Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к изучению психологического здоровья.

Психологическое здоровье – Это относительно новое понятие, которое ещё формируется, и вокруг которого идут споры. Высказываются разные мнения и самой содержательной, на данный момент, можно назвать следующую точку зрения: Психологическое здоровье – это интегративное понятие, заключающее в себе три основных характеристики:
1 – Адаптация в социальном и предметном мире.

Социальная адаптация предполагает не только налаженные социальные связи и контакты, наличие друзей, комфортное взаимодействие с людьми и хорошее отношение к людям в целом. Также она предполагает способность оставаться собой и при этом меняться и подстраиваться под существующую среду, предъявляемые требования с максимальной эффективностью.

2 – Эмоциональное благополучие и внутриличностная гармония.

Является главным достижением психологического здоровья, основным источником позитивных образований, таких как креативность, жизнерадостность, стремление помочь окружающим и т.д. Возможно, это центральное звено, от которого зависят все остальные характеристики психологического здоровья.

3 – Саморегуляция.

Помогает поддерживать внутриличностную гармонию и справляться с вызовами внешней среды.

Комбинация этих факторов обеспечивает полноценное развитие всех психических возможностей человека, раскрытие творческого и созидательного потенциала, успешное функционирование в окружающем мире и достижение высших человеческих проявлений. Можно сказать, что психологически здоровый человек это человек, живущий полноценной жизнью, счастливый человек.

Однако, психологически здоровых людей не так много. По результатам исследований И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой, М.Е. Литвака среди детей и взрослых количество психологически здоровых не превышает 10-15%. Таким образом, около 90% людей имеют те или иные нарушения психологического здоровья.

Поскольку психологическое здоровье интегративное понятие, существуют разные подходы, отдающие предпочтение изучению тех или иных его сторон. Так, например, Л.Я. Коломинский и др. подчёркивают важность внутриличностной гармонии и комфорта в составе психологического здоровья. Некоторые исследователи (М.В. Сокольская и др.) выделяют «личностное здоровье» как отдельное направление исследований. Для этого есть свои причины. Ведь представления о психологическом здоровье зародились в начале-середине двадцатого века именно в рамках классических теорий личности (З. Фрейд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Важной составляющей теории личности является представление о зрелой личности, или психологической зрелости. В представлениях о зрелости, которые содержатся в этих теориях, уже можно увидеть зачатки описания психологического здоровья, как образца «правильной», гармоничной личности, как эталон, к которому нужно стремиться в процессе развития. Так, например, «Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения». При этом «…способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении» [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, 2006].

Особый вклад изучение психологического здоровья внесли гуманистические теории личности А. Маслоу, К. Роджерса и др. Это объясняется тем, что в центре их внимания находились как раз здоровые, творческие люди, которые смогли раскрыть своё потенциал, жить полноценной жизнью, самоактуализироваться. В ходе их исследований было составлено описание самоактуализированного, полноценно функционирующего человека, были выделены критерии психологически развитой личности: Наличие ориентации на реальность; Принятие себя и окружающих такими, какие они есть; Спонтанность; Центрованность на проблеме, а не на себе; Наличие потребности в одиночестве; Автономность и независимость; Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений; Духовность; Идентификация с человечеством; Способность к близким отношениям с людьми; Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); Высокая креативность; Низкая конформность; Умение принимать ответственность за свою жизнь на себя; Обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.

Однако, подход к психологическому здоровью, как к степени развития личности представляется отчасти неверным. «Здоровье» и «развитие» это разные понятия и не стоит их отождествлять, т.к. на разной ступени развития может быть разный уровень здоровья. Отсюда следует ещё один минус данного подхода – невозможность применения его к детям, т.к. их личности не могут быть развиты до требуемого уровня по нормальным, онтогенетическим причинам.

Также не стоит заменять понятие «психологическое здоровье» понятием «личностное здоровье», т.к. это было бы сужением области исследований, и привело бы к потере эффекта, который даёт интегративный подход.

