Формирование мировоззрения в процессе воспитания
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Одной из основных задач воспитания является формирование мировоззрения. Это достигается в ходе проведения воспитательных работ во всех сферах. Трудовое воспитание, экономическое воспитание,, эстетическое воспитание, физическое воспитание и т.д. Методы воспитания Методы формирования общественного сознания Беседа- диалогический метод воспитания, целью которого является привлечение учащихся к оценке событий, поступков, явлений. И на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам, к самому себе или другим людям. Разъяснение - объяснение учащемуся (либо небольшой группе учащихся) их поступков либо проступков. Внушение - воздействие на подсознание человека, проникновение в его внутренний мир. Убеждение - процесс логического обоснования, доказательства какого-либо суждения либо умозаключения Лекция - монологический совестный метод изложения материала большого объема, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и объяснений. Дискуссия (либо диспут) - это метод формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным условием является наличие двух или более противоречащих друг другу мнений по обсуждаемому вопросу. Методы формирования опыта общественного поведения Упражнение- планомерно организованная деятельность, направленное на многократное повторение операций, действий с целью их закрепления в деятельность воспитанников. Приучение - в основе лежит деятельность, закрепление отдельных действий, но такая деятельность осуществляется в более жестких условиях, целенаправленно и в короткие сроки. Поручение- передача учащимся неких функций, выполнение которых потребует от него ответственности, исполнительности. Поручение эффективно, когда оно часто меняется и контролируется.
Педагогическое требование- содержит в себе реально сформулированную задачу, которую необходимо выполнить в той или иной ситуации. Требование может быть как прямым, так и косвенным. Общественное мнение - содержит в себе педагогические требования, которое превращается в мнение коллектива и содержит в себе суждение и оценку. Общественное мнение регулирует межличностные отношения в коллективе. Создание воспитывающей ситуации - это моделируемая педагогом ситуация, в которой учащийся поступает заданным образом, закрепляя необходимые нормы поведения. Методы стимулирования деятельности и поведения Наказание - метод стимулирования, при котором негативное действие в поведении учащегося заменяется положительным действием. Поощрение - метод стимулирования, который направлен на закрепление в поведении воспитанников положительных действий. Соревнование - метод стимулирования, который может быть как коллективным, так и индивидуальным. Может быть рассчитани на длительный срок, и быть эпизодическим. В процессе его организации проведении необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования приобретённого опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из ранее написанного материала можно сделать следующие выводы ) исторически цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе (то есть, социализация личности). Это не возможно без формирования мировоззренческих взглядов учащихся, так как моровоззрение это сумма взглядов на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на своё собственное место в мире и обществе, на смысл деятельности человека. Это совокупность философских, политических, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей.
) мировоззрение имеет сложную структуру, которая включает в себя объективный компонент, субъективный компонент, убеждения, интеллект, чувства, волю, теоретическое мышление. Я для формирования мировоззрения необходимо учитывать все его составляющие, его грани и аспекты. То есть следует ориентироваться на индивидуальные, психологические и возрастные особенности учащихся. ) для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений. Однако существенной проблемой возраста является то, что именно в этот период жизни подросток очень поддаётся чужому влиянию и прислушивается к чужому мнению, и очень важно, что бы данное мнение и влияние было положительным. И именно в этом возрасте, когда человек формируется как личность, когда он переходит из детского возраста к юности, а потом и взрослой жизни, когда происходит формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, особенно важно направить его дальнейшее развитие в нужное русло, формировать мировоззрение. ) на формирование мировоззрения в равной степени влияют как обучение, так и воспитание. И так как мировоззрение - очень широкое понятие, то не следует забывать ни об одном из его аспектов. Важнейшей частью формирования научного мировоззрения, формирования понятий и природе и окружающем нас мире является обучение предметам естественнонаучного цикла. Так же важно обучение предметам естественнонаучного цикла, и д.р. которое успешно достигается различными методами обучения. Так же важнейшим аспектом формирования мировоззрения является воспитание личности. В равной степени важны трудовое воспитание, экономическое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание и т.д. Однако не стоит забывать, что мировоззрение формируется не только различными способами обучение и воспитания (во время учебно-воспитательного процесса) а так же под влиянием семьи, друзей, внешкольных организаций и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Азаров Ю.П.. Искусство воспитания - М: 1985. 2 Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. 3 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. Психол. труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 349 с. 4 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.,1995. Дмитриева Т.М. Формирование мировоззрения личности школьника средствами изобразительного искусства Ярославль: Изд - во ЯГПУ, 2005. Жигун О.Ю. Формы и методы работы по нравственному развитию личности подростка // Пазашкольнае выхаванне. Серыя «У дапамогу педагогу. - 2010. Краткий словарь по философии -М: 1982. 8 Макаренко А.С. О воспитании - М.; Политиздат, 1990г 9 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999 10 Особенности формирования Я-идеала и Я-будущего в подростковом возрасте // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПУ. Астрахань, 1999. С. 30. 11 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах - М, 1999г 12 Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981. 13 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004 14 Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика Философско-мировоззренческая подготовка школьников М.: Издательский центр "Академия", 2002. Харламов М.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|