Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассказ о черных, их происхождении, различиях их групп и разновидностей; о расположении областей их и сведения об их царях




Говорит ал-Мас'уди. Когда распространились дети Ноя по земле дети Куша ибн Кан'ана направились на запад, так что пересекли Нил Египта. Затем они разделились; часть их направилась вправо между востоком и западом; а это — нубийцы, ал-буджа | 2 | и зинджи; часть направилась к западу, а это — многочисленные группы, например, аз-загава, ал-канем, марка, куку, гана и прочие черные и дамдама.

Затем те, что направились вправо между востоком и западом, разделились. И стали зинджами — ал-макир, ал-машкар, барбара и прочими разновидностями зинджей.

Мы уже упоминали в предшествовавших главах этой книги, при рассказе о Хабашском море, о проливе Барбари, и о тех из разновидностей черных, что живут на нем, и о их связях (в их областях) со странами ад-Дахлак, аз-3айла' и Насис'. Эти люди — владельцы шкур красных леопардов, и эти шкуры — их одежда; из их земли шкуры привозятся в страны ислама. Это самые большие из шкур леопардов и лучшие из них для изготовления седел.

Море зинджей и ал-ахабиш находятся справа от моря ал-Хинда, хотя воды их и соединяются.

Из земли [черных] вывозят панцири со | 3 | спин черепах, а они то, из чего делают гребни, как и из рога.

А наиболее частое из животных в их земле известно под названием "жирафа", хотя его местонахождение в Нубии, а не в прочих местностях страны ал-ахабиш..

...Жирафа называется по-персидски "уштур гау"; она подносилась в дар царям персов от земли нубийцев, как посылалась и царям арабов, (Имеются в виду Омейяды) и тем, кто был из халифов-Аббасидов и правителей Египта..

... Мы уже сообщали ранее о зинджах и племенах ал-ахабиш, которые прошли справа от Нила и достигли нижних частей Хабашского моря. | 6 |

Зинджи, помимо прочих ал-ахабиш, пересекли пролив, отделяющийся от верхнего течения Нила и впадающий в Море зинджей. Зинджи расселились в этой области, и места обитания их граничат с Софалой; это окраина страны зинджей, в нее направляются корабли жителей Омана и Сирафа, и она — предел плаваний их на побережье Моря зинджей. Подобно тому как окраины моря ас-Сина примыкают к стране ас-Сила, о которой уже ранее сообщалось в предшествующих частях этой книги, так же [примыкают] и окраины моря зинджей, и страны Софалы, и окраины страны Ваквак. Это страны, обильные золотом, обильные чудесами, плодородные и жаркие. Зинджи сделали их центром государства; [237] посадили они над собой царя, которого назвали ваклими, а это названиe для прочих их царей во все времена, как мы ранее сообщили. Ваклими — а он правит прочими царями зинджей — выступает в поход во главе трехсот тысяч всадников. | 7 |

Скот их — коровы и быки, нет в их земле ни лошадей, ни мулов, ни верблюдов, и они их не знают. Подобно этому же не знают ни снега, ни града ни они, ни прочие ал-ахабиш. Среди них есть племена с острыми зубами, поедающие друг друга. Места обитания зинджей расположены от берегов пролива, отделяющегося от Верхнего Нила, до стран Софала и Ваквак; протяженность мест их обитания и непрерывных посевов хлопка в длину и ширину составляет около семисот фарсахов по суше — по долинам, горам и пескам.

