Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая структура суицидального поведения

1. Мотивационный компонент включает мотивы в форме социальных установок и относительно устойчивых ценностных ориентаций. Важнейшая характеристика этого компонента — наличие внутриличностного конфликта смыслообразующих мотивов, исключающего их одновременную реализацию.

Выделяют пять типов суицидального поведения (пять типов ведущих мотивов: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция).

Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид. В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения. В более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания и отказа. Протестное и призывное суицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость.

2. Аффективный компонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации. К ним относятся: быстро протекающие острые аффекты; устойчивое депрессивное состояние; состояние фрустрации большой интенсивности, переживания непереносимости конфликтной ситуации, тягостного ожидания негативных последствий совершенного проступка, тревоги перед потерей социального статуса, страха перед необходимостью принимать на себя ответственность.

3. Ориентировочный компонент представляет собой блок деятельности по анализу социальной ситуации, осознанию уровня ее кризисности, принятию суицидального решения, формированию суицидальных целей, планированию и совершению соответствующих действий. Он включает кроме того “Я-образ” суицидента, а также образ личностно значимой психотравмирующей ситуации — сложившихся взаимоотношений с окружающими, особенностей своей внутригрупповой социально-психологической роли и т.п.

4. Исполнительный компонент структуры суицидального поведения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающие ориентировочному и аффективному компонентам. Они проявляются в форме суицидальных высказываний или же суицидальных действий. Такие действия отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или оставаясь его попыткой.

Существуют общие черты, свойственные всем без исключения самоубийствам:

 

  1. Общая цель всех самоубийств поиск решения.
  2. Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений кризиса или невыносимой ситуации. В этом смысле ему свойственно своя непогрешимая логика и целесообразность. Он является ответом,причем единственно доступным, на труднейшие вопросы «Как из этого выбраться?», «Что делать?». Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные страдания. Чтобы понять причины самоубийства следует знать проблемы, решить которые он был предназначен.

 

Суицидальное поведение является динамическим процессом и состоит из следующих этапов:

 

I. Этап суицидальных тенденций. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелания жить. Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. На этом этапе осуществляется превенциясуицида, то есть его предотвращение на основании знания психологических или социальных предвестников. Как замечал Э.Шнейдман, унция профилактики, несомненно, стоит фунта лечения. Задача массовой профилактики состоит в обучении населения тому, что суицид - не признак сумасшествия, что существуют различимые и распознаваемые признаки самоубийства и что помощь доступна многим.

II. Этап суицидных действий. Он начинается тогда, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца. Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий (шантаж, членовредительство или самоповреждение, направленное на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод), носят название парасуицида. Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к нему. Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному суициду, результатом которого является смерть человека.

На этом этапе осуществляется процедура интервенции. Она представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе. Главная задача интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его нервно – психические расстройства. Это самое важное условие, без которого остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недейственными.

III. Этап постсуицидального кризиса. Он продолжается от момента совершения суицидной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность могут быть различными. На этом этапе осуществляется поственция и вторичная превенция суицидального поведения. Поственция является системой мер, направленных на преодоление психического кризиса и адресованных не только выжившему суициденту, но и его окружению. Вторичная превенция заключается в предупреждении повторных суицидальных попыток.

Предыдущими исследованиями установлены:

1) связь факторов суицидального риска с мотивами попыток самоубийства;

2) взаимопереходность и взаимодополняемость внутриличностных конфликтов и внешних фрустраций;

3) генетическая связь депрессий и суицидов;

4) доминирующее превалирование аффективно-ретардированных типов реакций, с выраженной экспозицией между дисстресом и суицидом;

5) значение социальных дистрессов;

6) доминирование пролонгированных дистрессов;

7) зависимость экспозиции между психотравмой и суицидом от внезапности, тяжести дистресса;

8) взаимосвязь психического, соматического, социального факторов;

9) полимотивность суицидов с детонирующим влиянием отдельных составляющих друг от друга.

