штурма второй по высоте вершины мира. И тут я понял, что все объясняется тем, что я сплю. Я был так восхищен, что спрыгнул с горы и полетел прочь, однако сон растаял, и я проснулся.

 

Я интерпретировал этот сон как указание на то, что еще не готов к освоению тибетской йоги сна. Но он явился также и точкой отсчета, начиная с которой я стал время от времени видеть осознанные сны.

Так длилось восемь лет, пока я не занялся ими всерьез. Следует заметить, что мое импульсивное поведение при столкновении с осознанными сновидениями типично для начинающих. Сейчас, оказавшись во сне в аналогичной ситуации, я бы полетел не от горы, а на ее вершину, чтобы выяснить, бывал ли я зачем-нибудь здесь.

 

Намерение для Запада

 

На Западе мало кто знаком с восточным понятием гуру, но понятие намерения должно быть достаточно известным. И хотя о случайных, спонтанных осознанных сновидениях сообщает множество людей, они редко случаются без намерения увидеть их. Следовательно, если мы хотим видеть осознанные сны чаще, мы должны формировать у себя намерение распозновать момент, когда мы спим. Если ваши первые попытки не увенчались успехом, наберитесь терпения: в тибетских учениях сказано, что необходимо не менее двадцати одной попытки каждое утро, чтобы "постичь природу состояния сна".

С видоизменениями древней тибетской техники осознанного сновидения с помощью силы намерения много экспериментировал Поль Толи. Вот мое переложение его техники7.

 

Техника намерения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...