Выбор материалов и допускаемых напряжений
Так как крутящий момент ведомого вала равняется Т2=140[Нм], то целесообразнее всего цементация стали. Для изготовления зубчатых колес выбираем сталь марки 25ХГТ. После термообработки, твердость шестерни составит около 610 НВ, а твердость колеса - около 570 НВ. Допускаемые контактные напряжения:
где:
При улучшении формула определения базового предела контактной выносливости примет вид (3.2): SH - коэффициент запаса, принятый равным для цементации + закалки SH =1,2;
Однако следует учесть, что формула (3.3) работает только когда NHE > NHG. В противном случае следует принять где: NHG 1(2) - базовое число циклов предела контактной выносливости, определяемое по графикам, изображенным на рис. 3. По графику определяем: NHG 1 =140*106 NHG 2 =130*106 NHE 1(2) - эквивалентное число циклов нагружения шестерни и колеса, рассчитываемое по формуле:
где: L = 16 тыс. ч. - срок службы, приведенный в задании; kmax, ki, li - относительные величины нагрузок и относительная продолжительность
их действия, приведенные в задании на курсовое проектирование и циклограмме нагрузки:
Так как NHE 1 > NHG 1, то
Так как NHE 2 > NHG 2, то
Определим допускаемые напряжения изгиба:
Коэффициент запаса SF для цементации + закалки: SF =1,5. Коэффициент долговечности при закалке:
Однако следует учесть, что формула (3.3) работает только когда NFE >- NFG. В противном случае следует принять NFG 1(2) - базовое число циклов. Примем NFG 1(2) = 4*106.
Так как
Примем Тогда получим значение межосевого расстояния, округленное до стандартного:
Назначим модуль зацепления: mn =0.018* aw =1,3; Выберем стандартный модуль зацепления m=2.5 Определим суммарное число зубьев шестерни и колеса:
где:
Определим число зубьев шестерни:
(3.12)
Тогда: Проверим верность расчета:
Выполнение условия (3.15) свидетельствует о верности расчета. Основные параметры зубчатых колес
Минимальное число зубьев, которое можно нарезать без смещения:
Так как , нарезаем колеса без смещения.
Начальные (делительные) диаметры зубчатых колес: Диаметры окружностей выступов:
Диаметры окружностей впадин:
Ширина колес должна удовлетворять условию Линейная скорость:
По таблице П. 14 [1, стр. 73], выбираем точности изготовления колес, в зависимости от линейной скорости. Как видно, для их изготовления достаточна восьмая (средняя) степень точности. Определяем силу в зацеплении
Окружные силы: Радиальные силы:
Осевые силы: - коэффициент, учитывающий форму сопрягаемых поверхностей
3.3. Проверочный расчет зубчатых передач
Определяем фактические контактные напряжения: z„ = 1,76^0,973 =1,733; Коэффициент, учитывающий перекрытие: Т zi = sa - коэффициент торцевого перекрытия, который равен: Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зуба определяем по рисунку 4.2 [1, стр. 20]: к1ф = 1,3. Коэффициент динамической нагрузки определяем из таблицы П.16 [1, стр.74]: ^,=1,02.
Теперь можем подставить значения всех найденных коэффициентов и выполнить проверку неравенства: Далее определяем фактические напряжения изгиба для более слабых зубьев. Эквивалентное число зубьев прямозубых колес: Теперь по рисунку 4.3 [1, стр. 21] определяем коэффициенты формы зубьев зубчатых колес YF ]; YF 2, в зависимости от значений zvl;zv2. Итак, получили: Ул(х = 0,006;г = 21)*4.15; FF2(x = -0.006;z = 9l)*3,72. Расчет фактического напряжения изгиба ведем для колеса, у которого отношение окажется меньше: Как видно, расчет будем вести для шестерни: FY к к Y Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зуба определяем по рисунку 4.2 [1, стр. 20]: kFp = 1,3. Коэффициент динамической нагрузки определяем из таблицы П. 16 [1, стр. 74]: *,у=1,09. Коэффициент, учитывающий наклон зубьев: Теперь можем подставить значения всех найденных коэффициентов и выполнить проверку неравенства: Выполнение условий проверочного расчета зубчатой передачи свидетельствует о верности выполнения основного расчета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|