В земле зинджей великое обилие слонов, все они дикие, не одомашненныe. Зинджи никак не используют их - ни на войне, ни как-либо помимо этого, а только убивают их. Они бросают в воду для слонов листья деревьев разного рода, которые имеются в земле их, их кору и их ветви. 3инджи прячутся, а слоны приходят, чтобы пить воду. И когда слоны напьются этой воды, она их обжигает и опьяняет; слоны падают, | 8 | и их ноги и суставы не могут двигаться, как мы сообщали ранее. А зинджи выходят к ним с самыми большим копьями и убивают их, дабы взять их клыки. В их земле покупают клыки слонов, в каждом клыке сто пятьдесят или больше того маннов веса. Большая часть их продается изОмана в земли ас-Син и ал-Хинд. Они доставляются из страны зинджей в Оман, а из Омана туда, куда мы упомянули, и если бы не это, то слоновой кости в земле ислама было бы много...

...В земле зинджей слон живет около четырехсот лет; так сообщают и зинджи, ибо они знают в своей стране слона столь крупного, что они не могли его убить......Говорит ал-Мас'уди. Вернемся же теперь к тому, чего мы касались ранее, в начале этой главы, из упоминаний о зинджах, их стране и прочих видах ал-ахабиш. Несмотря на частые охоты на слонов для сбора их бивней, как мы сообщали, зинджи не используют ничего из этих [бивней] в своих орудиях. Зинджи украшаются только железом вместо золота и серебра. А мы сообщали об их скоте, что это коровы | 27 | ичто зинджи сражаются на них, вместо [того чтобы сражаться на] верблюдах и лошадях. И эти коровы бегут, подобно коням, с седлами и поводьями...

... Возвратимся же теперь к рассказам о зинджах и рассказам об их царях. Что касается значения названия царей зинджей, а оно — ваклими, то обозначается этим сын великого Господина, так как он избирается на царство, дабы была среди них [зинджей] справедливость. Как только царь становится несправедлив по отношению к ним в своем правлении и отклоняется | 30 | от истины, они убивают его и запрещают правление его потомкам. Они утверждают, что царь, поступая так, [238] сводит на нет то, что он является сыном Господа, который есть царь, небес и земли. Они называют Творца, велик он и славен, Малканджулу а смысл этого — "Великий господин".

Зинджи красноречивы в своих речах, среди них имеются ораторы на их языке. И встает какой-либо аскет из их числа, обращаясь к множеству народа с проповедью, внушая им близость к Создателю, призывая их к повиновению ему, пугая его карой и силой его и напоминая им о тех, кто был ранее из царей и предков их.

У них нет закона, к которому бы они обращались; но у их царей имеются некоторые обычаи и приемы политики, при помощи которых они управляют своими подданными.

Едят они бананы, а последние многочисленны в их стране (подобно этому обстоит дело и в стране ал-Хинд). Но основная часть пищи их — дурра и растение, называемое ал-калари, которое добывается из земли, как трюфель и корень ар-расан. Этого растения много в стране Адена и в тех, что | 31 | примыкают к нему из земель ал-Йемена. Этот ал-калари походит на колоказию, которая есть в Сирии и Египте. В пищу они употребляют также мед и мясо.

Кому из них понравится что-либо из растений, зверей или минералов, тому он и поклоняется.

Острова их в море не перечислить из-за их многочисленности; на них имеются кокосы, которые любят есть прочие зинджи.

Среди прочих островов есть остров, между которым и берегом зинджей около дня или двух дней пути; на нем живут люди из мусульман, и из числа мусульман их цари. Он называется Канбалу, в соответствии с тем, что мы уже сообщили о нем в этой книге.

Что до нубийцев, то они разделились на две части — [живущие] к востоку от Нила и к западу от него — и расположились по обоим берегам его; их области примыкают к областям коптов в верхней части Египта, в области Усвана и прочих. Жилища нубийцев простираются по обоим берегам Нила вверх по нему и доходят до мест, близких его верхнему течению. Они построили столицу, а |32 | это город, называемый Дункула. Другая же часть нубийцев, называемая 'Алва, построила царский город, который они назвали Сарийа.

