Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация культурно-досуговой деятельности на фронтах великой отечественной войны 1941 – 1945 гг




Значимость культурно-досуговой работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятель­ность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.

Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, Красноармейский ансамбль песни и пляски им. Александрова; в среднем звене – окружные, флотские, армейские дома Краской Армии; в низшем звене – клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов во­енно-морских баз.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделов армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск – клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры час­тей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели ву­зов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте служили пол­ковник Чагин – профессор, доктор философских наук, капитан Базанов – кандидат, исторических наук, поэт Всеволод Рождествен­ский и др.

При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организова­ны и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских ДКА, во главе каждой агитмашины нахо­дился лектор. Машина была специально оборудована: имелась ки­ноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, воен­ной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов.

В перерывах между боями, на привалах, в госпиталях прово­дились мероприятия культурно-досугового характера. Так, напри­мер, после освобождения от фашистов г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3, которую возглавлял Г. Баделин. На ули­цах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с ба­тальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километ­рах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно вы­ступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерий­ской дивизии.

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с кон­цертными выступлениями оказывали методическую помощь армей­ской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художест­венной самодеятельности.

В задачи культурно-досуговых учреждений фронта входила пропаганда задач Советских Вооруженных Сил в войне, популяри­зация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых тради­ций армии, авиации и флота; пропаганда русской культуры и рус­ского военного искусства; организация досуга личного состава.

Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы с использованием наглядных средств – плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок, а также радио и громкоговорящих установок. По радио передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи.

В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях книго­ноши или библиотекари проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и сами читали статьи И. Эренбурга. Б. Гроссмана, К. Симонова.

Огромным средством эмоционального воздействия было ки­но; за время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы, ставшие уже классикой: «Они защищали Родину», «Зоя», «Радуга», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Народные мстители», «Валерий Чкалов». Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.

На оккупированной территории гитлеровцы варварски унич­тожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Огромный ущерб нанесла война библиотекам и их книжным фондам. Только в массовых биб­лиотеках СССР было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.

Как известно, сеть учреждений культуры пострадала в годы войны очень сильно: клубы, библиотеки, музеи, особенно на окку­пированных территориях, были разграблены, использовались в вар­варских целях.

После войны следовало не только восстановить существую­щие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, особенно в районах, которые наиболее пострадали.

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры». Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете сельский клуб, в каждом районном центре – дом культуры.

Постановлением СНК СССР в феврале 1945 г. был создан Ко­митет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах – отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Эти меро­приятия улучшали государственное руководство системой культурно-досуговых учреждений.

Предстояла большая работа по подготовке кадров клубов, библиотек, музеев и других культурно-досуговых учреждений. Сле­довало восстановить сеть средних и высших учебных заведений, го­товящих эти кадры, совершенствовать содержание учебного про­цесса, отвечающего потребностям подготовки высококвалифициро­ванных специалистов.

Таким образом, суровые годы Великой Отечественной войны доказали жиз­ненную силу культурно-досуговых учреждений: они были востребованы миллионами людей. Учреждения культуры выдержали испы­тания войной, они внесли свой вклад в победу над врагом.

Война потребовала от культпросветработников большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и мето­дов воздействия на людей. Простота, доходчивость, эмоциональ­ность и наглядность – вот тот идеал, к которому стремились работ­ники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войн, имеет непреходящее значение.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность – вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Отечественная война была огромным испытанием для культурно-досуговых учреждений. С началом войны резко сократилось финансирование клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.

Жизнь в стране перестраивалась на военный лад, эта перестройка не могла не задеть и учреждения культуры. Основным содержанием работы домов этих учреждений стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. Изменившиеся условия работы коренным образом изменили характер самой работы культурно-досуговых учреждений. Их работа стала носить передвижной характер.

Победа в войне завоевывалась и на фронте, и в тылу. Культурные учреждения тыла работали в разных направлениях, они занимались агитацией и пропагандой, организовывали оборонно-массовую и справочную работу, поднимали боевой дух посредством лекций, бесед, тематических вечеров. Работники культуры проводили работу с ранеными в госпиталях, в сельской местности проводились акции по сбору теплых вещей для фронтовиков.

Важность культурной деятельности на фронте также была очень велика. Деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа. Главными задачами культурно-досуговых учреждений на фронте были пропаганда задач Советских Вооруженных Сил в войне, популяризация воинских уставов и наставлений, пропаганда русской культуры и русского военного искусства. Основной формой работы на фронте стали беседы с использованием наглядных материалов. Очень часто показывали кино на военную тему, что способствовало поднятию боевого духа посредством наглядных примеров.

Таким образом, суровые годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений: они были востребованы миллионами людей. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они внесли свой вклад в победу над врагом.

Война потребовала от культпросветработников большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов воздействия на людей. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность – вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...