 

2.3. Взаимосвязь внутриличностных конфликтов и суицидального поведения

Суицидальное поведение строится на основе внутриличностного конфликта. Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. Существенный момент при этом — наличие уязвимых психических структур. Склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера. Исследования показывают, что 30% суицидентов воспитывались в неблагополучных семьях, у 27,4% среди ближайших родственников были самоубийцы (девиантное поведение как одна из моделей выхода из трудной ситуации) и около 16% уже пытались покончить с собой (А. Боенко).

С точки зрения Э. Дюркгейма существует три основных вида суицидов. Большинство актов аутоагрессии являются эгоистическими. Саморазрушение при этом возникает, ибо индивид чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи, друзей. Нередко встречаются аномические самоубийства, являющиеся следствием неудач в приспособлении человека к социальным изменениям, приводящим к нарушению взаимной связи личности и группы. Нередко они учащаются в периоды общественно-экономических кризисов. Последний вид аутоагрессии Э. Дюркгейм называл альтруистическим. Это суицид, который совершается человеком, если авторитет общества или группы подавляет его собственную эгоидентичность и он жертвует собой во благо общества, ради какой-либо социальной, религиозной или философской идеи.

Карен Хорни, видный представитель психодинамического направления в психологии, полагала, что при нарушении взаимоотношений между людьми возникает невротический конфликт, порожденный так называемой базисной тревогой. Она появляется еще в детстве из-за ощущения враждебности окружения. Кроме тревожности, в невротической ситуации человек чувствует одиночество, беспомощность, зависимость и враждебность. Эти признаки могут стать основой суицидального поведения (например, детская зависимость взрослого человека с глубоким чувством неполноценности и несоответствием образу идеального Я или стандартам, существующим в обществе). Враждебность при конфликте актуализирует, как считала К. Хорни, «разрушительные наклонности, направленные на самих себя»[12, с. 56]. Они не обязательно принимают форму побуждения к самоубийству, но могут проявляться презрением, отвращением или всеобщим отрицанием. Они усиливаются, если с внешними трудностями сталкиваются эгоцентрическая установка или иллюзии человека. Враждебность и презрение к себе и другим людям могут стать настолько сильными, что разрешить себе погибнуть становится привлекательным способом мести. В ряде случаев совершение суицида представляется единственным способом утвердить свое Я.

В кратком обзоре взаимосвязи внутриличностных конфликтов и суицидального поведения заслуживают внимание два американских ученых, Норман Фабероу и Эдвин Шнейдман, исследования которых определяют лицо современной суицидологии.

Н. Фабероу является создателем концепции о саморазрушающем поведении человека. Его подход позволяет более широко взглянуть на проблему, имея в виду не только завершенные самоубийства, но и другие формы аутоагрессивного поведения: алкоголизм, токсикоманию, наркотическую зависимость, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм, делинквентные поступки, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт и т.д.

Э. Шнейдманом описаны и выделены общие черты, характерные для всех суицидов, несмотря на разнообразие обстоятельств и методов их совершения. Вместе с Н. Фабероу на основе метода аутопсии (включающего анализ посмертных записок суицидентов), им было выделено три типа суицидов:

- эготические самоубийства; причиной их является интрапсихический диалог, конфликт между частями Я, а внешние обстоятельства играют дополнительную роль;

- диадические самоубийства, основа которых лежит в нереализованности потребностей и желаний, относящихся к значимому близкому человеку. Таким образом, внешние факторы доминируют, делая этот поступок актом отношения к другому;

- агенеративные самоубийства, при которых причиной является желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поколению или человечеству в целом, например, суициды в пожилом возрасте.

В последних работах Э. Шнейдман подчеркивает важность одного психологического механизма, лежащего в основе суицидального поведения, - душевной боли, возникающей из-за фрустрации таких потребностей человека, как потребность в принадлежности, достижении, автономии, воспитании и понимании.