Говорит ал-Мас'уди. Я кончил писание этого места нашей книги в месяце Раби' II 332 года (2-30 декабря 943г.), а находился я в Фустате Египта, и мне рассказали, что у нубийцев есть царь в городе Дункула по имени Кабри ибн Сурур, а он царь, сын царя сына царя и так далее (Т.е. из древнего царского рода). Царство его распространяется на Макурру и 'Алву. А область его царства, примыкающая к земле Усвана, известна под названием Марис, и оттуда [239] идет ветер ал-Марисийа. Этот царь правит [землей, простирающейся] вплоть до владений Египта — области ас-Са'ид и города Усвана.

Что же касается ал-буджа, то они поселились между морем ал-Кулзума и Нилом Египта, разделились на части и посадили над собой царей. В их земле имеются золотые рудники, а золото самородное, и рудники изумрудов. Их отряды проникают на кровных верблюдах в страну нубийцев и опустошают ее и захватывают пленных.

Раньше нубийцы были сильнее ал-буджа, то того как появился и укрепился ислам. Некоторое число мусульман поселилось на золотых рудниках и в стране ал-'Аллаки и ал-'Айзаба; в этой области поселились арабы из племени Раби'а ибн Низар ибн Ма'адд ибн 'Аднан. И возросла их сила, они женились на женщинах ал-буджа. Ал-буджа усилились за счет тех, кто породнился с ними из числа раби'а. Раби'а же с помощью ал-буджа превзошли в силе тех, кто соперничал с ними и был расположен по соседству из племени Кахтан и прочих Мудар ибн Низар, обитающих в этой области.

Владелец рудников в наше время — а это 332 г. (943-944гг) — Абу Марван Бишр ибн Исхак из племени Раби'а, который выступает в поход во главе трех тысяч раби'а и союзников их из числа мударитов и йеменитов и тридцати тысяч копейщиков | 34 | на кровных верблюдах, с кожаными щитами ал-буджавийа, из числа ал-буджа; эти [копейщики] — ал-хада-риба, а они единственные мусульмане среди ал-буджа, прочие же ал-буджа — язычники, поклоняющиеся своему идолу.

Что же касается ал-хабаша, то название столицы их — Ку'бар; это большой город, он столица ан-наджаши. У ал-хабаша имеется множество городов и обширные возделанные земли. Царство ал-наджаши прилегает к Хабашскому морю, и ему принадлежит побережье, на котором расположены многочисленные города, лежащие против страны ал-Йемена. Из числа городов ал-хабаша на побережье — аз-3айла', и ад-Дахлак, и Наси'. В этих городах есть мусульмане, но они данники ал-хабаша. Между побережьем ал-хабаша и городом Галлафика (а это побережье Забйда из земли ал-Йемена) [расстояние в] три дня пути через море. В этом месте через море переправлялись ал-хабаша, когда захватили ал-Йемен в дни Зу Нуваса (а он "господин рва", упоминаемый в Коране).

Правитель Забйда | 35 | в наше время — Ибрахим ибн Зийад, "владеющий рутой" (Лекарственное растение). Его корабли плавают к побережью ал-хабаша, на них перевозятся купцы и товары. Между ними (Т.е. между ал-хабаша и Ибрахимом) дружественное соглашение.

Это же место моря, между двумя этими берегами — я имею в виду побережье ал-Йемена и побережье ал-хабаша, — наименее широкое в нем... [240]

... Что касается прочих ал-хабаша, которые | 37 | были нами упомянуты

ранее, из тех, кто направился к западу, подобно загава, ал-куку, ал-каракир, мадида, марис, ал-мабрас, ал-малана, ал-кумати, дувайла и ал-карма, то у каждой из этих и прочих групп ал-ахабиш имеются царь и столица.

Мы уже упоминали все племена черных, разновидности их, места обитания их, места их по отношению к небесному своду, по какой причине курчавятся их волосы и стал черным цвет их кожи; [приводили] прочие сведения о них и рассказы об их царях, об особенностях их образа жизни и о разделении их генеалогий в книге "Ахбар аз-заман", в первом из тридцати ее разделов. Затем в "Ал-Китаб ал-аусат" есть те рассказы о них, что мы не сообщили в книге "Ахбар аз-заман". В этой книге мы изложили то, упоминание и изложение чего нельзя опустить.