Существует также подход отдающий предпочтение социальной составляющей психологического здоровья, проявляющейся в степени адаптированности к окружающей среде (Т.Н. Метёлкина и д.р.). Часть исследователей (Е.Н. Приступа, А.А. Ковалёва и др.) выделяют «Социальное здоровье» как отдельное направление исследований. Исключительно социальный подход также был бы сужением области исследований, не дающим полной психологической картины.

Теперь стоит сказать об отношении психического и психологического здоровья. Многими исследователями (И.В. Дубровина, Л.А. Бойкова и др.) принимается тот факт, что основой, базисом психологического здоровья является здоровье психическое. Такая постановка вопроса завершает споры о взаимоотношении психологического и психического здоровья, о том, являются ли эти понятия синонимами, и чем отличается их содержание. Их употребление как синонимов объясняется тем, что психологическое здоровье, до того как стать самостоятельным направлением исследований, развивалось именно в рамках представлений о психическом здоровье. Это происходило во второй половине двадцатого века и связано с активной деятельностью Всемирной организации здравоохранения по охране психического здоровья планеты. Согласно определению ВОЗ «Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». Дальнейшая деятельность ВОЗ продвигала проблему психического здоровья именно в сторону его психологизации, т.к. становилось ясно, что корни многих психических нарушений лежат в личностной, социальной, психологической неустроенности и дисгармонии.

Однако, исследователями понималось, что «сам термин "психическое здоровье" неодноз­начен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики — медицинскую и психологическую» (Дубровина И.В., 2000). Не смотря на то, что в нём отражались психологические аспекты, он оставался отчасти медицинским термином, и не мог использоваться в тех случаях, когда человек психически здоров, но испытывает психологические трудности, мешающие ему полноценно жить. «Человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать, мыслить и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.)» (Братусь Б.С., 1997). Как метко выразился о таких случаях Б.С. Братусь, человек здесь «психически здоров, но личностно болен» (Там же). В связи с этим подход, сводящий психологическое и психическое здоровье к синонимам представляется не вполне верным.

Чтобы выделить «психологическую составляющую психического здоровья», чётко понимать, чем руководствоваться психологам, в 1991 году И.В. Дубровина вводит термин «психологическое здоровье». С этого момента наступает современная фаза развития представлений о психологическом здоровье, как самостоятельном направлении исследований. На этом этапе большую роль сыграли психологические службы при учреждениях образования, поскольку они первыми сталкиваются с психологическими проблемами детей, имеют относительно большой охват населения, и, в связи с этим, накопили большой практический опыт, который требовал теоретического осмысления. Вот как об этом говорит сама Дубровина: «Осмысливая содержательную суть психологической службы, мы почувствовали необходимость введения в науч­ный психологический лексикон нового термина — "психо­логическое здоровье". Если термин "психическое здоровье" имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то тер­мин "психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психо­логический аспект проблемы психического здоровья в отли­чие от медицинского, социологического, философского и других аспектов… Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пони­манию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.»

Вслед за Дубровиной другие исследователи тоже стали изучать психологическое здоровье детей. Так, О.В. Хухлаева определяет психологическое здоровье как «динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности».

В.Э. Пахальян описывает психологическое здоровьекак «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности»

Интегративный подход, представителями которого можно назвать И.В.Дубровину, О.В. Хухлаеву, Э.В. Пахальяна и др., представляется сейчас наиболее перспективным направлением в изучении психологического здоровья, т.к. не только позволяет проанализировать разные факторы и их влияние на психологическое здоровье человеке, но и изучать их как систему, что в дальнейшем может служить основой для описания этиологии и патогенеза нарушений психологического здоровья.

Также в настоящее время перспективным представляется изучение влияния психологических защит и копинг-стратегий на психологическое здоровье, его устойчивость и профилактику. Кроме того, в центре внимания находится изучение влияния на психологическое здоровье технологического прогресса (распространение гаджетов, смартфонов, большие потоки информации) и связанные с этим социокультурные изменения, изменения общества и уклада современной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...