В соответствии с современной концепцией, суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности, возникающее под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе – в результате нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и его социальным окружением. Не утратило своей ценности и более раннее определение А..Г.Амбрумовой (1974 г.), относившей суицидальное поведение к последствиям конфликтов и утрат в высоко значимой для личности сфере, приводящей ее к социально-психологической дезадаптации.

В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе — семейной, дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстримальность, ответственность, резкое повышение нагрузки и т.д.). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.

Суицид является внешним проявлением побудительных причин, то есть мотивов аутоагрессии. Термин "мотив" в переводе с латинского означает "приводить в движение, толкать", с французского – "побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-то". Этот термин используется авторами в традиционном смысле как причина действия, поступка.

Для превенции суицидов более актуальными являются исследования внутренних побудительных мотивов, так как именно они выступают потенциальными факторами суицидального риска. История мотивов самоубийств приравнивается по времени к истории человечества. Мотивы аутоагрессии могли возникнуть только лишь на этапе осознания человеком факта собственной жизни, неизбежно ограниченной смертью. В этом плане справедлива мысль Э.Дюркгейма: "…Сознание человека делается для него источником несчастья…" Появление рассудка нарушило инстинкт самосохранения. Научных доказательств самоубийства у животных нет.

Заключение

Кризисные явления вызвали значительное нарастание суицидогенности общества, еще более увеличили актуальность изучения факторов суицидального риска. Именно они в большей степени формируют мотивы суицидального поведения. Исследования подтвердили динамичность, преимущественно социальную обусловленность факторов суицидального риска. Выявлена их детерминированность пролонгированным дистрессами. Обнаружена сочетаемость влияния различных факторов суицидального риска на появление мотива самоубийства. Структурные исследования мотивов суицидов позволили обнаружить современную иерархию факторов суицидального риска. Это способствовало выявлению социальных групп с низким уровнем толерантности к суицидам, созданию среднестатистической, клинико-психологической модели потенциального самоубийцы. Вышеназванные исследования легли в основу создания карты суицидального риска. Разработка подобной карты вызвана необходимостью экспресс-диагностики суицидогенной настроенности, стремлением к повышению результативности превентивных мероприятий.

Переживаемый обществом исторический этап сам по себе является значимым фактором суицидального риска, вызывающим патологическую дезадаптацию человека, его патологическую психологическую защиту в виде самоубийства.

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых 10 причин преждевременной смерти. В мире ежегодно 400 тыс. человек кончают с собой. Растет частота не только завершенных самоубийств – драматически растет число суицидальных попыток. Это связано с практически повсеместным распространением состояний психологического кризиса.

Более гибкой объяснительной моделью суицидального поведения является концепция, согласно которой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). Данный подход продуктивно развивается в последние годы (А. Боенко, А. Полеев, А. Слуцкий, М. Занадворов).

В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе — семейной, дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность, резкое повышение нагрузки и т.д.). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для конкретного человека особый кризисный психологический смысл.

Суицидальное поведение включает различные формы активности, служащие деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Содержанием суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, таких как потребность в принадлежности, достижении, автономии, воспитании и понимании.

Таким образом, суицидальное поведение строится на основе внутриличностного конфликта. Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой и он воспринимает ситуацию как безвыходную.

Библиографический список

1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: «Социальное здоровье России», 1993. – 199с.

2. Войцех В., Кучер А., Костюкевич В. Противостоять и предотвратить. – Новосибирск, 2000. – 34 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб: Питер, 2000. – 464с

4. Гроллман Эрл. Суицид: превенция, интервенция, поственция. Источник: http://lucky-angels.narod.ru

5. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.

6. Лукас Кристофер. Молчаливое горе. Фрагменты из книги. Источник: http://www.mysuicide.ru

7. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999. – 410 с.

8. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. Пилиповского В. Я. – М., Прогресс, 1992. – 256 с.

9. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

10. Предупреждение Самоубийства/Информационно – методический журнал «Частная школа»,4(12)1995.

11. Психология суицидального поведения/Мет.реком. для студентов по спецкурсу «Суицидология». – Самара, 2000.

12. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Мысль, 1994.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...