Говорит ал-Мас'уди. Когда 'Амр ибн ал-'Ас завоевал | 39 | Египет, 'Омар ибн ал-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, предписал ему сразиться с нубийцами. Мусульмане совершили против них поход и обнаружили, что те стреляют, попадая в зрачок. 'Амр ибн ал-'Ас отказывался заключить с ними мир, пока не был отстранен от правления Египтом; правителем Египта был назначен 'Абдаллах ибн Са'д; он заключил с нубийцами мир на условии поставки определенного количества голов [пленных], которых бы захватывал соседящий с мусульманами царь из числа прочих царей страны нубийцев (рассказ о котором уже шел ранее в начале этой главы), называемый царем Марис и прочих земель нубийцев. То, что поступало от него из пленных, стало обычным [взносом], совершающимся ежегодно до настоящего времени: они доставляются правителю Египта, и эти пленные называются в земле Египта и в Нубии ал-бакт. Число их — триста шестьдесят пять голов; я полагаю, что это по образцу числа дней в году. Эти рабы поступают для казны мусульман по условию перемирия между ними и нубийцами. А для эмира в Египте, кроме того числа рабов, о котором мы упомянули, поступает сорок голов; для заместителя его, находящегося в области Усвана, граничащей с землей нубийцев, а он уполномочен | 40 | приема этого ал-бакта, то есть рабов, — двадцать голов, помимо сорока, [поступающих эмиру]; для судьи, находящегося в Усване, который вместе с эмиром Усвана присутствует при приеме ал-бакта, — пять голов, помимо двадцати, которые получает эмир [Усвана]; двенадцати праведным свидетелям из числа жителей Усвана, присутствующим вместе с судьей при приеме ал-бакта, — двенадцать голов пленных в соответствии с принципом, который установился в первые годы ислама при установлении перемирия между мусульманами и нубийцами.

Место, в котором передается этот ал-бакт и в котором присутствуют те, кого мы назвали, и прочие из числа нубийцев, уполномоченных их царя, известно под названием ал-Каср; оно находится в шести милях [241] от города Усвана, близ острова Булак. Это город, расположенный в месте, известном как ал-Джанадил, (Буквально: "пороги") [состоящем] из скал и камней а город стоит на этом острове, его окружает вода Нила, как окружают воды ал-Фурата города, которые стоят на островах, находящихся между Рахабой Малик ибн Тук и Хитом; а это — [города] Тауса, 'Ана и ал-Хадиса. В городе Булак — мечеть и многочисленное мусульманское население, | 41 | а на обоих берегах имеются многочисленные пальмовые рощи.

До этого города доходят суда нубийцев и суда мусульман из страны Египта и Усвана. Город Усван населяют арабы из племен Кахтан, Низap ибн Раби'а и Мудар и некоторые курайшиты. Большинство их — переселенцы из Хиджаза и прочих мест.

Эта страна изобилует пальмовыми рощами, она благодатно плодородна. Если семя поместить в землю, вырастает пальма, и плоды ее можно есть через два года. Почва их не похожа ни на почву Басры, ни на почву Куфы, ни на почву какой-либо иной страны, где есть пальмовые рощи, ибо в Басре пальмы растут не из семян, а из черенка и саженца. Эти [последние] суть маленькие пальмы, а то, что вырастет из семени, не плодоносит и не может быть плодородным.

