Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие субъекты управления развитием территории в регионах

 

К числу общих субъектов управления развитием в регионах можно отнести высшие государственные органы власти РФ (Президент, Правительство, Федеральное Собрание), поскольку принимаемые ими решения и нормативные акты затрагивают сферу управления развитием территорий в наибольшей степени, ибо именно они создают экономический и политический климат в стране. Однако в свете данной работы рассматривать полномочия данных органов нецелесообразно.

В Российской Федерации существует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

– мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

– разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;

– подготовку заключений по проектам нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, в которых дается оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности;

– регистрацию проектов и программ технической помощи, ведение единого реестра проектов и программ технической помощи, а также в установленном порядке контроль за целевым использованием технической помощи на этапе организационных мероприятий;

– функции национального координационного бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза;

– координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;

– формирование мобилизационных планов экономики, разработку принципов управления экономикой в условиях военного времени;

– формирование проекта государственного оборонного заказа;

– подготовку в установленном порядке заключений по проектам федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;

– проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер[4] и другие полномочия в сфере экономического развития, которые ввиду своей отраслевой принадлежности не могут не влиять на управление развитием территории в субъектах РФ.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.[5]

Помимо указанных министерств, так или иначе деятельность и иных органов федеральной государственной власти прямо или косвенно влияет на политику и практику управления развитием территории субъекта РФ. Так, например, Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).[6]

Кроме федеральных органов государственной власти в число субъектов управления территориальным развитием в регионах могут быть включены также высшие органы государственной власти регионов.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.[7]

Так, в соответствии с Уставом Красноярского края[8] Губернатор края - Председатель Совета администрации края возглавляет Совет администрации края и организует его работу.

Посредством законов края, принимаемых Законодательным Собранием края, осуществляется:

– по представлению Губернатора края утверждение краевых целевых программ экономического, социального и иного развития края;

– по представлению Губернатора края утверждение краевого бюджета, внесение в него изменений и отчета о его исполнении;

– установление порядка образования и деятельности краевых внебюджетных и валютных фондов, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;

– установление налогов и сборов, установление которых отнесено федеральным законом к ведению края, а также порядка их взимания;

– принятие решения о проведении краевого займа и условиях его размещения и погашения;

– определение краевого бюджетного устройства и бюджетного процесса;

– установление порядка управления и распоряжения собственностью, в том числе долями (паями, акциями) края в капиталах коммерческих и некоммерческих организаций независимо от организационно-правовой формы;

– правовое регулирование земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;

– утверждение схемы управления краем, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти края;

– определение порядка организации и деятельности Счетной палаты края;

– установление административно-территориального устройства края и порядка его изменения;

– утверждение заключения и расторжения договоров края;

– нормативное регулирование по иным вопросам, если такое регулирование согласно федеральному законодательству прямо возлагается на орган законодательной власти субъекта Российской Федерации либо поручается субъекту Российской Федерации или его органам государственной власти без отнесения этого регулирования к компетенции конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также до принятия федеральных законов нормативное регулирование по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;

– определение порядка организации и деятельности Региональной энергетической комиссии Красноярского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательное Собрание края помимо законотворческой деятельности в пределах и формах, установленных Уставом края, законами края:

– осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов края, исполнением краевого бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью края;

– дает согласие на назначение Губернатором края председателя Региональной энергетической комиссии края, а также согласует назначение заместителя председателя Региональной энергетической комиссии края в порядке, предусмотренном законом края;

– осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами края.

Совет администрации края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края, участвует в проведении единой государственной политики.

Совет администрации края:

– осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

– разрабатывает для представления Губернатором края в Законодательное Собрание края проект краевого бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития края;

– обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет об исполнении краевого бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития края для представления Губернатором края в Законодательное Собрание края;

– разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику в крае; способствует развитию предпринимательства; обеспечивает рациональное размещение производительных сил в крае, занятость населения;

– в соответствии с законодательством управляет и распоряжается государственной собственностью края, а также федеральной собственностью, переданной в управление краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– проводит государственную политику ценообразования и оплаты труда; содействует организации государственного страхования и единой системы учета и статистики;

– осуществляет мероприятия по развитию жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи;

– реализует мероприятия по развитию торговли, бытового обслуживания населения, по защите прав потребителей;

– создает условия для развития стройиндустрии и строительного комплекса края, обеспечивает строительство объектов за счет средств краевого бюджета, определяет и реализует градостроительную политику;

– создает условия для развития сельскохозяйственного производства, всех форм собственности в агропромышленном комплексе края, обеспечивает осуществление земельной реформы;

– разрабатывает программы по охране природы и рациональному природопользованию и обеспечивает их выполнение;

– разрабатывает и реализует меры по защите интересов края;

– обеспечивает государственную поддержку муниципальных образований и деятельности органов местного самоуправления в крае; в пределах, определенных федеральным законодательством и законами края, обеспечивает законность деятельности органов местного самоуправления;

– осуществляет внешнеэкономические связи;

– образует, реорганизует, упраздняет органы исполнительной власти края, утверждает Положения о них, формирует аппарат Совета администрации края, утверждает его структуру, устанавливает предельную численность работников органов исполнительной власти края и аппарата Совета администрации края исходя из размера ассигнований на их содержание, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами края;

– вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу края, законам края, а также вправе обратиться в суд;

– заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

– осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом края и законами края, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.[9]

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...