У мусульман, что живут в Усване, имеются многочисленные земельные участки в земле нубийцев; мусульмане платят за них харадж царю нубийцев. Эти участки были куплены у нубийцев в давнее | 42 | время, [во времена] правления Омейядов и Аббасидов. И царь нубийцев через свою делегацию просил у ал-Ма'муна, когда тот прибыл в Египет, заступничества против этих людей [мусульман]. Он направил делегацию в ал-Фустат; они заявили от имени царя, что люди из числа жителей его царства и его рабов продали некоторые имения из своих имений тем, кто соседствовал с ними из жителей Усвана. А это-де имения царя, а те люди, [продавшие имения], — рабы его, и у них нет собственности; владение же их этими имениями есть владение рабов, управляющих ими [от имени господина].

Ал-Ма'мун возвратил их дело в город Усван к судье и к тем, кто есть в городе из шейхов и ученых. Но те из жителей города Усвана, кто купил эти имения, узнали, что участки будут у них отобраны, и применили против царя нубийцев хитрость, предложив тем из нубийцев, у кого участки были куплены, чтобы они, когда предстанут пред судьей, не признавали своего рабства | 43 | по отношению к своему царю. И чтобы они говорили: "Путь наш, мусульмане — это ваш путь, с царем вашим, для нас обязательны повиновение ему и прекращение противоречий ему. А если вы рабы вашего царя и имущества ваши принадлежат ему, то и мы [находимся] в подобном этому положении". [242]

Когда судья свел их и уполномоченного царя, они выступили с такой или подобной по смыслу речью. И покупка осталась в силе до настоящего времени из-за непризнания нубийцами подданства их царю, а мусульмане унаследовали эти участки области Марис земли нубийцев. Нубийцы, жители царства этого царя, разделились на две группы: одна группа, из тех, кого описали мы, свободные, не рабы, а другая часть жителей царства — рабы. Последние суть те, кто населяет Нубию и прочие области, прилегающие к Усвану, а это область Марис.

Рудник изумрудов расположен в области Верхнего Са'ида, в округе города Кифта; из этого города выходят, направляясь на рудник. Место, в котором находятся изумруды, называют ал-Харба; | 44 | это пустыни и горы. Ал-буджа стерегут это место, называемое ал-Харба, а тот, кто направляется копать изумруды, выплачивает ал-буджа налог за покровительство (Т.е. за право безопасного прохода)...

...Места расселения кочевников ал-буджа, владеющих этим рудником, примыкают к ал-'Аллаки, а это золотой рудник, как мы говорили ранее в этой главе. Между ал-'Аллаки и Нилом пятнадцать переходов; жители же ал-'Аллаки пользуются дождевой водой, но у них есть и вода из источника, который протекает посреди ал-'Аллаки. Ближайшая к источнику населенная местность — город Усван, и по нему называется ал-'Аллаки. Нубийцы с товарами и караванами своими прибывают в город Усван. А население Усвана перемешано с нубийцами. Что же касается страны ал-Вахат, то она лежит между | 51 | страной Египта, ал-Искандарийей, Са'идом Египта, ал-Магрибом и землей ал-ахабиш из числа нубийцев...

...Вся часть страны ал-ахабиш, о которой мы рассказывали, расположенная к западу от ал-Йемена, Джедды и ал-Хиджаза по берегу моря ал-Кулзума, есть страна бедная, в которой нет добра. Из прибрежных районов ее вывозят лишь черепаховые панцири и шкуры леопардов, которые мы описали... [243]

Говорит ал-Фазари, что...государство Гана, страна золота, имеет размер в тысячу фарсахов на восемьдесят фарсахов; государство Варам, — двести фарсахов на восемьдесят фарсахов: государство Нахла — сто двадцать фарсахов на шестьдесят фарсахов; государство Вах — шестьдесят фарсахов на сорок фарсахов; область ал-буджа — двести фарсахов на восемьдесят фарсахов; государство нубийцев, принадлежащее ан-наджаши, — тысячу пятьсот фарсахов на четыреста фарсахов; область зинджей на востоке — семь | 40 | тысяч шестьсот фарсахов на пятьсот фарсахов...

(пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева)

Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...